Культура Туркменистана

Национальная культура туркменского народа несколько отличается от культурных традиций соседских мусульманских центральноазиатских государств. Дело в том, что предки туркмен – кочевые племена, тогда как земли современного Таджикистана и Узбекистана в основном населяли оседлые племена земледельцев. Эта особенность отразилась и на таком аспекте жизни туркмен как культурное развитие. Основные культурные вехи народов Туркменистана относятся к традициям тюркской народности огузов.
Последние восходят к доисламскому периоду. Традиции огузов нашли отражение в литературе, музыке, фольклоре туркмен. Наиболее известным произведением этого периода является национальный эпос огузов «Огуз-намэ», также принадлежащий культурному наследию туркмен, азербайджанцев и турков. Он передавался устно из поколения в поколение и был записан только в середине XVI века. Ещё один эпический памятник поэма «Китаби Деде Коркуд», в которой нашли отражение доисламская племенная культура огузов и влияние ислама в XI-XII веках. Эпические поэмы исполнялись народными певцами-сказителями.
***
После принятия ислама народами в Центральной Азии получила распространение арабская письменность. Однако туркменская поэзия использовала чагатайский язык, широко распространённый в Центральной Азии. Именно на чагатайском языке развивалась туркменская литература. На нём писали великие туркменские поэты XVIII века.
Национальным туркменским поэтом является Махтумкули (1730-1880-е годы). До Махтумкули туркменская поэзия была очень похожа на персидскую, то есть выражена в форме суфийских философских трактатов в поэтической форме. Махтумкули и его последователи начали творить, выходя за узкие рамки условностей, свойственных персидской поэзии. При этом широко использовались мотивы туркменской народной поэзии и её эпические традиции. Продолжателями наследия Махтумкули считаются Сеитназар Сеиди (1775-1836) и Курбандурды Зелили (1780-1836).
…С середины XIX века заметно ослабевает влияние суфизма, ранее преобладавшего в туркменской литературе. И произведения туркменских поэтов приобретают политическую окраску. После присоединения Туркменистана к Российской империи в 1870-1890-х годах ведущее место в поэзии занимает социальная и политическая сатира.
***
Туркменский язык
Туркменский разговорный язык развивался на основе диалектов тюркских языков. Точнее, западных огузских диалектов. Оказали своё влияние кыпчакские и староузбекские (чагатайские) языки. В 1928 арабский алфавит был заменён латинским, в 1940 латинский алфавит был заменён кириллицей. Сам литературный туркменский язык сформировался в XX веке под влиянием текинского племенного диалекта. До конца прошлого столетия туркменская письменность была основана на кириллице, но в конце XX – начале XXI веке полностью переведён на латинскую графику.

Культура Туркменистана - 895331238271

Комментарии

  • 13 июл 2020 21:16
    Какая поверхностная статейка ,
  • 13 июл 2020 21:21
    На территории Туркменистана был одним из древнейших центров культурного земледелия в мире , эта Аннауская культура , американским археологом Пампелли в ходе раскопок в начале 20-го века в Аннау , недалеко от Ашхабада были найдены земледельские орудия труда и семена культурной пшеницы.
  • 13 июл 2020 21:36
    На северных горных склонах хребтов, отделяющих Среднюю Азию от Ирана, было исследовано несколько таких тепе. Наиболее известными из них являются два холма Анау близ Ашхабада. К энеолитической поре (конец IV—начало III тысячелетия до н. э.) относятся слои северного холма Анау (высота —17 м) и холма. Яссы-Тепе. В них сохранились остатки нескольких поселений. Все эти поселения состояли из домов, сложенных из сырцового кирпича. Некоторые помещения были украшены стенной росписью в виде геометрических узоров. Главным занятием населения здесь было земледелие, о чём свидетельствуют обнаруженные в глине отпечатки зёрен ячменя и пшеницы, а также найденные при раскопках каменные зернотёрки.

    Скотоводство здесь возникло не сразу: кости овцы, быка и свиньи впервые встречаются на .4-м метре, считая снизу; позднее таких костей становится всё больше. Увеличивается и число разводимых видов животных: в конце III тысячелетия до н. э. имелись уже быки, овцы, козы, двугорбые верблюды, лошади и свиньи; стада животных охранялись собаками, очень близкими к существующим здесь современным породам.

    Посуда, найденная в Анау, как и в других энеолитических посёлках Средней Азии, расписана главным образом геометрическими узорами. В анауской росписи встречается ряд узоров, аналогичных южноиранским и узорам поздненеолитических и энеолитических поселений Элама Сузы I и Двуречья (Телль-Халаф, Самарра, Эль-Обейд, Джемдет-Наср).

    Керамика культур Анау I и Анау II. Орудия труда и оружие, найденные в энеолитических посёлках Анау, сделаны главным образом из кремня. Однако уже в нижних слоях найдены медные поделки. В средних слоях медных изделий становится всё больше. Это — шилья, листовидные ножи и некоторые другие предметы.
  • 13 июл 2020 21:40
    Культура Анау представляет исключительный интерес прежде всего потому, что позволяет установить наличие населения на юге Средней Азии, повидимому связанного с древними южными центрами Элама и Шумера. Есть данные, позволяющие установить связь между Анау и древнеиндийской культурой Хараппы (III — начало II тысячелетия до н. э.). Однако Анау может служить связующим звеном не только между древнейшей цивилизацией Двуречья и древнеиндийской цивилизацией. Китайские археологи открыли в древних энеолитических поселениях в Синьцзяне расписную керамику, орнаментация которой в ряде случаев сходна с анауской. Можно, таким образом, предположить, что энеолитические памятники Синьцзяна и Северного Китая в известной мере связаны с древневосточной энеолитической культурой Индии и Передней Азии.

    Более поздняя история энеолитических поселений на юге Средней Азии в настоящее время особенно хорошо может быть изучена благодаря раскопкам на холме Намазга-Тепе, расположенном в предгорьях Копет-Дага. Здесь открыты остатки нескольких зданий, строившихся одно на .месте другого, по мере разрушения более древних. Судя по особенно хорошо сохранившимся остаткам одного здания (здание «Б» — конец III и начало II тысячелетия до н. э.), эти постройки представляли собой многокомнатные жилища родовой общины. В этом здании обнаружено 27 помещений.

    Население Намазга-Тепе занималось скотоводством и особенно земледелием (найдены зёрна ячменя, пшеницы и много зернотёрок). Керамика Намазга-Тепе в наиболее глубоких слоях по замечательной своей росписи с изображениями козлов, птиц, с орнаментом в виде «лесенок» сходна с керамикой из Анау II. В ней имеется сходство и с керамикой из Суз в Эламе. Находки посуды, формованной на гончарном круге, а также бронзовых изделий свидетельствуют о значительных успехах домашних промыслов.
  • 13 июл 2020 21:45
    Древнейшие оседлоземледельческие культуры Средней Азии складывались на юго- западе региона,, на северной подгорной равнине Копет-Дага. Это было обусловлено двумя факторами — благоприятными условиями для развития мелкооазисного земледелия и давними тесными связями между культурами Передней Азии и Ирана, бывшими, как мы видели, древнейшими очагами злакового земледелия на земном шаре. Изучение раннеземледельческих памятников Южного Туркменистана началось еще в XIX в. с любительских раскопок северного холма Анау под Ашхабадом (Джуракулов, 1964). В 1904 г. на Анау были произведены раскопки американской экспедицией, опубликовавшей полученные материалы в двух томах, что принесло памятнику широкую известность (Pumpelly, 1908). Эти материалы, несмотря на низкий методический и методологический уровень обработки, долгое время оставались в мировой науке основными источниками для изучения раннеземледельческих культур Средней Азии. В 30-е гг. ашхабадскими археологами были проведены разведки, выявившие целый ряд новых памятников, но раскопки на древних поселениях практически не велись и полученные данные оставались неопубликованными. Решающий перелом в изучении древнеземледельческих культур Южного Туркменистана произошел в результате развертывания исследований Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедицией (Литвинский, 1952; Массон М. Е., 1955). Наиболее важными были работы в 1952 г. под руководством Б. А. Куфтина, когда раскопками на крупнейшем центре древних культур Намазга-депе была установлена стратиграфическая последовательность комплексов Намазга I—VI, охватывающих почти всю эпоху энеолита и бронзового века (Куфтин, 1954; Массон, 1956). Систематическое исследование наиболее древних оседлоземледельческих комплексов производилось в 1955 —1963 гг. совместными усилиями ЮТАКЭ и Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. В ходе исследований были произведены масштабные раскопки неолитического поселения Джейтун, поселений геоксюрского оазиса, крупного центра эпохи энеолита Кара-депе, получившие широкое освещение в советской литературе и зарубежных изданиях (Masson, 1961; Masson, Sarianidi, 1972). Энеолитическим комплексам посвящены четыре выпуска «Свода археологических источников» (Массон, 1962; Хлопин, 1963, 1969; Сарианиди, 1965). Специально были рассмотрены связи южнотуркменистанских комплексов с культурами Ближнего Востока и историческая значимость вновь открытых памятников (Массон, 1964б).

    В дальнейшем значительное внимание уделялось исследованию памятников бронзового века, особенно благодаря начавшимся в 1965 г. широким раскопкам поселения Алтын-депе (Массон, 1967). Эти работы позволили обоснованно поставить вопрос о развитии на прикопетдагской равнине цивилизации древневосточного типа (Массон, 1981а). Развертывание археологических работ на юге Средней Азии показало, что с этими древнейшими центрами были генетически связаны культуры II тыс. до н. э., открытые в долине Мургаба (Массон, 1959; Сарианиди, 1976; Масимов, 1979) и по среднему течению Амударьи как в Узбекистане (Аскаров, 1973, 1977), так и в Афганистане (Сарианиди, 1977).
  • 13 июл 2020 21:47
    В этом отношении показательно, что неолитическая Джейтунская культура VI тыс. до н. э. Южного Туркменистана (см. выше, с. 44) была по своим основным параметрам типичным локальным проявлением этого раннеземледельческого пласта, который повсеместно в Передней Азии был исходным для дальнейшего развития по пути к цивилизации.
    Именно Джейтунская культура явилась фундаментом для последующей эволюции энеолитических комплексов раннеземледельческой культуры, получившей по эталонному памятнику наименование анауской. На грани между Джейтунской и анауской культурами происходит качественная смена типов в разных категориях артефактов, позволяющая говорить о начале новой археологической культуры. Именно в рамках этой культуры имела место адаптивная модификация комплекса раннеземледельческого типа в данной природной среде (Массон, 1986б). Процесс начался еще в пору Джейтунской культуры и развивался по мере освоения раннеземледельческими племенами подгорной равнины. В результате сложились устойчивые производственные и жизнеобеспечивающие подсистемы, а также в той мере, в какой это представлено материалами археологии, соционормативная система, с которой связаны погребальные обряды и ряд культов и ритуалов. В развитии анауской культурной традиции на ранних этапах доминировала спонтанная трансформация. Проявления стимулированной трансформации, компоненты которой генетически восходят к эламо-месонотамской среде, первоначально незначительны. Анауская культура прошла в своем развитии несколько стадий или периодов, различия между которыми нашли особенно яркое выражение в керамических наборах. Для определенных этапов могут быть выделены и территориальные, или локальные, варианты. Время существования анауской культуры в целом приходится на V — начало III тыс. до н. э. Наиболее ранним в свите этих последовательных комплексов является комплекс Анау IA, выделенный еще при раскопках нижних слоев северного холма Анау в 1904 г., что полностью подтвердилось последующими исследованиями (Ершов, 1956; Курбансохатов, 1983). Для него характерны небольшие дома, построенные из прямоугольного сырцового кирпича, конические терракотовые пряслица и медные изделия, существующие наряду с деградирующей кремневой индустрией. Памятники, содержащие слои этого типа, распространены в тех же районах, что и поселения Джейтунской культуры. В одном случае слои с материалами типа Анау IA перекрывают Джейтунские напластования (Монджуклы-депе). На значительной площади эти поселения раскопаны в районе Меана- Чаача (Бердыев, 1968, 1972). Мощность культурных напластований с материалами типа Анау IA колеблется от 3 до 4 м. Земледельческо-скотоводческое хозяйство в пору Анау IA развивало традиции, сложившиеся в период существования Джейтунской культуры. Полуполивное земледелие базировалось на использовании паводковых вод подгорных речек и ручьев. В одном случае даже отмечен своеобразный потоп, когда культурные слои оказались разделенными полуметровым слоем глины (Лисицына, 1965, с. 152). Два поселения, исследованные в районе Меана-Чаача, — Монджуклы и Чакмаклы состоят из небольших однокомнатных домов, находящихся по обе стороны узкой улочки. Внутри домов имеются выступы, расположенные друг против друга и как бы делящие такой прямоугольный дом на две комнаты. В центре одного из поселений выделяется более крупный дом аналогичной планировки, но его пол и стены окрашены в красный цвет. Видимо, перед нами общинное святилище, повторяющее своей планировкой тип традиционного жилого дома. Из керамических форм характерны полусферические чаши, небольшие конические миски и горшки. Роспись производилась темно-бурой и темно-коричневой краской по красному или светлому фону. Преобладают сравнительно несложные геометрические композиции, образованные треугольными фигурами с сетчатым заполнением. Терракотовые статуэтки животных и конусовидные фишки продолжают традиции, сложившиеся еще в пору неолита.
  • 13 июл 2020 21:52
    На земле Туркменистана были древнейшие цивилизаци , такие как Маргуш - Маргиана , Хорезм , Гиркания , Парфянская Империя и т.д.
    Здесь был симбиоз древнейших оседлоземлечельских культур и кочевых культур , таких как восточные скифы - саки , дахи/даи и т.д.
  • 13 июл 2020 22:09
    Вау какое отношение к собственной истории.
  • 13 июл 2020 22:23
    Национальный музей «Ак бугдай» (туркм. Milli «Ak bugdaý» muzeýi, буквально Музей «белой пшеницы») — национальный музей Туркменистана, расположенный в городе Аннау, административном центре Ахалского велаята. Единственный в мире музей пшеницы[1].
    Фотография
  • 13 июл 2020 22:26
    Музей был построен в 2005 году турецкой компанией «Полимекс», на месте, где в 1904 году возглавляемая американцем Рафаэлем Пампелли археологическая экспедиция нашла зерна пшеницы, чей возраст составил 5 тыс. лет.
  • 13 июл 2020 22:28
    В музее хранятся обнаруженные в 1904 году зёрна пшеницы возрастом 5 тысяч лет, каменные зернотерки (II тыс. до н. э.), ручные мельничные жернова (III—II тыс. до н. э.), маслобойка для отжима масла из зерен кунжута, статуэтки богинь плодородия (Намазга депе, IV тыс. до н. э.), бронзовая мотыга (II тыс. до н. э.), наконечник стрелы, бронзовый нож (III—II тыс. до н.э), фрагменты керамической посуды с монохромным и полихромным рисунками. Керамические изделия представлены хумами (кувшины больших размеров), кувшинами для воды, масла (голча), глазурованными кувшинами для туркменского напитка — чала, мелкой посудой хозяйственного назначения (пиалы, блюда, вазы для фруктов и для цветов, флаконы для ароматических масел, духов, лекарственных средств). В музее находятся предметы ручной работы и выполненные на гончарном круге, без рисунка и с нанесенным геометрическим или растительным узором, глазурованная и частично глазурованная, штампованная керамика. В экспозиции так же представлены орудия труда и домашняя утварь XIX — XX веков: деревянные плуги с металлическими сошниками, медные чайники, кумганы, самовары, ножницы для стрижки овец, орудия труда кузнецов, ювелиров, фрагменты ткацкого станка. Дополнением к музейному собранию служат снопы пшеницы тех сортов, что считаются достижениями современных селекционеров[4][5].
  • 14 июл 2020 05:24
    И на формирование языка Туркмен оказали влияние кипчакский и ;-) староузбекский языки
  • Комментарий удалён.