88

Глава 32
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРО
С
Ы:
1. Смысл аята 175 из суры «Семейство Имрана».
2. С
мысл аята 18 из суры «Покаяние».
3. Смысл аята 10 из суры «Паук».
4.
Убежденность
человека может слабеть и крепнуть.
5. Признаки слабости
убежденности
, три из которых содержатся в
хадисе
Абу Саида.
6. Искренность страха пред Аллахом является одним из обяза
тельных религиозных предписаний.
7. Напоминание о каре, уготованной для того, кто утратил этот страх.
8. Напоминание о награде для тех, кто его испытал.
Всевышний Аллах сказал:
«Это всего лишь Шайтан, который представляет
приверженцев
своих страшными; но в
ы
не бойтесь их, а бойтесь Меня, ес
ли вы верующие!»*
(Семейство Имрана, 175).
Всевышний также сказал:
«Оживляет мечети Аллаху тот, кто верует в Аллаха и в
Последний
день, совершает Намаз,
дает закят и не боится никого, кроме Аллаха,

может быть, такие ок
ажутся
идущими
верн
о
!»** (Покаяние, 18).
Он также сказал:
«Есть среди людей такие, которые говорят: "Мы
уверовали
в
Аллаха",

но когда они
пострадают во имя
Аллаха, они
испытание людское принимают за наказание Аллаха
»***
(Паук,
10).
*Страх пред Аллахом

одно из величайших достоинств религии и ее вершина, он объединяет
все виды поклонения, в которых обязательна искренняя преданность Всевышнему Аллаху. Аллах
Всевышний сказал:
«...И они от страха пред Ним трепещут»
(Пророки, 28).
Он также сказал:
«Тем
же, кт
о боится сана Господа своего,

два Рая

(Милосердный, 46).
Страх не пред Аллахом делится на три вида. Первый

это тайный страх мушрика перед идолом
или тагутом, который боится, чтобы его не постигло несчастье. Народ Нуха сказал своему пророку:
«...Мы го
ворим только, что тебя поразил злом один из наших богов. Он сказал: "Я призываю в
свидетели Аллаха, засвидетельствуйте же и вы, что я не
-
причастен к тому, что вы придаете Ему
в сотоварищи
..."»
(Худ, 54).
Этот страх сидит в поклоняющихся могилам и идолам: о
ни сами боятся
их и пугают ими утвердившихся в таухиде, когда те отвергают подобное поклонение и призывают к
обращению поклонения только Одному Аллаху, ибо такой страх противоречит таухиду.
Второй

это страх перед некоторыми людьми, заставляющий отказатьс
я от выполнения
обязательных предписаний Аллаха. Это запрещено и является одним из видов ширка,
противоречащим совершенству таухида. Аллах сказал:
«...Тем, которым говорили люди: "Люди
ополчились против вас, бойтесь их!"

но это только увеличило веру в ни
х, и они сказали:
"Достаточно нам Аллаха, Он

Прекрасный Хранитель
!"»
(Семейство Имрана, 173).
Пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Всевышний Аллах в день Воскресения ска
ж
ет
Своему рабу: "Когда ты
увидел прегрешение, что помешало тебе
исправить его?" Он ска
ж
ет:
"О Господь! Я боялся людей". Он ска
ж
ет: "Меня ты дол
ж
ен был бояться пре
ж
де всего!"
(Ибн
Маджа (4008) от Абу Саида; достоверный хадис).
И третий

естественный страх перед врагом или диким зверем. Такой страх не порицается.
Всевыш
ний в истории Мусы сказал:
«И ушел он оттуда со страхом, осматриваясь, и сказал:
"Господь мой, спаси меня от людей неправедных!»
(Рассказ, 21).
Ибн аль
-
Каййим сказал: «К козням врага Аллаха [Шайтана.

Ред.]
относится то, что он пугает
верующих своим войск
ом и приверженцами, что
бы верующие не вели борьбу с ними, не приказывали
им совершать праведное и не запрещали им прегрешения. Всевышний сообщил, что это

из козней
Шайтана и его запугиваний, и запретил нам бояться их».
Он продолжил о том, что сказали то
лкователи Корана о выражении
«...представляет
приверженцев своих страшными».
«Катада сказал: "Он возвеличивает их в
гр
уди вашей". И у
каждого раба с сильной верой страх п
е
ред приверженцами Шайтана исчезнет из сердца, а у кого вера
8
9
слабая,
страх перед ними
будет велик. Таким образом, этот аят указывает на то, что очищение веры
пред Аллахом и страх относятся к условиям веры».
**Всевышний сообщил, что мечети Аллаха оживляют только уверовавшие в Аллаха и в
Последний день, которые уверовали в своих сердцах, сове
ршают благие дела и благоговеют пред
Ним. Они оживляют мечети повиновением и праведными делами. Дела же мушриков не принесут им
пользы, как сказал об этом Всевышний:
«Дела тех, которые не веровали, подобны миражу в
пустыне: жаждущий считает его водой, а ко
гда подойдет к нему, видит, что это

ничто; и
находит он с собой только Аллаха, Который требует с него полного отчета...» (Свет, 39).
Уверовавшие в Единого Господа не боятся никого, кроме Него, и благо
говеют только пред Ним,
возвеличивая Его, поклоняясь
и подчиняясь Ему. Они являются идущими верным путем.
Что же касается слов Аллаха «...может быть, такие окажутся идущи
ми верно!», то Ибн Аббас
сказал, что выражение «может быть» в Коране означает «обязательно».
***Ибн аль
-
Каййим сказал: «Когда к людям посы
лаются посланники,
они оказываются перед
дилеммой. Одни говорят: "Мы уверовали",

а
другие не говорят этого и не оставляют плохих дел и
неверия. Тех, которые
сказали: "Мы уверовали",

Аллах испытывает, искушает и прелыцает. И
прелыцение

это искушение и
экзамен для того, чтобы искренне говорящий это отличался от лжеца.
А те, которые не говорят: "Мы уверовали",

пусть не ду
мают, что они тем самым ослабят
Аллаха,
избегут или
опередят Его.
С тем, кто уверовал в посланников и последовал за ними, будут враждо
вать его враги, причинять
ему вред и искушать его доставляемыми мучениями. Тот же, кто не уверовал и не последовал за
ними, будет наказан как в этом мире, так и в Будущей жизни, и получит мучения, которые будут
более великими и длительными, чем мучения пос
ледовавших за пророка
-
ми. Эти мучения
обязательно постигнут каждого, независимо от того, уве
ровал он или чувствовал отвращение к вере.
Однако верующий получает их вначале, в этом мире, а потом для него наступает благополучие как в
этом мире, так и в Будущ
ей жизни. А тот, кто противится вере, вначале наслаждается, а затем
попадает в вечное страдание.
Человек
живет
в обществе, и все люди имеют собственные желания и представления и требуют
от верующего, чтобы он согласился с ними. Если он не соглашается, то о
ни причиняют ему страдания
и мучения, а если он соглашается с ними, то также получает наказание

иногда от них, а иногда от
других. Если религиозный, богобоязненный человек, поселившийся среди порочных несправедливых
людей, не допускающих в отношении свое
й порочности и
несправедливости
ничего, кроме одобрения
или
молчания
,
согласится
с ними или смолчит, то избавится от их зла вначале, однако затем они
обрушатся на него, нанося оскорбления и причиняя страдания во
много раз превосходящие те,
которых он боялс
я вначале, если бы порицал их и противился им. И даже если он избавится от них,
то, несомненно, по
лучит оскорбления и наказания от рук других.
А благоразумие... Все благоразумие

в словах матери правоверных Аиши,
обращенных
к
Муавии: «Кто
добьется
доволь
ства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит от людей;
а кто добьется довольст
ва людей, разгневав Аллаха, того они ничем не избавят от Аллаха» (ат
-
Тирмизи и Абу Наим в «аль
-
Хилйа»). Поэтому тот, кого Аллах направит и
поведет
по верному пути,
вдохновит и
убережет
от зла его души,
откажется
от одобрения запрещенного деяния и будет стойким
по отношению к их [людей.

Ред.]
вражде. Он
добьется
успеха как в этом мире, так и в ином,
подобно пророкам и их последователям.
Затем Всевышний сообщил о пол
ожении уверовавших без ясного знания. Когда им причиняют
страдания на пути Аллаха, вред людей и причиняемое ими зло становятся искушением для них.
Подобные муки непременно причиняли пророкам и их последователям те, кто противились им. Это
искушение приводя
т к их бегству от зла и оставлению той причины, по которой им причиняли
страдания. Это подобно наказанию Аллаха, которого избегают верующие своей верой.
Верующие, обладающие совершенным сознанием, убегают от мучений наказания Аллаха к вере и
переносят
возн
икающие
при этом
кратковременные
страдания, с которыми они вскоре расстанутся.
Эти же люди из
-
за недостаточности своего знания убегают от мучений врагов посланников к
согласию и следованию за ними, но они бегут от мучений их наказания к мукам наказания Алл
аха.
Мучения от искушения людей при бегстве от не
го превращаются в наказание Аллаха. Вот самый
великий ущерб

искать спасения от зноя в огне! От мучений на час

в вечных муках! Если же
Аллах дае'т победу противникам или друзьям такого человека, он скаже
т: "Я был с вами". Но Аллах
лучше знает о лицемерии, которое таит в себе его сердце».
В этом аяте содержится также ответ мурджиитам и карматам, так как в
нем
утверждается, что
только лишь произнесение свидетельства языком, без праведных дел, не
принесет
по
льзы. Это еще"
90
раз подтверждает то, что вера в Шариате основывается на убеждении в сердце, праведных делах и
словах.
Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал ему следующее:
С
л
аба будет твоя убежден
ность, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя
Аллаха, и воздавать им хвалу за пропитание Аллаха, а также порицать их за то, что Аллах не
дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесет
пропитания Аллаха, а ненависть
нежелающего не отвра
тит его
*.
(Аль
-
Байхаки, «аль
-
Хилйа» Абу Наима; слабый хадис).
Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и
удовлетворение люд
ей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит
на него гнев Свой и вызовет гнев людей против него.
Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас
-
Сахихе».
(Ат
-
Тирмизи, «аль
-
Хилйа» Абу Наима; достоверный хадис).
*Ибн Теймийа сказал: «Убежде
нность (аль
-
йакин) состоит из убежденности в исполнении
повелений Аллаха и в том, что обещал Аллах подчинившимся Ему, а также убежденности в
предопределении Аллаха, сотворении Им всех творений и управлении ими. Если ты добиваешься
довольства людей, гневя А
ллаха, ты не являешься убежденным ни в обещании Аллаха, ни в
получении пропитания от Него.
Человека побуждают к этому или стремление к тому, чем владеют люди, и он оставляет
исполнение повелений Аллаха, когда надеется получить это от них, или слабость его
веры в помощь,
поддержку и вознаграждение как в этом мире, так и в ином, обещанные Аллахом подчинившимся
Ему. Если же ты получаешь довольство Аллаха, то Он поможет тебе, прокормит и избавит от врагов.
Искать довольства людей гневя Аллаха человек может, лиш
ь боясь их или надеясь на них, а это
свидетельствует о слабой убежденности в вере в Аллаха. Если тебе не суждено что
-
либо, то не думай,
что это они поступили с тобой так, ибо совершение этого зависит от Аллаха, а не от них. Происходит
только то, что Он пож
елает, а то, чего Он не пожелает, не произойдет. Если ты бранишь их за то, что
не было суждено тебе, то это следствие слабости твоей убежденности. Не бойся их, не надейся на них,
не брани их из
-
за себя и своих желаний. Поистине, хвалы достоин тот, кого пох
валит Аллах и Его
посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а порицания

тот, кого порицает Аллах и Его
посланник. Когда один из делегатов от племени бану Тамим сказал Пророку: "О Мухаммад, дай мне!
Ибо моя похвала

украшение, а мо
е
порицание

бесславие",

Пророк ответил: "Таков только
Аллах"» (Ахмад 3/488, 6/393, 394 от аль
-
Акраа ибн Хабиса и ат
-
Тирмизи (3263) от аль
-
Бара’а ибн
Азиба; хороший хадис).
Необходимо отметить, что хадис Абу Саида не противоречит словам Пророка, да благословит его
А
ллах и приветствует:
Тот, кто не благодарит людей, не благодарит Аллаха
(ат
-
Тирмизи и Ибн
Хиббан от Абу Хурайры, «Сахих аль
-
Джами' ас
-
Сагир» аль
-
Албани (6601); достоверный ха
дис).
Благодарность человеку выражается в мольбе за него или материальном поощрен
ии, поскольку Аллах
одарил Своего раба посредством его.
Человек получает все блага от Аллаха, Единого, Который
предопределяет и
доставляет их, и у Которого нет в этом деле соучастника. Когда Он поже
лает что
-
либо, Он устанавливает причины, посредством кото
рых Его воля
претворяется в жизнь. Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
Если кто
-
то попросил у вас что
-
либо именем Ал
лаха, то дайте ему; если кто
-
то попросил вас о помощи именем Алла
ха, то
помогите ему; если кто
-
то позвал ва
с, то ответьте ему; если
кто
-
то сделал вам добро, то
отблагодарите его, а если вы не найдете
чем отблагодарить, то прочтите за него молитву,
пока не посчитаете, что вы его отблагодарили
(Абу Дауд (1672), ан
-
Насаи 5/82, Ахмад
2/68 и 99,
Ибн Хиббан (2071), а
ль
-
Хаким 1/4126 от Абдуллы ибн Умара;
достоверный хадис).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТР
ИДЦ
АТЬ ВТОРОЙ
Автор, да смилостивится над ним Аллах, посвятил эту главу объяснению необходимости
испытывать страх и боязнь пред одним только Аллахом и запрета бояться Его тво
рений, а также
разъяснению того, что достичь полного таухида можно только соблюдая это. По этому поводу
необходимо дать более подробные пояснения, чтобы в этом вопросе не осталось никаких сомнений и
неясностей.
Известно, что страх и боязнь иногда могут явл
яться одним из видов поклонения, а в ряде случаев
могут носить естественный характер в силу каких
-
либо причин и конкретных обстоятельств.
91
Если страх и боязнь имеют характер обожествления, поклонения и стремления приблизиться к
объекту страха или ведут к ск
рытому повиновению ему и затаенной боязни, не допускающим
ослушания, то связывание такого страха с Аллахо
м является одной из величай
ших обязанностей в
вере. Если же человек связывает все это с чем
-
то помимо Аллаха, то это является великим ширком,
который А
ллах не прощает, поскольку тем самым он придает Аллаху сотоварища в этом поклонении,
а ведь оно является одной из величайших обязан
ностей сердца. Может даже случиться так, что
человек станет боять
ся кого
-
либо другого больше, чем самого Аллаха.
Тот, кто б
оится подобным образом одного только Аллаха, явля
ется искренним муваххидом, а тот,
кто страшится чего
-
то помимо Него, придает Аллаху равных в своем страхе так же, как и тот, кто
придает Ему равных в любви. Сюда же относятся и те, кто боится обитателей мог
ил, считая, что они
могут причинить зло, или, разгневавшись, лишить их благ.
Именно так мыслят те, кто поклоняется
могилам.
Страх может быть и естественным, когда человек боится, например, врага, дикого зверя, змеи
или чего
-
либо еще, опасаясь причинения ем
у явного вреда. Такой страх не связан с поклонением и
присущ многим верующим, что не входит в противоречие с верой.
Если подобный страх имеет под собой разумную основу, то он не порицается. Если же он
является воображаемым, то есть не имеет под собой никак
ого основания, либо причина его
несущественна, то это осуждается, а испытывающий
такой страх причисляется к трус
ливым. Пророк,
да благословит его Аллах и приветствует, испрашивал у Аллаха защиты от трусости, которая является
проявлением порочной морали. Со
вершенная вера в Аллаха, упование на Него и мужество защищают
человека от этой разновидности страха. Качества верующих и сильнейших из них таковы, что из
-
за
своей креп
-
кой веры их душам не ведомы никакие страхи, и они преисполнены уверенности и
спокойствия
. Они преисполнены мужества в своих сердцах и полностью уповают на Аллаха, суть
чего раскрывается в следующей главе.
Глава 33
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Упование на Аллаха является обязательным религиозным предписанием.
2. Это я
вляется одним из условий веры.
3. Смысл аята 2 из суры «Добыча».
4. Смысл аята 64 из той же суры.
5. Смысл аята 3 из суры «Развод».
6. Величие этой фразы, так как Ибрахим и Мухаммад, да будет над ними благословение Аллаха,
ответили именно ею в критической
обстановке.
Всевышний Аллах сказал:
«...И уповайте на Аллаха, если вы верующие!»*
(Трапеза, 23).
Всевышний также сказал:
«Верующие суть только те, у которых сердца трепещут от страха, когда поминают Аллаха,
вера которых увеличивается, когда читаются им аят
ы Его, и которые уповают на Господа
своего...» (Добыча, 2).
Он также сказал:
«О пророк! Достаточно Аллаха тебе и тем, которые последовали за тобой из верующих»
(Добыча, 64).
Он та
кж
е сказал:
«А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен...»**
(Раз
вод, 3
).
92
*Имам Ахмад сказал: «Упование

это деятельность сердца». Сильная вера всегда связана с
полным упованием, а недостаток в уповании является свидетельством слабой веры. Уповая на кого
-
либо, помимо Аллаха, чело
век приобщает равных к Господу миров.
Ибн аль
-
Каййим сказал: «Упование на Аллаха является условием веры, и этот аят указывает на
отсутствие веры при отсутствии упования. Другой аят гласит:
«И сказал Муса: "О народ мой, если
вы уверовали в Аллаха, то на Него уповайте, если вы мусульмане!"»
(Йунус, 84)
.
В этом
содержится указание на то, что совершенство Ислама достигается упованием. Когда усиливается вера
раба, то усиливается и его упование, а когда ослабевает вера, ослабевает и упование. Если же
упование слабое, то оно ука
зывает на слабость веры, и эт
о не подлежит сомнению. Всевышний Аллах
упомянул упование в одном ряду с поклонением, верой, богобоязненностью, Исламом и наставлением
на верный путь».
Если же человек уповает на творение Аллаха в том, что может сделать только Аллах, например в
достижении
победы, заступничестве, даровании пропитания, здоровья и т. п., то он впадает в великий
ширк. Если же он уповает на правителя или обладателя власти, надеясь на то богатство, которым
наделил его Аллах, или на то, что он способен защитить его от вреда, то эт
о

малый ширк.
Разрешается уполномочивать кого
-
то сделать то, что в его силах, и уповать при этом на Аллаха,
чтобы Он облегчил путь к желаемому.
**Ибн аль
-
Каййим сказал: «Для кого Аллах стал достаточным Хранителем, того не интересуют
его враги, и они не п
ричинят ему вреда, кроме тех мучений, которые неизбежны, таких как жара,
холод, голод, жажда и т. п. А что касается вреда, то этого никогда не
произойдет
.
Некоторые салафы говорили: "Для каждого деяния Аллах приготовил воздаяние от Себя, а
воздаянием за уп
ование на Него Он сделал Свою достаточность и сказал: «А
кто уповает на Аллаха,
для того Он достаточен...»
(Развод, 3).
Он не сказал, что для него уготовано такое
-
то
вознаграждение, как Он сказал о других деяниях, а сделал Себя, хвала Ему, доста
точным для
упования на Него раба, и сделал Себя его Хранителем. Тому, кто уповает на Аллаха истинным
упова
нием, Аллах создаст выход из лю
бых трудностей, защитит его, обеспечит и поможет, даже если
все Небеса и Земля замыслят против него плохое"».
Вахб ибн Мунаббих с
казал: «Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал в некоторых из Своих Книг:
"Клянусь Своим могуществом, кто будет крепко
держаться за Меня, то даже если Небеса и Земля со
всеми своими обитателями замыслят против него плохое, Я создам ему выход из этого положения
.
Тому же, кто не будет крепко. держаться за Меня, Я отрежу руки от небесных благ, и разверзнется
земля под его ногами, и останется он в воздухе, а затем Я вверю его самому себе. Я

достаточная
опора для Моего раба. Если Мой раб подчиняется Мне, Я одарю е
го раньше, чем он попросит Меня, и
отвечу на его зов раньше, чем он
воззовет
ко Мне, ибо Я лучше всех
осведомлен
о его нужде..."» (из
труда имама Ахмада «аз
-
3ухд»).
Упование
заключает в себе великую добродетель и является важнейшей причиной достижения
благ
и избавления от вреда. Однако оно неотделимо от использования средств, то есть, совершения
деяний, обусловливающих достижение этого, поскольку Всевышний сказал:
«Бойтесь же Аллаха, и
на Аллаха пусть уповают верующие!» (Трапеза, 11).
Он упомянул богобоязне
нность (ат
-
таква)
перед упованием
и связал упование с богобоязнен
ностью, которая представляет собой использование
средств, предписанных Аллахом. Отказ же от использования средств свидетельствует о
недостаточности упования.
Ибн Аббас сказал, что в Коране ск
азано:
"Достаточно нам Ал
лаха, Он

Прекрасный
Хранитель!"
(Семейство Имрана, 173).
Это слова Ибрахима, когда он был брошен в огонь. То же
самое ска
зал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда услышал от людей:
"Люди ополчились про
тив вас, бойтесь их!"

но это только увеличило веру в них..."»*
(Семейство Им
рана, 173).
*Эти слова
произнес
пророк Ибрахим, благословения и мир ему, когда его бросили в огонь. Об
этом сообщил нам в Коране Всевышний:
«Они сказали: "Сожгите его и отомстит
е за ваших богов,
если вы хотите что
-
либо с ним сделать!" Мы же сказали: "О огонь, будь прохладой и ми
-
ром
для Ибрахима!" Они пожелали замыслить против него хитрость, а Мы сделали их
потерпевшими великий убыток» (Пророки, 68

70).
Посланник Аллаха Мухаммад,
да благословит его Аллах и приветству
ет, также произнес эти
слова, когда ему сообщили: «Люди ополчились про
тив вас, бойтесь их!» Это произошло, когда
курайшиты возвращались после битвы при Ухуде. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует,
стало и
звестно, что Абу Суфйан и те, кто были с ним, собрались вернуться. Тогда он и семьдесят
93
всадников выехали и достигли местечка Хамра' аль
-
Асад. Однако Аллах вселил страх в сердце Абу
Суфйана, и они решили вернуться в Мекку. По дороге они встретили караван и
з Абд аль
-
Кайса и
спросили: «Куда вы собрались?» Они ответили: «В Медину». Абу Суфйан спросил: «Вы передадите
Мухаммаду послание от меня?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Когда встретите его, сообщите, что
мы собираемся в поход против него и его сподвижник
ов, чтобы искоренить оставшихся из них».
Караван встретил посланника Алл
аха в Хамра' аль
-
Асад, и ему со
общили
, что сказал Абу Суфйан. Он,
да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Достаточно нам Аллаха, Он

Прекрасный
Хранитель!»
ЗДРАВОЕ СЛОВО О
ГЛАВЕ ТРИДПАТЬ ТРЕТЬЕЙ
Упование на Аллаха является одним из величайших требований таухида и веры. Вера человека
крепнет в зависимости от силы его упования на Аллаха, и он обретает истинный таухид. Раб обязан
уповать на Аллаха и испрашивать Его помощи во в
сем, что он стремится сделать или прекратить
делать в религиозных и мирских делах.
Истинное упование на Аллаха состоит в следующем: рабу Аллаха следует знать, что любое дело
зависит от Аллаха. Если Аллаху угодно, то это свершится, а если Ему не угодно, то
этого не
произойдет. Он есть Приносящий пользу и вред, Дарующий и Воспрещающий: нет силы и
могущества, кроме как у Него. Осознав это, раб Аллаха всем сердцем полагается на своего Господа в
обретении ре
лигиозных и мирских благ, а также в отвращении любого
вреда. Человек обязан целиком
и полностью полагаться на своего Господа в своем стремлении обрести то, что ему необходимо.
Однако при этом человек должен прилагать все свои усилия для создания благоприятных
предпосылок для обретения этого.
Когда человек тве
рдо усваивает это и целиком полагается на Ал
лаха, будучи преисполненным
уверенности, то это означает, что он уповает на Аллаха истинным образом. Ему будет возвещено о
благе, которое Аллах дарует ему, ибо Аллах выполняет обещанное уповающим на Него.
Если ж
е человек полагается на кого
-
либо, кроме Аллаха, то он является мушриком. Рухнут
надежды того, кто уповает не на Аллаха и доверился не Ему.
Глава 34
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл аята 99 из суры «Преграды».
2. Смысл аята 56 и
з суры «Аль
-
Хиджр».
3. Напоминание о суровом исходе для тех, кто считает себя в безопас
ности от хитрости Аллаха.
4. Напоминание о суровом исходе для тех, кто отчаялся в милости Ал
лаха.
Всевышний Аллах сказал:
«Разве они чувствуют себя в безопасности от х
итрости Алла
ха? В безопасности от хитрости
Аллаха себя чувствуют только люди, потерпевшие убыток!»*
(Преграды, 99).
Всевышний сказал также:
«Кто же может отчаяться в милости Господа своего, кроме заблудших?»
(Аль
-
Хиджр, 56).
*Всевышний сказал: «А
если бы
обитатели поселений уверовали и убоялись Аллаха, Мы
открыли бы им блага Неба и Земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они
приобрели! Разве оби
татели поселений были уверены, что их не постигнет Наша ярость ночью,
когда они спят? Разве ж
е были уверены обитатели поселений, что их не постигнет Наша ярость
утром, когда они забавляются? Разве они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха? В
94
безопасности от хитрости Аллаха себя чувствуют только люди, потерпевшие убыток!»
(Преграды, 96

9
9).
Некоторые салафы сказали, что хитрость Аллаха зак
лючается в том, что «Аллах обольщ
ает их
благами, когда они не повинуются Ему, одаряет их долгой жизнью, а затем взыскивает с них
наказанием Могущественного, Могучего».
Посланник Аллаха, да благословит ег
о Аллах и приветствует, сказал:
Если Аллах одарил Своего
раба
тем, чего он желает в мирской ж
изни, несмотря на его грехи, то, поистине, это

обольщение.
(Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим, ат
-
Табарани в «аль
-
Кабире», аль
-
Бейхаки в
«Шуаб аль
-
Иман» от Укбы и
бн Амира; достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим передал, что Исмаил Рафи' сказал: «Чувство безопасно
сти от хитрости Аллаха
имеет место, когда раб продолжает совершать гре
хи, желая прощения Аллаха».
Ибн Аббас рассказывал, что однажды посланника Аллаха, да бла
гословит его Аллах и
приветствует, спросили о смертных грехах, и он ответил:
Это

приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на помощь Аллаха и ощущение
безопасности от хитрости Аллаха.
(Аль
-
Хейсами 1/104 сказал, что этот хадис передали аль
-
Баззар
и ат
-
Т
абарани, а его передатчики хадисов заслуживают доверия).
Ибн Масуд передал так:
«Самые страшные из смертных грехов

это приобщение к Аллаху равных, ощущение
безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь
от Аллаха»*
Это передал Абд ар
-
Раззак в «Маджму' аз
-
3аваид» аль Хайсами 1/104.
*В хадисе содержится указание на необходимость надежды и страха. Раб, который боится
Аллаха, не отчаивается, не теряет надежды и надеется на Его милость. Салафы предпочитали, чтобы
страх бы
л крепким в благоденствии, а надежда

при недуге. Это принцип Абу Сулаймана ад
-
Дарими и других. Он сказал: «Необходимо чтобы сердцем овладевал страх. Если надежда
пересиливает страх, то сердце становится порочным. Все
вышний сказал:
«Поистине, для тех, кт
о
втайне боится своего Господа,

прощение и великая награда»
(Власть, 12).
Он также сказал:
«Они
бо
ятся дня, когда перевернутся и сердца, и взоры»
(Свет, 37).
Всевышний также сказал:
«...и
которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца и
х трепещут от того, что
они к Господу своему возвратятся,

это они стремятся к благам и опередят других на пути к
ним»
(Верующие, 60

61).
Он также сказал:
«Разве тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и
стоя, остерегается жизни Будущей и надеется на мило
сть своего Господа?..»
(Толпы, 9). В этом
аяте остережение упоминается перед надеждой [что еще раз указывает на его необходимость

Ред.]»
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ТРИД
Ц
АТЬ ЧЕТВЕРТОЙ
Цель этой главы заключается в объяснении того, что человек обязан бояться Ал
лаха, обращаясь к
Нему с надеждой и трепетом. Взглянув на свои прегрешения и вспомнив о справедливости Аллаха и
суровости Его наказания, он обязан преисполниться страха и боязни пред Аллахом, а осознав
всеобщую и частную добродетель Алла
ха, Его всеобъемлю
щее милосердие

еще с большей
надеждой устремиться к Аллаху.
Будучи покорным Ему, он обязан испрашивать у своего Господа всяческих благ за свою
покорность, боясь того, что она может быть отвергнута из
-
за ее недостаточности. Совершив же грех,
человек обяза
н просить своего Господа принять его покаяние и простить ему то, что он совершил,
испытывая при этом страх быть наказанным по причине недостаточной искренности своего покаяния
и склонности к греховным деяниям.
Пребывая в благе и довольстве, человек должен
испрашивать у Аллаха их продолжения и
увеличения, стремясь выразить Ему свою благодарность, при этом он должен бояться, что при
недостаточной благодарности Аллах может лишить его этих благ. А в беде и горе он должен просить
у Аллаха избавления от этого и ж
дать радости разрешения трудностей. Он также должен испрашивать
награды за проявленную стойкость и терпение, боясь при этом одновременного возникновения двух
несчастий: того, что его может миновать желанная награда, и что с ним может случится что
-
либо
плох
ое, если он не проявит должного терпения.
95
Верующий муваххид в любой ситуации обязан пребывать в страхе и надежде, что является его
долгом и несет пользу, так как посредством этого человек обретает счастье.
Раб Аллаха должен избегать двух вредных качеств: ч
резмерного страха, приводящего к отчаянию
в милости Аллаха и Его помощи, а также избытка надежды, ибо это ведет к чувству безопасности от
хитрости
Аллаха и Его наказания. Если это происходит с человеком, то он теряет те необходимые
чувства страха и надежды
, которые являются одними из важнейших столпов таухида и требований
веры.
Отчаяние в милости Аллаха и разочарование в Его помощи имеют в своей основе два
порицаемых обстоятельства:
1) раб Аллаха позволяет себе чрезмерности, осмеливается совершать прегрешен
ия, упорно
продолжая их, отваживается на непослушание Аллаху, прекращает стремиться к милости Аллаха,
совершая деяния, исключающие получение такой милости. В конце концов это становится свойством
натуры, привычкой, в чем и состоит цель Шайтана. Если челове
к доходит до такого предела, то
обрести добро он сможет только искренним покаянием и решительным отказом от прежнего образа
жизни;
2) раба Аллаха может охватить сильный страх за совершенные его руками преступления, что
ослабляет его уверенность в безгранич
ном милосердии Аллаха и возможности прощения. По своему
невежеству человек полагает, что Аллах не простит его и не ниспошлет ему милость, даже в случае
его покаяния и раскаяния. Воля человека слабеет, и он теряет надежду на милосердие Аллаха. Это
относится
к недопустимым и вредным проявлениям, являясь следствием недостаточного знания раба
Аллаха о своем Господе и о своих правах, а также следствием малодушия, беспомощности и
униженности.
Если бы человек знал своего Господа и не предавался лени, то осознал бы
, что даже минимальное
усилие с его стороны связывает его с Господом, обеспечивает Его милость, щедрость и великодушие.
Чувство же безопасности от хитрости Аллаха также обусловлено двумя губительными
причинами:

первая из них заключается в том, что раб Ал
лаха отказывается от религии и проявляет
безразличие к познанию своего Господа и Его прав. В силу собственной не
радивости он продолжает
быть не
брежным и неисполнительным в отношении своих обязанностей, погрязает в греховных
деяниях, в результате чего из ег
о сердца исчезает страх пред Аллахом, и в нем не остается веры, так
как истинная вера подразумевает обязательное наличие страха пред Аллахом и Его наказанием как в
этом, так и в ином мирах;

вторая причина состоит в том, что человек поклоняется, пребывая
в невежестве, восхищаясь
самим собой и обольщаясь собственными деяниями. Пребывая в невежестве, человек позволяет себе
вольности в своих делах, не испытывая при этом никакого страха. При этом он считает, что занимает
высокое положение пред Алла
хом и наход
ится в безопасности от Его хитрости, самоуспокоенно
полагаясь на свою слабую и низменную душу. В итоге он оказывается брошенным на произвол
судьбы и лишается любой удачи, поскольку он сам причинил себе зло.
Из данного разъяснения становится ясной несовмест
имость всего вышеперечисленного с
таухидом.

Комментарии

Комментариев нет.