Культура Туркменистана
Национальная культура туркменского народа несколько отличается от культурных традиций соседских мусульманских центральноазиатских государств. Дело в том, что предки туркмен – кочевые племена, тогда как земли современного Таджикистана и Узбекистана в основном населяли оседлые племена земледельцев. Эта особенность отразилась и на таком аспекте жизни туркмен как культурное развитие. Основные культурные вехи народов Туркменистана относятся к традициям тюркской народности огузов.
Последние восходят к доисламскому периоду. Традиции огузов нашли отражение в литературе, музыке, фольклоре туркмен. Наиболее известным произведением этого периода является национальный эпос огузов «Огуз-намэ», также принадлежащий культурному наследию туркмен, азербайджанцев и турков. Он передавался устно из поколения в поколение и был записан только в середине XVI века. Ещё один эпический памятник поэма «Китаби Деде Коркуд», в которой нашли отражение доисламская племенная культура огузов и влияние ислама в XI-XII веках. Эпические поэмы исполнялись народными певцами-сказителями.
***
После принятия ислама народами в Центральной Азии получила распространение арабская письменность. Однако туркменская поэзия использовала чагатайский язык, широко распространённый в Центральной Азии. Именно на чагатайском языке развивалась туркменская литература. На нём писали великие туркменские поэты XVIII века.
Национальным туркменским поэтом является Махтумкули (1730-1880-е годы). До Махтумкули туркменская поэзия была очень похожа на персидскую, то есть выражена в форме суфийских философских трактатов в поэтической форме. Махтумкули и его последователи начали творить, выходя за узкие рамки условностей, свойственных персидской поэзии. При этом широко использовались мотивы туркменской народной поэзии и её эпические традиции. Продолжателями наследия Махтумкули считаются Сеитназар Сеиди (1775-1836) и Курбандурды Зелили (1780-1836).
…С середины XIX века заметно ослабевает влияние суфизма, ранее преобладавшего в туркменской литературе. И произведения туркменских поэтов приобретают политическую окраску. После присоединения Туркменистана к Российской империи в 1870-1890-х годах ведущее место в поэзии занимает социальная и политическая сатира.
***
Туркменский язык
Туркменский разговорный язык развивался на основе диалектов тюркских языков. Точнее, западных огузских диалектов. Оказали своё влияние кыпчакские и староузбекские (чагатайские) языки. В 1928 арабский алфавит был заменён латинским, в 1940 латинский алфавит был заменён кириллицей. Сам литературный туркменский язык сформировался в XX веке под влиянием текинского племенного диалекта. До конца прошлого столетия туркменская письменность была основана на кириллице, но в конце XX – начале XXI веке полностью переведён на латинскую графику.
Скотоводство здесь возникло не сразу: кости овцы, быка и свиньи впервые встречаются на .4-м метре, считая снизу; позднее таких костей становится всё больше. Увеличивается и число разводимых видов животных: в конце III тысячелетия до н. э. имелись уже быки, овцы, козы, двугорбые верблюды, лошади и свиньи; стада животных охранялись собаками, очень близкими к существующим здесь современным породам.
Посуда, найденная в Анау, как и в других энеолитических посёлках Средней Азии, расписана главным образом геометрическими узорами. В анауской росписи встречается ряд узоров, аналогичных южноиранским и узорам поздненеолитических и энеолитических поселений Элама Сузы I и Двуречья (Телль-Халаф, Самарра, Эль-Обейд, Джемдет-Наср).
Керамика культур Анау I и Анау II. Орудия труда и оружие, найденные в энеолитических посёлках Анау, сделаны главным образом из кремня. Однако уже в нижних слоях найдены медные поделки. В средних слоях медных изделий становится всё больше. Это — шилья, листовидные ножи и некоторые другие предметы.
Более поздняя история энеолитических поселений на юге Средней Азии в настоящее время особенно хорошо может быть изучена благодаря раскопкам на холме Намазга-Тепе, расположенном в предгорьях Копет-Дага. Здесь открыты остатки нескольких зданий, строившихся одно на .месте другого, по мере разрушения более древних. Судя по особенно хорошо сохранившимся остаткам одного здания (здание «Б» — конец III и начало II тысячелетия до н. э.), эти постройки представляли собой многокомнатные жилища родовой общины. В этом здании обнаружено 27 помещений.
Население Намазга-Тепе занималось скотоводством и особенно земледелием (найдены зёрна ячменя, пшеницы и много зернотёрок). Керамика Намазга-Тепе в наиболее глубоких слоях по замечательной своей росписи с изображениями козлов, птиц, с орнаментом в виде «лесенок» сходна с керамикой из Анау II. В ней имеется сходство и с керамикой из Суз в Эламе. Находки посуды, формованной на гончарном круге, а также бронзовых изделий свидетельствуют о значительных успехах домашних промыслов.
В дальнейшем значительное внимание уделялось исследованию памятников бронзового века, особенно благодаря начавшимся в 1965 г. широким раскопкам поселения Алтын-депе (Массон, 1967). Эти работы позволили обоснованно поставить вопрос о развитии на прикопетдагской равнине цивилизации древневосточного типа (Массон, 1981а). Развертывание археологических работ на юге Средней Азии показало, что с этими древнейшими центрами были генетически связаны культуры II тыс. до н. э., открытые в долине Мургаба (Массон, 1959; Сарианиди, 1976; Масимов, 1979) и по среднему течению Амударьи как в Узбекистане (Аскаров, 1973, 1977), так и в Афганистане (Сарианиди, 1977).
Именно Джейтунская культура явилась фундаментом для последующей эволюции энеолитических комплексов раннеземледельческой культуры, получившей по эталонному памятнику наименование анауской. На грани между Джейтунской и анауской культурами происходит качественная смена типов в разных категориях артефактов, позволяющая говорить о начале новой археологической культуры. Именно в рамках этой культуры имела место адаптивная модификация комплекса раннеземледельческого типа в данной природной среде (Массон, 1986б). Процесс начался еще в пору Джейтунской культуры и развивался по мере освоения раннеземледельческими племенами подгорной равнины. В результате сложились устойчивые производственные и жизнеобеспечивающие подсистемы, а также в той мере, в какой это представлено материалами археологии, соционормативная система, с которой связаны погребальные обряды и ряд культов и ритуалов. В развитии анауской культурной традиции на ранних этапах доминировала спонтанная трансформация. Проявления стимулированной трансформации, компоненты которой генетически восходят к эламо-месонотамской среде, первоначально незначительны. Анауская культура прошла в своем развитии несколько стадий или периодов, различия между которыми нашли особенно яркое выражение в керамических наборах. Для определенных этапов могут быть выделены и территориальные, или локальные, варианты. Время существования анауской культуры в целом приходится на V — начало III тыс. до н. э. Наиболее ранним в свите этих последовательных комплексов является комплекс Анау IA, выделенный еще при раскопках нижних слоев северного холма Анау в 1904 г., что полностью подтвердилось последующими исследованиями (Ершов, 1956; Курбансохатов, 1983). Для него характерны небольшие дома, построенные из прямоугольного сырцового кирпича, конические терракотовые пряслица и медные изделия, существующие наряду с деградирующей кремневой индустрией. Памятники, содержащие слои этого типа, распространены в тех же районах, что и поселения Джейтунской культуры. В одном случае слои с материалами типа Анау IA перекрывают Джейтунские напластования (Монджуклы-депе). На значительной площади эти поселения раскопаны в районе Меана- Чаача (Бердыев, 1968, 1972). Мощность культурных напластований с материалами типа Анау IA колеблется от 3 до 4 м. Земледельческо-скотоводческое хозяйство в пору Анау IA развивало традиции, сложившиеся в период существования Джейтунской культуры. Полуполивное земледелие базировалось на использовании паводковых вод подгорных речек и ручьев. В одном случае даже отмечен своеобразный потоп, когда культурные слои оказались разделенными полуметровым слоем глины (Лисицына, 1965, с. 152). Два поселения, исследованные в районе Меана-Чаача, — Монджуклы и Чакмаклы состоят из небольших однокомнатных домов, находящихся по обе стороны узкой улочки. Внутри домов имеются выступы, расположенные друг против друга и как бы делящие такой прямоугольный дом на две комнаты. В центре одного из поселений выделяется более крупный дом аналогичной планировки, но его пол и стены окрашены в красный цвет. Видимо, перед нами общинное святилище, повторяющее своей планировкой тип традиционного жилого дома. Из керамических форм характерны полусферические чаши, небольшие конические миски и горшки. Роспись производилась темно-бурой и темно-коричневой краской по красному или светлому фону. Преобладают сравнительно несложные геометрические композиции, образованные треугольными фигурами с сетчатым заполнением. Терракотовые статуэтки животных и конусовидные фишки продолжают традиции, сложившиеся еще в пору неолита.
Здесь был симбиоз древнейших оседлоземлечельских культур и кочевых культур , таких как восточные скифы - саки , дахи/даи и т.д.