ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ. ТЕМА 6. РЕВМАТИЗМ И РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ. Рубрика открыта по материалам А. С. Галанова, ведущего специалиста по научно-методическим разработкам Центра инноваций и технологий в образовании, директора "Лаборатории психологической безопасности" Международной Академии Психологических Наук (МАПН), эксперта национального чемпионата "Абилимписк" в компетенции "Дошкольное воспитание", психолога, автора книг по развитию детей. Напоминаю, что в описании приведённых игр применяются значки, обозначающие: — ■ – цель игры, — □ – игровой материал, — ☆ – ход игры. __________________________________ РЕВМАТИЗМ И РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ. При ревматизме необходима постоянная тренировка нейрорегуляторных механизмов, сердечно-сосудистой системы и организма в целом: физические нагрузки улучшают функции дыхательной системы. При артрите необходимо увеличение амплитуды движений в суставах, стимулирование дыхательных навыков, развитие, т.е. подвижность суставов и сила мышц, пальцев, предупреждение развития контрактур. При играх укрепляются такие качества характера ребенка, как выдержка, быстрота реакции, умение согласованно действовать в группе. ДЕТИ 2–3 ЛЕТ -------------------------- КОШЕЧКА ■ Развитие навыка ползания, тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей. □ Коврик. ☆ Ведущий просит ребенка поиграть в «кошечку», показать, как она оглядывается, пьет воду (наклоняет голову). После команды ведущего ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается, поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову к полу (кошечка пьет). Ведущий хвалит ребенка. ПОГОВОРИМ С ЛАДОШКОЙ ■ Увеличение амплитуды движений в суставах пальцев рук и кистей, развитие мелкой моторики и быстроты реакции. ☆ Ведущий читает стихи, сопровождая их загибанием пальцев на обеих руках ребенка (начиная с левой): Мой мизинчик, где ты был? С безымянным щи варил, А со средним кашу ел, С указательным запел. А большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так. А мизинец стал играть — Братьев слушать приглашать. Правый же большой плясал И на танец приглашал. Раз, два, три, четыре, пять... На этот счет ребята разгибают пальцы и вместе со взрослым начинают игру снова. ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА ■ Восстановление нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, обучение расслаблению. □ Тряпичная кукла, коврик. ☆ Ведущий показывает тряпичную куклу, у которой все конечности подвижны. Ребенку предлагают лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться (как тряпичная кукла). Ведущий убеждается, хорошо ли расслабился ребенок: берет руки ребенка и потряхивает их. При правильном расслаблении эти пассивные движения переходят с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка при этом покачивается, как у тряпичной куклы. Умение расслабляться очень важно для владения телом и снятия психического напряжения. Упражнение «тряпичная кукла» — заключительное на каждом занятии, состоящем из комплекса игр. ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ МЯЧ? ■ Развитие координации движений в мышцах пальцев рук и кисти, тренировка зрительного анализатора, координация зрительного и двигательного анализаторов, овладение понятиями «больше — меньше». □ Мячи разного размера (диаметром 10см и 20см), 2 коробки. ☆ Ребенок стоит перед двумя коробками. В одной из них лежат большие мячи, в другой — маленькие. Ведущий дает подержать большой и маленький мячи, чтобы сравнить их по весу, размеру. Затем ведущий просит малыша принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном. Если ошибся и принес маленький мяч, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка ведущий проводит по окружности большого и маленького мячей и говорит: «большой», «маленький». Если ребенок смог правильно принести мяч, то задача усложняется. Ведущий перемешивает мячи в одной коробке и снова просит принести какой-либо мяч. КРУГ, КВАДРАТ ■ Обучение фиксации внимания на форме предмета, развитие координации движений в мышцах пальцев рук. □ 5 кругов, 5 квадратов, 2 разноцветные коробки. ☆ Ведущий знакомит ребенка с кругом и квадратом. Просит их подержать в руках, закрыть глаза и обвести по контуру круг и квадрат, найти в них отличия. После этого ведущий показывает квадрат и кладет его в короб у одного цвета, а круг — в коробку другого цвета. После этого ведущий спрашивает: «Где у нас лежит квадрат? Куда мы его положили?» Наложив один круг на другой, ведущий показывает и поясняет, что эти фигуры одинаковые. К группировке предметов по форме привлекают ребенка, показывают, что в одной стороне лежат круги, а в другой — квадраты. Затем предлагают ребенку из общей коробки разложить квадраты к квадратам, а круги — к кругам. Для контроля за правильностью группировки предметов просят ребенка наложить фигуру на предмет соответствующей группировки. БОЛОТО ■ Обучение бегу, прыжкам, координации движений. ☆ Ведущий рисует на земле круги-«кочки» и просит перейти по «кочкам» «болото». Когда ребенок осваивает движения (2—3 раза переходит через «болото»), ведущий говорит, что ребенок — зайка, а за ним гонится лиса (ведущий). Нужно перебежать через «болото» по «кочкам». Ведущий следит за точностью бега и прыжков по «кочкам».
ЗАЙКА
■ Улучшение координации движений в мелких мышечных группах (пальцах), укрепление памяти, внимания, развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.
☆ Дети становятся в круг, ведущий — в центре. Он говорит: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так и ушами шевелит». Ведущий подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. Дети подражают движениям ведущего и повторяют за ним слова: «Зайка любит морковку и откусывает передними зубами. Вот так, вот так зайка кушает морковку» (нижние зубы соединяются с верхними). Ведущий: «Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть». Все хлопают в ладоши, повторяя: «Вот так, вот так надо лапочки погреть». При словах «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать» все прыгают на одном месте (руки на поясе), повторяя: «Вот так, вот так надо зайке поскакать». Ведущий: «Зайку волк испугал (рычит), зайка тут же убежал». Дети разбегаются врассыпную.
ПОИГРАЙ СО МНОЮ В МЯЧ
■ Формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы, развитие и координация движений крупной и мелкой моторики, быстрота реакции.
□ Мячик.
☆ Ребенок сидит на корточках перед ведущим, который катит мяч к ребенку, приговаривая:
Ты поймай веселый мяч, Мне верни его, не прячь.
Ребенок катит мяч обратно ведущему. Игра повторяется несколько раз. Затем ведущий ударяет мячом о пол и говорит:
Мячик, прыгай и лети И детишек весели.
Ребенок прыгает в такт с мячом. Ведущий катит мяч, после слов «горелка» ребенок должен сесть на стул. Если занятия групповые, то самому быстрому вручается мяч. Ребенок гордо несет его по залу, все дети колонной идут за ним. Игра повторяется 3—5 раз. Ведущий следит за осанкой и смыканием губ.
ДЕТИ 3 ЛЕТ ------------------------------
ЕЛЬ, ЁЛКА, ЁЛОЧКА.
■ Формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка внимания.
□ Ведущий предлагает детям пойти в лес — дети идут по залу. Ведущий рассказывает: «В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги— прямо) и раздвигают руки-«ветви» слегка в стороны, ладонями вперед. «Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» — дети «идут за ведущим. Он останавливается: «Вот и сестрички ели — елки. Они пониже, но такие же стройные». Ведущий предлагает детям встать как елки (принять правильную осанку, но в полуприсяде): «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они — совсем маленькие. Но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Ведущий просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. После того как дети освоят движения, ведущий предлагает по команде принять необходимое положение тела в зависимости от команды (ели, елки или елочки).
___________________________________
Следующая Тема 7 будет посвящена упражнениям и играм при АНОМАЛИИ ПРИКУСА. ___________________________________
Добрый Доктор Веселов
ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ.
ТЕМА 6.
РЕВМАТИЗМ И РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ.
Рубрика открыта по материалам А. С. Галанова, ведущего специалиста по научно-методическим разработкам Центра инноваций и технологий в образовании, директора "Лаборатории психологической безопасности" Международной Академии Психологических Наук (МАПН), эксперта национального чемпионата "Абилимписк" в компетенции "Дошкольное воспитание", психолога, автора книг по развитию детей.
Напоминаю, что в описании приведённых игр применяются значки, обозначающие:
— ■ – цель игры,
— □ – игровой материал,
— ☆ – ход игры.
__________________________________
РЕВМАТИЗМ И РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ.
При ревматизме необходима постоянная тренировка нейрорегуляторных механизмов, сердечно-сосудистой системы и организма в целом: физические нагрузки улучшают функции дыхательной системы. При артрите необходимо увеличение амплитуды движений в суставах, стимулирование дыхательных навыков, развитие, т.е. подвижность суставов и сила мышц, пальцев, предупреждение развития контрактур. При играх укрепляются такие качества характера ребенка, как выдержка, быстрота реакции, умение согласованно действовать в группе.
ДЕТИ 2–3 ЛЕТ
--------------------------
КОШЕЧКА
■ Развитие навыка ползания, тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.
□ Коврик.
☆ Ведущий просит ребенка поиграть в «кошечку», показать, как она оглядывается, пьет воду (наклоняет голову). После команды ведущего ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается, поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову к полу (кошечка пьет). Ведущий хвалит ребенка.
ПОГОВОРИМ С ЛАДОШКОЙ
■ Увеличение амплитуды движений в суставах пальцев рук и кистей, развитие мелкой моторики и быстроты реакции.
☆ Ведущий читает стихи, сопровождая их загибанием пальцев на обеих руках ребенка (начиная с левой):
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным щи варил,
А со средним кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так.
А мизинец стал играть —
Братьев слушать приглашать.
Правый же большой плясал
И на танец приглашал.
Раз, два, три, четыре, пять...
На этот счет ребята разгибают пальцы и вместе со взрослым начинают игру снова.
ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА
■ Восстановление нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, обучение расслаблению.
□ Тряпичная кукла, коврик.
☆ Ведущий показывает тряпичную куклу, у которой все конечности подвижны. Ребенку предлагают лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться (как тряпичная кукла). Ведущий убеждается, хорошо ли расслабился ребенок: берет руки ребенка и потряхивает их.
При правильном расслаблении эти пассивные движения переходят с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка при этом покачивается, как у тряпичной куклы. Умение расслабляться очень важно для владения телом и снятия психического напряжения. Упражнение «тряпичная кукла» — заключительное на каждом занятии, состоящем из комплекса игр.
ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ МЯЧ?
■ Развитие координации движений в мышцах пальцев рук и кисти, тренировка зрительного анализатора, координация зрительного и двигательного анализаторов, овладение понятиями «больше — меньше».
□ Мячи разного размера (диаметром 10см и 20см), 2 коробки.
☆ Ребенок стоит перед двумя коробками. В одной из них лежат большие мячи, в другой — маленькие. Ведущий дает подержать большой и маленький мячи, чтобы сравнить их по весу, размеру. Затем ведущий просит малыша принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном. Если ошибся и принес маленький мяч, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка ведущий проводит по окружности большого и маленького мячей и говорит: «большой», «маленький». Если ребенок смог правильно принести мяч, то задача усложняется. Ведущий перемешивает мячи в одной коробке и снова просит принести какой-либо мяч.
КРУГ, КВАДРАТ
■ Обучение фиксации внимания на форме предмета, развитие координации движений в мышцах пальцев рук.
□ 5 кругов, 5 квадратов, 2 разноцветные коробки.
☆ Ведущий знакомит ребенка с кругом и квадратом. Просит их подержать в руках, закрыть глаза и обвести по контуру круг и квадрат, найти в них отличия. После этого ведущий показывает квадрат и кладет его в короб у одного цвета, а круг — в коробку другого цвета. После этого ведущий спрашивает: «Где у нас лежит квадрат? Куда мы его положили?» Наложив один круг на другой, ведущий показывает и поясняет, что эти фигуры одинаковые. К группировке предметов по форме привлекают ребенка, показывают, что в одной стороне лежат круги, а в другой — квадраты. Затем предлагают ребенку из общей коробки разложить квадраты к квадратам, а круги — к кругам. Для контроля за правильностью группировки предметов просят ребенка наложить фигуру на предмет соответствующей группировки.
БОЛОТО
■ Обучение бегу, прыжкам, координации движений.
☆ Ведущий рисует на земле круги-«кочки» и просит перейти по «кочкам» «болото». Когда ребенок осваивает движения (2—3 раза переходит через «болото»), ведущий говорит, что ребенок — зайка, а за ним гонится лиса (ведущий). Нужно перебежать через «болото» по «кочкам». Ведущий следит за точностью бега и прыжков по «кочкам».
■ Улучшение координации движений в мелких мышечных группах (пальцах), укрепление памяти, внимания, развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.
☆ Дети становятся в круг, ведущий — в центре. Он говорит: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так и ушами шевелит». Ведущий подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. Дети подражают движениям ведущего и повторяют за ним слова: «Зайка любит морковку и откусывает передними зубами. Вот так, вот так зайка кушает морковку» (нижние зубы соединяются с верхними). Ведущий: «Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть». Все хлопают в ладоши, повторяя: «Вот так, вот так надо лапочки погреть». При словах «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать» все прыгают на одном месте (руки на поясе), повторяя: «Вот так, вот так надо зайке поскакать». Ведущий: «Зайку волк испугал (рычит), зайка тут же убежал». Дети разбегаются врассыпную.
ПОИГРАЙ СО МНОЮ В МЯЧ
■ Формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы, развитие и координация движений крупной и мелкой моторики, быстрота реакции.
□ Мячик.
☆ Ребенок сидит на корточках перед ведущим, который катит мяч к ребенку, приговаривая:
Ты поймай веселый мяч,
Мне верни его, не прячь.
Ребенок катит мяч обратно ведущему. Игра повторяется несколько раз. Затем ведущий ударяет мячом о пол и говорит:
Мячик, прыгай и лети
И детишек весели.
Ребенок прыгает в такт с мячом. Ведущий катит мяч, после слов «горелка» ребенок должен сесть на стул. Если занятия групповые, то самому быстрому вручается мяч. Ребенок гордо несет его по залу, все дети колонной идут за ним. Игра повторяется 3—5 раз. Ведущий следит за осанкой и смыканием губ.
ДЕТИ 3 ЛЕТ
------------------------------
ЕЛЬ, ЁЛКА, ЁЛОЧКА.
■ Формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка внимания.
□ Ведущий предлагает детям пойти в лес — дети идут по залу. Ведущий рассказывает: «В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги— прямо) и раздвигают руки-«ветви» слегка в стороны, ладонями вперед. «Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» — дети «идут за ведущим. Он останавливается: «Вот и сестрички ели — елки. Они пониже, но такие же стройные». Ведущий предлагает детям встать как елки (принять правильную осанку, но в полуприсяде): «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они — совсем маленькие. Но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Ведущий просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. После того как дети освоят движения, ведущий предлагает по команде принять необходимое положение тела в зависимости от команды (ели, елки или елочки).
Следующая Тема 7 будет посвящена упражнениям и играм при АНОМАЛИИ ПРИКУСА.
___________________________________
Будьте здоровы, играйте с детьми.