Дальнейшая эволюция сложносоставного лука привела к появлению новых и разных типов, которыми пользовались казахи. Они изготавливали их сами, а также известно использование казахами башкирских, среднеазиатских, калмыцких и маньчжурских луков. Лук обычно находился в колчане вместе со стрелами и носился с левой стороны, но иногда располагался отдельно на правой. У казахов было четыре вида стрел, длина которых от 70 до 77 см. Ч. Валиханов сообщал о том, что у казахов наконечники стрел были двух-, трёх-, четырёхгранными. Он нарисовал их в своих трудах. Двухгранные назывались охотничьими, четырёхгранные – разбивающими доспехи. Стрелы в основном делались из берёзы, тростника, камыша. А тетива – из кишок животных или конского волоса. Лук и стрелы для казахов-кочевников были особым, священным оружием. Существуют сведения об использовании стрел в ритуально-магических церемониях в качестве гадальных предметов. О бережном отношении к луку свидетельствуют рисунки художника XVIII века Джона Кэстля. На изображениях внутреннего убранства юрты лук, колчан со стрелами наряду с другим оружием (сабля, ружье) подвешены к верхней части стенок (кереге). В эпоху средневековья показателем качества стрельбы из лука, высшим мастерством было попадание в кольцо. Некоторые воины могли прострелить насквозь щит и кольчугу, а иногда и двойную броню. Мастера лучного боя пользовались уважением и почётом среди кочевников. Один из родоначальников казахских ханов – султан Ондан (отец известного Ораз-Мухаммеда) за своё искусство владения луком был прозван Узын окты Ондан – буквально Длиннострелый Ондан. С прекращением войн и набегов сложносоставной лук заменяется простым охотничьим. В 1732 году М. Тевкелев писал, что казахи «сайдаков употребляют мало, а в войне имеют большею частью ружья». В 1865 году Л. Мейер отметил, что лук и стрелы казахами «совсем оставлены и молодое поколение не умеет ими владеть». «…Лук тоже бывает нескольких разновидностей: чачский, хорезмский, парванчийский, урумчийский, газнинский, гурайский, лахорский, курарский, индийский и горный. Чачский дальнобойнее других и им пользуются жители Мавераннахра. Хорезмские луки [бывают] с коротким разводом и большим углами. Тетивы изготовляют из конских шкур и в необработанном виде смазывают жиром. Если тетива толстая и стрелы толстые, а наконечник маленький, такие стрелы ранят слабо. И стрела из-за лёгкости наконечника и своей тяжести летит волнообразно. Парванчийский, урумчийский, курурский и лахорский лук и стрелы – это большой выбор для стрелков. Горный лук делается целиком из костей ног и рогов горных козлов без применения деревянных деталей и хорошо достигает цели. Индийский лук изготовляют из камыша, а тетиву делают из камышовой кожуры. Стрела эта не очень дальнобойная, но вблизи ранит сильно. Индийские стрелы – не гладкие, а ветвистые, и если кого-то ранят такой стрелой и она поломается, то при её извлечении большая часть наконечника остается в теле человека, при удалении усиливает боль и приводит к заражению. Наконечник стрелы горных индусов состоит, в основном, из костей. И они таковы, что какие бы кости ни нашли – бычьи, буйволовые, ослиные (от павших или убитых животных), их помещают в керамическую посуду, с помощью ослиной мочи и других отходов превращают в гадость. И всякая жирная кость – ядовитая через некоторое время из них (костей) делают нечто вроде стрел и кладут на огонь. А когда захотят стрелять, то наконечником этой стрелы задевают за что-нибудь для выделения капли жира. И если кто-либо будет ранен такой стрелой и хоть [кусочек кости] останется в теле, он действует подобно змеиному яду. Потому необходимо разрезать рану, найти и извлечь кусочек кости, даже если он совсем маленький. Затем следует найти траву: «джари» и поесть её. Тогда раненый выздоровеет…»
✳️🌿❇️⚜️ ВЕЛИКИЕ ТЮРКИ. ⚜️❇️🌿✳️
:S M
Тюркский лук .
Дальнейшая эволюция сложносоставного лука привела к появлению новых и разных типов, которыми пользовались казахи. Они изготавливали их сами, а также известно использование казахами башкирских, среднеазиатских, калмыцких и маньчжурских луков. Лук обычно находился в колчане вместе со стрелами и носился с левой стороны, но иногда располагался отдельно на правой. У казахов было четыре вида стрел, длина которых от 70 до 77 см. Ч. Валиханов сообщал о том, что у казахов наконечники стрел были двух-, трёх-, четырёхгранными. Он нарисовал их в своих трудах.
Двухгранные назывались охотничьими, четырёхгранные – разбивающими доспехи. Стрелы в основном делались из берёзы, тростника, камыша. А тетива – из кишок животных или конского волоса. Лук и стрелы для казахов-кочевников были особым, священным оружием. Существуют сведения об использовании стрел в ритуально-магических церемониях в качестве гадальных предметов. О бережном отношении к луку свидетельствуют рисунки художника XVIII века Джона Кэстля. На изображениях внутреннего убранства юрты лук, колчан со стрелами наряду с другим оружием (сабля, ружье) подвешены к верхней части стенок (кереге). В эпоху средневековья показателем качества стрельбы из лука, высшим мастерством было попадание в кольцо.
Некоторые воины могли прострелить насквозь щит и кольчугу, а иногда и двойную броню. Мастера лучного боя пользовались уважением и почётом среди кочевников. Один из родоначальников казахских ханов – султан Ондан (отец известного Ораз-Мухаммеда) за своё искусство владения луком был прозван Узын окты Ондан – буквально Длиннострелый Ондан. С прекращением войн и набегов сложносоставной лук заменяется простым охотничьим. В 1732 году М. Тевкелев писал, что казахи «сайдаков употребляют мало, а в войне имеют большею частью ружья». В 1865 году Л. Мейер отметил, что лук и стрелы казахами «совсем оставлены и молодое поколение не умеет ими владеть».
«…Лук тоже бывает нескольких разновидностей: чачский, хорезмский, парванчийский, урумчийский, газнинский, гурайский, лахорский, курарский, индийский и горный. Чачский дальнобойнее других и им пользуются жители Мавераннахра. Хорезмские луки [бывают] с коротким разводом и большим углами. Тетивы изготовляют из конских шкур и в необработанном виде смазывают жиром. Если тетива толстая и стрелы толстые, а наконечник маленький, такие стрелы ранят слабо. И стрела из-за лёгкости наконечника и своей тяжести летит волнообразно.
Парванчийский, урумчийский, курурский и лахорский лук и стрелы – это большой выбор для стрелков. Горный лук делается целиком из костей ног и рогов горных козлов без применения деревянных деталей и хорошо достигает цели. Индийский лук изготовляют из камыша, а тетиву делают из камышовой кожуры. Стрела эта не очень дальнобойная, но вблизи ранит сильно. Индийские стрелы – не гладкие, а ветвистые, и если кого-то ранят такой стрелой и она поломается, то при её извлечении большая часть наконечника остается в теле человека, при удалении усиливает боль и приводит к заражению. Наконечник стрелы горных индусов состоит, в основном, из костей.
И они таковы, что какие бы кости ни нашли – бычьи, буйволовые, ослиные (от павших или убитых животных), их помещают в керамическую посуду, с помощью ослиной мочи и других отходов превращают в гадость. И всякая жирная кость – ядовитая через некоторое время из них (костей) делают нечто вроде стрел и кладут на огонь. А когда захотят стрелять, то наконечником этой стрелы задевают за что-нибудь для выделения капли жира. И если кто-либо будет ранен такой стрелой и хоть [кусочек кости] останется в теле, он действует подобно змеиному яду. Потому необходимо разрезать рану, найти и извлечь кусочек кости, даже если он совсем маленький. Затем следует найти траву: «джари» и поесть её. Тогда раненый выздоровеет…»