Плетение

Плетение из бересты
Задумав строить легкую пирогу, главный герой поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» обращается к березе с просьбой дать на ее постройку бересты.
Дай коры мне, о Береза! Желтой дай коры, Береза... Скинь свой белый плащ, Береза! Скинь свой плащ из белой кожи...
Совсем не случайно уподобляет Гайавата бересту плащу. Ведь береста, как универсальный плащ, защищает дерево от множества невзгод. Ее верхний белый слой отражает в знойные летние дни палящие солнечные лучи, не позволяя перегреваться стволу. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от проникновения в него влаги и гнилостных микробов, а в зимнюю пору — от лютых морозов. Летом живым клеткам древесного ствола необходим для дыхания кислород. Как же он проникает через прочную, казалось бы, непроницаемую бересту? Обратите внимание на узкие черточки, идущие поперек ствола. Это так называемые чечевички — своеобразные форточки, через которые дышит ствол. Летом форточки открыты, и через рыхлую ткань, заполняющую чечевички, свободно проходит кислород. На зиму они закрываются — рыхлая ткань чечевичек заполняется особым веществом, делающим их непроницаемыми. Из этого нетрудно сделать вывод, что более прочной береста бывает в весеннюю пору, когда ее чечевички еще закрыты. Крупные и мелкие, длинные и короткие чечевички образуют на бересте характерный рисунок, благодаря которому бересту не спутаешь ни с каким другим природным материалом. Они придают ей особую декоративность и выразительность. Например, в плетеных изделиях чечевички, идущие вдоль берестяных лент, подчеркивают ритмический узор плетева.
Другая особенность строения бересты заключается в том, что она состоит из множества тонких, но прочных и плотных слоев. Каждый год на бересте нарастает молодой слой, делая ее толще. Молодой слой прилегает к стволу, а самый старый находится на поверхности коры. У бересты, снятой со ствола бере-
зы, внутренний молодой слой мастера называют лицевым. Он имеет приятную, слегка глянцевитую поверхность и насыщенный золотисто-желтый цвет с зеленоватыми или коричневатыми оттенками. Обычно все свои изделия народные мастера изготовляют с таким расчетом, чтобы лицевая сторона всегда оказывалась снаружи. Береста — гибкий и пластичный материал, обладающий высокой прочностью. Она прекрасно режется и обрабатывается тиснением.
Заготовка пластовой бересты
В средней полосе бересту заготавливают примерно с середины мая до середины июня, когда она легко отделяется от ствола. Но год на год не приходится, поэтому в некоторых местах народные мастера время заготовок бересты определяют по старинным приметам: зацвела рожь — пора в лес за берестой.
Скала, скалина, скалка, скалба, скальё — так называли в старину бересту в разных краях России. В этих названиях отражен способ заготовки этого необычного поделочного материала. Бересту разрезали вдоль ствола так называемым пазилом, напоминающим широкое долото инструментом, укрепленном на длинном шесте. Затем ее скалывали, стараясь не повредить находящийся под ней слой коры. Через несколько лет береста нарастала вновь. Но даже при соблюдении всех предосторожно-1и стей деревьям все же наносится определенный вред. Ведь в ствол, лишенный защитного чехла, легко могут проникнуть всевозможные вредители. Об этом не следует забывать особенно в наше время, когда охране природы придается большое значение. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка, и, разумеется, с разрешения работников леса.
Выберите на березе ровный участок ствола без сучков, шрамов и всевозможных наростов. Вначале сделайте два надреза вокруг ствола, соединив их разрезом вдоль ствола. Если время заготовки выбрано правильно, береста режется с легким потрескиванием, а края в местах разреза приподнимаются. Отложив в сторону нож, просуньте под бересту деревянный клин, вырезанный заранее из твердой древесины. Под действием клина кора будет легко отделяться от ствола.
Заготовленные листы пластовой бересты сложите попарно внутренними слоями друг к другу. В мастерской часть бересты можно расслоить, получив более тонкие листы, пригодные для небольших работ. Чтобы заготовленная береста не скручивалась при высыхании, ее следует придавить сверху грузом.
Заготовка берестяных лент
Длинные узкие берестяные ленты применяются для плетения всевозможных бытовых вещей. Чтобы снять со ствола березы ленту, прочертите шилом вокруг него по спирали линию, расстояние между витками которой должно быть постоянным и равным ширине заготавливаемой ленты. Обычно для плетения применяется лента шириной от 1 до 3 см. Небольшие сувенирные изделия изготавливают из ленты шириной от 0,5 до 0,7 см. На глазок трудно сохранить постоянное расстояние между витками, а значит, и параллельность линий. Поэтому желательно сделать специальную чертилку. Она представляет собой согнутую пополам толстую стальную проволоку, концы которой заточены на конус, затем скруглены и отшлифованы так, чтобы они легко скользили по бересте, оставляя на ней хорошо заметные вмятины. Ориентируясь на них, бересту прорезают резаком или ножом. Полученную ленту отделяют от ствола и сматывают в клубок внутренней стороной наружу. Еще более удобно срезать берестяную ленту со ствола специальным резаком с ограничителем, позволяющим сохранять постоянной заданную ширину ленты. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя отделяет ленту от ствола.
Заготовка сколотней
Сколотень — это берестяной цилиндр, снятый со ствола березы целиком. Разумеется, снять его можно только с поваленного дерева. Еще раз напоминаем, что самовольно рубить в лесу деревья нельзя.
Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат вам снять кору с поваленных деревьев. Но нужно иметь в виду, что годятся только те березы, которые срублены весной или в начале лета, когда береста хорошо отделяется от ствола. Чтобы снять сколотень, нужно отпилить от дерева участки ствола без сучков и темных бугристых наростов, так называемых раневых пятен — шрамов от заросших сучков. Вспомните, как изготовляется из ивовой или липовой ветки трубочка для свистка. Вначале черенком ножа стучат по коре, стараясь не пропустить ни одного участка, затем легко снимают ее «чулком». Точно такой же прием используют заготовители сколотней. Только бересту отбивают не черенком ножа, а специальной деревянной колотушкой. Ее можно вытесать здесь же в лесу из березового кругляка. Осторожно, стараясь не повредить бересты, отбейте колотушкой боковую поверхность кряжа. Затем приступайте к отслаиванию бересты с помощью стальной проволоки. Ее предварительно проковывают в мастерской на наковальне и опиливают напильником острые ребра. Чтобы проволоку удобно было держать в руке, один конец ее сгибают в виде петли. Кончик проволоки просовывают под край бересты и продвигают вокруг кряжа, постепенно углубляя. Как только проволока под берестой достигнет середины кряжа, его переворачивают и точно так же отслаивают бересту с противоположной стороны.
226 Затем, убедившись, что береста полностью отстала от древесины, приступают к выколачиванию ствола из его берестяного чехла. Но при этом учитывают так называемую сбежистость, то есть постепенное уменьшение диаметра ствола по мере приближения его к вершине. По сути дела, каждый кряж представляет собой усеченный конус. Поэтому снимайте сколотень только по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его. Ствол выколачивают размеренными ударами киянки или колотушки. Все сколотни, снятые с одного ствола березы, всегда имеют разные диаметры из-за сбежистости. Эту особенность обычно используют при перевозке и хранении их. В самый большой сколотень последовательно один за другим вставляют все остальные, вплоть до самого маленького.
Заготовка бересты с погибших деревьев
В березовом лесу довольно часто можно встретить упавшие березы, у которых сгнила древесина, но почти невредимой осталась береста. Но, к сожалению, мало кто знает, что береста таких деревьев вполне пригодна для многих видов художественных работ, а в мозаике она незаменима. Нужно выбирать такие деревья, у которых еще довольно крепкая древесина, но слой камбия, находящийся между стволом и берестой, уже разрушился. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Береста хорошо снимается с сухостойных берез, пораженных грибом трутовиком. Присутствие на стволе березы трутовика — верный признак, что дерево погибло. По нему можно отличить сухостойные деревья даже тогда, когда на живых деревьях нет листвы,— поздней осенью, зимой и ранней весной. Сделайте на упавшем или сухостойном дереве надрез. Под берестой вы обнаружите темно-коричневый рыхлый слой камбия. Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У снятой с погибших берез бересты есть свои декоративные особенности. Внутренний слой ее окрашен красящими веществами камбия в красно-коричневые цвета с различными оттенками.
Плетение
Плетение — один из самых древних способов обработки бересты. Так же как и из лыка, плели из бересты обувь (лапти и сапоги), пестери (заплечные кошели для сбора грибов), лукошки для ягод, дорожные солоницы, чехлы для точильных брусков и другую необходимую утварь. На русском Севере техника плетения была настолько высока, что часто плетеными из бересты были даже ведра-черпухи, которыми доставали воду из колодца. Заготовленную по весне бересту сматывали в клубки и хранили до срока. Поздней осенью или зимой, когда у крестьян появлялось свободное время, садились многие из них за плетение. Некоторые изделия, которые плели в старину, не утратили своего практического значения и теперь. Из бересты можно сплести множество полезных и красивых вещей, способных 227 украсить наш быт.
Для плетения крупных вещей, например корзин и пестерей, применяют широкие берестяные ленты, снятые со ствола спиралью. Для плетения мелких вещиц, например солонок или очеш-ников, можно применять узкие полоски, нарезанные из пластовой бересты. На полоски одинаковой ширины бересту нарезают резаком с помощью металлической линейки. Линейку на бересте располагают так, чтобы ее кромка была параллельна чечевичкам.
Основной инструмент, применяемый при плетении из бересты и лыка,— плоское шило с крючкообразным изгибом. В различных краях России его называли по-разному — коточиком, костыгом, свайкой, кодочигом, кочедыком или просто лапотным шилом. Но все же более известно лапотное шило под названием кочедыка. С этим названием оно вошло в русские народные пословицы. В одной из них говорится: «Не торопись языком, а торопись кочедыком», то есть делай дело, а не пустословь. По всей России почти в каждой избе, как тогда говорили, «ковыряли лапти» кочедыком, а заодно и берестяную посуду. Кроме кочедыка, под руками плетельщика всегда был острый нож, которым он разрезал ленты и заострял их концы. Кроме этих двух традиционных инструментов, современному мастеру потребуются также некоторые дополнительные: сапожное шило с квадратным сечением, прямое шило с закругленным и отполированным кончиком, нож-косяк, или сапожный нож. Нелишне иметь рядом
ножницы. Сапожное шило применяют для прокалывания отверстий при сшивании бересты. Прямое шило используется при работе с берестой вместо карандаша. Скользя по бересте, его полированный кончик должен оставлять хорошо заметный след. Резаком раскраивают бересту на отдельные ленты. Для временного закрепления плетева применяют простейшие самодельные зажимы, выструганные из березового прутка толщиной примерно с карандаш. Длина каждого зажима 7—10 см. Заготовку расщепляют с одной стрроны до сквозного отверстия, которое заранее сверлят примерно в середине. Вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки, а при работе над мелкими вещами — канцелярские скрепки.
Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Образованные переплетением берестяных лент, они могут быть расположены в изделии относительно его основания двояко: под прямым углом к нему или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во втором — косым. По технике исполнения прямое плетение гораздо проще, чем косое. Поэтому начинать осваивать приемы ленточного плетения следует именно с него. Прежде чем вы приступите к плетению берестяных изделий, потренируйтесь плести из лент, вырезанных из толстой чертежной бумаги или из тонкого картона. Только после того как вы научитесь уверенно плести изделие или его небольшую копию из этих податливых материалов, можно смело приступать к работе с берестой.

Комментарии

Комментариев нет.