⚡ Проект «Большая Волга» или грандиозная реконструкция Великой реки⚡
Большая Волга — проект масштабной реконструкции внутренних водных путей СССР, связывающий Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря посредством каналов, шлюзов и крупных водохранилищ на реках Дон Волга и Кама. В настоящее время носит название «Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации». Начало реализации этого проекта было положено еще в 30-е годы века. Строительство каких станций предусматривал этот грандиозный план? Какие задачи был призван решить? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней публикации.
Карта единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации
Основной гидроэнергетический потенциал Европейской части России сосредоточен в бассейне Волги. Еще в 1910 году самарский инженер К. Богоявленский предложил построить ГЭС в районе Самарской Луки, где Волга делает большую петлю, огибая Жигулевские горы.
Самарская Лука с высоты птичьего полета
В 1919 году под его руководством в Самарской губернии была создана комиссия, которая занялась проработкой проекта; в 1929 году комиссия была преобразована в научно-исследовательское Бюро по изысканиям «Волгострой».
До начала 1930-х годов возможность строительства ГЭС на Волге на общесоюзном уровне детально не изучалась, поскольку Волга рассматривалась преимущественно как транспортная магистраль. С 1930 года положение меняется — «Волгострой» получил общегосударственный статус (до этого все работы финансировались Самарской областью), начинаются работы по комплексному освоению гидроэнергетических ресурсов Волги на всем ее протяжении.
15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала, соединяющего Волгу и реку Москву, с целью обеспечения гарантированного водоснабжения города Москвы. Попутно решалась задача доступа в Москву речного транспорта — превращения города в «порт пяти морей».
Карта-схема канала Москва-Волга
Тогда же при Госплане было организовано постоянное совещание для координации проводимых различными ведомствами исследований по гидротехнической реконструкции Волги. Начался разворот проектных работ по различным вариантам гидроузлов на Волге, которыми занимались в общей сложности около 20 различных организаций. Выдвигалось множество различных проектов, которые тщательно изучались специалистами. Наиболее проработанным к 1932 году оказался проект главного инженера «Волгостроя» А.В. Чаплыгина, предусматривающий сооружение на Волге шести ГЭС: Угличской, Ярославской, Балахнинской, Чебоксарской, Самарской и Камышинской, а также трех ГЭС на Каме и одной на ее притоке Уфе с высотой плотин от 10 до 25 метров.
Проект решал три основные проблемы: • Транспортную. Ежегодное обмеление Волги было замечено уже в конце XIX века, а судоходство из года в год росло. Комплекс гидроузлов позволял увеличить судоходные глубины до 3,5 м на всем протяжении водного пути, включая глубоководные выходы к Москве и Балтийскому морю. Это позволяло применять более экономичные крупнотоннажные суда. Дополнительную экономию давало спрямление фарватера на изгибах и уменьшение скорости течения. • Энергетическую. Набирающая обороты индустриализация в СССР, требовала все большее количество дешевой и удобной электроэнергии, которую могли дать волжские ГЭС. • Ирригационную. Обширные хлебородные районы степного Поволжья, периодически страдали от опустошительных засух (30 — 40 лет в столетие). Подъём уровня Волги и наличие электроэнергии, позволяли сделать ирригацию этих районов, избавиться от засух и поднять урожайность в 2 раза. Осуществление всего проекта оценивалось в 12 миллиардов рублей и могло быть сделано только поэтапно.
Этот проект получил поддержку, результатом которой стало постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 3 марта 1932 г. «О строительстве электростанций на Волге», предусматривавшее сооружение Ярославской и Горьковской (Балахнинской) ГЭС, а также одной гидроэлектростанции в районе Перми.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве электростанций на Волге». (Вырезка из газеты)
В составе Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР был организован трест «Средневолгострой» под руководством А. В. Винтера.
Винтер Александр Васильевич
К концу 1932 года схематичный проект Ярославской ГЭС был завершен, начались подготовительные работы по строительству станции.
Другим постановлением было предусмотрено начало работ по Камышинской ГЭС на Нижней Волге, для чего создавалась организация «Нижневолгопроект» под руководством академика И. Г. Александрова, автора проекта Днепрогэс. Продолжалась и разработка проекта Самарской ГЭС.
Александров Иван Гаврилович
Освоение каскада Волжских гидроэлектростанций началось с XVII съезда ВКП(б) (1934 г.), на котором, был утвержден второй пятилетний план развития (1933-1937 гг.). Несмотря на это, дискуссия о принципах освоения Волги продолжалась. Учитывая малый уклон и широкую пойму реки, рассматривался вариант каскада низконапорных ГЭС сезонного действия и вариант постоянно действующих ГЭС с большими регулирующими емкостями. Победила вторая точка зрения, как дающая более стабильную и качественную энергию в условиях единой энергосистемы страны. Проекты, планы и сроки возведения гидроузлов Большой Волги неоднократно изменялись и перерабатывались. О том, какие гидротехнические сооружения были построены в итоге, мы расскажем в наших следующих публикациях.
Информационный Центр Музей Гидроэнергетики
⚡ Проект «Большая Волга» или грандиозная реконструкция Великой реки⚡
Большая Волга — проект масштабной реконструкции внутренних водных путей СССР, связывающий Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря посредством каналов, шлюзов и крупных водохранилищ на реках Дон Волга и Кама. В настоящее время носит название «Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации». Начало реализации этого проекта было положено еще в 30-е годы века. Строительство каких станций предусматривал этот грандиозный план? Какие задачи был призван решить?
Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней публикации.
Основной гидроэнергетический потенциал Европейской части России сосредоточен в бассейне Волги. Еще в 1910 году самарский инженер К. Богоявленский предложил построить ГЭС в районе Самарской Луки, где Волга делает большую петлю, огибая Жигулевские горы.
В 1919 году под его руководством в Самарской губернии была создана комиссия, которая занялась проработкой проекта; в 1929 году комиссия была преобразована в научно-исследовательское Бюро по изысканиям «Волгострой».
До начала 1930-х годов возможность строительства ГЭС на Волге на общесоюзном уровне детально не изучалась, поскольку Волга рассматривалась преимущественно как транспортная магистраль. С 1930 года положение меняется — «Волгострой» получил общегосударственный статус (до этого все работы финансировались Самарской областью), начинаются работы по комплексному освоению гидроэнергетических ресурсов Волги на всем ее протяжении.
15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала, соединяющего Волгу и реку Москву, с целью обеспечения гарантированного водоснабжения города Москвы. Попутно решалась задача доступа в Москву речного транспорта — превращения города в «порт пяти морей».
Тогда же при Госплане было организовано постоянное совещание для координации проводимых различными ведомствами исследований по гидротехнической реконструкции Волги. Начался разворот проектных работ по различным вариантам гидроузлов на Волге, которыми занимались в общей сложности около 20 различных организаций. Выдвигалось множество различных проектов, которые тщательно изучались специалистами. Наиболее проработанным к 1932 году оказался проект главного инженера «Волгостроя» А.В. Чаплыгина, предусматривающий сооружение на Волге шести ГЭС: Угличской, Ярославской, Балахнинской, Чебоксарской, Самарской и Камышинской, а также трех ГЭС на Каме и одной на ее притоке Уфе с высотой плотин от 10 до 25 метров.
Проект решал три основные проблемы:
• Транспортную. Ежегодное обмеление Волги было замечено уже в конце XIX века, а судоходство из года в год росло. Комплекс гидроузлов позволял увеличить судоходные глубины до 3,5 м на всем протяжении водного пути, включая глубоководные выходы к Москве и Балтийскому морю. Это позволяло применять более экономичные крупнотоннажные суда. Дополнительную экономию давало спрямление фарватера на изгибах и уменьшение скорости течения.
• Энергетическую. Набирающая обороты индустриализация в СССР, требовала все большее количество дешевой и удобной электроэнергии, которую могли дать волжские ГЭС.
• Ирригационную. Обширные хлебородные районы степного Поволжья, периодически страдали от опустошительных засух (30 — 40 лет в столетие). Подъём уровня Волги и наличие электроэнергии, позволяли сделать ирригацию этих районов, избавиться от засух и поднять урожайность в 2 раза.
Осуществление всего проекта оценивалось в 12 миллиардов рублей и могло быть сделано только поэтапно.
Этот проект получил поддержку, результатом которой стало постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 3 марта 1932 г. «О строительстве электростанций на Волге», предусматривавшее сооружение Ярославской и Горьковской (Балахнинской) ГЭС, а также одной гидроэлектростанции в районе Перми.
В составе Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР был организован трест «Средневолгострой» под руководством А. В. Винтера.
К концу 1932 года схематичный проект Ярославской ГЭС был завершен, начались подготовительные работы по строительству станции.
Схема расположения сооружений Ярославского гидроузла
Другим постановлением было предусмотрено начало работ по Камышинской ГЭС на Нижней Волге, для чего создавалась организация «Нижневолгопроект» под руководством академика И. Г. Александрова, автора проекта Днепрогэс. Продолжалась и разработка проекта Самарской ГЭС.
Освоение каскада Волжских гидроэлектростанций началось с XVII съезда ВКП(б) (1934 г.), на котором, был утвержден второй пятилетний план развития (1933-1937 гг.). Несмотря на это, дискуссия о принципах освоения Волги продолжалась. Учитывая малый уклон и широкую пойму реки, рассматривался вариант каскада низконапорных ГЭС сезонного действия и вариант постоянно действующих ГЭС с большими регулирующими емкостями. Победила вторая точка зрения, как дающая более стабильную и качественную энергию в условиях единой энергосистемы страны. Проекты, планы и сроки возведения гидроузлов Большой Волги неоднократно изменялись и перерабатывались.
О том, какие гидротехнические сооружения были построены в итоге, мы расскажем в наших следующих публикациях.
Источники:
Слива И. В. История гидроэнергетики России – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 304 с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Большая_Волга
https://ru.wikipedia.org/wiki/Единая_глубоководная_система_Европейской_части_России
https://www.yararchive.ru/exhibitions/exhibition-ges80/