Прекрасные и пугающие, дикие и бесконечно мудрые. История драконов в разных мифах, религиях, культурах и искусстве. ═══════════════════════════════════════ ПОЭМА НАЧАЛА. ДРАКОН. Николай Гумилёв Песнь первая 1 Из-за свежих волн океана Красный бык приподнял рога, И бежали лани тумана Под скалистые берега. Под скалистыми берегами В многошумной сырой тени Серебристыми жемчугами Оседали на мох они, Красный бык изменяет лица: Вот широко крылья простерла И парит, огромная птица, Пожирающая простор. Вот к дверям голубой кумирни, Ключ держа от тайн и чудес, Он восходит, стрелок и лирник, По открытой тропе небес. Ветры, дуйте, чтоб волны пели, Чтоб в лесах гудели стволы, Войте, ветры, в трубы ущелий, Возглашая ему хвалы! 2 Освежив горячее тело Благовонной ночною тьмой, Вновь берется земля за дело Непонятное ей самой. Наливает зеленым соком Детски-нежные стебли трав И багряным, дивно-высоким, Благородное сердце льва. И, всегда желая иного, На голодный жаркий песок Проливает снова и снова И зеленый и красный сок. С сотворенья мира стократы, Умирая, менялся прах, Этот камень рычал когда-то, Этот плющ парил в облаках. Убивая и воскрешая, Набухать вселенской душой, В этом воля земли святая, Непонятная ей самой. 3 Океан косматый и сонный, Отыскав надежный упор, Тупо терся губой зеленой О подножие Лунных Гор. И над ним стеною отвесной Разбежалась и замерла, Упираясь в купол небесный, Аметистовая скала. До глубин ночами и днями Аметист светился и цвел Многоцветными огоньками, Точно роем веселых пчел. Потому что снова там кольца, Вековой досыпая сон, Старше вод и светлее солнца, Золоточешуйный дракон. И подобной чаши священной Для вина первозданных сил Не носило тело вселенной, И Творец в мечтах не носил. 4 Пробудился дракон и поднял Янтари грозовых зрачков, Первый раз он взглянул сегодня После сна десяти веков. И ему не казалось светлым Солнце, юное для людей, Был как будто засыпан пеплом Жар пылавших в море огней. Но иная радость глубоко В сердце зрела, как сладкий плод. Он почуял веянье рока, Милой смерти неслышный лет. Говор моря и ветер южный Заводили песню одну: — Ты простишься с землей ненужной И уйдешь домой, в тишину. — О твое усталое тело Притупила жизнь острие, Губы смерти нежны, и бело Молодое лицо ее. 5 А с востока из мглы белесой, Где в лесу змеилась тропа, Превышая вершину леса Ярко-красной повязкой лба, Пальм стройней и крепче платанов, Неуклонней разлива рек, В одеяньях серебротканных Шел неведомый человек. Шел один, спокойно и строго Опуская глаза, как тот, Кто давно знакомой дорогой Много дней и ночей идет. И казалось, земля бежала Под его стопы, как вода, Смоляною, доской лежала На груди его борода. Точно высечен из гранита, Лик был светел, но взгляд тяжел, — Жрец Лемурии, Морадита, К золотому дракону шел. 6 Было страшно, точно без брони Встретить меч разящий в упор, Увидать нежданно драконий И холодный и скользкий взор. Помнил жрец, что десять столетий Каждый бывший здесь человек Видел лишь багровые сети Крокодильих сомкнутых век. Но молчал он и черной пикой (У мудрейших водилось так) На песке пред своим владыкой Начертал таинственный знак: Точно жезл во прахе лежавший, Символ смертного естества, И отвесный, обозначавший Нисхождение божества, И короткий; меж них сокрытый, Точно связь этих двух миров… — Не хотел открыть Морадита Зверю тайны чудесной слов. 7 И дракон прочел, наклоняя Взоры к смертному в первый раз: — Есть, владыка, нить золотая, Что связует тебя и нас. Много лет я правел во мраке, Постигая смысл бытия, Видишь, знаю святые знаки, Что хранит твоя чешуя. — Отблеск их от солнца до меди Изучил я ночью и днем, Я следил, как во сне ты бредил, Переменным горя огнем. — И я знаю, что заповедней Этих сфер и крестов, и чаш, Пробудившись в свой день последний, Нам ты знанье свое отдашь. Зарожденье, преображенье И ужасный конец миров Ты за ревностное служенье От своих не скроешь жрецов. 8 Засверкали в ответ чешуи На взнесенной мостом спине, Как сверкают речные струи При склоняющейся луне. — И, кусая губы сердита, Подавляя потоки слов, Стал читать на них Морадита Сочетанье черт и крестов. — Разве в мире сильных не стало, Что тебе я знанье отдам? Я вручу его розе алой, Водопадам и облакам; Я вручу его кряжам горным, Стражам косного бытия, Семизвездию, в небе черном Изогнувшемуся, как я; Или ветру, сыну Удачи, Что свою прославляет мать, Но не твари с кровью горячей, Не умеющею сверкать! — 9 Только сухо хрустнула пика, Переломленная жрецом, Только взоры сверкнули дико Над гранитным его лещом И уставились непреклонно В муть уже потухавших глаз Умирающего дракона, Повелителя древних рас. Человечья теснила сила Нестерпимую ей судьбу, Синей кровью большая жила Налилась на открытом лбу, Приоткрылись губы, и вольно Прокатился по берегам Голос яркий, густой м полный, Как полуденный запах пальм. Первый раз уста человека Говорить осмелились днем, Раздалось в первый раз от века Запрещенное слово: Ом! 10 Солнце вспыхнуло красным жаром И надтреснуло. Метеор Оторвался и легким паром От него рванулся в простор. После многих тысячелетий Где-нибудь за Млечным Путем Он расскажет встречной комете О таинственном слове Ом. Океан взревел и, взметенный, Отступил горой серебра. Так отходит зверь, обожженный Головней людского костра. Ветви лапчатые платанов, Распластавшись, легли на песок, Никакой напор ураганов Так согнуть их досель не мог. И звенело болью мгновенной, Тонким воздухом и огнем Сотрясая тело вселенной, Заповедное слово Ом. 11 Содрогнулся дракон и снова Устремил на пришельца взор, Смерть борола в нем силу слова, Незнакомую до сих пор. Смерть, надежный его союзник, Наплывала издалека. Как меха исполинской кузни, Раздувались его бока. Когти лап в предсмертном томленьи Бороздили поверхность скал, Но без голоса, без движенья Нес он муку свою и ждал, Белый холод последней боли Плавал по сердцу, и вот-вот От сжигающей сердце воли Человеческой он уйдет. Понял жрец, что страшна потеря И что смерти не обмануть, Поднял правую лапу зверя И себе положил на грудь. 12 Капли крови из свежей раны Потекли, красны и теплы, Как ключи на заре багряной Из глубин меловой скалы. Дивной перевязью священной Заалели ее струи На мерцании драгоценной Золотеющей чешуи. Точно солнце в рассветном небе, вой Наливался жизнью дракон, Крылья рвались по ветру, гребень Петушиный встал, обагрен. И когда без слов, без движенья, Взором жрец его вновь спросил О рожденьи, преображеньи И конце первозданная сил, Переливы чешуй далече Озарили уступы круч, Точно голос нечеловечий, Превращенный из звука в луч. ПЕСНЬ ВТОРАЯ 1 Мир когда-то был легок, пресен, Бездыханен и недвижим И своих трагических песен Не водило время над ним. А уже в этой тьме суровой Трепетала первая мысль, И от мысли родилось слово, Предводитель священных числ. В слове скрытое материнство Отыскало свои пути: — Уничтожиться как единство И как множество расцвести. Ибо в мире блаженно-новом, Как сверканье и как тепло, Было между числом и словом И не слово и не число. Светозарное, плотью стало, Звуком, запахом и лучом, И живая жизнь захлестала Золотым и буйным ключом. 2 Скалясь красными пропастями, Раскаленны, страшны, пестры, За клокочущими мирами Проносились с гулом миры. Налетали, сшибались, выли И стремительно мчались вниз, И столбы золотистой пыли Над ловцом и жертвой вились. В озаренной светами бездне, Затаил первозданный гнев, Плыл на каждой звезде наездник Лебедь, Дева, Телец и Лев. А на этой навстречу звездам, Огрызаясь на звездный звон, Золотобагряным наростом Поднимался дивный дракон. Лапы мир оплели, как нити, И когда он вздыхал, дремля, По расшатанной им орбите Вверх и вниз металась земля. 3 Мчалось время; прочней, телесней Застывало оно везде. Дева стала лучом и песней На далекой своей звезде. Лебедь стал сияющей льдиной, А дракон — земною корой, Разметавшеюся равниной, Притаившеюся горой. Умягчилось сердце природы, Огнь в глубинах земли исчез, Побежали звонкие воды, Отражая огни небес. Но из самых темных затонов, Из гниющих в воде корней, Появилось племя драконов, Крокодилов и черных змей. Выползали слепые груды И давили с хрустом других, Кровяные рвались сосуды От мычанья и рева их.
Такой образ, как дракон, сегодня оброс всевозможными легендами, слухами, символами. Символическое значение, история драконов образа, берет свое начало в древних мифах. Обычно дракон представлялся людям в виде огромной рептилии, наделенной могущественной силой, властью, умением изрыгать пламя, непобедимым грозным животным, которого все боятся. Во многих исторических традициях земного шара драконы наделялись похожими чертамии характеристиками, независимо от фауны конкретной местности и тем, с каким конкретно животным связывали их образ.
Этимология понятия «дракон», возможно, связана с древнегреческим языком. В нем оно означало «морская рыба» или «морская змея». Корень — drak — происходит от «derkesthai», то есть «видеть ясно». Если попытаться осуществить перевод слова с латыни, то получится «видит один». В этом могло выразиться преклонение перед целенеправленностью древних животных в момент нападения. Слово «драгун», означавшее определенный род войск в русской армии несколько веков назад, также имело связь со словом «дракон»: драгуны представляли кавалерию и пехоту одновременно, они воевали верхом на лошадях, но при этом имели первые ружья — мушкеты, из ствола которых при залпе вырывались языки пламени. За такое сходство с драконами драгуны были прозваны именно так.
Сегодня нет совершенно точной и абсолютной теории, откуда взялось понятие «дракон». Свидетельств науки, говорящих о реальности таких существ, как драконы, в настоящей жизни, нет. В то же время нельзя не признать, что в разные времена, у разных народов, не имевших контактов, присутствовали примерно одинаковые символы и образы, олицетворявшие драконов. Возможно, таким образом люди прошлых эпох выводили в своем творчестве представления о могучем и могущественном существе из животного мира.
Драконов следует отличать от динозавров. Очень часто драконы имели свои собственные черты, совершенно отличные от тех, которые может подтвердить археология. Лох-Несское чудовище тоже можно считать драконом, но тому нет наглядных доказательств. «Костями дракона» когда-то называли первые обнаруженные останки динозавров — в 300 г. до н.э., в китайской провинции Сычуань.
Стоит отметить, что образ драконов присутствовал на протяжении многих веков практически во всех видах изобразительного искусства — в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.
Во все времена у всех народов графические и живописные изображения драконов похожи: все они чаще всего имеют облик змеи с телом, покрытым чешуей, в обязательном порядке большие глаза и длинный сильный хвост. Вариации образа выражаются в числе ног — их может быть две, четыре или не быть вообще. Иногда драконы имели на рисунках крылья и огненное пламя, вырывающееся из пасти. Размеры дракона тоже варьировались: чаще всего они были огромными, великими, но иногда — размером с обычного медведя, а на некоторых росписях европейского средневековья встречаются драконы примерного сходства по росту с бабочками.
Черты характера драконов преимущественно были вредными для человека. Как и люди, драконы стремились властвовать над миром и живыми существами, поэтому представлялись и изображались сильными и могучими.
В Западной Европе драконы воспринимались как злые, жаждущие крови животные, не имеющие привязанностей и интеллекта. Что касается востока — стран Азии, в первую очередь Китая, Персии, Японии, - то там, в соответствии с религиозными воззрениями, драконы олицетворяли мудрость и охрану, сопровождали богов, поэтому часто изображались на коньках пагод и храмов для их «охраны», воплощали мудрость. В Китае до сих пор сохранилось почитание драконов — их статуэтки популярны в качестве оберегов дома, подарков, артефактов народных праздников. Со времен древних мифов и сказок драконы не просто проявляли человеческие черты — как хорошие, так и отрицательные, - но и наделялись всевозможными дарами волшебства и паранормальными способностями. Они не просто могли летать по воздуху (подобно Змею Горынычу) и разговаривать с людьми, но и перевоплощаться, свзывались с определенными стихиями природы — с водой (дождями, реками, колодцами) или огнем (жерло вулканов, пещеры, лава, золото — дракон в знаменитой книге Толкиена «Хоббит»).
Сегодня драконы — необычайно популярные персонажи в художественной литературе, кинофильмах стиля фэнтэзи и ролевых и видеоиграх. Символика драконов чрезвычайно разнообразна. Несмотря на общие, типичные для каждой культуры, черты, каждый дракон наделялся собственными особенностями в зависимости от обстоятельств. В средние века драконы чаще всего связывались с предательством, изменой, завистью, злобой и гневом. Многоглавые драконы как явные уродцы олицетворяли еретиков и вообще ересь, сомневающуюся в единстве живого существа и допускающую вариации верований и убеждений. В то же время до сих пор во многих странах драконы — символы мудрости и долголетия. Если герой убивал дракона, он приобретал не только охраняемые им богатства, но и перенимал его знания и опыт. В южноамериканской традиции (в частности, в гималайских мифах) драконы — вестник удачи, подобно птице Феникс. Рассматривая дракона как гибрида змеи и птицы — чешуйчатого тела и крыльев, - знаменитый исследователь символов Дж. Кэмпбелл в исследовании «Власть мифа» называл дракона образом превосходства и даже богословия, сочетающего единства земли и неба. Драконы могли изображаться как мужские или женские особи. В графических традициях аборигенов драконы служили отличными воспитателями детей, преподающими уроки выживания.
Драконы — существа настолько многообразные, что могли содержать в себе явные противоречия: жить в воде и при этом уметь производить из себя огонь, опять-таки приспособлены для жизни на земле и на небе. Отдельный образ — змей, поедающий сам себя — это тоже дракон. То есть, драконы — довольно космополитические существа, олицетворяющие в человеческом сознании загадочность и многоликость космоса.
Дракон в христианской традиции также присутствовал. Господь Бог создал драконов, как и всех остальных живых существ. Если внимательно вчитаться в текст Библии, можно узнать во многих упоминаемых там монстрах именно драконов. Змей, соблазнивший Еву, стал первым в ассоциативном ряду отождествления драконов со злом.
В образах рептилий, имевших черты будущих драконов, изображались слуги дьявола, демонические существа, противники Бога. Морское чудовище Левиафан (кн. Бытия, гл. 41) имел сходства с драконами. Огненное красное чудище, имевшее 7 голов (кн. Откровения, гл. 12, ст. 3), в переводах священной книги описывалось как «дракон», оно имело такой большой хвост, что могло охватить им треть всех звезд. Дракон был олицетворением зла, годным к уничтожению. Убийство дракона уже в православной традиции считалось подвигом и геройством.
Святые часто прославлялись подвигом убийства драконов и изображались так на иконах — св. Георгий Победоносец на Руси, Святой Меркериалис в Италии, Святой Леонард Норблак, Святой Веран, Святой Крескентинас, Святой Джалиан Ле-Мана и другие. Б. Девис в исследовании «Драконы среди нас» упоминает о христианской трактовке образа дракона.
Давайте взглянем на десять невероятных описаний драконов из культур всех времён и всех народов.
Кукулькан (Майя).
Так же известен как Кетцалькоатль — один из верховных богов в мифологии майя. Считался богом ветра и воды, огня и воздуха, основателем царских династий и крупных городов. По одному из верований майя мир создали боги Кукулькан и Хуроканом. Майя считали что Кукулькан обучил их рыболовству, изобрел для них письменность и календарь, придумал церемонии. В конце концов культ Кукулькана стал своего рода культом знати, в жертву Кукулькану приносили только знатных юношей, и в чрезвычайно торжественной обстановке. Столь большое обилие функций и ролей у Кукулькана можно объяснить тем что его культ был крайне древним. Чаще всего Кукулькан изображался как пернатый змей с человеческой головой.
Друк (Бутан).
Друк — не просто персонаж бутанской мифологии, это — национальный символ Бутана и даже изображён на флаге государства, держащим в лапах драгоценность, символизирующую здоровье. На языке Дзонг-кэ Бутан называется Друк Юл — Драконья земля, король Бутана, соответственно, зовётся Друк Гьялпо, драконий король. Во время «тренировочных» выборов в 2007 году, предварявших реальные выборы в национальную ассамблею Бутана в 2008 году, все четыре «партии» назывались «Цветная партия Дракона», при этом каждая партия имела отдельный цвет. Название национального гимна Бутана — Друк Ценден — переводится как «Королевство громогласного дракона».
Фафнир (Скандинавия)
Персонаж скандинавской мифологии некогда бывший человеком, сын колдуна Хрейдмара. Фанир в порыве алчности убил своего отца и завладел золотом, изначально похищенным у богов. За это он был проклят и превращён в могучего дракона с бронированной чешуёй, которую не могло пробить ничто на свете. Лишь только Сигурд смог сокрушить этого дракона, найдя слабое место у него на брюхе.
Абраксас (Персия)
Абраксас — гностическое космологическое божество, верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. В системе Василида имя Абраксас имеет мистический смысл, поскольку сумма числовых значений семи греческих букв этого слова дает 365 — число дней в году. Абраксаса изображали в древнем индийском, персидском, египетском искусстве, на античных геммах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит нож или плеть, в другой — щит, на котором начертано имя Йах.
Абраксас обычно представлен со знаком Анх, скипетром и в головном уборе с рогами, над которым располагается знак «Миллионы лет» (маленькая фигурка человека с поднятыми к небу руками). В поздней античности и в Средневековье изображение этого божества трактовали следующим образом: петух — символ предвидения и бдительности, змеи — внутреннего чувства, интуиции и озарения. Считается, что своим происхождением Абраксас обязан древнейшим образам змея, дракона.
Кур (Шумеры)
В шумеро аккадской мифологии Кур — подземный мир, нечто вроде загробного царства Аида. точки зрения шумерской космологии Кур представлял собой пустое пространство между корой земли и первозданным океаном. Именно туда спускались тени мертвых. Однако, иногда его персонифицируют в виде чудовища и рассматривают как первого дракона в истории шумерской мифологии. Однажды этот дракон похитил богиню Эрешкигаль, унеся её в своё подземное царство. Задача по спасению Эрешкигаль легла на плечи героя по имени Энки, и он успешно поразил дракона. Этот миф послужил основой известного «Эпоса о Гильгамеше».
Пифон (Греция)
В древнегреческой мифологии дракон, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи. Легенда гласит, что этот дракон девятью кольцами обвил выси Парнаса, или семь раз обвил Дельфы. Убивая его, Аполлон выпустил либо 100 стрел, либо 1000 стрел. После убийства Аполлон очистился в водах Пенея в Темпейской долине, туда на праздник отправляли священное посольство, чтобы нарубить веток лавра. Аполлон положил его кости в треножник и установил Пифийские игры.
Сторский змей (Шотландия)
Этот змей был самым ужасным созданием на свете. Люди бледнели и осеняли себя крестным знамением, едва заслышав его имя, ибо он был самой ужасной из девяти казней, обрушившихся на человечество. Если земля содрогалась или воды моря внезапно обрушивались на землю — значит, Сторский змей зевает опять. Он был так велик, что, лишь обвив землю кольцами, мог найти себе место. Его дыхание было таким ядовитым, что стоило ему рассердиться и выдохнуть со всей силы — любая живая тварь, оказавшаяся в округе, падала замертво и погибал урожай. Своим раздвоенным языком он сбрасывал холмы и целые деревни прямо в море, подхватывал и ломал не то что дома, но и корабли — а все для того, чтобы сожрать людей, прятавшихся внутри.
Вритра (Индия)
Вритра, в древнеиндийской мифологии демон, преградивший течение рек; олицетворение хаоса и тьмы. Вритра рожден матерью демонов-данавов Дану. Вритра в ведических текстах — самый известный из демонов, «перворожденный» как повествуется в «Ригведе». Индра рожден и вырос именно для того, чтобы убить Вритру. В «Ригведе» обозначен наиболее характерный эпитет Индры Вритрахан, то есть «убийца Вритры». Демон Вритра змееобразен: без рук и ног, бесплечий, издает шипение; упоминаются его голова, челюсти, затылок, пораженные ваджрой; он — дикий, хитрый зверь, растет во тьме, «не-человек» и «не-бог». В его распоряжении гром, молния, град, туман. Вритра скрыт в воде, лежит в водах, сдерживает воды. В ряде текстов Вритра покоится на горе. У него 99 крепостей, разрушенных Индрой. Иногда упоминается 99 вритр, детей демона-змея.
Колхидский дракон (Греция)
Знаменитый персонаж древнегреческой мифологии, охранявший золотое руно. Его собственное имя в большинстве источников не упоминается, однако некоторые называют его Клхис. Согласно легенде дракон был сыном Тифона и Эхидны. Дракон был усыплён снадобьями Медеи, чтобы Ясон смог похитить золотое руно. Позже дракон поселился на острове феаков и был убит Диомедом.
Змей Горыныч (Россия)
Огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Многоголовость змея — непременная его черта. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится.
И в заключении хочу предложить вам посмотреть документальный фильм-гипотезу о найденных останках дракона в ледниковых Альпах, проживавших там в средние века. Не пожалейте полтора часа своего времени, посмотрите! Увлекательное и захватывающее зрелище, которое вы даже не увидите в современных художественных фильмах. -----
Собиралось по всему инету:))
МИР ДРАКОНОВ. Ожившая фантазия (2004г.). Документальный фильм гипотеза о найденных останках дракона в ледниковых Альпах, проживавших там в средние века.
Перелётная Птица. Искусные щебетания о высоком
.
Прекрасные и пугающие, дикие и бесконечно мудрые.
История драконов в разных мифах, религиях, культурах и искусстве.
═══════════════════════════════════════
ПОЭМА НАЧАЛА. ДРАКОН. Николай Гумилёв
Песнь первая
1
Из-за свежих волн океана
Красный бык приподнял рога,
И бежали лани тумана
Под скалистые берега.
Под скалистыми берегами
В многошумной сырой тени
Серебристыми жемчугами
Оседали на мох они,
Красный бык изменяет лица:
Вот широко крылья простерла
И парит, огромная птица,
Пожирающая простор.
Вот к дверям голубой кумирни,
Ключ держа от тайн и чудес,
Он восходит, стрелок и лирник,
По открытой тропе небес.
Ветры, дуйте, чтоб волны пели,
Чтоб в лесах гудели стволы,
Войте, ветры, в трубы ущелий,
Возглашая ему хвалы!
2
Освежив горячее тело
Благовонной ночною тьмой,
Вновь берется земля за дело
Непонятное ей самой.
Наливает зеленым соком
Детски-нежные стебли трав
И багряным, дивно-высоким,
Благородное сердце льва.
И, всегда желая иного,
На голодный жаркий песок
Проливает снова и снова
И зеленый и красный сок.
С сотворенья мира стократы,
Умирая, менялся прах,
Этот камень рычал когда-то,
Этот плющ парил в облаках.
Убивая и воскрешая,
Набухать вселенской душой,
В этом воля земли святая,
Непонятная ей самой.
3
Океан косматый и сонный,
Отыскав надежный упор,
Тупо терся губой зеленой
О подножие Лунных Гор.
И над ним стеною отвесной
Разбежалась и замерла,
Упираясь в купол небесный,
Аметистовая скала.
До глубин ночами и днями
Аметист светился и цвел
Многоцветными огоньками,
Точно роем веселых пчел.
Потому что снова там кольца,
Вековой досыпая сон,
Старше вод и светлее солнца,
Золоточешуйный дракон.
И подобной чаши священной
Для вина первозданных сил
Не носило тело вселенной,
И Творец в мечтах не носил.
4
Пробудился дракон и поднял
Янтари грозовых зрачков,
Первый раз он взглянул сегодня
После сна десяти веков.
И ему не казалось светлым
Солнце, юное для людей,
Был как будто засыпан пеплом
Жар пылавших в море огней.
Но иная радость глубоко
В сердце зрела, как сладкий плод.
Он почуял веянье рока,
Милой смерти неслышный лет.
Говор моря и ветер южный
Заводили песню одну:
— Ты простишься с землей ненужной
И уйдешь домой, в тишину.
— О твое усталое тело
Притупила жизнь острие,
Губы смерти нежны, и бело
Молодое лицо ее.
5
А с востока из мглы белесой,
Где в лесу змеилась тропа,
Превышая вершину леса
Ярко-красной повязкой лба,
Пальм стройней и крепче платанов,
Неуклонней разлива рек,
В одеяньях серебротканных
Шел неведомый человек.
Шел один, спокойно и строго
Опуская глаза, как тот,
Кто давно знакомой дорогой
Много дней и ночей идет.
И казалось, земля бежала
Под его стопы, как вода,
Смоляною, доской лежала
На груди его борода.
Точно высечен из гранита,
Лик был светел, но взгляд тяжел,
— Жрец Лемурии, Морадита,
К золотому дракону шел.
6
Было страшно, точно без брони
Встретить меч разящий в упор,
Увидать нежданно драконий
И холодный и скользкий взор.
Помнил жрец, что десять столетий
Каждый бывший здесь человек
Видел лишь багровые сети
Крокодильих сомкнутых век.
Но молчал он и черной пикой
(У мудрейших водилось так)
На песке пред своим владыкой
Начертал таинственный знак:
Точно жезл во прахе лежавший,
Символ смертного естества,
И отвесный, обозначавший
Нисхождение божества,
И короткий; меж них сокрытый,
Точно связь этих двух миров…
— Не хотел открыть Морадита
Зверю тайны чудесной слов.
7
И дракон прочел, наклоняя
Взоры к смертному в первый раз:
— Есть, владыка, нить золотая,
Что связует тебя и нас.
Много лет я правел во мраке,
Постигая смысл бытия,
Видишь, знаю святые знаки,
Что хранит твоя чешуя.
— Отблеск их от солнца до меди
Изучил я ночью и днем,
Я следил, как во сне ты бредил,
Переменным горя огнем.
— И я знаю, что заповедней
Этих сфер и крестов, и чаш,
Пробудившись в свой день последний,
Нам ты знанье свое отдашь.
Зарожденье, преображенье
И ужасный конец миров
Ты за ревностное служенье
От своих не скроешь жрецов.
8
Засверкали в ответ чешуи
На взнесенной мостом спине,
Как сверкают речные струи
При склоняющейся луне. —
И, кусая губы сердита,
Подавляя потоки слов,
Стал читать на них Морадита
Сочетанье черт и крестов.
— Разве в мире сильных не стало,
Что тебе я знанье отдам?
Я вручу его розе алой,
Водопадам и облакам;
Я вручу его кряжам горным,
Стражам косного бытия,
Семизвездию, в небе черном
Изогнувшемуся, как я;
Или ветру, сыну Удачи,
Что свою прославляет мать,
Но не твари с кровью горячей,
Не умеющею сверкать! —
9
Только сухо хрустнула пика,
Переломленная жрецом,
Только взоры сверкнули дико
Над гранитным его лещом
И уставились непреклонно
В муть уже потухавших глаз
Умирающего дракона,
Повелителя древних рас.
Человечья теснила сила
Нестерпимую ей судьбу,
Синей кровью большая жила
Налилась на открытом лбу,
Приоткрылись губы, и вольно
Прокатился по берегам
Голос яркий, густой м полный,
Как полуденный запах пальм.
Первый раз уста человека
Говорить осмелились днем,
Раздалось в первый раз от века
Запрещенное слово: Ом!
10
Солнце вспыхнуло красным жаром
И надтреснуло. Метеор
Оторвался и легким паром
От него рванулся в простор.
После многих тысячелетий
Где-нибудь за Млечным Путем
Он расскажет встречной комете
О таинственном слове Ом.
Океан взревел и, взметенный,
Отступил горой серебра.
Так отходит зверь, обожженный
Головней людского костра.
Ветви лапчатые платанов,
Распластавшись, легли на песок,
Никакой напор ураганов
Так согнуть их досель не мог.
И звенело болью мгновенной,
Тонким воздухом и огнем
Сотрясая тело вселенной,
Заповедное слово Ом.
11
Содрогнулся дракон и снова
Устремил на пришельца взор,
Смерть борола в нем силу слова,
Незнакомую до сих пор.
Смерть, надежный его союзник,
Наплывала издалека.
Как меха исполинской кузни,
Раздувались его бока.
Когти лап в предсмертном томленьи
Бороздили поверхность скал,
Но без голоса, без движенья
Нес он муку свою и ждал,
Белый холод последней боли
Плавал по сердцу, и вот-вот
От сжигающей сердце воли
Человеческой он уйдет.
Понял жрец, что страшна потеря
И что смерти не обмануть,
Поднял правую лапу зверя
И себе положил на грудь.
12
Капли крови из свежей раны
Потекли, красны и теплы,
Как ключи на заре багряной
Из глубин меловой скалы.
Дивной перевязью священной
Заалели ее струи
На мерцании драгоценной
Золотеющей чешуи.
Точно солнце в рассветном небе,
вой Наливался жизнью дракон,
Крылья рвались по ветру, гребень
Петушиный встал, обагрен.
И когда без слов, без движенья,
Взором жрец его вновь спросил
О рожденьи, преображеньи
И конце первозданная сил,
Переливы чешуй далече
Озарили уступы круч,
Точно голос нечеловечий,
Превращенный из звука в луч.
ПЕСНЬ ВТОРАЯ
1
Мир когда-то был легок, пресен,
Бездыханен и недвижим
И своих трагических песен
Не водило время над ним.
А уже в этой тьме суровой
Трепетала первая мысль,
И от мысли родилось слово,
Предводитель священных числ.
В слове скрытое материнство
Отыскало свои пути: —
Уничтожиться как единство
И как множество расцвести.
Ибо в мире блаженно-новом,
Как сверканье и как тепло,
Было между числом и словом
И не слово и не число.
Светозарное, плотью стало,
Звуком, запахом и лучом,
И живая жизнь захлестала
Золотым и буйным ключом.
2
Скалясь красными пропастями,
Раскаленны, страшны, пестры,
За клокочущими мирами
Проносились с гулом миры.
Налетали, сшибались, выли
И стремительно мчались вниз,
И столбы золотистой пыли
Над ловцом и жертвой вились.
В озаренной светами бездне,
Затаил первозданный гнев,
Плыл на каждой звезде наездник
Лебедь, Дева, Телец и Лев.
А на этой навстречу звездам,
Огрызаясь на звездный звон,
Золотобагряным наростом
Поднимался дивный дракон.
Лапы мир оплели, как нити,
И когда он вздыхал, дремля,
По расшатанной им орбите
Вверх и вниз металась земля.
3
Мчалось время; прочней, телесней
Застывало оно везде.
Дева стала лучом и песней
На далекой своей звезде.
Лебедь стал сияющей льдиной,
А дракон — земною корой,
Разметавшеюся равниной,
Притаившеюся горой.
Умягчилось сердце природы,
Огнь в глубинах земли исчез,
Побежали звонкие воды,
Отражая огни небес.
Но из самых темных затонов,
Из гниющих в воде корней,
Появилось племя драконов,
Крокодилов и черных змей.
Выползали слепые груды
И давили с хрустом других,
Кровяные рвались сосуды
От мычанья и рева их.
Этимология понятия «дракон», возможно, связана с древнегреческим языком. В нем оно означало «морская рыба» или «морская змея». Корень — drak — происходит от «derkesthai», то есть «видеть ясно». Если попытаться осуществить перевод слова с латыни, то получится «видит один». В этом могло выразиться преклонение перед целенеправленностью древних животных в момент нападения. Слово «драгун», означавшее определенный род войск в русской армии несколько веков назад, также имело связь со словом «дракон»: драгуны представляли кавалерию и пехоту одновременно, они воевали верхом на лошадях, но при этом имели первые ружья — мушкеты, из ствола которых при залпе вырывались языки пламени. За такое сходство с драконами драгуны были прозваны именно так.
Сегодня нет совершенно точной и абсолютной теории, откуда взялось понятие «дракон». Свидетельств науки, говорящих о реальности таких существ, как драконы, в настоящей жизни, нет. В то же время нельзя не признать, что в разные времена, у разных народов, не имевших контактов, присутствовали примерно одинаковые символы и образы, олицетворявшие драконов. Возможно, таким образом люди прошлых эпох выводили в своем творчестве представления о могучем и могущественном существе из животного мира.
Драконов следует отличать от динозавров. Очень часто драконы имели свои собственные черты, совершенно отличные от тех, которые может подтвердить археология. Лох-Несское чудовище тоже можно считать драконом, но тому нет наглядных доказательств. «Костями дракона» когда-то называли первые обнаруженные останки динозавров — в 300 г. до н.э., в китайской провинции Сычуань.
Стоит отметить, что образ драконов присутствовал на протяжении многих веков практически во всех видах изобразительного искусства — в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.
Во все времена у всех народов графические и живописные изображения драконов похожи: все они чаще всего имеют облик змеи с телом, покрытым чешуей, в обязательном порядке большие глаза и длинный сильный хвост. Вариации образа выражаются в числе ног — их может быть две, четыре или не быть вообще. Иногда драконы имели на рисунках крылья и огненное пламя, вырывающееся из пасти. Размеры дракона тоже варьировались: чаще всего они были огромными, великими, но иногда — размером с обычного медведя, а на некоторых росписях европейского средневековья встречаются драконы примерного сходства по росту с бабочками.
Черты характера драконов преимущественно были вредными для человека. Как и люди, драконы стремились властвовать над миром и живыми существами, поэтому представлялись и изображались сильными и могучими.
В Западной Европе драконы воспринимались как злые, жаждущие крови животные, не имеющие привязанностей и интеллекта. Что касается востока — стран Азии, в первую очередь Китая, Персии, Японии, - то там, в соответствии с религиозными воззрениями, драконы олицетворяли мудрость и охрану, сопровождали богов, поэтому часто изображались на коньках пагод и храмов для их «охраны», воплощали мудрость. В Китае до сих пор сохранилось почитание драконов — их статуэтки популярны в качестве оберегов дома, подарков, артефактов народных праздников. Со времен древних мифов и сказок драконы не просто проявляли человеческие черты — как хорошие, так и отрицательные, - но и наделялись всевозможными дарами волшебства и паранормальными способностями. Они не просто могли летать по воздуху (подобно Змею Горынычу) и разговаривать с людьми, но и перевоплощаться, свзывались с определенными стихиями природы — с водой (дождями, реками, колодцами) или огнем (жерло вулканов, пещеры, лава, золото — дракон в знаменитой книге Толкиена «Хоббит»).
Сегодня драконы — необычайно популярные персонажи в художественной литературе, кинофильмах стиля фэнтэзи и ролевых и видеоиграх.
Символика драконов чрезвычайно разнообразна. Несмотря на общие, типичные для каждой культуры, черты, каждый дракон наделялся собственными особенностями в зависимости от обстоятельств. В средние века драконы чаще всего связывались с предательством, изменой, завистью, злобой и гневом. Многоглавые драконы как явные уродцы олицетворяли еретиков и вообще ересь, сомневающуюся в единстве живого существа и допускающую вариации верований и убеждений. В то же время до сих пор во многих странах драконы — символы мудрости и долголетия. Если герой убивал дракона, он приобретал не только охраняемые им богатства, но и перенимал его знания и опыт. В южноамериканской традиции (в частности, в гималайских мифах) драконы — вестник удачи, подобно птице Феникс. Рассматривая дракона как гибрида змеи и птицы — чешуйчатого тела и крыльев, - знаменитый исследователь символов Дж. Кэмпбелл в исследовании «Власть мифа» называл дракона образом превосходства и даже богословия, сочетающего единства земли и неба. Драконы могли изображаться как мужские или женские особи. В графических традициях аборигенов драконы служили отличными воспитателями детей, преподающими уроки выживания.
Дракон в христианской традиции также присутствовал. Господь Бог создал драконов, как и всех остальных живых существ. Если внимательно вчитаться в текст Библии, можно узнать во многих упоминаемых там монстрах именно драконов. Змей, соблазнивший Еву, стал первым в ассоциативном ряду отождествления драконов со злом.
В образах рептилий, имевших черты будущих драконов, изображались слуги дьявола, демонические существа, противники Бога. Морское чудовище Левиафан (кн. Бытия, гл. 41) имел сходства с драконами. Огненное красное чудище, имевшее 7 голов (кн. Откровения, гл. 12, ст. 3), в переводах священной книги описывалось как «дракон», оно имело такой большой хвост, что могло охватить им треть всех звезд. Дракон был олицетворением зла, годным к уничтожению. Убийство дракона уже в православной традиции считалось подвигом и геройством.
Святые часто прославлялись подвигом убийства драконов и изображались так на иконах — св. Георгий Победоносец на Руси, Святой Меркериалис в Италии, Святой Леонард Норблак, Святой Веран, Святой Крескентинас, Святой Джалиан Ле-Мана и другие. Б. Девис в исследовании «Драконы среди нас» упоминает о христианской трактовке образа дракона.
Давайте взглянем на десять невероятных описаний драконов из культур всех времён и всех народов.
Кукулькан (Майя).
Друк (Бутан).
Фафнир (Скандинавия)
Абраксас (Персия)
Абраксас обычно представлен со знаком Анх, скипетром и в головном уборе с рогами, над которым располагается знак «Миллионы лет» (маленькая фигурка человека с поднятыми к небу руками). В поздней античности и в Средневековье изображение этого божества трактовали следующим образом: петух — символ предвидения и бдительности, змеи — внутреннего чувства, интуиции и озарения. Считается, что своим происхождением Абраксас обязан древнейшим образам змея, дракона.
Кур (Шумеры)
Пифон (Греция)
Сторский змей (Шотландия)
Вритра (Индия)
Колхидский дракон (Греция)
Змей Горыныч (Россия)
И в заключении хочу предложить вам посмотреть документальный фильм-гипотезу о найденных останках дракона в ледниковых Альпах, проживавших там в средние века.
Не пожалейте полтора часа своего времени, посмотрите! Увлекательное и захватывающее зрелище, которое вы даже не увидите в современных художественных фильмах.
-----
Собиралось по всему инету:))