Федеральный Закон "О прокуратуре Российской Федерации" №2202-1 от 17.01.1992 является базовым документом, определяющим деятельность военной прокуратуры. Какова её структура и полномочия, а также какие функции выполняет данный орган и некоторые другие аспекты рассмотрим в статье. Определение понятия Военная прокуратура (ВП) – это структурное подразделение Прокуратуры России, которое осуществляет надзор за исполнением законодательства в Вооруженных силах РФ (ВС РФ), воинских формированиях и других войсках. Генеральный прокурор РФ является ответственным лицом, занимающимся формированием, реорганизацией и ликвидацией органов военной прокуратуры, а организационно-штатные вопросы решаются его заместителем – Главным военным прокурором (п. 2 ст. 46 №2202-1-ФЗ). Обеспечением деятельности ВП занимается Министерство обороны, ФСБ, а также Федеральная служба войск национальной гвардии России. Направление деятельности Направления деятельности ВП определены в Приказе Генеральной прокуратуры РФ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» №84 от 7 мая 2008 г (п. 6). Перечень направлений достаточно обширен и включает в себя: Осуществление надзора за соблюдением действующей Конституции РФ, а также законов и других нормативных актов в отношении самих военнослужащих, членов их семей, а также лиц, призванных на военные сборы. Выполнение надзорных функций относительно соблюдения антикоррупционного законодательства в воинских частях, органах и учреждениях. Осуществление надзора в отношении должностных лиц ФСБ, несущими службу на границах России, а также законностью при производстве по административным делам в отношении лиц, нарушивших правила прохождения государственных границ РФ. Надзор за деятельностью командиров воинских частей и иных должностных лиц и за исполнением ими законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных. Выполнение надзорных функций по исполнению законодательства при оперативно-розыскных работах, в ходе следствия и дознания в отношении военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы или гражданского персонала ВС РФ, совершивших преступления, связанные с выполнением служебных обязанностей. Осуществление уголовного преследования. Участие в судебных тяжбах по гражданским делам и арбитражном процессе при рассмотрении дел о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих. Контроль за деятельностью правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью в ВС РФ. Анализ и обобщение информации о состоянии законности в ВС РФ, а также ведение статистики. Перечень полномочий Полномочия военных прокуроров прописаны в ст. 47 №2202-1-ФЗ и состоят в следующем: Участие в заседаниях коллегий, военных советов и служебных заседаниях органов военного управления; Назначение вневедомственных ревизий и проверок в отношении воинских частей и учреждений; Проверка законности содержания осужденных или лиц, находящихся под стражей на гауптвахтах, дисциплинарных частях, а также освобождение указанных лиц в случае обнаружения незаконности действий должностных лиц. По своему усмотрению военные прокуроры имеют право беспрепятственного вхождения на территорию воинских частей и учреждений вне зависимости от существующего в них режима после предъявления служебного удостоверения. Кроме того, военные прокуроры вправе требовать доступ к любым документам и материалам подведомственных им органов. Основные задачи Задачами военной прокуратуры являются: Укрепление боевой готовности Вооруженных Сил России; Охрана законных прав и интересов военнослужащих и членов их семей, а также граждан, призванных на военные сборы и всего населения в целом; Охрана воинских учреждений и предприятий, военно-учебных заведений. Таким образом, главная задача военной прокуратуры – выполнение надзорных функций в военной сфере. Структура и состав военной прокуратуры Структура военной прокуратуры определена ст. 46 №2202-1-ФЗ и включает в себя: Главную военную прокуратуру; Военные прокуратуры округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения; Московскую городскую военную прокуратуру и другие ВП, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; ВП объединений, соединений, гарнизонов и другие ВП, приравненные к прокуратурам городов и районов (органы ВП). По решению Главного военного прокурора в органах ВП могут быть организованы прокурорские участки. Кому подчиняется? Органы военной прокуратуры подотчетны Главному военному прокурору, который, в свою очередь, назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Обеспечением деятельности военной прокуратуры внутри страны занимается Министерство обороны, ФСБ, а также Федеральная служба войск национальной гвардии России. Порядок обращения в военную прокуратуру РФ Существует несколько простых способов обращения в органы военной прокуратуры: Лично путем подачи жалобы в Главную ВП или в один из органов ВП, а также посредством обращения в дежурную часть. При помощи заказного письма с уведомлением о вручении в адрес военной прокуратуры. По телефону доверия. Через интернет на сайте Главной военной прокуратуры РФ. Актуальные контактные данные можно найти на официальном сайте. Жалобу можно составить в произвольной форме, единых требований к её написанию нет. Как подать жалобу онлайн? Для подачи жалобы в режиме онлайн следует выполнить несколько простых шагов: Перейти по ссылке - http://gvp.gov.ru/recept/ на официальный сайт интернет-приёмной Главной прокуратуры РФ. Заполнить предложенную форму. Приложить имеющиеся доказательства, отсканировав документы и приложив их к жалобе. Дождаться ответа на указанный адрес электронной почты или в письменном виде. При заполнении формы заявления необходимо указать следующую информацию: Способ получения ответа на имеющуюся претензию; Вид жалобы; Адрес военной прокуратуры, который откроется в выпадающем списке; Данные заявителя – ФИО, адрес местонахождения, телефон для связи, адрес места работы; Суть жалобы с указанием данных лиц, совершивших правонарушение и обстоятельств, при которых оно было выявлено. После заполнения всех полей пользователю необходимо ввести защитный код, представленный на сайте и нажать кнопку «Отправить». Жалобе будет присвоен соответствующий регистрационный номер, поэтому ход рассмотрения можно будет отслеживать на сайте самостоятельно или обратившись по телефону в ту структуру, куда она была направлена. Перечень ВП по округам Восточный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 318, 32, 33, 36, 57. Кроме того, ВП восточного ВО образованы на территории следующих гарнизонов: Белогорского, Бикинского, Биробиджанского, Благовещенского, Борзинского, гарнизона Горячие Ключи, гарнизона Дровяная, гарнизона Комсомольск-на-Амуре, Кяхтинского, Улан-Удэнского, Уссурийского, Хабаровского, Читинского, Якутского. Кроме того, восточный ВО включает в себя 7 прокурорских участков. Западный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 301, 313, 53, 56. Также ВП западного округа функционируют в воинских частях под номерами 14101 и 77932. Военные прокуратуры западного округа образованы на территории следующих гарнизонов: Брянского, Владимирского, Вологодского, Воркутинского, Воронежского, Выборгского, Ивановского, Калужского, Костромского, Мулинского, Нижегородского, Новгородского, Петрозаводского, Псковского, Рязанского, Санкт-Петербургского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского. В составе западного ВО также имеется 8 прокурорских участков. Центральный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 11, 257, 308, 58 Кроме того, ВП центрального ВО образованы на территории следующих гарнизонов: Абаканского, Барнаульского, Бийского, Екатеринбургского, Еланского, Ижевского, Иркутского, Казанского, Кировского, Красноярского, Новосибирского, Омского, Оренбургского, Пензенского, Пермского, Самарского, Саратовского, Томского, Тоцкого, Тюменского, Ульяновского, Уфимского, Чебаркульского, Челябинского, Юргинского. Центральный ВО также включает в себя 14 прокурорских участков. Южный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 54, 55, 59, 312, 314, 315, 316, 319. Военные прокуратуры южного ВО образованы на территории воинских частей под номерами:04062, 20102, 20116, 44662, п.п. 28072, п.п. 51443. Военные прокуратуры южного ВО образованы на территории следующих гарнизонов: Армавирского, Буденновского, Владикавказского, Волгоградского, гарнизона Ростова-на-Дону, Камышинского, ВП Каспийской флотилии, Краснодарского, Майкопского, Махачкалинского, Новочеркасского, Сочинского, Ставропольского, Черкесского. В южном ВО действуют 11 прокурорских участков. Военные прокуратуры также функционируют в составе Балтийского, Тихоокеанского, Северного и Черноморского военного флота, в Ракетных войсках стратегического назначения РФ. Итак, ВП выполняет надзорную функцию в сфере правоотношений, связанных с деятельностью военнослужащих. Одновременно находясь в ведении Прокуратуры РФ, она имеет собственную структуру и выполняет целый спектр полномочий. Без данного подразделения невозможно добиться порядка в Вооруженных Силах страны. Внутреннее взаимодействие каждого органа ВП и неукоснительное следование букве закона способствуют искоренению правонарушений и преступлений в военной сфере.
Военный Юрист
Военная прокуратура
Федеральный Закон "О прокуратуре Российской Федерации" №2202-1 от 17.01.1992 является базовым документом, определяющим деятельность военной прокуратуры. Какова её структура и полномочия, а также какие функции выполняет данный орган и некоторые другие аспекты рассмотрим в статье.
Определение понятия
Военная прокуратура (ВП) – это структурное подразделение Прокуратуры России, которое осуществляет надзор за исполнением законодательства в Вооруженных силах РФ (ВС РФ), воинских формированиях и других войсках.
Генеральный прокурор РФ является ответственным лицом, занимающимся формированием, реорганизацией и ликвидацией органов военной прокуратуры, а организационно-штатные вопросы решаются его заместителем – Главным военным прокурором (п. 2 ст. 46 №2202-1-ФЗ).
Обеспечением деятельности ВП занимается Министерство обороны, ФСБ, а также Федеральная служба войск национальной гвардии России.
Направление деятельности
Направления деятельности ВП определены в Приказе Генеральной прокуратуры РФ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» №84 от 7 мая 2008 г (п. 6).
Перечень направлений достаточно обширен и включает в себя:
Осуществление надзора за соблюдением действующей Конституции РФ, а также законов и других нормативных актов в отношении самих военнослужащих, членов их семей, а также лиц, призванных на военные сборы.
Выполнение надзорных функций относительно соблюдения антикоррупционного законодательства в воинских частях, органах и учреждениях.
Осуществление надзора в отношении должностных лиц ФСБ, несущими службу на границах России, а также законностью при производстве по административным делам в отношении лиц, нарушивших правила прохождения государственных границ РФ.
Надзор за деятельностью командиров воинских частей и иных должностных лиц и за исполнением ими законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных.
Выполнение надзорных функций по исполнению законодательства при оперативно-розыскных работах, в ходе следствия и дознания в отношении военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы или гражданского персонала ВС РФ, совершивших преступления, связанные с выполнением служебных обязанностей.
Осуществление уголовного преследования.
Участие в судебных тяжбах по гражданским делам и арбитражном процессе при рассмотрении дел о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих.
Контроль за деятельностью правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью в ВС РФ.
Анализ и обобщение информации о состоянии законности в ВС РФ, а также ведение статистики.
Перечень полномочий
Полномочия военных прокуроров прописаны в ст. 47 №2202-1-ФЗ и состоят в следующем:
Участие в заседаниях коллегий, военных советов и служебных заседаниях органов военного управления;
Назначение вневедомственных ревизий и проверок в отношении воинских частей и учреждений;
Проверка законности содержания осужденных или лиц, находящихся под стражей на гауптвахтах, дисциплинарных частях, а также освобождение указанных лиц в случае обнаружения незаконности действий должностных лиц.
По своему усмотрению военные прокуроры имеют право беспрепятственного вхождения на территорию воинских частей и учреждений вне зависимости от существующего в них режима после предъявления служебного удостоверения.
Кроме того, военные прокуроры вправе требовать доступ к любым документам и материалам подведомственных им органов.
Основные задачи
Задачами военной прокуратуры являются:
Укрепление боевой готовности Вооруженных Сил России;
Охрана законных прав и интересов военнослужащих и членов их семей, а также граждан, призванных на военные сборы и всего населения в целом;
Охрана воинских учреждений и предприятий, военно-учебных заведений.
Таким образом, главная задача военной прокуратуры – выполнение надзорных функций в военной сфере.
Структура и состав военной прокуратуры
Структура военной прокуратуры определена ст. 46 №2202-1-ФЗ и включает в себя:
Главную военную прокуратуру;
Военные прокуратуры округов, флотов и Ракетных войск стратегического назначения;
Московскую городскую военную прокуратуру и другие ВП, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
ВП объединений, соединений, гарнизонов и другие ВП, приравненные к прокуратурам городов и районов (органы ВП).
По решению Главного военного прокурора в органах ВП могут быть организованы прокурорские участки.
Кому подчиняется?
Органы военной прокуратуры подотчетны Главному военному прокурору, который, в свою очередь, назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Обеспечением деятельности военной прокуратуры внутри страны занимается Министерство обороны, ФСБ, а также Федеральная служба войск национальной гвардии России.
Порядок обращения в военную прокуратуру РФ
Существует несколько простых способов обращения в органы военной прокуратуры:
Лично путем подачи жалобы в Главную ВП или в один из органов ВП, а также посредством обращения в дежурную часть.
При помощи заказного письма с уведомлением о вручении в адрес военной прокуратуры.
По телефону доверия.
Через интернет на сайте Главной военной прокуратуры РФ.
Актуальные контактные данные можно найти на официальном сайте. Жалобу можно составить в произвольной форме, единых требований к её написанию нет.
Как подать жалобу онлайн?
Для подачи жалобы в режиме онлайн следует выполнить несколько простых шагов:
Перейти по ссылке - http://gvp.gov.ru/recept/ на официальный сайт интернет-приёмной Главной прокуратуры РФ.
Заполнить предложенную форму.
Приложить имеющиеся доказательства, отсканировав документы и приложив их к жалобе.
Дождаться ответа на указанный адрес электронной почты или в письменном виде.
При заполнении формы заявления необходимо указать следующую информацию:
Способ получения ответа на имеющуюся претензию;
Вид жалобы;
Адрес военной прокуратуры, который откроется в выпадающем списке;
Данные заявителя – ФИО, адрес местонахождения, телефон для связи, адрес места работы;
Суть жалобы с указанием данных лиц, совершивших правонарушение и обстоятельств, при которых оно было выявлено.
После заполнения всех полей пользователю необходимо ввести защитный код, представленный на сайте и нажать кнопку «Отправить». Жалобе будет присвоен соответствующий регистрационный номер, поэтому ход рассмотрения можно будет отслеживать на сайте самостоятельно или обратившись по телефону в ту структуру, куда она была направлена.
Перечень ВП по округам
Восточный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 318, 32, 33, 36, 57.
Кроме того, ВП восточного ВО образованы на территории следующих гарнизонов:
Белогорского, Бикинского, Биробиджанского, Благовещенского, Борзинского, гарнизона Горячие Ключи, гарнизона Дровяная, гарнизона Комсомольск-на-Амуре, Кяхтинского, Улан-Удэнского, Уссурийского, Хабаровского, Читинского, Якутского.
Кроме того, восточный ВО включает в себя 7 прокурорских участков.
Западный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 301, 313, 53, 56.
Также ВП западного округа функционируют в воинских частях под номерами 14101 и 77932.
Военные прокуратуры западного округа образованы на территории следующих гарнизонов:
Брянского, Владимирского, Вологодского, Воркутинского, Воронежского, Выборгского, Ивановского, Калужского, Костромского, Мулинского, Нижегородского, Новгородского, Петрозаводского, Псковского, Рязанского, Санкт-Петербургского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского.
В составе западного ВО также имеется 8 прокурорских участков.
Центральный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 11, 257, 308, 58
Кроме того, ВП центрального ВО образованы на территории следующих гарнизонов:
Абаканского, Барнаульского, Бийского, Екатеринбургского, Еланского, Ижевского, Иркутского, Казанского, Кировского, Красноярского, Новосибирского, Омского, Оренбургского, Пензенского, Пермского, Самарского, Саратовского, Томского, Тоцкого, Тюменского, Ульяновского, Уфимского, Чебаркульского, Челябинского, Юргинского.
Центральный ВО также включает в себя 14 прокурорских участков.
Южный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 54, 55, 59, 312, 314, 315, 316, 319.
Военные прокуратуры южного ВО образованы на территории воинских частей под номерами:04062, 20102, 20116, 44662, п.п. 28072, п.п. 51443.
Военные прокуратуры южного ВО образованы на территории следующих гарнизонов:
Армавирского, Буденновского, Владикавказского, Волгоградского, гарнизона Ростова-на-Дону, Камышинского, ВП Каспийской флотилии, Краснодарского, Майкопского, Махачкалинского, Новочеркасского, Сочинского, Ставропольского, Черкесского.
В южном ВО действуют 11 прокурорских участков.
Военные прокуратуры также функционируют в составе Балтийского, Тихоокеанского, Северного и Черноморского военного флота, в Ракетных войсках стратегического назначения РФ.
Итак, ВП выполняет надзорную функцию в сфере правоотношений, связанных с деятельностью военнослужащих. Одновременно находясь в ведении Прокуратуры РФ, она имеет собственную структуру и выполняет целый спектр полномочий. Без данного подразделения невозможно добиться порядка в
Вооруженных Силах страны. Внутреннее взаимодействие каждого органа ВП и неукоснительное следование букве закона способствуют искоренению правонарушений и преступлений в военной сфере.