Проект «Музейные раритеты».

История находки из статьи бывшего директора пинского музея, принявшего активное участие в раскопках, Бояна Васильевича Миролюбова
В 1961 году в Пинске по улице Базарной, на территории древнего детинца велось строительство жилого дома. Во время зачистки нижних слоёв земли в котловане лопата землекопа наткнулась на что-то твёрдое. Отступив немного, рабочий вывернул неподатливый ком земли и, желая выяснить причину предыдущей неудачи, ударом лопаты разбил его. Из груды земли выпал небольшой округлый предмет. На нём, отсвечивая матовым металлическом блеском, зияли оставленные лезвием лопаты глубокие зарубки. На одной стороне его можно было различить погрудное изображение женщины с поднятыми вверх руками, на другой – мужское изображение с жезлом в правой руке и еле заметными знаками у левого плеча. Головы фигур окаймляли круги, свидетельствовавшие о принадлежности их к святым. Рабочий, решив, что нашёл иконку, передал находку подошедшему археологу. После очистки и внимательного осмотра находка оказалась вислой печатью.
Обычай снабжать документы удостоверяющими знаками возник в древнейшие времена. Впервые появился в Риме в IV веке. Оттуда проник в Западную Европу и Византию, а затем и в Древнерусское Государство. Оттиски печатей тогда не ставили непосредственно на документах, как теперь, а подвешивали к ним на шнурках. На Западе они назывались буллами, а на Руси вислыми печатями. Изготавливались они обычно из свинца, на пластинке которого при помощи изготовленного в твёрдом материале штампа делался оттиск знака. На Руси они просуществовали с XI по XV век, а затем с середины XV века постепенно стали вытесняться современными печатями, оттиски которых делались на воске, сургуче или мастике. Эта находка в Пинске вызвала живой интерес, поскольку подобные явления в Белоруссии не так уж и часты. Известны четыре печати – найденные – одна в Волковыске (предположительно второй половины X века), две – в Полоцке (XIII век) и одна – в Витебске (конец XII – начало XIII века).
Пинская печать по своему внешнему виду (размеры – диаметр по внешнему кругу – 30 мм, по точечному ободку – 26 мм, архаичности изображения) датируется XI веком. Помещённое на одной стороне изображение богородицы указывает на её принадлежность к церковному документу, а мужское изображение представляло загадку, которую следовало ещё выяснить. Жезл в руке указывал на державное его положение. Буквенные знаки на противоположной стороне скорее угадывались, чем читались. Прочтение их, возможно, помогло бы раскрыть загадку, но оно не удавалось. Печать нужно было сравнить с подобными, имеющимися в собраниях нашей страны. Для окончательного определения она была направлена в Эрмитаж. Там старшим научным сотрудником Сотниковой М.П. было установлено, что мужское изображение на печати принадлежит святому Димитрию, именем которого был наречён при крещении старший сын Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) – Изяслав. Родился он в 1024 году. До 1054 года княжил в Турове, а с 1054 по 1078 год был великим князем Киевским. В русской сфрагистике до этого времени были известны четыре печати этого князя, а пинская является пятой.
Находка в Пинске вислой печати вызвала желание выяснить причину, повлекшую за собой её появление в этом городе, вместе с церковным документом. В описании Пинска 1552 – 1555 годов Станислава Хвальчевского среди других церквей упоминается и замковая соборная церковь святого Димитрия. Исходя из этого, можно предположить, что появление в Пинске епископской грамоты связано с возведением этой церкви во время княжения Изяслава Ярославича в честь его христианского покровителя святого Димитрия, а также основанием для более ранней датировки города Пинска в сравнении с существующей – 1097 годом по Лаврентьевскому списку «Повести временных лет».
Пинск
23.III.1975 г. Миролюбов – /Б.В. Миролюбов/
Литература: В.Л. Янин. Печати с надписью «ДЪНЕСЛОВО» ???, Советская археология № 2, 1962 г., стр. 157 – 158.
Г.В. Штыхов, П.Н. Захаренко «Древние сокровища Белоруссии».
N.N. 13, 30, 31, 34.

Комментарии