Многие обманываются, по своему крайнему невежеству думая, что только зло, проистекающее от естественных причин (именно: наводнения, землетрясения, неурожай, земные провалы, дороговизна продовольствия, неблагоприятные атмосферные явления, повальные болезни и внезапная смерть), происходит не по воле Божией, ибо по большей части такие несчастья не имеют прямого отношения к грехам.

Все же злостные деяния, происходящие от противозаконного человеческого умысла, от неправды (каковы: ругательные слова, насмешки, обманы и подлоги, хищения, обиды действием, грабежи, разбои, смертоубийства и т. п.), приключаются, по мнению таких людей, без попущения воли Божией и Его Промысла, но единственно по человеческой злобе и развращенной людской воле, которая сама причиняет и наносит ближним своим всякое зло. А потому не только в минувшее, давно
прошедшее время, но и в настоящие времена нередко слышны жалобы: «Оскудение в пропитании и необходимых средствах для жизни произошло не от Бога, а лихоимцев». Жалобы эти - жалобы людей, не знающих и не боящихся Бога: они недостойны звания христианина, должны быть отсылаемы во тьму кромешную.
Предмет, о котором сейчас мы говорили, поясним примером.
Некто, вознамерившийся лишить ближнего всего его имущества и желая втайне исполнить свое злое намерение, прокрадывается в дом его никем не замеченный, подкладывает зажженные горючие вещества под строение и так же незаметно выходит из дома. Пламя увеличивается, огонь перебрасывается ветром на другие строения, люди отовсюду сбегаются гасить огонь и защищать от пожара смежные дома. Поджигатель бежит тоже с другими людьми как бы для гашения пожара, но он имеет другое намерение: он, пользуясь пожарной суматохой, уносит из горящего помещения вещи будто бы для спасения от огня, на самом же деле похищает их в свою пользу и прячет их.
Все эти действия поджигателя, хотя они служат непосредственной причиной понесенного хозяином дома разорения и лишения всего имущества, но рассматриваемые исключительно в себе ссамих - то есть без отношения их к злому умыслу поджигателя, - не будут ничем отличаться от так называемых физических бедствий. Они от Бога. Подобно тому как, например, гром убивает человека, молния зажигает дом или растущее дерево, ураган разносит скошенное сено - словом, как все бедственные перемены, производимые силой Божией, заключенной в неизменных законах вещественной, неразумной природы, так и поджигатель: он не может ни войти в дом, ни выйти из него, ни огонь подложить без попущения Божиего. Да и сами эти действия безразличны (ни злы, ни добры), потому что могут послужить как ко злу, так равно и к добру; но зла воля и лукаво намерение, которыми руководился поджигатель, их причиной является уже не Бог, а свободная воля поджигателя. Это его грех, хотя ему Бог и попустил выполнить на деле свой злой умысел, ибо мог бы и воспрепятствовать Бог совершению его, если то было Ему угодно. Не возбранил же Господь совершения злого умысла, но попустил выполнить его по праведному Своему суду.
Митрополит Тобольский, Иоанн (Максимович). «Илиотропион»

Многие обманываются, по своему крайнему невежеству думая, что только зло, проистекающее от естественных причин (именно: наводнения, землетрясения, неурожай, земные провалы, дороговизна продовольствия, неблагоприятные атмосферные явления, повальные болезни и внезапная смерть), происходит не по воле Божией, ибо по большей части такие несчастья не имеют прямого отношения к грехам. - 949159820933

Комментарии