Юрий Никулин любил сниматься у Леонида Гайдая, а режиссер очень любил снимать Никулина. Несмотря на это, в главной роли комедиограф снял Юрия Владимировича всего в одной картине, ставшей одной из лучших отечественных кинокомедий.
Юрий Никулин пришел в кино очень поздно - в 36 лет. До этого была семилетняя служба в армии; участие в двух войнах: советско-финляндской и Великой Отечественной. После демобилизации в 1946 фронтовик Никулин пробует поступить во ВГИК и ГИТИС, где, однако, у него не нашли актёрских задатков. В конце концов, он поступил в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке, которую закончил в 1948 году. Тогда же Никулин стал работать в цирке. Со временем вместе с Михаилом Шуйдиным он создал клоунский дуэт, выступавший многие годы. «Я – клоун. Я получаю радость, когда слышу, как смеется зал. Я получаю радость, когда вижу улыбки детей и взрослых».
Сниматься в кино Никулин мечтал всегда. Первым фильмом, в котором он снялся, стала музыкальная комедия «Девушка с гитарой» Александра Файнциммера 1958 года. Роль была эпизодической, но Никулин почувствовал, что может сниматься.
А спустя 2 года его пригласили на встречу с молодым режиссером Леонидом Гайдаем, который искал актеров для своей будущей Троицы – Трус, Балбес, Бывалый. В 1961 году вышли две короткометражки с участием Балбеса-Никулина: «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Успех был огромным. «Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…».
Сейчас может показаться странным, но первой главной ролью Никулина в кино была роль драматическая. В 1962 на экраны вышел фильм «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова, в которой Никулин сыграл свою первую драматическую роль.
И в том же году на экраны вышла кинокомедия Леонида Гайдая «Деловые люди» по новеллам О. Генри. Во второй из трех новелл «Родственные души» Никулин сыграл жулика, его визави в фильме стал Ростислав Плятт.
В 1965 Гайдай выпустил на экраны свой первый кассовый хит – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм был построен вокруг Шурика в исполнении Александра Демьяненко. Никулин же появился в составе гайдаевской троицы в третьей части картины. В 66-м году в кинотеатрах показывали новый всесоюзный хит Гайдая – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Это был последний фильм, в котором режиссёр задействовал Труса, Балбеса и Бывалого. Никулин после прочтения сценария отнесся к нему скептически. Актер вспоминал впоследствии, что не верил в успех картины. Да и сам Леонид Гайдай после «Операции «Ы»» снимать троицу не хотел. Тем не менее, «Кавказская пленница» поставила новый рекорд советского кинопроката.
Сценарий следующей своей картины – «Бриллиантовая рука», Гайдай совместно со сценаристами Морисом Слободским и Яковом Костюковским будет писать уже специально под актера. В роли старшего экономиста «Гипрорыбы» Семена Семеновича Горбункова режиссер видел только Никулина. Стоит отметить, что в фильме снялась вся семья Никулина. Жена Татьяна сыграла роль руководителя группы туристов, а сын актера, Максим – тот самый мальчик с сачком, которого сталкивает в воду Геша Козодоев в исполнении Андрея Миронова. «Бриллиантовая рука» стала классикой советского кинематографа. Её кассовый рекорд будет побит лишь спустя 11 лет. В 1970 году Гайдай и Никулин были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых «за участие в создании кинокомедий последних лет», в том числе фильма «Бриллиантовая рука».
Последней работой Никулина у Гайдая, станет небольшая роль дворника Тихона в экранизации «12 стульев» Ильфа и Петрова (1971 г.).
Для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай планировал пригласить Юрия Никулина на ключевые роли - царя Ивана Грозного и управдома Буншу. Режиссер был уверен, что актер справится с этой задачей, однако Никулин отказался от участия в фильме. Существуют разные версии этого решения: из-за предстоящих длительных гастролей или опасений, что фильм по произведению Михаила Булгакова будет запрещен и окажется «на полке». После его отказа Гайдай утвердил на роль обоих Васильевичей Юрия Яковлева.
Также Никулин изначально рассматривался Гайдаем на роль отца невесты в новелле «Свадебное происшествие» в фильме «Не может быть!». Артист, однако, не смог участвовать в съемках из-за занятости в цирке.
Алексей Герман, Михаил Кононов и Юрий Никулин на съемках к/ф «Двадцать дней без войны"
Между съемками у Гайдая, а также после завершения сотрудничества с режиссером, Юрий Никулин снялся в нескольких знаковых для советского кино фильмах: «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука. Роли были драматические, разные по объему, но всегда сыграны с высшим актерским мастерством и глубиной.
Тем не менее, если спросить у жителей всего постсоветского пространства, с какой ролью ассоциируется Юрий Никулин, есть уверенность, что большинство назовет Семена Семеновича из «Бриллиантовой руки» или Балбеса из гайдаевской троицы. Эти образы, созданные Никулиным и Гайдаем, по-прежнему остаются любимы зрителями в России и русскоязычном зарубежье, поскольку отличает их редкая сейчас на экране искренность и доброта.
Гайдай Центр — онлайн-музей Леонида Гайдая
Совместный путь Никулина и Гайдая
Юрий Никулин любил сниматься у Леонида Гайдая, а режиссер очень любил снимать Никулина. Несмотря на это, в главной роли комедиограф снял Юрия Владимировича всего в одной картине, ставшей одной из лучших отечественных кинокомедий.«Я – клоун. Я получаю радость, когда слышу, как смеется зал. Я получаю радость, когда вижу улыбки детей и взрослых».
А спустя 2 года его пригласили на встречу с молодым режиссером Леонидом Гайдаем, который искал актеров для своей будущей Троицы – Трус, Балбес, Бывалый. В 1961 году вышли две короткометражки с участием Балбеса-Никулина: «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Успех был огромным.
«Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…».
И в том же году на экраны вышла кинокомедия Леонида Гайдая «Деловые люди» по новеллам О. Генри. Во второй из трех новелл «Родственные души» Никулин сыграл жулика, его визави в фильме стал Ростислав Плятт.
В 1965 Гайдай выпустил на экраны свой первый кассовый хит – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фильм был построен вокруг Шурика в исполнении Александра Демьяненко. Никулин же появился в составе гайдаевской троицы в третьей части картины. В 66-м году в кинотеатрах показывали новый всесоюзный хит Гайдая – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Это был последний фильм, в котором режиссёр задействовал Труса, Балбеса и Бывалого. Никулин после прочтения сценария отнесся к нему скептически. Актер вспоминал впоследствии, что не верил в успех картины. Да и сам Леонид Гайдай после «Операции «Ы»» снимать троицу не хотел. Тем не менее, «Кавказская пленница» поставила новый рекорд советского кинопроката.
Последней работой Никулина у Гайдая, станет небольшая роль дворника Тихона в экранизации «12 стульев» Ильфа и Петрова (1971 г.).
Также Никулин изначально рассматривался Гайдаем на роль отца невесты в новелле «Свадебное происшествие» в фильме «Не может быть!». Артист, однако, не смог участвовать в съемках из-за занятости в цирке.