ЛЕГКОЕ ПЕРО ПОЭТА МИХАИЛА РЯБИНИНА

Многие любят и даже поют песни на стихи поэта Михаила Рябинина, порою не задумываясь об его авторстве: "Родительский дом ", "Один раз в год цветы цветут", "Обручальное кольцо", "Незабудка" и др. Он был родом из предвоенного поколения, родившись 2 марта 1931 года. Место рождения - город Ленинград,тогда как его отец и дед родились в городе Санкт-Петербурге. В детстве Миша был удивительно похож на маленького Пушкина — такой же овал лица, разрез глаз и огромная копна черных курчавых волос. Папа Михаила Иосиф Меерович был крупным советским специалистом, он работал главным инженером на одном из ленинградских заводов. Жили они тогда в шикарной квартире недалеко от станции метро «Технологический институт». Все складывалось прекрасно, если бы не... Вторая мировая или Великая отечественная война. Жизнь в блокадном Ленинграде становилась все более тяжелой. Он до конца жизни не мог забыть ту мисочку еще теплых щей из мороженой капусты, завернутую в тряпицу, которую в руках принес с работы отец, отдав свою дневную норму сыну.Через Ладогу начали увозить из Ленинграда детей, женщин и стариков, а в Ленинград ввозить продукты питания, боеприпасы и медикаменты. Отец отправил сына с женой по этой дороге жизни.Лед был покрыт слоем грязной жижи — поди знай, где ждет опасность. Прямо перед грузовиком, в котором ехали Миша с мамой, машина ушла под лед. Это тоже невозможно было забыть.Скоро эвакуировали и завод отца, который медленными эшелонами уходил вглубь страны на Кавказ, в том же направлении уехали и Миша с мамой. Его папа решил добираться сам, чтобы поскорее встретиться с женой и сыном. В свой чемодан он положил самое ценное — заводские чертежи. Его убили в поезде — позарились на добротный чемодан. Миша с мамой, которую все звали Софьей Михайловной, хотя на самом деле она носила имя Шейна Цыпа Моисеевна, остались одни.
После войны они сначала поехали в Таллинн, но там было все чужое. Тогда решили возвратиться в Ленинград — вся выжившая родня была там.
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помни об этом всю жизнь.
Родительский дом, начало начал,
Ты в жизни моей надёжный причал.
Родительский дом, пускай добрый свет
Горит в твоих окнах много лет.
Приехав в город на Неве, они обнаружили, что их квартира занята. В ней уже давно поселилась семья, оставшаяся без крова после бомбежек. Приютила их мамина двоюродная сестра, собиравшая обездоленных родственников. Мише с мамой выдели угловую комнату в 14 квадратных метров.
Можно об этом сказать очень просто,
Не добавляя почти ничего,
Снится мне часто маленький остров,
Вы не ищите на карте его.
Вот я купаюсь в извилистой речке,
Чувствую сильные руки отца,
И потому мне легко и беспечно,
И потому могу плыть без конца.
С детством расстаться всегда очень грустно,
Белый кораблик уплыл, не вернешь.
Воспоминаний светлое чувство
Станет сильнее, чем дольше живешь.
И никуда, никуда мне не деться от этого,
Ночь за окном, на дворе никого,
Только к утру станет зорькой рассветною
Остров детства, детства моего.
Когда ему было 19, он привел в их комнату свою первую и единственную жену Нину Васильевну Рябинину, которая работала простой работницей на заводе, там же в 1951 г. родилась и дочь Вера. Правда, Верочку он увидел впервые уже трехлетней, отслужив в армии. Он приехал, нагруженный игрушками и прикроватным ковриком — куском холстины с нарисованным на ней маслом забавным слоником. Подойдя к кроватке, он сказал: «Доченька, вот твой папка и вернулся». Дочь он любил самозабвенно, хотя и награждал ее всякими смешными прозвищами и именами, — надо отметить, что это у него здорово получалось. Одним из самых часто употребляемых в семье, относящихся к Верочке, было «мешанина», что означало — Миша плюс Нина. Михаил Рябинин окончил техникум, по специальности геолог (буровой мастер), и долгое время работал по специальности. Где он только ни побывал за эти годы в поисках воды. Искал воду, бурил скважины, бороздил бескрайние... и писал стихи, к которым имел пристрастие с 12 лет. Его первая песня «Геологи» (музыку написал Владимир Дмитриев),впервые прозвучала в передаче «С добрым утром». Тогда же он стал использовать в качестве псевдонима фамилию жены - Рябинин, потому как с фамилией Меерович в творческой среде ловить было нечего. В 1973-м Рябинин стал лауреатом телефестиваля «Песня года», а, начиная с 1977-го, получал дипломы конкурса ежегодно. О его жизни известно не очень много, так как вся родня живет в Израиле. Его знакомые вспоминают, что он был веселым и своими шутками стремился всем поднять настроение.
Не берите в голову (песня)
Вот опять прошла молва и задела душу.
Злые чёрные слова лучше бы не слушать.
Все соседи говорят, на работе тоже,
И слова их, словно яд, проникают в кожу.
Не берите в голову, лучше не берите.
Жизнь пойдёт по новому,
жизнь пойдёт по новому,
Что ни говорите.
Вот любовь махнув рукой, с вами расстаётся.
В ситуации такой сердце чаще бьётся.
Кто виновен тут, кто прав, — время всё рассудит.
Если короток рукав, он длинней не будет.
Я вам так ещё скажу — я давно заметил,
Что лисой не стать ежу ни за что на свете.
И себе во всём всегда изменять не стоит,
Пусть ничто и никогда вас не беспокоит.
Не берите в голову, лучше не берите.
Жизнь пойдёт по новому,
жизнь пойдёт по новому,
Что ни говорите
Сплетницы на лавочке точат языки,
А вам всё до лампочки,
а вам всё до лампочки —
Это пустяки!
Сначало жилось трудно. Слава и деньги на него обрушились уже в возрасте, когда ему было за 40.Как правило, он писал по несколько вариантов текста к каждой композиции. До тех пор пока не понимал, что создал настоящий шлягер Авторские получал солидные и, как мальчишка, стал играться в машинки: покупал один автомобиль за другим. Сначала приобрел красный «Запорожец» и сразу же придумал украсить его черными точками, чтобы получилась эдакая божья коровка. Потом купил пижонскую иномарку wartburg. Тогда таких машин в Союзе было раз-два и обчелся. Водил Меерович лихо, но попадал и в аварии. Однажды купил новенькие "Жигули" последней модели и повез семью в на съемную дачу в эстонскую Усть-Нарву, где они каждый год отдыхали. А на обратном пути поэт угодил во встречный автомобиль с прицепом, на котором везли ящики с помидорами. Раздавленные томаты кровавыми пятнами засыпали асфальт. Сам он отделался легким испугом, а вот жена Нина пострадала. С тех пор он зарекся садиться за руль. Дружил с Александром Колкером и его женой Марией Пахоменко, с Вилли Токаревым, композиторами Александром Морозовым и Вячеславом Добрыниным. Совместно с Добрыниным он написал много песен, ставших хитами: «Бологое» для «Веселых ребят», «Женские глаза» для Филиппа Киркорова, «На теплоходе музыка играет» и «Ты приехал» для Ольги Зарубиной, «Незабудку» для Иона Саручану, «Синий туман», «Колдовское озеро» и «Казино» для самого Славы.Чтобы удобнее было работать с композитором- москвичом продал квартиру, купил в Первопрестольной другую, рядом с парком, и переехал. Но Москва ему счастья, увы, не принесла. Хотя поначалу все выглядело благополучно. Поэт обожал красиво одеваться и радовался, что в столице больше доступа ко всяким дефицитным вещам. Например, однажды у какого-то иностранца купил модный замшевый пиджак. Потом уговорил певицу Аллу Йошпе продать ему невероятный браслет, который та из-за границы привезла. И сразу подарил обновку жене Нине Васильевне.
Давно простилась с нами юность,
А нам все кажется — вчера…
Морщин задумчивую мудрость
Мы видим в зеркале с утра.
А сердце места не находит,
И час свиданья недалёк…
Вторая молодость приходит
К тому, кто первую сберёг.
Однажды у него случился роман с медсестрой. Когда об этом узнала мама Софья Михайловна и шепнула сыну: «Ты смотри у меня! Чтобы дома все тихо было!» Ослушаться ее Миша не мог, тем более, что бросить жену Нину не собирался.
Не надо в любви советовать:
Кто любит, тот сам разберётся.
И песня моя поэтому
С припевом таким поётся:
Любите, пока любится,
Ревнуйте, пока ревнуется.
Страдайте, пока cтрадается,
Мечтайте, пока мечтается.
А если кого покинули,
Тому не дарите участье.
Обиды пришли и сгинули,
И снова борьба за счастье.
Любите, пока любится,
Ревнуйте, пока ревнуется.
Страдайте, пока cтрадается,
Мечтайте, пока мечтается.
Он прекрасно понимал, что возраст уже был не тот, да и здоровье стало подводить. Начались проблемы с сосудами, диабет, варикоз на ногах. Из-за недугов он все реже стал писать, поэтому и соавторы быстро исчезли из его жизни. Литературного образования он не имел , в творческих объединениях не состоял, ни одного сборника стихов не выпустил. Однажды пригласили его на заседание правления Союза писателей, но он резко ответил: «Когда я хотел к вам вступить, нашлась масса причин мне отказать. А теперь и сам не желаю этого». Он тогда крепко стоял на ногах и мог вольничать. Повзрослевшей дочке Вере купил хорошую квартиру на Васильевском острове в Питере. Он тянул всю семью. А потом денег не стало.
«Храни нас Бог от ненависти лютой,
Храни нас Бог от мысли безрассудной...
От замков, что мы строим на песке,
От стонов по загубленной реке...
Прости нас Бог, за высший миг блаженства...
За то, что далеки от совершенства...
Но ты на это тоже дай нам срок.
Храни нас Бог, храни нас Бог, храни нас Бог!»
Когда Рябинин скончался (1995 г.), полтора миллиона на похороны (тогда такие суммы были в ходу) дал Вячеслав Добрынин. А сам на прощание не пришел. Нина его кремировала, перевезла прах в Санкт-Петербург и предала земле в одной могиле с его мамой Софьей Михайловной, дядей Наумом Моисеевичем и женой Наума - Клавдией Петровной. После смерти мужа Нина Рябинина уехала к их дочке Вере, которая к тому времени перебралась на Землю обетованную (живут в Беэр-Шеве). Там сейчас живут его внуки и првнуки. Литературные способности деда чуть коснулись внуков: внук Леня писал юношеские стихи, а внучка пишет легкую лирическую прозу, но уже на иврите и английском.
«Если музыкой сердце наполнилось
Если были слова хороши.
Значит, песня кому-то запомнилась
Значит, стала частицей души...»
Михаил Рябинин (1931—1995 гг.)

ЛЕГКОЕ ПЕРО ПОЭТА МИХАИЛА РЯБИНИНА - 938146002075

Комментарии