Донские казаки станицы Усть-Бузулукская Хоперского округа Всевеликого войска Донского - «Жавроненок ты мой»
Курагот та абнакi нъ ѵєсну мiрѵи казакох/Календарь и обычаи весенние казачьего народа.
22 марта. Продолжаем знакомиться с древним казачьим календарем. Второй день Солнечного года – носил название «Сороки» или «жаворо́нки» или как попы на Дону с «сороками» боролись. На рис. фотография казачки некрасовки в праздничном головном уборе – сороке, которые сохранились до 60-х годов XX в.
В казаках на Дону этот день считался днем второй встречи весны. Как гутарили предки: «v Сароки дён i ночь мерiцца, зiма cканчаiца, ѵє́сна прѣчънаїца». Весну несли птицы. Хозяйки (бабы) заранее выпекали к этому дню из теста печенье в виде птиц жаворо́нков. Грязной работы в курене или на базу в этот день не делали. Женщины рядились в праздничную одежу и “сороки”, головной убор, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который – длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки. Сороки отделывались бисером “налобником”; шитьем – золотой ниткой. Между прочим, именно наличие серебра и золота в нитках этих “золотных” головных уборов послужило причиной их массовой гибели: скупщики покупали уборы сотнями и выжигали из них серебро и золото. Но вернемся к абнаку - обряду "жаворонки" ... Казачка в обряде (праздничной одежде) с головой покрытой праздничным головным убором, который как уже было сказано назывался «сорока» давала печенье – «жавро́нков» казачатам, приговаривая: «Жавъро́нкѣ лятѣть, нъ гъловкѣ сидѣть». Детва кужаты залезала на крыши куреня, вязала «жаворонков» к шестам и скликала птиц: «Лѣтiтя, лѣтiтя ѵє́сну нѣсiтя». Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам - чтобы приманить птиц. Пекли «жаворонков» как правило, 40 штук, что так же связывалось с птичьим названием «сороки». Так же пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков, которые по одному выбрасывали из окна в течение 40 дней. Это должно было защитить новые всходы от «утренников» - заморозков. Трудно объяснить, почему в начале XX в. древний обряд и праздничный женский костюм казачек гораздо полнее сохранился в некоторых казачьих селах Новосильского уезда (расположен на юго-западе Тульской губернии, граничил с Орловской губернией), где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский “обряд” в 1902 г. был в обиходе во всей полноте и разнообразии пользовался всеобщим признанием. В то же время на Дону, эта традиция была уже вытеснена церковной обрядностью, вместе с которой в обиход казачек вошла так называемая «парочка», пришедшие из среды городской мещанской моды: приталенная кофта и длинная юбка с оборками. Это связано с тем, что не в меру ретивые "пастыри", назначенные на приходы не из казаков, иногда просто напросто не пускали в храм казачек "обряженных" в традиционные костюмы, заявляя: "чучелам в храме места нет". Прав был один умный человек когда сказал, что в дураках зреет энергия огромной разрушительной силы, связанная с желанием переделывать окружающий его мир в соответствии с его (дурака) пониманием.
Движение Восстановленных Станиц
Курагот та абнакi нъ ѵєсну мiрѵи казакох/Календарь и обычаи весенние казачьего народа.
22 марта. Продолжаем знакомиться с древним казачьим календарем. Второй день Солнечного года – носил название «Сороки» или «жаворо́нки» или как попы на Дону с «сороками» боролись. На рис. фотография казачки некрасовки в праздничном головном уборе – сороке, которые сохранились до 60-х годов XX в.
В казаках на Дону этот день считался днем второй встречи весны. Как гутарили предки: «v Сароки дён i ночь мерiцца, зiма cканчаiца, ѵє́сна прѣчънаїца». Весну несли птицы. Хозяйки (бабы) заранее выпекали к этому дню из теста печенье в виде птиц жаворо́нков. Грязной работы в курене или на базу в этот день не делали.
Женщины рядились в праздничную одежу и “сороки”, головной убор, состоящем, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который – длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки. Сороки отделывались бисером “налобником”; шитьем – золотой ниткой. Между прочим, именно наличие серебра и золота в нитках этих “золотных” головных уборов послужило причиной их массовой гибели: скупщики покупали уборы сотнями и выжигали из них серебро и золото.
Но вернемся к абнаку - обряду "жаворонки" ...
Казачка в обряде (праздничной одежде) с головой покрытой праздничным головным убором, который как уже было сказано назывался «сорока» давала печенье – «жавро́нков» казачатам, приговаривая: «Жавъро́нкѣ лятѣть, нъ гъловкѣ сидѣть». Детва кужаты залезала на крыши куреня, вязала «жаворонков» к шестам и скликала птиц: «Лѣтiтя, лѣтiтя ѵє́сну нѣсiтя». Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам - чтобы приманить птиц.
Пекли «жаворонков» как правило, 40 штук, что так же связывалось с птичьим названием «сороки». Так же пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков, которые по одному выбрасывали из окна в течение 40 дней. Это должно было защитить новые всходы от «утренников» - заморозков.
Трудно объяснить, почему в начале XX в. древний обряд и праздничный женский костюм казачек гораздо полнее сохранился в некоторых казачьих селах Новосильского уезда (расположен на юго-западе Тульской губернии, граничил с Орловской губернией), где, как, например, в селе Вышней Залегощи, этот женский “обряд” в 1902 г. был в обиходе во всей полноте и разнообразии пользовался всеобщим признанием.
В то же время на Дону, эта традиция была уже вытеснена церковной обрядностью, вместе с которой в обиход казачек вошла так называемая «парочка», пришедшие из среды городской мещанской моды: приталенная кофта и длинная юбка с оборками. Это связано с тем, что не в меру ретивые "пастыри", назначенные на приходы не из казаков, иногда просто напросто не пускали в храм казачек "обряженных" в традиционные костюмы, заявляя: "чучелам в храме места нет".
Прав был один умный человек когда сказал, что в дураках зреет энергия огромной разрушительной силы, связанная с желанием переделывать окружающий его мир в соответствии с его (дурака) пониманием.