Как планировать в условиях неопределенной среды Марина Вишнякова Forbes Contributor
Фото Getty Images «Метод набегающей волны», применяемый в проектном управлении, можно использовать и для планирования в личной жизни Поговоркой про корабль, который лавировал, да не вылавировал, можно кратко подытожить состояние отечественного бизнеса, который не умеет нормально планировать свою деятельность. Но планировать в условиях непредсказуемых изменений почти во всех сферах от экономики до политики, от климата до поведения людей очень сложно. Герой известного романа Булгакова скептически и справедливо заявлял, что управлять без понимания того, что произойдет хотя бы за ближайшую тысячу лет, невозможно. Поэтому человек обречен быть в ситуации, когда его жизнью «управил кто-то другой».
В российских традициях Часть отечественного бизнеса — то ли под воздействием бессмертного романа, то ли из генотипической любви россиян к крайностям — либо не планирует деятельность вовсе (малых предприятий с нормальной планово-учетной системой практически нет, да и средние часто управляются по принципу наличия денег в тумбочке), либо его планы на бумаге не имеют ничего общего с тем, что происходит по факту. Даже статьи затрат не совпадают, не говоря о показателях. Планирование отличается от сторителлинга тем, что в нем предполагается не только описание желаемого результата, но и шаги по его достижению. Со сроками, ответственными лицами, ресурсами, стоимостью и др. Умелое планирование предполагает также хеджирование рисков, то есть наличие альтернативного плана Б, если план А в какой-то момент окажется неосуществим.
Итак, что надо сделать, чтобы запланировать деятельность в условиях большой неопределенности среды.
1. Описать желаемую цель и обозначить горизонт планирования. Например, «войти в тройку лидеров отрасли через пять лет». Или «купить домик у теплого моря и переселиться туда через три года». Или «похудеть на десять килограмм к лету (через полгода)».
2. Подумать, чего надо достичь на кратном промежутке, чтобы реализовалась эта цель. Например, «если мы хотим войти в тройку лидеров через пять лет, то какое состояние компании должно быть через три года: место на рынке, объем продаж, уровень капитализации и прочее». Или «если через три года я уже хочу жить в своем домике у моря, то что у меня должно быть через полтора года: какой доход, что в собственности, какой образ жизни». Или «если через полгода я буду весить на 10 кг меньше, то сколько я буду весить через три месяца, какой образ жизни вести, что и когда есть и не есть, каким спортом заниматься и др.».
3. Приблизить горизонт планирования и состояние на тот период, на котором привычно и комфортно управлять своими действиями. Например, «если через три года у нас должен быть такой объем продаж и место на рынке, какого состояния мы должны достичь через год? Что учесть в текущем годовом планировании, чтобы повысить вероятность достижения этого состояния?» Или «если через полтора года у меня планируется такой доход и образ жизни, что мне надо изменить в планах на ближайшие полгода относительно места работы и места в обществе». Или «если через три месяца я буду весить столько-то, то какую диету начать соблюдать, в какой спортклуб мне надо завтра записаться».
4. Запланировав действия на ближайший управляемый период, надо начать их осуществлять, контролируя отклонения. Например, «в текущем году объем продаж основного продукта под угрозой из-за курса валют — какой продукт отечественного производителя можем вывести на рынок, чтобы не провалить продажи?». Или «нынешняя работа не приведет к желаемому доходу, несмотря на то что неоднократно предлагал руководству свое участие в дополнительных проектах — надо запланировать поиск новой, хотя и страшно, да и тусовка сложилась, да и лень». Или «грядет Новый год — как мне запланировать меню так, чтобы не вылететь из привычного веса за три дня и вкусного поесть».
5. По мере движения по календарю в сторону своей цели, конкретизировать следующие периоды, зафиксировав промежуточные результаты и учитывая их в следующей итерации планирования. Например, «через восемь месяцев от старта действий понимаем, что план продаж по году просядет на 20%, если не менять действий или отдельных исполнителей и их систему мотивирования — что надо делать в оставшиеся 4 месяца, чтобы сократить разрыв?» Или «четыре месяца прошли, а я все еще ищу работу по принципу «а вдруг сама найдется?» — так домика у моря мне не видать, надо сделать себе ежедневный план по поиску и выполнять его». Или «вес снизился на три килограмма за три месяца отказа от всех радостей жизни — надо усилить тренировки и диету или забить на цель похудания и быть толстым и счастливым?»
Хороший результат Итак, создав образ цели и определив направление движения к ней, следует создать несколько промежуточных образов подцелей, достижение которых приведет к желаемому результату. Далее детально планировать действия на тот период, которым вы реально управляете, но строго следить за отклонениями и корректировать либо действия (что правильно), либо образ цели (что нежелательно без серьезных оснований). По мере приближения к промежуточному образу цели и фиксации достижения, детализировать следующий управляемый отрезок действий. И так до победного результата.
Или осознанного отказа от него. У вас всегда есть возможность назвать целью не то, к чему вы реально стремились, а то, чего вы в итоге достигли. В конце концов вы можете выдать полученное за запланированное — и пойти в бизнес-тренеры или лайф-коучи. #КАРЬЕРА#БИЗНЕС#ЦЕЛИ#МНЕНИЕ
Клуб успешных людей
Проект жизни.
Как планировать в условиях неопределенной среды
Марина Вишнякова Forbes Contributor
«Метод набегающей волны», применяемый в проектном управлении, можно использовать и для планирования в личной жизни
Поговоркой про корабль, который лавировал, да не вылавировал, можно кратко подытожить состояние отечественного бизнеса, который не умеет нормально планировать свою деятельность. Но планировать в условиях непредсказуемых изменений почти во всех сферах от экономики до политики, от климата до поведения людей очень сложно. Герой известного романа Булгакова скептически и справедливо заявлял, что управлять без понимания того, что произойдет хотя бы за ближайшую тысячу лет, невозможно. Поэтому человек обречен быть в ситуации, когда его жизнью «управил кто-то другой».
В российских традициях
Часть отечественного бизнеса — то ли под воздействием бессмертного романа, то ли из генотипической любви россиян к крайностям — либо не планирует деятельность вовсе (малых предприятий с нормальной планово-учетной системой практически нет, да и средние часто управляются по принципу наличия денег в тумбочке), либо его планы на бумаге не имеют ничего общего с тем, что происходит по факту. Даже статьи затрат не совпадают, не говоря о показателях.
Планирование отличается от сторителлинга тем, что в нем предполагается не только описание желаемого результата, но и шаги по его достижению. Со сроками, ответственными лицами, ресурсами, стоимостью и др. Умелое планирование предполагает также хеджирование рисков, то есть наличие альтернативного плана Б, если план А в какой-то момент окажется неосуществим.
Итак, что надо сделать, чтобы запланировать деятельность в условиях большой неопределенности среды.
1. Описать желаемую цель и обозначить горизонт планирования. Например, «войти в тройку лидеров отрасли через пять лет». Или «купить домик у теплого моря и переселиться туда через три года». Или «похудеть на десять килограмм к лету (через полгода)».
2. Подумать, чего надо достичь на кратном промежутке, чтобы реализовалась эта цель. Например, «если мы хотим войти в тройку лидеров через пять лет, то какое состояние компании должно быть через три года: место на рынке, объем продаж, уровень капитализации и прочее». Или «если через три года я уже хочу жить в своем домике у моря, то что у меня должно быть через полтора года: какой доход, что в собственности, какой образ жизни». Или «если через полгода я буду весить на 10 кг меньше, то сколько я буду весить через три месяца, какой образ жизни вести, что и когда есть и не есть, каким спортом заниматься и др.».
3. Приблизить горизонт планирования и состояние на тот период, на котором привычно и комфортно управлять своими действиями. Например, «если через три года у нас должен быть такой объем продаж и место на рынке, какого состояния мы должны достичь через год? Что учесть в текущем годовом планировании, чтобы повысить вероятность достижения этого состояния?» Или «если через полтора года у меня планируется такой доход и образ жизни, что мне надо изменить в планах на ближайшие полгода относительно места работы и места в обществе». Или «если через три месяца я буду весить столько-то, то какую диету начать соблюдать, в какой спортклуб мне надо завтра записаться».
4. Запланировав действия на ближайший управляемый период, надо начать их осуществлять, контролируя отклонения. Например, «в текущем году объем продаж основного продукта под угрозой из-за курса валют — какой продукт отечественного производителя можем вывести на рынок, чтобы не провалить продажи?». Или «нынешняя работа не приведет к желаемому доходу, несмотря на то что неоднократно предлагал руководству свое участие в дополнительных проектах — надо запланировать поиск новой, хотя и страшно, да и тусовка сложилась, да и лень». Или «грядет Новый год — как мне запланировать меню так, чтобы не вылететь из привычного веса за три дня и вкусного поесть».
5. По мере движения по календарю в сторону своей цели, конкретизировать следующие периоды, зафиксировав промежуточные результаты и учитывая их в следующей итерации планирования. Например, «через восемь месяцев от старта действий понимаем, что план продаж по году просядет на 20%, если не менять действий или отдельных исполнителей и их систему мотивирования — что надо делать в оставшиеся 4 месяца, чтобы сократить разрыв?» Или «четыре месяца прошли, а я все еще ищу работу по принципу «а вдруг сама найдется?» — так домика у моря мне не видать, надо сделать себе ежедневный план по поиску и выполнять его». Или «вес снизился на три килограмма за три месяца отказа от всех радостей жизни — надо усилить тренировки и диету или забить на цель похудания и быть толстым и счастливым?»
Хороший результат
Итак, создав образ цели и определив направление движения к ней, следует создать несколько промежуточных образов подцелей, достижение которых приведет к желаемому результату. Далее детально планировать действия на тот период, которым вы реально управляете, но строго следить за отклонениями и корректировать либо действия (что правильно), либо образ цели (что нежелательно без серьезных оснований). По мере приближения к промежуточному образу цели и фиксации достижения, детализировать следующий управляемый отрезок действий. И так до победного результата.
Или осознанного отказа от него. У вас всегда есть возможность назвать целью не то, к чему вы реально стремились, а то, чего вы в итоге достигли. В конце концов вы можете выдать полученное за запланированное — и пойти в бизнес-тренеры или лайф-коучи.
#КАРЬЕРА #БИЗНЕС #ЦЕЛИ #МНЕНИЕ