15 МАЯ — ДЕНЬ БОРИСА И ГЛЕБА.

Есть святые, в имени которых звучит сама Русь. Произнеси: "Борис и Глеб…" — и вспоминается синее ясное небо, ржаные колосья на полях, старинные буквы на бересте… Вот буквы уже складываются в слова, слова в сказания… Древняя русская быль, дойдя до наших дней, быть может, и вобрала в себя отголоски легенд, но в истинности ее невозможно усомниться — слишком глубоким и горячим было в народе почитание святых братьев во все века русской истории.



Давайте же вспомним, что поведали нам летописи. Святые Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, были сыновьями великого князя Киевского Владимира Святославовича Красно Солнышко, крестителя Руси. Братьями Борис и Глеб были не только по отцу, но и по матери, что немаловажно, так как бывший раньше язычником Владимир имел не одну жену. В одних летописных источниках мать Бориса и Глеба названа "болгарыней", в других — гречанкой. Братьями они были и по духу, и очень любили друг друга. Родившиеся незадолго до Крещения Руси, были воспитаны уже в христианстве, искренне принимали в сердце Священное Писание и жития святых. Их отец, стремясь жить по-христиански, подавал сыновьям примеры милосердия, сострадания и доброты.

Еще при жизни своей князь Владимир даровал в удел Борису Ростов, а Глебу — Муром. В 1015 году великий князь заболел и призвал сына Бориса в Киев. А вскоре послал его с дружиной на печенегов. Нигде не повстречав печенегов, молодой князь, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. И здесь он узнал о смерти отца и о том, что великокняжеский престол занял его сводный брат Святополк. "Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: "Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках". Он же им отвечал: "Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старшего, которого чту я как отца". Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими. И был день субботний" (Сказание о Борисе и Глебе). Братоубийство ради власти в те времена было, увы, делом едва ли не обыденным. Святополку брат Борис, горячо любимый народом, представлялся самым опасным соперником в борьбе за отчий престол. Будучи князем в Вышгороде (что близ Киева), Святополк имел среди вышгородцев преданных исполнителей своей воли, и он отправил некоего Путшу и трех "боярцев" убить князя Бориса.

24 (30) июля убийцы ночью пришли на Альту. Из шатра Бориса слышалось пение псалмов. Путша подождал, пока князь окончит молитву и ляжет спать. А затем убийцы ворвались в шатер и пронзили Бориса копьями. Его слуга, венгр Георгий, попытался защитить господина, но тоже был убит.

Молодой князь умер не сразу, он едва дышал, и убийцы, завернув его в шатер, повезли в Вышгород. Два варяга, посланные Святополком довершить черное дело, убили Бориса, пронзив его сердце мечом. Тело страстотерпца тайно было привезено в Вышгород и там погребено у храма во имя святого Василия Великого.

Расправившись с одним соперником, Святополк замышлял убрать и следующего, тем более, он наверняка был уверен в том, что любимый брат убитого Бориса станет мстить за него. Вызвав Глеба из Мурома, Святополк направил ему навстречу убийц во главе с Горясером. Уже получивший скорбные известия о смерти отца и любимого брата, Глеб, вопреки опасениям Святополка, не собирался поднимать на старшего брата оружие.

Убийство совершилось 5 сентября 1015 года в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Горясер и его люди окружили молодого князя и, по преданию, заставили княжеского повара зарезать своего господина. Тело Глеба убийцы погребли "на пусте месте, на брези межи двемя колодами" (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен).

В 1019 году на реке Альте, на той самой реке, где был убит святой князь Борис, разразилась решающая битва между двумя братьями, сыновьями князя Владимира — Ярославом, которого впоследствии народ наречет Мудрым, и Святополком, которому уже никуда не деться от прозвания "Окаянный". Ярослав одержал победу. Став князем Киевским, он воздал честь святому князю Глебу, чьи останки, четыре года остававшиеся непогребенными, отыскали и захоронили в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами князя Бориса.

В 1071 князь Изяслав построил в Вышгороде Борисоглебский монастырь, куда перенесли останки Бориса и Глеба, годом позже православная церковь причислила их к лику святых.
С тех пор день Бориса и Глеба всегда был большим церковным праздником, особенно в тех местах, где стояли храмы, возведенные в их честь: там проходили крестные ходы и гуляния с песнями и танцами.
15 мая — самый разгар сева. "Борис и Глеб сеют хлеб", — говорили в народе. Благоверные братья - князья вообще представлялись в крестьянском воображении неутомимыми сельскими тружениками, пашущими небесную ниву выкованным ими самими плугом, который тащит запряженный крылатый Огненный Змеей.
День Бориса и Глеба называли соловьиным; считалось, что с этого времени начинают петь соловьи. А еще его именовали "барыш-день" и старались непременно что-нибудь 15 мая с выгодой продать, чтобы весь год оставаться с деньгами. Второй раз память о Борисе и Глебе отмечается 6 августа.
gif
gif

Комментарии