ПАМЯТЬ

Восемьдесят один год назад, 8 сентября 1941-го, сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Заведующий Александровским дворцом-музеем, искусствовед Анатолий Кучумов вспоминал: «Проходя по залам, снимал с полок, панелей, столов, шкафов те вещи, которые можно упаковать и отправить…»
На фотографии – один из 462-х ящиков, которые использовали во время эвакуации и реэвакуации музейных предметов. Два столяра и один обойщик с 23 июня по 10 сентября 1941 года круглые сутки делали ящики для бесценной коллекции. Сверху писали: «Ящик №... ЕДМ (или АДМ). Осторожно. Не кантовать». На каждый составляли паспорт – подробную опись предметов, потом обвязывали проволокой, пломбировали и закрывали чёрной материей, чтобы не было видно надписей. Ящики грузили на подводы и в условиях секретности отправляли на железнодорожную станцию.
Список подлежащих к эвакуации экспонатов из дворцов-музеев города Пушкин впервые составили в 1936 году. Это было всего 276 наиболее ценных предметов и именно под них заготовили ящики. Через три года после инвентаризации коллекций музейные работники составили новый, более полный список. Впрочем, вывезти всё царскосельское собрание не представлялось возможным, оно насчитывало более ста тысяч предметов. Удалось эвакуировать 19 тысяч 751 экспонат. На отправку музейных ценностей Царского Села понадобилось шесть эшелонов. Пять партий отправились в Горький, а затем Томск и Новосибирск, Сарапул, а шестая была доставлена в Исаакиевский собор.
В собрании нашего музея находится два эвакуационных ящика. Когда-то они выполняли сугубо утилитарную функцию, а в наши дни – это не просто деревянная тара, а музейные объекты, которые имеют историческое значение.

Фото: ГМЗ «Царское Село»
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Комментарии