ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ЕЛЕНОЙ ШУМКИНОЙ
Здравствуйте, дорогие друзья. О Великой Отечественной войне написано немало. Сразу вспоминаются прочитанные, перечитанные, осознанные произведения Александра Трифоновича Твардовского, Василя Владимировича Быкова, Виктора Петровича Астафьева, Юрия Васильевича Бондарева, Юлии Владимировны Друниной, Юрия Марковича Нагибина, Бориса Николаевича Полевого, Булата Шалвовича Окуджавы, Владимира Семёновича Высоцкого (этот список вы без труда продолжите сами). У каждого из нас – есть любимый писатель или поэт, который помог понять и осмыслить эту войну, запечатлеть в душе её события с подписью «МОЁ отношение», а не просто запомнить цифры, даты, значение. Для автора этих строк таким поэтом стал Александр Яковлевич Розенбаум. О его таланте в предисловии ко второму, пожалуй, самому яркому, и нашему любимому сборнику стихотворений (1996 год, московское издательство «ННН») «Белая птица удачи» метко сказал Валентин Иосифович Гафт: «Многие песни Розенбаума уже могут называться народными, как песни Окуджавы и Высоцкого. У них своё, неожиданное видение мира, свои слова, свои интонации; но вот читая его стихи, я узнаю, что его осень – это, оказывается, и моя осень, его Питер – это мой Питер, его Одесса – это и моя Одесса, его двор – это и мой двор, его шантрапа – это и моя шантрапа, его “Чёрный тюльпан” – это и мой “Чёрный тюльпан”. Это всё наше, общее. Это наше время. Это все мы». И сегодняшние наши литературные разноцветные, чуть необычные стёклышки – о Розенбауме, и о цикле его стихотворений о войне. Коротко К Александру Розенбауму многие относятся весьма противоречиво: его эстетика, жизненная и творческая позиции близки далеко не всем. Но нельзя отрицать его вклад в современную культуру. Творчество Розенбаума чаще всего рассматривают на стыке авторской песни, шансона и эстрадной музыки. Он же неоднократно уточнял и уточняет: «Я называю себя работником в жанре Розенбаум»; «Вы меня не втисните ни в один жанр»; «Я как профессиональный человек, музыкант, знаю понятие песни и не-песни. Вот и всё. Какая она – бардовская или не бардовская – я не знаю. Если человек пишет стихи и музыку – он бард? Элтон Джон – бард? Пол Маккартни – бард? Или Денис Давыдов?..»; «Не надо говорить про эстраду. Она так же, как и бардовская песня, бывает плохая и хорошая. Но всё дело в том, что эстрадные музыканты – я не беру этих сопляков из “Фристайл” или “Ласковых маев” – они, то есть лучшие из них, относятся к поэзии с гораздо большим почтением, нежели господа барды – к музыке. Для них главное в песне – стихи. А для меня главное в песне – стихи и музыка, однозначно». Те, кто слушает Александра Яковлевича от случая к случаю и не следит за его творчеством, привыкли к образу исполнителя с гитарой, выступающего с одними и теми же композициями. Просто обидно, что часто выбирают из огромного, многогранного списка всего несколько вещей и транслируют так долго и методично, что даже подчас и у поклонников начинается к ним настоящее отвращение. Но завсегдатаи концертов – у каждого из них свой список любимых песен и стихотворений Розенбаума, например, философских, рассказывающих о любви, войне, а то и блатных – знают, что он не всегда берёт в руки инструмент, и непременно хотя бы раз садится за рояль; и что (вновь цитируем яркие слова Валентина Гафта из предисловия к «Белой птице удачи») «…Слова его песен, стихов, отделённые от струн, от хрипящих связок, не становятся голыми и беспомощными. Наоборот, многие из них вызывают восхищение ещё большее, чем спетые по нотам…» О цикле стихотворений о войне В каждом сборнике стихотворений Александра Розенбаума (на сегодняшний день их 12) – непременно есть стихи о Великой Отечественной войне. Его пластинка «Эпитафия», диск «Настоящий солдат» (2001 год) и один из дисков серии «Философия» (2004 год) – полностью посвящены теме войны. Андрей Сердюков на официальном сайте Розенбаума в статье «Биография» писал: «…Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: “Красная стена” (о памяти погибших в боях за Сталинград), “Бабий Яр” (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), “На Дороге Жизни” (о блокадном Ленинграде), “А может, не было войны?” (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), “Я часто просыпаюсь в тишине” (песня написана Розенбаумом в период его работы на скорой помощи как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие». Александр Яковлевич родился 13 сентября 1951 года. То есть, уже в абсолютно мирное время. И поэтому неоднократно слышал, слышит упрёки в стиле «как можно писать о том, чего не знаешь». Он обычно отвечает так: «Отец всю войну прошёл. Мы росли, когда ветеранам было по 30–35 лет, мы выросли в таком потоке информативном о войне, поэтому не писать об этой войне я просто не мог, она во мне». «Меня часто спрашивают, почему я пишу так много песен о войне. А я пишу их, потому что жизнь у нас такая, к сожалению. Человек 5–10 из моих близких воюют вот уже двадцать лет подряд. С очень небольшими перерывами для перемены места дислокации. С 1979-го мы только и делаем, что воюем. И я не люблю кокетливое название “горячие точки”. Это не точки – это огромные территории, на которых гибнет огромное количество людей». Писать о войне Розенбаум имеет полное право: он поддерживал русских солдат в Афганистане и в Чечне. Его друг, военный лётчик Геннадий Штерн говорит: «Вы не удивляйтесь, Саша ведь два года отслужил начальником медслужбы на крейсере, и он не только побывал в горячих точках, но и участвовал в боевых действиях в Афгане – лично ходил на переговоры в аул к душманам». А сам Александр Яковлевич обычно отмечает: «Романтика войны заканчивается очень быстро. Один раз кишки на проводах увидишь – и больше о романтике не вспоминаешь. Но не ездить туда, к нашим ребятам, не мог… Довольно трудно объяснить, что война – это не только чёрное и белое. Это основные цвета, но не все: там целая палитра. Там не только смерть и кровь, там живут люди. Случаются свадьбы, слышны песни. И Василии Тёркины не перевелись. Поэтому моё чувство долга – как гражданина, как артиста, как врача, как офицера, как человека – требует от меня дать людям песни, если им они нужны. Я ненавижу войну, но пока мои песни нужны нашим бойцам, нашим офицерам, я всегда готов их им спеть. Они заслуживают их не меньше, чем попивающие кофеёк беззаботные юноши из столиц». «Люди в погонах – это наша сила, это наши братья, отцы, матери, дяди, тёти – это наша жизнь. Война, к сожалению, это тоже неотъемлемая часть жизни. Война есть сегодня, была вчера и в ближайшем будущем конца ей не видно. На мой взгляд, планета сошла с ума. У огромного количества людей съехала крыша. Страшно то, что сегодня сокрушают мир гражданские войны. Другим войнам можно найти, скажем так, приличное оправдание. Извините за подобный подход, но освободительные войны – это войны за реальное освобождение, реально порабощённых стран, народов, племён. Отечественные войны – это войны за свободу своей земли, своих домов и полей. Гражданские войны тоже имеют причины, но они очень “нечистые”, это тот случай, когда “паны дерутся, а у холопов чубы летят”». Неизменная традиция Ежегодно 9 Мая А. Я. Розенбаум даёт концерт в БКЗ «Октябрьский» (все концерты в этом зале он называет «домашними»: в зале его любимого Ленинграда – самая родная публика и необыкновенно тёплая, душевная атмосфера), первое отделение которого традиционно посвящено памяти Великой Отечественной войны. В 1995 году, в 50-ю годовщину со дня окончания войны, его сольный концерт на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге побил все рекорды – собрал 2000 зрителей. В 2000 году – в Instagram состоялся онлайн-концерт «Своих не бросаем» https://www.youtube.com/watch?v=eWLLUOMOCWI И сегодня в 19:00 он неизменно выйдет на сцену. Вместо послесловия Творчество А. Я. Розенбаума началось с песен о любви и о войне. И закончить сегодняшние стёклышки мы хотим вот этим жизнеутверждающим произведением – «Дым под потолком»: о простой земной любви, о войне, которую нельзя забывать, и конечно о мире, радости которого – самые простые, но яркие вещи. Кстати, это стихотворение – как раз один из ярких примеров того, что творчество Розенбаума многожанрово и ярко. Впервые песня записана Александром Яковлевичем в 2001 году в альбом «Настоящий солдат» (лейбл United Music Group). https://www.youtube.com/watch?v=6BtGLjvUBfM https://www.youtube.com/watch?v=K-JKSXSMw0I Дым под потолком Ветер кружит лист, город сыр и сер. Старое идёт кино. Два квартала вниз, три пролёта вверх, Сломан, как всегда, звонок. Я вернулся, любовь моя, С той войны, на которой смерть Обошла стороной меня, Дав мне песню мою допеть. Я вернулся, любовь моя, Потому, что хотелось жить. Извини, что немного пьян. «Как дела?» – скажи. Теленовостей разум воспалён, В руки впрыгивает ствол. Чистая постель, чистое бельё, Непривычно чистый пол. Я вернулся, любовь моя, Улыбаться учиться вновь. На ветру в полный рост стоять И с тобой засыпать без снов. Я вернулся, любовь моя, За друзей досмотреть футбол. Будут слёзы дожди ронять. Как понять эту боль? Дым под потолком, дым моей души, Дым в глазах больших, как жизнь. Ласковой рукой пламя потуши, Но, смотри, не обожгись. Я вернулся, любовь моя, Чтоб поставить на стол духи, Фотографию на рояль И подсолнухи. Я вернулся, любовь моя, Чтобы снова тебя обнять, Тишину не боясь разорвать Молнией огня. В конце каждого концерта Александр Яковлевич Розенбаум желает: «Только двух вещей, всегда и всем – здоровья и мира. Всё остальное купим». Присоединяемся. С Днём Победы! До встречи! Ваша Т. Белоусова
А.Я.Розенбаум Дым под потолком
А. Розенбаум: Онлайн-концерт «Своих не бросаем!» | САМАЯ ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
"Сказка о городе К." Елены Шумкиной
:Татьяна Белоусова
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ЕЛЕНОЙ ШУМКИНОЙ
Здравствуйте, дорогие друзья.
О Великой Отечественной войне написано немало. Сразу вспоминаются прочитанные, перечитанные, осознанные произведения Александра Трифоновича Твардовского, Василя Владимировича Быкова, Виктора Петровича Астафьева, Юрия Васильевича Бондарева, Юлии Владимировны Друниной, Юрия Марковича Нагибина, Бориса Николаевича Полевого, Булата Шалвовича Окуджавы, Владимира Семёновича Высоцкого (этот список вы без труда продолжите сами).
У каждого из нас – есть любимый писатель или поэт, который помог понять и осмыслить эту войну, запечатлеть в душе её события с подписью «МОЁ отношение», а не просто запомнить цифры, даты, значение.
Для автора этих строк таким поэтом стал Александр Яковлевич Розенбаум. О его таланте в предисловии ко второму, пожалуй, самому яркому, и нашему любимому сборнику стихотворений (1996 год, московское издательство «ННН») «Белая птица удачи» метко сказал Валентин Иосифович Гафт: «Многие песни Розенбаума уже могут называться народными, как песни Окуджавы и Высоцкого. У них своё, неожиданное видение мира, свои слова, свои интонации; но вот читая его стихи, я узнаю, что его осень – это, оказывается, и моя осень, его Питер – это мой Питер, его Одесса – это и моя Одесса, его двор – это и мой двор, его шантрапа – это и моя шантрапа, его “Чёрный тюльпан” – это и мой “Чёрный тюльпан”. Это всё наше, общее. Это наше время. Это все мы».
И сегодняшние наши литературные разноцветные, чуть необычные стёклышки – о Розенбауме, и о цикле его стихотворений о войне.
Коротко
К Александру Розенбауму многие относятся весьма противоречиво: его эстетика, жизненная и творческая позиции близки далеко не всем. Но нельзя отрицать его вклад в современную культуру.
Творчество Розенбаума чаще всего рассматривают на стыке авторской песни, шансона и эстрадной музыки. Он же неоднократно уточнял и уточняет: «Я называю себя работником в жанре Розенбаум»; «Вы меня не втисните ни в один жанр»; «Я как профессиональный человек, музыкант, знаю понятие песни и не-песни. Вот и всё. Какая она – бардовская или не бардовская – я не знаю. Если человек пишет стихи и музыку – он бард? Элтон Джон – бард? Пол Маккартни – бард? Или Денис Давыдов?..»; «Не надо говорить про эстраду. Она так же, как и бардовская песня, бывает плохая и хорошая. Но всё дело в том, что эстрадные музыканты – я не беру этих сопляков из “Фристайл” или “Ласковых маев” – они, то есть лучшие из них, относятся к поэзии с гораздо большим почтением, нежели господа барды – к музыке. Для них главное в песне – стихи. А для меня главное в песне – стихи и музыка, однозначно».
Те, кто слушает Александра Яковлевича от случая к случаю и не следит за его творчеством, привыкли к образу исполнителя с гитарой, выступающего с одними и теми же композициями. Просто обидно, что часто выбирают из огромного, многогранного списка всего несколько вещей и транслируют так долго и методично, что даже подчас и у поклонников начинается к ним настоящее отвращение. Но завсегдатаи концертов – у каждого из них свой список любимых песен и стихотворений Розенбаума, например, философских, рассказывающих о любви, войне, а то и блатных – знают, что он не всегда берёт в руки инструмент, и непременно хотя бы раз садится за рояль; и что (вновь цитируем яркие слова Валентина Гафта из предисловия к «Белой птице удачи») «…Слова его песен, стихов, отделённые от струн, от хрипящих связок, не становятся голыми и беспомощными. Наоборот, многие из них вызывают восхищение ещё большее, чем спетые по нотам…»
О цикле стихотворений о войне
В каждом сборнике стихотворений Александра Розенбаума (на сегодняшний день их 12) – непременно есть стихи о Великой Отечественной войне. Его пластинка «Эпитафия», диск «Настоящий солдат» (2001 год) и один из дисков серии «Философия» (2004 год) – полностью посвящены теме войны.
Андрей Сердюков на официальном сайте Розенбаума в статье «Биография» писал:
«…Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: “Красная стена” (о памяти погибших в боях за Сталинград), “Бабий Яр” (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), “На Дороге Жизни” (о блокадном Ленинграде), “А может, не было войны?” (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), “Я часто просыпаюсь в тишине” (песня написана Розенбаумом в период его работы на скорой помощи как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие».
Александр Яковлевич родился 13 сентября 1951 года. То есть, уже в абсолютно мирное время. И поэтому неоднократно слышал, слышит упрёки в стиле «как можно писать о том, чего не знаешь».
Он обычно отвечает так:
«Отец всю войну прошёл. Мы росли, когда ветеранам было по 30–35 лет, мы выросли в таком потоке информативном о войне, поэтому не писать об этой войне я просто не мог, она во мне».
«Меня часто спрашивают, почему я пишу так много песен о войне. А я пишу их, потому что жизнь у нас такая, к сожалению. Человек 5–10 из моих близких воюют вот уже двадцать лет подряд. С очень небольшими перерывами для перемены места дислокации. С 1979-го мы только и делаем, что воюем. И я не люблю кокетливое название “горячие точки”. Это не точки – это огромные территории, на которых гибнет огромное количество людей».
Писать о войне Розенбаум имеет полное право: он поддерживал русских солдат в Афганистане и в Чечне.
Его друг, военный лётчик Геннадий Штерн говорит:
«Вы не удивляйтесь, Саша ведь два года отслужил начальником медслужбы на крейсере, и он не только побывал в горячих точках, но и участвовал в боевых действиях в Афгане – лично ходил на переговоры в аул к душманам».
А сам Александр Яковлевич обычно отмечает:
«Романтика войны заканчивается очень быстро. Один раз кишки на проводах увидишь – и больше о романтике не вспоминаешь. Но не ездить туда, к нашим ребятам, не мог…
Довольно трудно объяснить, что война – это не только чёрное и белое. Это основные цвета, но не все: там целая палитра. Там не только смерть и кровь, там живут люди. Случаются свадьбы, слышны песни. И Василии Тёркины не перевелись. Поэтому моё чувство долга – как гражданина, как артиста, как врача, как офицера, как человека – требует от меня дать людям песни, если им они нужны. Я ненавижу войну, но пока мои песни нужны нашим бойцам, нашим офицерам, я всегда готов их им спеть. Они заслуживают их не меньше, чем попивающие кофеёк беззаботные юноши из столиц».
«Люди в погонах – это наша сила, это наши братья, отцы, матери, дяди, тёти – это наша жизнь. Война, к сожалению, это тоже неотъемлемая часть жизни. Война есть сегодня, была вчера и в ближайшем будущем конца ей не видно. На мой взгляд, планета сошла с ума. У огромного количества людей съехала крыша. Страшно то, что сегодня сокрушают мир гражданские войны. Другим войнам можно найти, скажем так, приличное оправдание. Извините за подобный подход, но освободительные войны – это войны за реальное освобождение, реально порабощённых стран, народов, племён. Отечественные войны – это войны за свободу своей земли, своих домов и полей. Гражданские войны тоже имеют причины, но они очень “нечистые”, это тот случай, когда “паны дерутся, а у холопов чубы летят”».
Неизменная традиция
Ежегодно 9 Мая А. Я. Розенбаум даёт концерт в БКЗ «Октябрьский» (все концерты в этом зале он называет «домашними»: в зале его любимого Ленинграда – самая родная публика и необыкновенно тёплая, душевная атмосфера), первое отделение которого традиционно посвящено памяти Великой Отечественной войны.
В 1995 году, в 50-ю годовщину со дня окончания войны, его сольный концерт на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге побил все рекорды – собрал 2000 зрителей.
В 2000 году – в Instagram состоялся онлайн-концерт «Своих не бросаем» https://www.youtube.com/watch?v=eWLLUOMOCWI И сегодня в 19:00 он неизменно выйдет на сцену.
Вместо послесловия
Творчество А. Я. Розенбаума началось с песен о любви и о войне.
И закончить сегодняшние стёклышки мы хотим вот этим жизнеутверждающим произведением – «Дым под потолком»: о простой земной любви, о войне, которую нельзя забывать, и конечно о мире, радости которого – самые простые, но яркие вещи.
Кстати, это стихотворение – как раз один из ярких примеров того, что творчество Розенбаума многожанрово и ярко.
Впервые песня записана Александром Яковлевичем в 2001 году в альбом «Настоящий солдат» (лейбл United Music Group). https://www.youtube.com/watch?v=6BtGLjvUBfM https://www.youtube.com/watch?v=K-JKSXSMw0I Дым под потолком
Ветер кружит лист, город сыр и сер.
Старое идёт кино.
Два квартала вниз, три пролёта вверх,
Сломан, как всегда, звонок.
Я вернулся, любовь моя,
С той войны, на которой смерть
Обошла стороной меня,
Дав мне песню мою допеть.
Я вернулся, любовь моя,
Потому, что хотелось жить.
Извини, что немного пьян.
«Как дела?» – скажи.
Теленовостей разум воспалён,
В руки впрыгивает ствол.
Чистая постель, чистое бельё,
Непривычно чистый пол.
Я вернулся, любовь моя,
Улыбаться учиться вновь.
На ветру в полный рост стоять
И с тобой засыпать без снов.
Я вернулся, любовь моя,
За друзей досмотреть футбол.
Будут слёзы дожди ронять.
Как понять эту боль?
Дым под потолком, дым моей души,
Дым в глазах больших, как жизнь.
Ласковой рукой пламя потуши,
Но, смотри, не обожгись.
Я вернулся, любовь моя,
Чтоб поставить на стол духи,
Фотографию на рояль
И подсолнухи.
Я вернулся, любовь моя,
Чтобы снова тебя обнять,
Тишину не боясь разорвать
Молнией огня.
В конце каждого концерта Александр Яковлевич Розенбаум желает:
«Только двух вещей, всегда и всем – здоровья и мира. Всё остальное купим».
Присоединяемся.
С Днём Победы!
До встречи!
Ваша Т. Белоусова