Не все сегодняшние школьники вряд ли поймут, о каких квадратиках идет речь. А ведь наши мамы до сих пор помнят, что с приходом асфальт во дворах становился клетчатым. Как только уголок асфальта вытаивал на солнышке, в ход шли куски красного кирпича, кусочки мела, взятые тайком от учителя со школьной доски и всё то, что чертило или оставляло полосы на асфальте. Начинались "классики", любимая игра советских девочек. Кстати, и мальчики нашего двора тоже с удовольствием играли в эту игру. Битой обычно была банка из-под гуталина, в которую для утяжеления клали несколько мелких камешков. Или обычный камешек, или шайба, с которой мальчики зимой играли в хоккей.
Для нас, детей, живущих недалеко от стекольного завода, битами были настоящие деревянные дощечки, называемые нами "плитками". Если подойти к проходной завода со стороны электроцеха, то нужных для классиков плиток можно набрать сколько хочешь. А чтобы всегда был солидный запас игрового девайса, вполне можно было оставить стопку крепких деревянных бит прямо в уголке подъезда жилого дома, в котором живёшь, — она никуда не денется, добросовестно пролежит всю зиму, до самой весны.
Теперь о самой игре...
Игра в классики стала популярна в Европе уже в Средние века, но корни её восходят к временам Римской империи: на римском форуме было обнаружено прочерченное игровое поле, датируемое периодом империи.
В 1574 году Корнелиус Килиан зафиксировал, что классики были широко распространены и среди голландских детей. Игра была упомянута в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», опубликованном в 1534 году; говорили о ней и другие авторы XV—XVII веков.
Изначально игра была мальчишеской, а в конце XIX века, как минимум в США и Дании, в ней стали участвовать и девочки (впрочем, конкретные правила и названия игры были несколько различны у мальчиков и девочек).
Уже в начале XX века во всём мире игра стала преимущественно девичьей, в ряде стран участие мальчиков в игре стало зазорным.
Аналогичное смещение произошло в России. Игра попала в Россию в XIX веке и к концу века распространилась очень широко. Была она зафиксирована на Кавказе, в Белоруссии.
Девочки начали играть в классики к 1910-м годам. Мальчики продолжали участвовать в игре в 1930-е годы, согласно утверждениям фольклориста В. Г. Смолицкого. С 1950-х годов игра стала преимущественно девичьей.
Схемы игры в классики.
Правила игры
Традиционным игровым полем считается прямоугольник из десяти равных квадратов, заполняющих прямоугольник 5х2. Размер каждого квадрата 4-5 ступней одного из участников. Иногда по предварительной договоренности поле первого квадрата уменьшается, а к последнему квадрату добавляется сегмент, проведением у нижней стороны квадрата дуги из угла квадрата в соседний по горизонтали угол, на отсеченную и добавленную площадь нельзя наступать и забивать на неё биту, эта площадь закрашивается и на ней пишется «огонь» или «вода».
Играют по очереди, которая выстраивается по предварительной договоренности через жребий или считалку. Каждый игрок начинает с того, что кидает биту в первый квадрат. Затем, прыгая на одной ноге, он толкает этой ногой биту из первого квадрата во второй и за ней перепрыгивает в следующий квадрат, перемещаясь из второго квадрата в третий и т. д.
Пятый квадрат считается местом отдыха — в нём можно встать на обе ноги, переминаться, отдыхать стоя. Нельзя самому или битой задевать черту, ограничивающую квадраты. Из последнего квадрата нужно вытолкнуть биту за пределы игрового поля.
После успешного окончания первого кона игрок начинает следующий кон, бросая битку во второй квадрат, после его прохождения начинает кон с третьего и так далее до прохождения всех конов. Затем возможны различные варианты продолжения игры: бросание бити из положения стоя спиной к полю, «контрольные» с изменением порядка продвижения — из первого квадрата в 10, затем в 9, оттуда во 2… по диагонали и т. п. Любое нарушение правил игры приводит к переходу права игры к следующему игроку.
После прохождения простого 1-го уровня (стоя на 2 ногах и перешагивая) из десяти конов следуют более сложные уровни (на одной ноге, исключая 4-й) по 10 конов каждый:
второй — на одной ноге; третий — наоборот (другой стороной ступни); четвёртый — двумя ногами одновременно (после этого игрок выбирает домик, то есть клетку, в которую никто, кроме него, вставать не может); пятый — прыжки через одну клетку; шестой — не показывая зубы; седьмой — кидая битку из пятого класса; восьмой — согнувшись девятый — ручеёк, то есть десять раз на одной ноге из первого сразу в десятый (то есть вправо) и обратно; десятый
Вариант:
1 — простая 2 — хромая (на одной ноге) 3 — кочерга (битка выбивалась влево) 4 — левша (прыгали на левой ноге) 5 — королевская (нельзя перетаптываться, один прыжок — один удар) 6 — контрольная (если совершил ошибку переходишь в 1 класс) 7 — слепая (битка кидалась вслепую) 8 — выпускная
Выигрывает тот, кто первым пройдет все уровни быстрее других. Последующие места распределяются соответственно порядку завершения игры.
Обязательные условия:
— не наступать на линии квадратов; — с битой в одном классе не стоять двумя ногами (исключая четвёртый уровень); — не топтаться и не подвигать биту в одном классе; — бросивший битку и попавший на черту пропускает кон; не прошедший кон игрок ждёт своей очереди в новом круге и повторяет его.
Вот какая сложная эта простая игра в классики, которую помнят те, чьё детство проходило в советские годы.
Скамейка на школьном дворе
:Лариса Охим
МЕЛОМ РАСЧЕРЧЕН АСФАЛЬТ НА КВАДРАТИКИ ...
Не все сегодняшние школьники вряд ли поймут, о каких квадратиках идет речь. А ведь наши мамы до сих пор помнят, что с приходом асфальт во дворах становился клетчатым. Как только уголок асфальта вытаивал на солнышке, в ход шли куски красного кирпича, кусочки мела, взятые тайком от учителя со школьной доски и всё то, что чертило или оставляло полосы на асфальте.
Начинались "классики", любимая игра советских девочек. Кстати, и мальчики нашего двора тоже с удовольствием играли в эту игру. Битой обычно была банка из-под гуталина, в которую для утяжеления клали несколько мелких камешков. Или обычный камешек, или шайба, с которой мальчики зимой играли в хоккей.
Теперь о самой игре...
Игра в классики стала популярна в Европе уже в Средние века, но корни её восходят к временам Римской империи: на римском форуме было обнаружено прочерченное игровое поле, датируемое периодом империи.
В 1574 году Корнелиус Килиан зафиксировал, что классики были широко распространены и среди голландских детей. Игра была упомянута в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», опубликованном в 1534 году; говорили о ней и другие авторы XV—XVII веков.
Изначально игра была мальчишеской, а в конце XIX века, как минимум в США и Дании, в ней стали участвовать и девочки (впрочем, конкретные правила и названия игры были несколько различны у мальчиков и девочек).
Уже в начале XX века во всём мире игра стала преимущественно девичьей, в ряде стран участие мальчиков в игре стало зазорным.
Аналогичное смещение произошло в России. Игра попала в Россию в XIX веке и к концу века распространилась очень широко. Была она зафиксирована на Кавказе, в Белоруссии.
Девочки начали играть в классики к 1910-м годам. Мальчики продолжали участвовать в игре в 1930-е годы, согласно утверждениям фольклориста
В. Г. Смолицкого. С 1950-х годов игра стала преимущественно девичьей.
Правила игры
Традиционным игровым полем считается прямоугольник из десяти равных квадратов, заполняющих прямоугольник 5х2. Размер каждого квадрата 4-5 ступней одного из участников. Иногда по предварительной договоренности поле первого квадрата уменьшается, а к последнему квадрату добавляется сегмент, проведением у нижней стороны квадрата дуги из угла квадрата в соседний по горизонтали угол, на отсеченную и добавленную площадь нельзя наступать и забивать на неё биту, эта площадь закрашивается и на ней пишется «огонь» или «вода».
Играют по очереди, которая выстраивается по предварительной договоренности через жребий или считалку. Каждый игрок начинает с того, что кидает биту в первый квадрат. Затем, прыгая на одной ноге, он толкает этой ногой биту из первого квадрата во второй и за ней перепрыгивает в следующий квадрат, перемещаясь из второго квадрата в третий и т. д.
Пятый квадрат считается местом отдыха — в нём можно встать на обе ноги, переминаться, отдыхать стоя. Нельзя самому или битой задевать черту, ограничивающую квадраты. Из последнего квадрата нужно вытолкнуть биту за пределы игрового поля.
После успешного окончания первого кона игрок начинает следующий кон, бросая битку во второй квадрат, после его прохождения начинает кон с третьего и так далее до прохождения всех конов. Затем возможны различные варианты продолжения игры: бросание бити из положения стоя спиной к полю, «контрольные» с изменением порядка продвижения — из первого квадрата в 10, затем в 9, оттуда во 2… по диагонали и т. п. Любое нарушение правил игры приводит к переходу права игры к следующему игроку.
второй — на одной ноге;
третий — наоборот (другой стороной ступни);
четвёртый — двумя ногами одновременно (после этого игрок выбирает домик, то есть клетку, в которую никто, кроме него, вставать не может);
пятый — прыжки через одну клетку;
шестой — не показывая зубы;
седьмой — кидая битку из пятого класса;
восьмой — согнувшись
девятый — ручеёк, то есть десять раз на одной ноге из первого сразу в десятый (то есть вправо) и обратно;
десятый
Вариант:
1 — простая
2 — хромая (на одной ноге)
3 — кочерга (битка выбивалась влево)
4 — левша (прыгали на левой ноге)
5 — королевская (нельзя перетаптываться, один прыжок — один удар)
6 — контрольная (если совершил ошибку переходишь в 1 класс)
7 — слепая (битка кидалась вслепую)
8 — выпускная
Выигрывает тот, кто первым пройдет все уровни быстрее других. Последующие места распределяются соответственно порядку завершения игры.
Обязательные условия:
— не наступать на линии квадратов;
— с битой в одном классе не стоять двумя ногами (исключая четвёртый уровень);
— не топтаться и не подвигать биту в одном классе;
— бросивший битку и попавший на черту пропускает кон;
не прошедший кон игрок ждёт своей очереди в новом круге и повторяет его.
Вот какая сложная эта простая игра в классики, которую помнят те, чьё детство проходило в советские годы.