2 декабря 1805 года состоялась битва при Аустерлице — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции.
Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. ХАРЬКОВСКИЕ ПОЛКИ: ТРИ ВЕКА ИСТОРИИ С. В. Потрашков Начало XIX века было ознаменовано для России чередой почти непрерывных войн с Ираном, Турцией, Швецией. Но главным и самым серьезным противником была рвавшаяся к европейскому и мировому господству наполеоновская Франция. С ней пришлось воевать дважды: в 1805 и 1806—1807 годах. Первая война закончилась для России Аустерлицким поражением. Харьковский полк участвовал в этой печально знаменитой битве на правом фланге, где командовал П. И. Багратион. Князь Петр не торопился следовать диспозиции, составленной австрийским стратегом Вейротером. Получив известие о поражении русских и австрийцев в центре, он стал медленно отступать, отбиваясь от наседавших французов. Харьковские драгуны дважды бросались в атаку на неприятельских кирасир, но в конце концов были опрокинуты. О напряженности схваток свидетельствуют цифры потерь: на следующий день полк не досчитался в своих рядах семи офицеров и 141 унтер-офицера и рядовых, было убито и ранено 208 лошадей. Правда, спустя некоторое время часть людей вернулась в строй: одни отыскались после хаоса отступления, другие бежали из плена, третьи прибыли из лазарета. Пропавшим без вести числился и поручик Шимков. В схватке он получил семь ран и остался замертво на поле сражения. Ночью от холода пришел в себя, но был не в силах подняться и пролежал так около суток, пока не был подобран французскими санитарами. Оправившись от ран, офицер пешком, не имея ни гроша в кармане, отправился на родину. В марте 1806 года поручик Шимков прибыл в свой полк. С Аустерлицким сражением связан еще один эпизод. Во время отступления колонны Багратиона стремительной атакой французов был захвачен в плен вместе со своими орудиями подполковник Алексей Петрович Ермолов. Спасением будущий герой 1812 года и наместник Кавказа обязан, как он сам впоследствии писал, «Елизаветградского гусарского полка полковнику Василию Ивановичу Шау, который догнал меня с несколькими человеками Харьковского драгунского полка». Французы «были обращены в бегство и истреблены, и мне чрез самое короткое время возвращена свобода». За мужество и распоряди тельность, проявленные при Аустерлице, шеф полка В. К. Гижицкий был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени, а подполковник Д. М. Юзефович — будущий командир — получил золотое оружие.
Утро Южного края. Приложение к Южному краю
2 декабря 1805 года состоялась битва при Аустерлице — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антинаполеоновской коалиции.
Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I.
ХАРЬКОВСКИЕ ПОЛКИ: ТРИ ВЕКА ИСТОРИИ
С. В. Потрашков
Начало XIX века было ознаменовано для России чередой почти непрерывных войн с Ираном, Турцией, Швецией. Но главным и самым серьезным противником была рвавшаяся к европейскому и мировому господству наполеоновская Франция. С ней пришлось воевать дважды: в 1805 и 1806—1807 годах. Первая война закончилась для России Аустерлицким поражением.
Харьковский полк участвовал в этой печально знаменитой битве на правом фланге, где командовал П. И. Багратион. Князь Петр не торопился следовать диспозиции, составленной австрийским стратегом Вейротером. Получив известие о поражении русских и австрийцев в центре, он стал медленно отступать, отбиваясь от наседавших французов. Харьковские драгуны дважды бросались в атаку на неприятельских кирасир, но в конце концов были опрокинуты. О напряженности схваток свидетельствуют цифры потерь: на следующий день полк не досчитался в своих рядах семи офицеров и 141 унтер-офицера и рядовых, было убито и ранено 208 лошадей. Правда, спустя некоторое время часть людей вернулась в строй: одни отыскались после хаоса отступления, другие бежали из плена, третьи прибыли из лазарета. Пропавшим без вести числился и поручик Шимков. В схватке он получил семь ран и остался замертво на поле сражения. Ночью от холода пришел в себя, но был не в силах подняться и пролежал так около суток, пока не был подобран французскими санитарами. Оправившись от ран, офицер пешком, не имея ни гроша в кармане, отправился на родину. В марте 1806 года поручик Шимков прибыл в свой полк.
С Аустерлицким сражением связан еще один эпизод. Во время отступления колонны Багратиона стремительной атакой французов был захвачен в плен вместе со своими орудиями подполковник Алексей Петрович Ермолов. Спасением будущий герой 1812 года и наместник Кавказа обязан, как он сам впоследствии писал, «Елизаветградского гусарского полка полковнику Василию Ивановичу Шау, который догнал меня с несколькими человеками Харьковского драгунского полка». Французы «были обращены в бегство и истреблены, и мне чрез самое короткое время возвращена свобода».
За мужество и распоряди тельность, проявленные при Аустерлице, шеф полка В. К. Гижицкий был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени, а подполковник Д. М. Юзефович — будущий командир — получил золотое оружие.