15 қаң 2022

ЧТО ЕСТЬ, КОГДА ХОЛОДНО?

РЕЦЕПТЫ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ
"""""""""''"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""''''""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""''''''""""""""""""""""
Понятие «народы Севера», как и понятие «Север», несколько условно, и оба они в большей степени являются юридиче­скими. Так, официаль­ный список корен­ных малочисленных народов Севера России включает 40 названий. Люди дале­кие от этнографии часто считают, что все представители этих народов выглядят одинаково, носят одежду из шкур, пасут оленей и живут в чуме; обычно их называют каким-нибудь одним, наиболее известным этнонимом — например, «чукча». На самом деле народы эти сильно отли­чаются друг от друга языком, хозяйственным укладом, материальной и духов­ной культурой. Есть у них и общее: представители народов Севера, ведущие традиционный образ жизни и освоившие арктические острова, тундру, лесотундру и тайгу, в значительной степени жили, а в ряде случаев живут до сих пор за счет ресурсов, которые дает им среда их обита­ния. Эти ресурсы должны обеспе­чить все потребности человека — в одежде, жилище, транспорте, топливе и, конечно же, в еде. Пищу в разных слу­чаях могут давать оленеводство или другие формы скотоводства, охота на мор­ского зверя, птицу, диких копытных, рыболов­ство, сбор птичьих яиц, моллю­сков, водо­рос­лей, дикорастущих растений. Про все народы рассказать здесь, конечно, не полу­чится. А те народы, о которых пойдет речь, будут объеди­нены по принци­пу сходных способов жизнеобеспечения или сход­ного хозяйства в группы, которые очень условно будут привязаны к своим географиче­ским регионам.
Что едят народы Северо-Западной Сибири
Нгайбат (сырое мясо оленя)
Снять с оленя шкуру, вскрыть живот; осторожно, ни в коем случае не повредив, извлечь органы пищеварительного тракта, отделить левый ряд ребер с мясом и положить рядом. Затем извлечь печень оленя, сделать на ней надрезы по длине, положить на ребра. В брюшной полости проколоть вену оленя так, чтобы кровь заполнила брюшную и грудную полости, и положить в кровь куски мяса. Добавить соли по вкусу.
Употребление в пищу сырых оленьих мяса и крови, которое так шокирует современ­ного городского жителя, не только давний обычай народов Северо-Запад­ной Сибири, но и профилактика цинги. Причина цинги — в недостатке витамина С, а других его источников, доступных в тундре круглый год, кроме мяса и крови, немного. Поэтому, например, первые русские землепроходцы, занимав­шие земли к востоку от Урала, не только носили местную одежду и исполь­зо­вали местный транспорт, но и начинали питаться тем же, чем и местные.
Слово нгайбат, обозначающее сырое оленье мясо, — ненецкое, но это блюдо известно и другим кочевникам-олене­водам тундры: хантам, энцам и коми. Есть нгайбат принято так: куски мяса или органы оленя берутся руками, макаются в кровь, прикусываются зубами и у зубов срезаются ножом движением снизу вверх. Кровь также можно пить, черпая ее кружкой. Самыми вкусными считаются печень, почки, поджелудочная железа, дыхательное горло, язык, нижняя губа и костный мозг из ног оленя. В олене не едят глаза, сырое сердце (его варят), кончик языка (отдают огню в качестве жертвы). После нгайбата пьют горячий чай. Оставшуюся кровь сливают в пред­вари­тельно очищенный желудок оленя. Туда же можно нарезать оленье мясо или рыбу. Через несколько дней, когда кровь сферментиру­ется и подквасится, это блюдо подают к столу. Кусочки мяса выкладывают из же­лудка, кровь используют как соус. Едят руками и ножом, как и нгайбат.

ЧТО ЕСТЬ, КОГДА ХОЛОДНО? - 1002404179200
Ненец ест сырое мясо оленя. Ямал,

Долгое время олене­вод­ство было малооленным и не могло обеспечивать всех нужд оленеводов. Поэтому они также жили за счет охоты на дикого северного оленя, а домашних оленей стара­лись не забивать. Ситуация начала меняться в XVII–XIX веках, когда в тундрах Евразии стали возникать крупнотабунные оленевод­ческие хозяйства.

Строганина
Свежевыловленную белую рыбу (так на Севере называют лососевых с белым мясом — нельму, мускуна, щекура и пр.) или свежие куски оленьего мяса заморозить. Перед употреблением нарезать на тонкие куски.

Домашнего северного оленя, как правило, забивают на мясо по важным пово­дам (это может быть приезд уважаемого родствен­ника) или из-за необхо­ди­мости. Так, в конце лета — начале осени забивают много оленей, потому что в это время из оленьих шкур традиционно шьют зимнюю одежду и гото­вят зимние нюки (покрышки для чума). Тогда в хозяйстве оказывается переиз­быток мяса. Летом оленье мясо заменяют рыбой, которая в боль­шом коли­честве водится в северных реках и озерах. Едят ее обычно также в сыром виде, окуная в горчицу (кочев­ники возят с собой горчичный поро­шок и заправ­ляют его водой и солью) и закусывая луком или чесноком. Зимой из оленьего мяса и рыбы делают строганину. Заморозка, как и варка, является одним из спосо­бов термообработки продук­тов. Такие мясо и рыба проще усваиваются человеческим организмом, чем не обра­ботанные термически.

Лакомством у ненцев считаются оленьи панты — молодые, еще не окосте­невшие рога во время их ежегодного роста. По вкусу они напоминают что-то среднее между хрящиком и копченой короч­кой от сала. Изначально панты не срезали специально, а собирали то, что олени ломали сами (уже в XX веке возникла практика их заготовки для фарма­цев­тической про­мыш­ленности); сейчас, как правило, панты срезают с живого животного. Сломанные панты окончательно отделяются ножом, кусок панта, оставшийся у оленя на голове, перетяги­вают сухожильной нитью, чтобы остановить кровотечение. Панты жарят на костре, опаливая волос, который их покрывает.
ЧТО ЕСТЬ, КОГДА ХОЛОДНО? - 1002404179712
Муж и жена пьют чай в чуме. Ямал, 2008 год.

Помимо продуктов, которые людям дает их природная среда, важное место в рационе оленеводов, охотников и рыболовов занимает хлеб (из него олене­воды сушат сухари на все лето, когда будут каслать, то есть кочевать, далеко от поселков), мука, крупы, макароны, сливочное масло, сахар, сгущенное молоко, сушки, печенье и, конечно, чай. Чай известен народам Северо-Западной Сибири давно. Раньше плиточный чай использовался в торгов­ле: его можно было обменять на какой-нибудь товар. Сегодня в тундре чай — главный символ гостеприимства. Любой человек, идущий или едущий по тундре, может зайти в любой чум выпить чаю — это своеобразная тундровая вежливость. Когда бы гость ни появился в чуме, хоть посреди ночи, его обяза­тельно напоят чаем. Гость без приглашения проходит в чум (стоять у входа также считается неприличным) и садится на кровати из оленьих шкур, расстеленные по двум сторонам от очага, а хозяйка ставит на огонь чайник, достает низкий стол для еды и продукты, какие есть в чуме.

«— Гаврила, а почему вы всегда говорите „чай пить“, а не „ужин“, „завтрак“?
     — Ой, любим мы чай очень! — засмеялся ненец. — Но ты не прав, что я всегда говорю „чай пить“! Утром или когда подкрепиться хочешь — это „чаек“. В обед, на ужин — „чай“, к такому чаю и оленина, и рыба подается. А вот когда голодный придешь, по тундре набегав­шись, а на столе и мясо, и кровь, и рыба, и морошка — это уже „чаище“!».

Константин Куксин. «Хозяин белых оленей»

Что едят народы Чукотки

Копальхен, или кымгыт (квашеное мясо)
Снять с моржа кожу шматом с кус­ками мяса и жира, свернуть в рулет, проложив между слоями печенку, почки, серд­це. Связать ремнем из той же моржовой кожи и убрать в мясную яму, вырытую до вечной мерзлоты — по-чукотски «уверан»; яму плотно накрыть крышкой. Выдерживать несколько месяцев. Подавать к столу, нарезав пекулем (чукот­ским женским ножом) с квашеными листьями юнэв — золотого корня, или родиолы розовой.

«Я открывал крышку подземного хранилища увэрана, которая представляла собой обычно китовую лопатку. На меня словно резким ударом устремлялся запертый в тесном пространстве аромат копальхена. Я доставал кымгыт и вооружался топором с остро отточенным лез­вием. Сначала я разрубал круглый ком замерзшего копальхена посере­дине, а потом уже рубил большие круглые ломти. Зимний, пролежав­ший несколько месяцев в слое вечной мерзлоты копальхен в разрезе пред­ставлял собой весьма аппетит­ное зрелище: снаружи шел слой серой кожи, довольно толстой, сантиметра в полтора-два, за ним слой жира, чуть желтоватого, затвер­девшего, а потом уже розовое мясо с прожил­ками нутряного сала . Все эти слои отделялись друг от друга зелеными проклад­ками острой, необыкно­венно острой плесе­ни, напоминающей вкус хорошего рокфора. Слюнки текли от такого зрелища, и, не удер­жавшись, я отрубал себе тонкий, толщиной с полоску бекона для яич­ни­цы, слой копальхена и клал в рот. Собаки с завистью смотрели на меня и глухо ворчали, как бы напоминая о том, что копальхен главным образом полагается им, а не мне».

Юрий Рытхэу. «Дорожный лексикон»

Пожалуй, самое известное блюдо народов Крайнего Севера называется по-эскимосски «копальхен», а по-чукотски — «кымгыт». Правда, славу оно имеет недобрую: в современный городской фольклор плотно вошел миф о «тухлом мясе», которое едят народы Севера, и о том, что, если человек, не привыкший к такой еде с детства, попро­бует ее, он обязательно умрет. Характерно, что версии о том, какие именно народы едят это самое «тухлое мясо», расходятся и часто употребление в пищу копальхена приписы­вается народам, никогда его не знавшим. Широкое распространение эта легенда получила благодаря главе «Копальхем и трупные яды» из книги Андрея Ломачин­ского «Рассказы судмедэксперта» 2012 года, написанной в жанре медицинского романа .

Копальхен — мясо не тухлое, а квашеное. Сравнение его с сыром в приведенном выше отрывке удачно, потому что хороший, выдержанный сыр с плесенью, несмотря на довольно специфический запах, вряд ли можно назвать «тухлым молоком». На Чукотке копальхен, или кымгыт, с удовольствием едят не только чукчи и эскимосы, но и приезжие, это блюдо считается деликатесом.

В ряде регионов Севера похожим образом квасят рыбу, например на соседней Камчатке, но известно это блюдо и к западу от Урала. На Европейском Севере России такой способ заготовки рыбы известен как печорский, или зырянский, засол; в Швеции это блюдо называется сюрстрёмминг.

Причин заготавливать мясо моржа таким способом несколько. Эскимосы никогда не держали северных оленей, а жили у берегов океана и били морского зверя. Чукчи же знакомы как с оленеводством, так и с морским зверобойным промыслом, но пасли оленей и охотились в море разные люди. Кроме того, разорившийся оленевод   мог стать морским, или сидячим чукчей.

Берега Чукотки богаты морским зверем, но охотиться на него можно только в опреде­ленные месяцы. Во время короткого периода миграции животных их добывают в максимально возможном количестве: нужно сделать очень большие запасы мяса, которых хватит на всю зиму, и квашение — основной способ его консервации.

Так как древесины очень мало и постоянно готовить горячую пищу нет возможности, квашеное мясо становится альтерна­тивой вареному: оно усваивается легче, чем сырое, и в нем больше полезных веществ. (Но если можно приготовить горячую пищу, то оленье мясо и мясо морского зверя варится, а бульон употребляется так же как и чай.)

Морской зверь и олень — единственное, что имеется в этих краях в относительном изобилии, поэтому они дают человеку не только еду, но и одежду, жилище и топливо (на Чукотке большой проблемой является отсутствие дров, и для обогрева спального полога используется жир). Транспорт оленеводов — это олени; морж (в виде копальхена) кормит собак, везущих берегового охотника. Таким образом, и мясо с жиром нужно заготавливать в большом количестве.
ЧТО ЕСТЬ, КОГДА ХОЛОДНО? - 1002404179968
Ненец пьет оленью кровь. Ямал,

Вообще к добыче охотник должен относиться с максимальным почтением: все, что может быть съедено или использовано иным образом, нельзя выбрасывать. Кости выскребают ножом добела; все субпродукты, пригодные в пищу, съедают; глаза, как особое лакомство, отдают детям.

«И все же для меня самое большое нерпичье лакомство — глаза. Когда нерпу втаскивали в меховой полог на оттайку, мы, ребятишки, усажи­вались вокруг, глотая слюни в ожидании невыразимого наслаждения. Глаза вырезались из туши еще до оконча­тель­ной оттайки. Тетя над­резала острым женским ножом с широким лезвием глазное яблоко и подавала мне. Я с жадностью приникал к отверстию и первым делом втягивал в себя чуть солоноватую, с небольшими льдинками жидкость. Потом ко мне в рот вкатывался небол­ьшой шарик, в котором тут же вязли зубы. Поедание этого шарика, который представлял собой так называемое студенистое тело глаза, занима­ло много времени. А потом наступал черед самой оболочки глаза, довольно твердой и плотной. Приходилось буквально часами разжевывать остатки нерпичьего глаза. За всю свою долгую жизнь мне довелось перепробовать множество разнообраз­ной еды… Но самым вкусным и навсегда запомнившимся лакомством для меня остался холодный нерпичий глаз!»

Юрий Рытхэу. «Дорожный лексикон»

ЧТО ЕСТЬ, КОГДА ХОЛОДНО? - 1002404180480
ЧТО ЕСТЬ, КОГДА ХОЛОДНО? - 1002404181504
ЧТО ЕСТЬ, КОГДА ХОЛОДНО? - 1002404182784
ЧТО ЕСТЬ, КОГДА ХОЛОДНО? - 1002404183040

Пікірлер

  • 16 қаң 2022 07:29
  • 16 қаң 2022 14:44
    Суровые условия выживания. И это не смешно.
  • 16 қаң 2022 19:10
    Какой кошмар у них с едой! Ужас!  Как можно так питаться- уму непостижимо!!! Читать об этом неприятно, не то, чтобы кушать это!
  • 16 қаң 2022 19:13
    Бедные северные народы! Едят всякую ,,каку" или ,,бяку,!"
  • Пікір жойылды.
  • Пікір жойылды.
  • 16 қаң 2022 19:26
    В православии существует запрет на употреблении крови и продукции из неё. Это душа животного. Значит у этих народов другая вера. Помимо чая видимо поэтому  запивают это "огненной" водой  Шаманы швманят.
  • Пікір жойылды.
  • Пікір жойылды.
  • Пікір жойылды.
  • Пікір жойылды.
  • Пікір жойылды.
  • 16 қаң 2022 21:21
    Спасибо .Жизнь народов Севера отличается от нашей и "кухня тоже " .
  • 16 қаң 2022 22:09
    Спасибо,очень интересно и познавательно
  • 16 қаң 2022 23:13
    Благодарю, очень интересно. Спасибо за заметку. Мне понравилось. Ещё раз повторяю, спасибо.
  • Пікір жойылды.
  • 17 қаң 2022 00:52
    Продолжительность жизни чукчей и эскимосов ,к сожалению очень мала 60 лет.Почему?
    Суровые условия жизни и труда, питание сырой рыбой, олениной, моржами и т.д.(ведь дров достать негде, чтобы всё это сварить).Плюс аборигены злоупотребляют алкоголем,много курят табака и наркотиков.
    ******************************
    Спасибо большое за информацию.
    Много интересного и познавательного.:-)