Как родителям относиться к результатам детей. Как говорить с детьми об успехах и неудачах. Я убеждена — все то, о чем Людмила Петрановская говорит в этой лекции, просто НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ РОДИТЕЛЮ. Я знаю, что далеко не все любят и имеют возможность смотреть видео, которое к тому же идет больше часа. В связи с этим я вложила пару часов своего времени, чтобы законспектировать самые важные мысли. Так как там самые важные мысли почти все, конспект получился большой. Очень рекомендую теперь вам вложить пару десятков минут вашего времени и прочитать. Узнаете, в частности, ответ на вопрос, так волнующий каждого родителя, о том, что же делать, если ребенок сегодня хочет заниматься в каком-то кружке, а завтра не хочет )) Также прошу поделиться с другими родителями, путем репоста, например. А еще, для того, чтобы это стало максимально полезным для вас, предлагаю в комментариях написать две-три мысли, которые показались вам самыми ценными, важными, значимыми. С огромной благодарностью к Людмиле Петрановской за такое доступное и увлекательное изложение! “Чтобы оценить успешность ребенка, нужно идти от задачи возраста. В течение первого года жизни идет активное дозревание мозга, создание множества нейронных связей. Ребенок начинает жить, что-то делать, взаимодействовать с миром, с людьми. Какие-то связи прокачиваются, укрепляются, а другие отбраковываются. Этот процесс идет активно в течении всего детства. Около года ребенок слезает с рук и начинает активно осваивать свое тело и и взаимодействовать с миром природы, изучать материальный мир. Он на простом уровне овладевает материальной частью мира. И до трех лет это человек, чья природа и инстинкты движут тем, что он делает. Дальше ему надо стать человеком разумным, человеком культуры. Культура — это правила, принятые в группе. Это программы обучения, которые не передаются инстинктом. Это может сообщить только другой человек. От трех до семи — важный возраст, когда ребенок становится человеком культуры. Когда он усваивает правила, принятые обществом, принятые людьми. Это большая работа. Основа любой культуры — это процедура перенесения значения. Например, поставили камень и решили, что это не просто камень, а там живет дух предков. Как только мы так начинаем мыслить, мы становимся людьми. В основе любой культуры лежит такое действие, как присвоение смыслов. Это то, чему необходимо научиться ребенку до семи лет. Это нужно сделать до любого обучения. Потому что то, что лежит в основе любого образования — это присвоение смыслов. Какой процесс этому обучает? Ролевая игра. В ней ребенок присваивает значение предметам. Чем больше он это делает, тем лучше он готовит мозг к тому, чтобы принимать культуру. Поэтому если мы говорим про задачи возраста от трех до семи лет, то самая главная задача для того, чтобы ребенок был готов к дальнейшему обучению, это задача ролевой игры. Это и рисование тоже, спортивные игры. Дети там все время придают смыслы. Ребенок даже иногда поесть не может без того, чтобы ложкой не изобразить самолет. Если у ребенка есть условия для ролевой игры, если игры разнообразны, интересны и у него на них достаточно времени, то ничего больше для счастья ему не нужно. Итак, в чем измеряется его успех? В том, насколько он способен к ролевой игре. Конечно, есть особенности детей. Один будет сидеть в уголочке играть с фигурками, а другой носиться с мальчишками в казаки-разбойники. Раньше времени чему-то обучать чаще всего смысла нет. Обучение происходит само в процессе игры. И не надо питать иллюзий, что знания, которые приобретает ребёнок, устойчивы. Все фокусы с ранним развитием построены на этом факторе. Ребенка легко научить, но также легко эти знания и теряются. Родители думают, что если ребенок в три года что-то запоминает, то это останется при нем. Не останется. Это все очень ситуативное. Не вопрос взять и натаскать ребенка на что угодно. Пятьсот картин он может в свой мозг загрузить и выдавать вам: “Это Рембрандт”. Но никак это его не приблизит ни к пониманию Рембрандта, ни к тому, чтобы стать искусствоведом. Не надо питать иллюзий. Его способность взять и загрузить что угодно в свой “буфер” очень велика. Не вопрос, он возьмет. Но как загрузит, так и выгрузит. Если ребенок освоил процесс переноса, транспозиции, то дальше наступает следующий интересный период, когда задача возраста — это ориентирование в мире, создание картины мира, того, как все устроено. Что важно в возрасте с 7 до 9 лет? Важны общие связи, стратегии, а не тактики. Как в целом устроен мир. Как в целом устроена история. Большие периоды, динозавры, вулканы, и т.д. Ориентировка в городе. Ориентировка в законах природы, в закономерностях. Система образования, как это ни странно, похоже не очень это понимает. Очень много требований не по возрасту, нацеленных на мелкие детали, на качество, очень много натаскивания на мелочи. Ребенку в семь лет все равно, как он пишет. И это хорошо, что ему все равно. Ему важно, ЧТО он пишет. А это никому неинтересно, и он это понимает. Взрослым важно, как он пишет палочки-крючочки. И это вообще не соответствует тому, что происходит в развитии. Важнее, чтобы взрослому было интересно и важно, что он написал и что он говорит, а не повторение и не воспроизведение нормативного текста. Возраст нормативности впереди. Тогда будет важно соответствие правилам, инструкциям. В 10-12 лет ребенок может долго добиваться совершенства в чём-то, что ему интересно. Семилетку это совершенство не интересует. Ему интересно, как оно все устроено. И хорошо бы, чтобы мы успехи детей сопрягали с задачами возраста. Семилетку оценивать по тому, как он пишет — глупо, также как двухлетку оценивать по тому, умеет ли он стихи сочинять. Пока мы оцениваем за то, что не соответствует задачам возраста, мы очень сильно отбиваем то, что могло бы за это время отрасти. Период, когда он должен сочинять, придумывать, фантазировать, фонтанировать идеями и образами. Его интересует то, что он хочет сказать. А мы его заставляем клеточки считать, писать палочки-крючочки, вставлять буковки пропущенные. Второй важный процесс этого возраста — это выход ребенка в социум и знакомство его с такой вещью, как оценка и сравнение с другими. В пять лет он рассказал стишок, и как бы он это ни сделал, все умилились и порадовались. А в семь лет он приходит в мир, где можно рассказать стишок плохо или хорошо, лучше, чем Петя, или хуже, чем Вася. Приходит в мир конкуренции, оценки. И если этот мир циклится на ошибках, а не на прорывах, которые важны в этом возрасте, это опять не по возрасту. Ребенок расстраивается, когда он получил не то, что он хотел, и родителям непонятно, что делать. Если сказать, что фигня, то есть страх, что он не будет стараться, стремиться. Если говорить «без пятерки не приходи» — будет невротиком. Все родители сталкиваются с этим и испытывают дискомфорт. Было бы здорово понимать, что мы считаем главными задачами развития, это было бы опорой. Нужно развивать способность к самооценке. Я сам себе поставил цель, я сам оценил, как я это делаю сегодня, решил, что хочу завтра, и иду туда. Это навык, которого не хватает даже многим взрослым. Там много компонентов, из которых состоит эта задача. Первая — сформулировать цель. Чего именно я хочу и для чего, зачем мне это? И это целая куча всяких размышлений, на которые хорошо бы, чтобы человек мог себе дать ответ. Дальше нужно составить план ее достижения. Собрать информацию, изучить разные варианты. Вникнуть, кто прав, кто какие аргументы предоставляет. И сделать выбор. Дальше нужно начать это делать. И вдруг столкнуться с тем, что мне может однажды не захотеться. Какой следующий навык? Справляться с ситуацией, когда мне не хочется, когда нет спонтанной мотивации. Я должен это осознать, осознать внутренний конфликт. Пережить мечты, а нельзя ли таблетку, чтобы раз и получилось? Пережить мысли о том, что, может, мне и не надо? И это все огромный пласт работы, когда я сталкиваюсь с такими переживаниями. Это непростое столкновение. Я с этим знакомлюсь, переживаю, ищу новые способы. Еще один навык — пересмотр цели. Вдруг мне ее навязали? Вдруг я ее захотел под воздействием эмоционального момента? Вдруг ее цена мне не подходит? Я хочу играть на скрипочке, но мне нужно восемь часов в день репетировать? Не, тогда, пожалуй, не хочу. Дальше мониторинг результата, когда я пересматриваю критически то, что происходит. Дальше нужно зафиксировать успех. Это полный провал у нас, у взрослых. Мы не умеем радоваться, праздновать, гордиться собой, и это прямой путь к выгоранию, к разочарованию. Очень важное умение зафиксировать успех. Вот такие компоненты. И если мы честно спросим себя — а помогаем ли мы детям этому учиться? И ладно бы, если бы мы этого не делали. Они бы все равно научились. Оставили бы мы их в покое, они бы как-то это освоили. Но мы делаем более зловредную вещь. Мы это подменяем. На что? МЫ тебе поставим цель, МЫ будем оценивать, следить за тем, как и что ты делаешь. Мы не только не помогаем, но и не даем этому процессу случиться. То, что делает ребенок, мы сравниваем с неким образцом — совпало или не совпало? На самом деле, мы должны помогать ребенку в освоении этого. Важно учить тому, как можно себя мотивировать, когда вдруг не захотелось. Например, ставить себя в состояние успеха. Пусть маленького, но достижимого. Мы же ставим ребенку цели слишком абстрактные, непонятные, зачем ему это нужно? Или недостижимые. А надо помогать, отмечать — сегодня улучшилось тут, сегодня там. В этом, вот в том. Это учит “съедать слона по кускам”. Очень важно в этом возрасте иметь сферу успеха. Неважно какую. Родители переживают — чем ребенок занимается, а почему этим, а не тем, а почему это бросил, не довел до ума? Если мы говорим про возраст 7-10 лет, то это нормально. Нормально пробовать, оставлять, не доводить до ума. Сегодня поет, завтра пляшет. Этот возраст для того и дается, чтобы всего похватать. Это стратегический возраст, не тактический. Очень редкие дети, которые в этом возрасте уже знают свое призвание, это редчайшие экземпляры. И если у вас такой ребенок, не знаешь, радоваться за вас или сочувствовать, так как тут тоже куча проблем и рисков. Среднестатистический ребенок переживает в это время серию увлечений, очень страстных порой. Он погружается туда, и два-три месяца он только это и хочет делать, вы только об этом и слышите. Это похоже на то, когда более младшие дети просят бесконечно одну и ту же сказку читать. Это продолжается какое-то время, а потом в один день он говорит — все, больше этого не хочу. Мы даже никогда не узнаем, чего он там хотел. Что-то он вынес, что-то освоил, что-то ему попало в важную зону развития, и он это взял. Как только он это взял, он говорит —больше не хочу. Если ваш ребенок прирожденный гений футбола, он это не разлюбит и не расхочет. Он это возьмет. Если нет — то вас можно только поздравить. Он возьмет то, что ему нужно, и как только он понял и схватил, то ему это станет неинтересно. Или останется интересным, но уйдет на второй план. К этому надо относиться легко и не вкладывать все ресурсы семьи во все эти увлечения. Не надо каждый раз, когда он нечаянно нарисовал хорошую картинку, представлять его персональную выставку, или когда он погонял мяч, примериваться, как он на чемпионате мира по футболу кубок берет. Впереди у детей подростковый возраст, когда все это хозяйство разбирается и собирается заново. Нейронные связи подвергаются пересмотру. Дети меняются до неузнаваемости — их увлечения, способности, характер, приверженности. Не надо особых инвестиций до этого возраста. Ребенок абсолютно в этом смысле такой венчурный проект. Что там ему в голову потом взбредет? Будет происходить грандиозная зачистка лишних нейронных связей для того, чтобы появилась взрослая сосредоточенность, взрослая целеустремленность, способность осваивать какую то сферу. Идет такая мощная специализация мозга. И тут можно сосредоточиться на изучении дисциплин, дети становятся упертыми в хорошем смысле слова. Переживания о раннем начале имеют место быть, если вы хотите (я бы сказала имеете право хотеть), чтобы ваш ребенок был фигуристом, скрипачом, каким-то виртуозом. Я, правда, не очень понимаю,зачем такого можно хотеть, но это единственная ситуация, при которой можно переживать, чем он занимается в девять лет. Если у вас таких нездоровых желаний нет, то пусть он пробует и перебирает. Хорошо, если мы будем помогать некоторой осознанности. Тебе нравилось и разонравилось. Потому что погода сегодня плохая, и ты не хочешь идти? Или с тренером или с ребенком поругался или что-то случилось? Можно предлагать — давай ты доходишь до какого-то времени, и если это решение останется с тобой, то ок. Мы учим отделять сиюминутное “не хочу” от “мне разонравилось, я все получил, что хотел, хочу чего то другого”. Виды деятельности должны быть разнообразными. Ведь видов интеллекта 8-10. В школе освоены 3-4. Кто сказал, что один интеллект важнее другого? А если случается так, что один выражен от природы, но он не реализуется, человек чувствует себя несчастным. Например, если у него выражен кинетический, а от него требуют академических успехов, то мы получим ребенка, который будет чувствовать себя неправильным, не таким, неадекватным, несчастным. Сильные стороны, ресурсы возраста 7-10 лет — это творчество, способность к смелым решениям и обобщениям. Ребенок должен усвоить, что вокруг чего крутится — земля вокруг солнца или наоборот. И что в этом такого крутого. Они готовы много обсуждать это, погружаться, их за уши не оттащишь. Результат их творчества им интересен. Что именно ты нарисовал, что тут происходит, с каким чувством рисовал, что ты хотел сказать? Ему интересен диалог. Интересен конкретный, понятный результат, который он может увидеть здесь и сейчас. Бесполезно говорить вот ты сейчас учишься, чтобы потом зарабатывать. Отсроченный результат не работает, потому что мозг еще не обращен в будущее. К подростковому возрасту ребенок становится больше тактиком, чем стратегом. Ему важно делать по правилам, по образцу. Ему хочется делать лучше, достигать совершенства. Он готов в это вкладываться, готов этим заниматься. В это бы время к нему и подкатить с этим со всем. Но обычно мы к этому времени его уже задалбываем своими требованиями, и он уже ничего не хочет. Что еще важно в этом возрасте? Внимание к правилам. Инструкции их интересуют, законы. Важный опыт в выработке этих правил с взвешиванием плюсов и минусов. Важна тема справедливости». На этом запись, к сожалению, обрывается, но уже то, что есть — просто кладезь ценнейшей информации. Надеюсь, теперь вы будете сверяться с задачами возраста, когда будете размышлять о том, что же должен делать ваш ребенок )) Мария Григорян
"Рябинка" Гр. 12
:Наталья Ларионова
Оценивание и принятие.
Как родителям относиться к результатам детей. Как говорить с детьми об успехах и неудачах.
Я убеждена — все то, о чем Людмила Петрановская говорит в этой лекции, просто НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ РОДИТЕЛЮ. Я знаю, что далеко не все любят и имеют возможность смотреть видео, которое к тому же идет больше часа. В связи с этим я вложила пару часов своего времени, чтобы законспектировать самые важные мысли. Так как там самые важные мысли почти все, конспект получился большой.
Очень рекомендую теперь вам вложить пару десятков минут вашего времени и прочитать. Узнаете, в частности, ответ на вопрос, так волнующий каждого родителя, о том, что же делать, если ребенок сегодня хочет заниматься в каком-то кружке, а завтра не хочет )) Также прошу поделиться с другими родителями, путем репоста, например. А еще, для того, чтобы это стало максимально полезным для вас, предлагаю в комментариях написать две-три мысли, которые показались вам самыми ценными, важными, значимыми.
С огромной благодарностью к Людмиле Петрановской за такое доступное и увлекательное изложение!
“Чтобы оценить успешность ребенка, нужно идти от задачи возраста.
В течение первого года жизни идет активное дозревание мозга, создание множества нейронных связей. Ребенок начинает жить, что-то делать, взаимодействовать с миром, с людьми. Какие-то связи прокачиваются, укрепляются, а другие отбраковываются. Этот процесс идет активно в течении всего детства.
Около года ребенок слезает с рук и начинает активно осваивать свое тело и и взаимодействовать с миром природы, изучать материальный мир. Он на простом уровне овладевает материальной частью мира. И до трех лет это человек, чья природа и инстинкты движут тем, что он делает.
Дальше ему надо стать человеком разумным, человеком культуры. Культура — это правила, принятые в группе. Это программы обучения, которые не передаются инстинктом. Это может сообщить только другой человек. От трех до семи — важный возраст, когда ребенок становится человеком культуры. Когда он усваивает правила, принятые обществом, принятые людьми. Это большая работа.
Основа любой культуры — это процедура перенесения значения. Например, поставили камень и решили, что это не просто камень, а там живет дух предков. Как только мы так начинаем мыслить, мы становимся людьми. В основе любой культуры лежит такое действие, как присвоение смыслов. Это то, чему необходимо научиться ребенку до семи лет. Это нужно сделать до любого обучения. Потому что то, что лежит в основе любого образования — это присвоение смыслов.
Какой процесс этому обучает? Ролевая игра. В ней ребенок присваивает значение предметам. Чем больше он это делает, тем лучше он готовит мозг к тому, чтобы принимать культуру. Поэтому если мы говорим про задачи возраста от трех до семи лет, то самая главная задача для того, чтобы ребенок был готов к дальнейшему обучению, это задача ролевой игры. Это и рисование тоже, спортивные игры. Дети там все время придают смыслы. Ребенок даже иногда поесть не может без того, чтобы ложкой не изобразить самолет. Если у ребенка есть условия для ролевой игры, если игры разнообразны, интересны и у него на них достаточно времени, то ничего больше для счастья ему не нужно. Итак, в чем измеряется его успех? В том, насколько он способен к ролевой игре. Конечно, есть особенности детей. Один будет сидеть в уголочке играть с фигурками, а другой носиться с мальчишками в казаки-разбойники.
Раньше времени чему-то обучать чаще всего смысла нет. Обучение происходит само в процессе игры. И не надо питать иллюзий, что знания, которые приобретает ребёнок, устойчивы. Все фокусы с ранним развитием построены на этом факторе. Ребенка легко научить, но также легко эти знания и теряются. Родители думают, что если ребенок в три года что-то запоминает, то это останется при нем. Не останется. Это все очень ситуативное. Не вопрос взять и натаскать ребенка на что угодно. Пятьсот картин он может в свой мозг загрузить и выдавать вам: “Это Рембрандт”. Но никак это его не приблизит ни к пониманию Рембрандта, ни к тому, чтобы стать искусствоведом. Не надо питать иллюзий. Его способность взять и загрузить что угодно в свой “буфер” очень велика. Не вопрос, он возьмет. Но как загрузит, так и выгрузит.
Если ребенок освоил процесс переноса, транспозиции, то дальше наступает следующий интересный период, когда задача возраста — это ориентирование в мире, создание картины мира, того, как все устроено. Что важно в возрасте с 7 до 9 лет? Важны общие связи, стратегии, а не тактики. Как в целом устроен мир. Как в целом устроена история. Большие периоды, динозавры, вулканы, и т.д. Ориентировка в городе. Ориентировка в законах природы, в закономерностях.
Система образования, как это ни странно, похоже не очень это понимает. Очень много требований не по возрасту, нацеленных на мелкие детали, на качество, очень много натаскивания на мелочи. Ребенку в семь лет все равно, как он пишет. И это хорошо, что ему все равно. Ему важно, ЧТО он пишет. А это никому неинтересно, и он это понимает. Взрослым важно, как он пишет палочки-крючочки. И это вообще не соответствует тому, что происходит в развитии. Важнее, чтобы взрослому было интересно и важно, что он написал и что он говорит, а не повторение и не воспроизведение нормативного текста.
Возраст нормативности впереди. Тогда будет важно соответствие правилам, инструкциям. В 10-12 лет ребенок может долго добиваться совершенства в чём-то, что ему интересно. Семилетку это совершенство не интересует. Ему интересно, как оно все устроено. И хорошо бы, чтобы мы успехи детей сопрягали с задачами возраста. Семилетку оценивать по тому, как он пишет — глупо, также как двухлетку оценивать по тому, умеет ли он стихи сочинять.
Пока мы оцениваем за то, что не соответствует задачам возраста, мы очень сильно отбиваем то, что могло бы за это время отрасти. Период, когда он должен сочинять, придумывать, фантазировать, фонтанировать идеями и образами. Его интересует то, что он хочет сказать. А мы его заставляем клеточки считать, писать палочки-крючочки, вставлять буковки пропущенные.
Второй важный процесс этого возраста — это выход ребенка в социум и знакомство его с такой вещью, как оценка и сравнение с другими. В пять лет он рассказал стишок, и как бы он это ни сделал, все умилились и порадовались. А в семь лет он приходит в мир, где можно рассказать стишок плохо или хорошо, лучше, чем Петя, или хуже, чем Вася. Приходит в мир конкуренции, оценки. И если этот мир циклится на ошибках, а не на прорывах, которые важны в этом возрасте, это опять не по возрасту. Ребенок расстраивается, когда он получил не то, что он хотел, и родителям непонятно, что делать. Если сказать, что фигня, то есть страх, что он не будет стараться, стремиться. Если говорить «без пятерки не приходи» — будет невротиком. Все родители сталкиваются с этим и испытывают дискомфорт. Было бы здорово понимать, что мы считаем главными задачами развития, это было бы опорой.
Нужно развивать способность к самооценке. Я сам себе поставил цель, я сам оценил, как я это делаю сегодня, решил, что хочу завтра, и иду туда. Это навык, которого не хватает даже многим взрослым. Там много компонентов, из которых состоит эта задача. Первая — сформулировать цель. Чего именно я хочу и для чего, зачем мне это? И это целая куча всяких размышлений, на которые хорошо бы, чтобы человек мог себе дать ответ. Дальше нужно составить план ее достижения. Собрать информацию, изучить разные варианты. Вникнуть, кто прав, кто какие аргументы предоставляет. И сделать выбор. Дальше нужно начать это делать. И вдруг столкнуться с тем, что мне может однажды не захотеться. Какой следующий навык? Справляться с ситуацией, когда мне не хочется, когда нет спонтанной мотивации. Я должен это осознать, осознать внутренний конфликт. Пережить мечты, а нельзя ли таблетку, чтобы раз и получилось? Пережить мысли о том, что, может, мне и не надо? И это все огромный пласт работы, когда я сталкиваюсь с такими переживаниями. Это непростое столкновение. Я с этим знакомлюсь, переживаю, ищу новые способы. Еще один навык — пересмотр цели. Вдруг мне ее навязали? Вдруг я ее захотел под воздействием эмоционального момента? Вдруг ее цена мне не подходит? Я хочу играть на скрипочке, но мне нужно восемь часов в день репетировать? Не, тогда, пожалуй, не хочу. Дальше мониторинг результата, когда я пересматриваю критически то, что происходит. Дальше нужно зафиксировать успех. Это полный провал у нас, у взрослых. Мы не умеем радоваться, праздновать, гордиться собой, и это прямой путь к выгоранию, к разочарованию. Очень важное умение зафиксировать успех.
Вот такие компоненты. И если мы честно спросим себя — а помогаем ли мы детям этому учиться? И ладно бы, если бы мы этого не делали. Они бы все равно научились. Оставили бы мы их в покое, они бы как-то это освоили. Но мы делаем более зловредную вещь. Мы это подменяем. На что? МЫ тебе поставим цель, МЫ будем оценивать, следить за тем, как и что ты делаешь. Мы не только не помогаем, но и не даем этому процессу случиться. То, что делает ребенок, мы сравниваем с неким образцом — совпало или не совпало?
На самом деле, мы должны помогать ребенку в освоении этого. Важно учить тому, как можно себя мотивировать, когда вдруг не захотелось. Например, ставить себя в состояние успеха. Пусть маленького, но достижимого. Мы же ставим ребенку цели слишком абстрактные, непонятные, зачем ему это нужно? Или недостижимые. А надо помогать, отмечать — сегодня улучшилось тут, сегодня там. В этом, вот в том. Это учит “съедать слона по кускам”.
Очень важно в этом возрасте иметь сферу успеха. Неважно какую. Родители переживают — чем ребенок занимается, а почему этим, а не тем, а почему это бросил, не довел до ума? Если мы говорим про возраст 7-10 лет, то это нормально. Нормально пробовать, оставлять, не доводить до ума. Сегодня поет, завтра пляшет. Этот возраст для того и дается, чтобы всего похватать. Это стратегический возраст, не тактический. Очень редкие дети, которые в этом возрасте уже знают свое призвание, это редчайшие экземпляры. И если у вас такой ребенок, не знаешь, радоваться за вас или сочувствовать, так как тут тоже куча проблем и рисков.
Среднестатистический ребенок переживает в это время серию увлечений, очень страстных порой. Он погружается туда, и два-три месяца он только это и хочет делать, вы только об этом и слышите. Это похоже на то, когда более младшие дети просят бесконечно одну и ту же сказку читать. Это продолжается какое-то время, а потом в один день он говорит — все, больше этого не хочу. Мы даже никогда не узнаем, чего он там хотел. Что-то он вынес, что-то освоил, что-то ему попало в важную зону развития, и он это взял. Как только он это взял, он говорит —больше не хочу.
Если ваш ребенок прирожденный гений футбола, он это не разлюбит и не расхочет. Он это возьмет. Если нет — то вас можно только поздравить. Он возьмет то, что ему нужно, и как только он понял и схватил, то ему это станет неинтересно. Или останется интересным, но уйдет на второй план. К этому надо относиться легко и не вкладывать все ресурсы семьи во все эти увлечения. Не надо каждый раз, когда он нечаянно нарисовал хорошую картинку, представлять его персональную выставку, или когда он погонял мяч, примериваться, как он на чемпионате мира по футболу кубок берет.
Впереди у детей подростковый возраст, когда все это хозяйство разбирается и собирается заново. Нейронные связи подвергаются пересмотру. Дети меняются до неузнаваемости — их увлечения, способности, характер, приверженности. Не надо особых инвестиций до этого возраста. Ребенок абсолютно в этом смысле такой венчурный проект. Что там ему в голову потом взбредет? Будет происходить грандиозная зачистка лишних нейронных связей для того, чтобы появилась взрослая сосредоточенность, взрослая целеустремленность, способность осваивать какую то сферу. Идет такая мощная специализация мозга. И тут можно сосредоточиться на изучении дисциплин, дети становятся упертыми в хорошем смысле слова. Переживания о раннем начале имеют место быть, если вы хотите (я бы сказала имеете право хотеть), чтобы ваш ребенок был фигуристом, скрипачом, каким-то виртуозом. Я, правда, не очень понимаю,зачем такого можно хотеть, но это единственная ситуация, при которой можно переживать, чем он занимается в девять лет. Если у вас таких нездоровых желаний нет, то пусть он пробует и перебирает.
Хорошо, если мы будем помогать некоторой осознанности. Тебе нравилось и разонравилось. Потому что погода сегодня плохая, и ты не хочешь идти? Или с тренером или с ребенком поругался или что-то случилось? Можно предлагать — давай ты доходишь до какого-то времени, и если это решение останется с тобой, то ок. Мы учим отделять сиюминутное “не хочу” от “мне разонравилось, я все получил, что хотел, хочу чего то другого”.
Виды деятельности должны быть разнообразными. Ведь видов интеллекта 8-10. В школе освоены 3-4. Кто сказал, что один интеллект важнее другого? А если случается так, что один выражен от природы, но он не реализуется, человек чувствует себя несчастным. Например, если у него выражен кинетический, а от него требуют академических успехов, то мы получим ребенка, который будет чувствовать себя неправильным, не таким, неадекватным, несчастным.
Сильные стороны, ресурсы возраста 7-10 лет — это творчество, способность к смелым решениям и обобщениям. Ребенок должен усвоить, что вокруг чего крутится — земля вокруг солнца или наоборот. И что в этом такого крутого. Они готовы много обсуждать это, погружаться, их за уши не оттащишь. Результат их творчества им интересен. Что именно ты нарисовал, что тут происходит, с каким чувством рисовал, что ты хотел сказать? Ему интересен диалог. Интересен конкретный, понятный результат, который он может увидеть здесь и сейчас. Бесполезно говорить вот ты сейчас учишься, чтобы потом зарабатывать. Отсроченный результат не работает, потому что мозг еще не обращен в будущее.
К подростковому возрасту ребенок становится больше тактиком, чем стратегом. Ему важно делать по правилам, по образцу. Ему хочется делать лучше, достигать совершенства. Он готов в это вкладываться, готов этим заниматься. В это бы время к нему и подкатить с этим со всем. Но обычно мы к этому времени его уже задалбываем своими требованиями, и он уже ничего не хочет. Что еще важно в этом возрасте? Внимание к правилам. Инструкции их интересуют, законы. Важный опыт в выработке этих правил с взвешиванием плюсов и минусов. Важна тема справедливости».
На этом запись, к сожалению, обрывается, но уже то, что есть — просто кладезь ценнейшей информации. Надеюсь, теперь вы будете сверяться с задачами возраста, когда будете размышлять о том, что же должен делать ваш ребенок ))
Мария Григорян