ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

#КАК_ЭТО_БЫЛО_historydocs
Памятники египетской эпохи дают множество интересного материала для представления методов обучения рисованию в Древнем Египте. Это росписи дворцов, стен, храмов, рисунки на папирусах и других разных предметах.
В Древнем Египте в изобразительном искусстве были приняты каноны для рисования человеческих фигур, священных животных, цветков лотоса и других объектов. Конечно, они не давали возможности художнику изображать мир таким, какой он был на самом деле, с натуры. Он должен был изображать мир, следуя установленным правилам. Художники по большей части заучивали правила вместо изучения натуры. Поэтому обучались художники в основном навыку, а не творчеству.
Путём математического изучения фигуры человека египтяне разработали специальный канон, который позволял с точностью рисовать людей. Это была система пропорционального членения фигуры, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Довольно разумно. Так египтяне разделили человеческое тело на 21 часть.
В Египте исследователи нашли рисунок фигуры человека, поделенной ровно на 21 часть. Эта фигура была разделена параллельными прямыми линиями, а единицей измерения был средний палец руки, вытянутой вдоль бедра. Но фактически фигура разделена на 19 равных частей, а 2 части включают в себя традиционный головной убор. Исследователь Ш. Блан путем изысканий установил, что измерение фигуры человека осуществлялось снизу вверх.
По принятому в Египте канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной одному пальцу. Расстояние от верхней части колена до лобка равняется четырем пальцам. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу. На двенадцатом — верхний край гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами, на шестнадцатом делении — кадык. Голова равнялась двум пальцам. На 17-м делении снизу располагается кончик носа; на 18-м — лобные бугры.
Но были и размеры более мелких частей, таких как рот, глаза, нос и т. д. У всех частей тела была точная величина. Исходя их этих правил, художники, как мастера, так и ученики, могли точно изобразить человеческую фигуру, начиная с любого места. Этот канон помогал изображать фигуры больших размеров (колоссов). Могло быть так, что несколько разных художников, работая порознь над разными частями, в итоге получали точно нарисованную фигуру, и не возникало никаких нарушений пропорций. Были даже случаи, когда один художник выполнял правую часть, а другой — левую.
Такие каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция. Многие греческие художники, побывавшие в Египте, замечали то, что достоинство местных художников — это пропорции всех частей тела.
При рисовании фигуры человека не учитывались особенности детей и подростков. Если, например, рисовальщик изображал ребёнка рядом со взрослым человеком, то он пользовался одним и тем же каноном, за исключением того, что ребёнка он изображал меньшего размера.
В изобразительном искусстве Древнего Египта разница в размере определялась различием их социального положения, а не их реальными пропорциями. Фигура высокопоставленного чиновника или фараона была значительно крупнее любого обычного человека, раба. Искусство в те времена строилось с учётом классовости.
Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом, человек мог быть нарисован выше этого самого дома, дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.
В задачу художника не входило изображать жизнь так, как мы это делаем сейчас. Росписи фараоновых гробниц были не рисунками, а больше дневником, книгой, рассказывающей о жизни фараона, его деятельности, окружении, событиях в стране и т. п. Поскольку египтяне не могли рассказать всё с помощью рисунков, они добавляли в эти росписи иероглифы, которые помогали понять суть.
Задачей художника было сохранить единство образов и не допускать иллюзорности. Все рисунки имели линейный характер и раскрашивались как раскраска, без сложных замесов цвета.
Изображения художников были лишены трёхмерности, перспективы и светотени. Художники должны были знать законы фронтального разворота, чтобы сохранить плоскость стены. Например голова и ноги изображались в профиль, а тело, глаз и плечи в фас. Начало этой традиции прослеживается до 4 000 лет до н.э. Она соблюдалась несколько тысячелетий. Каноны также запрещали какие-либо изменения в выборе формы и материалов.
Как и во всем, у древних египтян были каноны и в перспективе. Они не учитывали того, что если, например, дерево находится дальше по отношению к другому дереву, то оно должно быть меньше. Художники рисовали их все одинаковой величины.
Рисование мебели в Древнем Египте сводилось к изображению в профиль. Вместо четырех ножек изображали только две. Строения, такие как храмы, дома и пирамиды нарисованы только с одной стороны.
А если художнику нужно было нарисовать многоплановый рисунок, то он помещал одни фигуры выше других. Фигуры, которые были в самом низу являлись первым планом. Иногда эти ряды разделялись прямыми линиями.
Если фигуры, такие как лучники, стояли рядом, то художники изображали первого лучника полностью, а около него пририсовывали контур следующего лучника, а потом следующего и т. д. Так изображались всякие военные парады и многолюдные сцены. Контур у всех фигур был черный, кроме случаев, когда нужно было отделить белую область от белой или желтой, тогда контур был красный.
В инструментах для рисования нет ничего необычного. Это уголь, кисть и металлический штифт. Поверхностью для рисунка служили камень, стена, сырая штукатурка и глиняные доски, на которых работали ученики. На небольшую ровную поверхность не до конца высохшей глины юный художник палочкой наносил линейный рисунок. Если рисунок не получался, то поверхность снова выравнивалась и снова можно было рисовать. Если нужно было просто внести изменения, то нужный участок разглаживался пальцами (это ведь глина). Удобный метод рисования и не очень дорогой. Качество рисунка определялось по контурным линиям: чем они тоньше и плавнее, тем лучше рисунок.
При рисовании человека глиняную досочку расчерчивали на ровные квадраты, которые помогали ученику правильно нарисовать человека, соблюдая пропорции. В законченном рисунке ученик пальцами стирал эти клетки.
Когда художнику нужно было изобразить рисунок на стене, он сначала рисовал контуры кистью или углём, затем процарапывал острой металлической палочкой абрис и заливал получившиеся углубления краской.
Метод и система обучения учеников была едина во всех заведениях и у всех преподавателей. Каноны предписывали строгое соблюдение правил обучения. Большое внимание уделялось технике рисования. Преподавателю нужно было научить учеников технике свободного движения руки. Ученик должен был легко рисовать плавные линии на поверхности доски. Так же ученик должен иметь твердую руку, чтобы хорошо выцарапывать контуры рисунков на стене и камне.
Система обучения была очень жестокой: за любое отступление от канонов ученик был строго наказан, даже избиением палками. Историки нашли папирусы, где сказано, что некоторые ученики ходили в колодках по 3 месяца или были связаны в темнице храма.
Выбор профессии художника.
Ну, тут никакого выбора не было. В Древнем Египте профессии передавались от отца к сыну, от сына своему сыну. Свободы мало, но в этом были и свои плюсы. Отец мог дома обучать своего ребёнка.
Родитель брал своего сына на строительство какого-нибудь храма или дворца. При таком строительстве были школы, в которых и осваивали профессию юные художники. Учебными пособиями в таких школах служили методические таблицы (или образцовые рисунки), которые учитель рисовал сам или просил старших учеников. На рисунке ниже показаны такие таблицы. Они разбиты на квадратики, в которых вертикальные и горизонтальные линии членят рисунок по определённым местам. О существовании учебных таблиц свидетельствуют сохранившиеся скульптурные барельефы.
В Древнем Египте укрепилась школа обучения со своими канонами и соблюдением правил. Обучение у всех художников было одинаковое. Обучение строилось не на изучении натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов рисования. В этом случае художник не мог изображать мир таким, каким его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
#КАК_ЭТО_БЫЛО_historydocs
Памятники египетской эпохи дают множество интересного материала для представления методов обучения рисованию в Древнем Египте. Это росписи дворцов, стен, храмов, рисунки на папирусах и других разных предметах.
В Древнем Египте в изобразительном искусстве были приняты каноны для рисования человеческих фигур, священных животных, цветков лотоса и других объектов. Конечно, они не давали возможности художнику изображать мир таким, какой он был на самом деле, с натуры. Он должен был изображать мир, следуя установленным правилам. Художники по большей части заучивали правила вместо изучения натуры. Поэтому обучались художники в основном навыку, а не творчеству.
Путём математического изучения фигуры человека египтяне разработали специальный канон, который позволял с точностью рисовать людей. Это была система пропорционального членения фигуры, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Довольно разумно. Так египтяне разделили человеческое тело на 21 часть.
В Египте исследователи нашли рисунок фигуры человека, поделенной ровно на 21 часть. Эта фигура была разделена параллельными прямыми линиями, а единицей измерения был средний палец руки, вытянутой вдоль бедра. Но фактически фигура разделена на 19 равных частей, а 2 части включают в себя традиционный головной убор. Исследователь Ш. Блан путем изысканий установил, что измерение фигуры человека осуществлялось снизу вверх.
По принятому в Египте канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной одному пальцу. Расстояние от верхней части колена до лобка равняется четырем пальцам. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу. На двенадцатом — верхний край гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами, на шестнадцатом делении — кадык. Голова равнялась двум пальцам. На 17-м делении снизу располагается кончик носа; на 18-м — лобные бугры.
Но были и размеры более мелких частей, таких как рот, глаза, нос и т. д. У всех частей тела была точная величина. Исходя их этих правил, художники, как мастера, так и ученики, могли точно изобразить человеческую фигуру, начиная с любого места. Этот канон помогал изображать фигуры больших размеров (колоссов). Могло быть так, что несколько разных художников, работая порознь над разными частями, в итоге получали точно нарисованную фигуру, и не возникало никаких нарушений пропорций. Были даже случаи, когда один художник выполнял правую часть, а другой — левую.
Такие каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция. Многие греческие художники, побывавшие в Египте, замечали то, что достоинство местных художников — это пропорции всех частей тела.
При рисовании фигуры человека не учитывались особенности детей и подростков. Если, например, рисовальщик изображал ребёнка рядом со взрослым человеком, то он пользовался одним и тем же каноном, за исключением того, что ребёнка он изображал меньшего размера.
В изобразительном искусстве Древнего Египта разница в размере определялась различием их социального положения, а не их реальными пропорциями. Фигура высокопоставленного чиновника или фараона была значительно крупнее любого обычного человека, раба. Искусство в те времена строилось с учётом классовости.
Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом, человек мог быть нарисован выше этого самого дома, дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.
В задачу художника не входило изображать жизнь так, как мы это делаем сейчас. Росписи фараоновых гробниц были не рисунками, а больше дневником, книгой, рассказывающей о жизни фараона, его деятельности, окружении, событиях в стране и т. п. Поскольку египтяне не могли рассказать всё с помощью рисунков, они добавляли в эти росписи иероглифы, которые помогали понять суть.
Задачей художника было сохранить единство образов и не допускать иллюзорности. Все рисунки имели линейный характер и раскрашивались как раскраска, без сложных замесов цвета.
Изображения художников были лишены трёхмерности, перспективы и светотени. Художники должны были знать законы фронтального разворота, чтобы сохранить плоскость стены. Например голова и ноги изображались в профиль, а тело, глаз и плечи в фас. Начало этой традиции прослеживается до 4 000 лет до н.э. Она соблюдалась несколько тысячелетий. Каноны также запрещали какие-либо изменения в выборе формы и материалов.
Как и во всем, у древних египтян были каноны и в перспективе. Они не учитывали того, что если, например, дерево находится дальше по отношению к другому дереву, то оно должно быть меньше. Художники рисовали их все одинаковой величины.
Рисование мебели в Древнем Египте сводилось к изображению в профиль. Вместо четырех ножек изображали только две. Строения, такие как храмы, дома и пирамиды нарисованы только с одной стороны.
А если художнику нужно было нарисовать многоплановый рисунок, то он помещал одни фигуры выше других. Фигуры, которые были в самом низу являлись первым планом. Иногда эти ряды разделялись прямыми линиями.
Если фигуры, такие как лучники, стояли рядом, то художники изображали первого лучника полностью, а около него пририсовывали контур следующего лучника, а потом следующего и т. д. Так изображались всякие военные парады и многолюдные сцены. Контур у всех фигур был черный, кроме случаев, когда нужно было отделить белую область от белой или желтой, тогда контур был красный.
В инструментах для рисования нет ничего необычного. Это уголь, кисть и металлический штифт. Поверхностью для рисунка служили камень, стена, сырая штукатурка и глиняные доски, на которых работали ученики. На небольшую ровную поверхность не до конца высохшей глины юный художник палочкой наносил линейный рисунок. Если рисунок не получался, то поверхность снова выравнивалась и снова можно было рисовать. Если нужно было просто внести изменения, то нужный участок разглаживался пальцами (это ведь глина). Удобный метод рисования и не очень дорогой. Качество рисунка определялось по контурным линиям: чем они тоньше и плавнее, тем лучше рисунок.
При рисовании человека глиняную досочку расчерчивали на ровные квадраты, которые помогали ученику правильно нарисовать человека, соблюдая пропорции. В законченном рисунке ученик пальцами стирал эти клетки.
Когда художнику нужно было изобразить рисунок на стене, он сначала рисовал контуры кистью или углём, затем процарапывал острой металлической палочкой абрис и заливал получившиеся углубления краской.
Метод и система обучения учеников была едина во всех заведениях и у всех преподавателей. Каноны предписывали строгое соблюдение правил обучения. Большое внимание уделялось технике рисования. Преподавателю нужно было научить учеников технике свободного движения руки. Ученик должен был легко рисовать плавные линии на поверхности доски. Так же ученик должен иметь твердую руку, чтобы хорошо выцарапывать контуры рисунков на стене и камне.
Система обучения была очень жестокой: за любое отступление от канонов ученик был строго наказан, даже избиением палками. Историки нашли папирусы, где сказано, что некоторые ученики ходили в колодках по 3 месяца или были связаны в темнице храма.
Выбор профессии художника.
Ну, тут никакого выбора не было. В Древнем Египте профессии передавались от отца к сыну, от сына своему сыну. Свободы мало, но в этом были и свои плюсы. Отец мог дома обучать своего ребёнка.
Родитель брал своего сына на строительство какого-нибудь храма или дворца. При таком строительстве были школы, в которых и осваивали профессию юные художники. Учебными пособиями в таких школах служили методические таблицы (или образцовые рисунки), которые учитель рисовал сам или просил старших учеников. На рисунке ниже показаны такие таблицы. Они разбиты на квадратики, в которых вертикальные и горизонтальные линии членят рисунок по определённым местам. О существовании учебных таблиц свидетельствуют сохранившиеся скульптурные барельефы.
В Древнем Египте укрепилась школа обучения со своими канонами и соблюдением правил. Обучение у всех художников было одинаковое. Обучение строилось не на изучении натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов рисования. В этом случае художник не мог изображать мир таким, каким его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.
ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
#КАК_ЭТО_БЫЛО_historydocs
Памятники египетской эпохи дают множество интересного материала для представления методов обучения рисованию в Древнем Египте. Это росписи дворцов, стен, храмов, рисунки на папирусах и других разных предметах.
В Древнем Египте в изобразительном искусстве были приняты каноны для рисования человеческих фигур, священных животных, цветков лотоса и других объектов. Конечно, они не давали возможности художнику изображать мир таким, какой он был на самом деле, с натуры. Он должен был изображать мир, следуя установленным правилам. Художники по большей части заучивали правила вместо изучения натуры. Поэтому обучались художники в основном навыку, а не творчеству.
Путём математического изучения фигуры человека египтяне разработали специальный канон, который позволял с точностью рисовать людей. Это была система пропорционального членения фигуры, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Довольно разумно. Так египтяне разделили человеческое тело на 21 часть.
В Египте исследователи нашли рисунок фигуры человека, поделенной ровно на 21 часть. Эта фигура была разделена параллельными прямыми линиями, а единицей измерения был средний палец руки, вытянутой вдоль бедра. Но фактически фигура разделена на 19 равных частей, а 2 части включают в себя традиционный головной убор. Исследователь Ш. Блан путем изысканий установил, что измерение фигуры человека осуществлялось снизу вверх.
По принятому в Египте канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной одному пальцу. Расстояние от верхней части колена до лобка равняется четырем пальцам. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу. На двенадцатом — верхний край гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами, на шестнадцатом делении — кадык. Голова равнялась двум пальцам. На 17-м делении снизу располагается кончик носа; на 18-м — лобные бугры.
Но были и размеры более мелких частей, таких как рот, глаза, нос и т. д. У всех частей тела была точная величина. Исходя их этих правил, художники, как мастера, так и ученики, могли точно изобразить человеческую фигуру, начиная с любого места. Этот канон помогал изображать фигуры больших размеров (колоссов). Могло быть так, что несколько разных художников, работая порознь над разными частями, в итоге получали точно нарисованную фигуру, и не возникало никаких нарушений пропорций. Были даже случаи, когда один художник выполнял правую часть, а другой — левую.
Такие каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция. Многие греческие художники, побывавшие в Египте, замечали то, что достоинство местных художников — это пропорции всех частей тела.
При рисовании фигуры человека не учитывались особенности детей и подростков. Если, например, рисовальщик изображал ребёнка рядом со взрослым человеком, то он пользовался одним и тем же каноном, за исключением того, что ребёнка он изображал меньшего размера.
В изобразительном искусстве Древнего Египта разница в размере определялась различием их социального положения, а не их реальными пропорциями. Фигура высокопоставленного чиновника или фараона была значительно крупнее любого обычного человека, раба. Искусство в те времена строилось с учётом классовости.
Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом, человек мог быть нарисован выше этого самого дома, дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.
В задачу художника не входило изображать жизнь так, как мы это делаем сейчас. Росписи фараоновых гробниц были не рисунками, а больше дневником, книгой, рассказывающей о жизни фараона, его деятельности, окружении, событиях в стране и т. п. Поскольку египтяне не могли рассказать всё с помощью рисунков, они добавляли в эти росписи иероглифы, которые помогали понять суть.
Задачей художника было сохранить единство образов и не допускать иллюзорности. Все рисунки имели линейный характер и раскрашивались как раскраска, без сложных замесов цвета.
Изображения художников были лишены трёхмерности, перспективы и светотени. Художники должны были знать законы фронтального разворота, чтобы сохранить плоскость стены. Например голова и ноги изображались в профиль, а тело, глаз и плечи в фас. Начало этой традиции прослеживается до 4 000 лет до н.э. Она соблюдалась несколько тысячелетий. Каноны также запрещали какие-либо изменения в выборе формы и материалов.
Как и во всем, у древних египтян были каноны и в перспективе. Они не учитывали того, что если, например, дерево находится дальше по отношению к другому дереву, то оно должно быть меньше. Художники рисовали их все одинаковой величины.
Рисование мебели в Древнем Египте сводилось к изображению в профиль. Вместо четырех ножек изображали только две. Строения, такие как храмы, дома и пирамиды нарисованы только с одной стороны.
А если художнику нужно было нарисовать многоплановый рисунок, то он помещал одни фигуры выше других. Фигуры, которые были в самом низу являлись первым планом. Иногда эти ряды разделялись прямыми линиями.
Если фигуры, такие как лучники, стояли рядом, то художники изображали первого лучника полностью, а около него пририсовывали контур следующего лучника, а потом следующего и т. д. Так изображались всякие военные парады и многолюдные сцены. Контур у всех фигур был черный, кроме случаев, когда нужно было отделить белую область от белой или желтой, тогда контур был красный.
В инструментах для рисования нет ничего необычного. Это уголь, кисть и металлический штифт. Поверхностью для рисунка служили камень, стена, сырая штукатурка и глиняные доски, на которых работали ученики. На небольшую ровную поверхность не до конца высохшей глины юный художник палочкой наносил линейный рисунок. Если рисунок не получался, то поверхность снова выравнивалась и снова можно было рисовать. Если нужно было просто внести изменения, то нужный участок разглаживался пальцами (это ведь глина). Удобный метод рисования и не очень дорогой. Качество рисунка определялось по контурным линиям: чем они тоньше и плавнее, тем лучше рисунок.
При рисовании человека глиняную досочку расчерчивали на ровные квадраты, которые помогали ученику правильно нарисовать человека, соблюдая пропорции. В законченном рисунке ученик пальцами стирал эти клетки.
Когда художнику нужно было изобразить рисунок на стене, он сначала рисовал контуры кистью или углём, затем процарапывал острой металлической палочкой абрис и заливал получившиеся углубления краской.
Метод и система обучения учеников была едина во всех заведениях и у всех преподавателей. Каноны предписывали строгое соблюдение правил обучения. Большое внимание уделялось технике рисования. Преподавателю нужно было научить учеников технике свободного движения руки. Ученик должен был легко рисовать плавные линии на поверхности доски. Так же ученик должен иметь твердую руку, чтобы хорошо выцарапывать контуры рисунков на стене и камне.
Система обучения была очень жестокой: за любое отступление от канонов ученик был строго наказан, даже избиением палками. Историки нашли папирусы, где сказано, что некоторые ученики ходили в колодках по 3 месяца или были связаны в темнице храма.
Выбор профессии художника.
Ну, тут никакого выбора не было. В Древнем Египте профессии передавались от отца к сыну, от сына своему сыну. Свободы мало, но в этом были и свои плюсы. Отец мог дома обучать своего ребёнка.
Родитель брал своего сына на строительство какого-нибудь храма или дворца. При таком строительстве были школы, в которых и осваивали профессию юные художники. Учебными пособиями в таких школах служили методические таблицы (или образцовые рисунки), которые учитель рисовал сам или просил старших учеников. На рисунке ниже показаны такие таблицы. Они разбиты на квадратики, в которых вертикальные и горизонтальные линии членят рисунок по определённым местам. О существовании учебных таблиц свидетельствуют сохранившиеся скульптурные барельефы.
В Древнем Египте укрепилась школа обучения со своими канонами и соблюдением правил. Обучение у всех художников было одинаковое. Обучение строилось не на изучении натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов рисования. В этом случае художник не мог изображать мир таким, каким его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.

ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ - 916394257395

Комментарии

Комментариев нет.