Комментарии
- 19 мая 18:46Антонина КовшареваНемного нас учила. Выпуск 1966 года.
- 19 мая 18:46Антонина Ковшарева
- 20 мая 15:35Ирина Галынская (Губанова)Любимая мама Лиля, спасибо большое за всё. Ценим, любим, звоним и желаем многие лета.
️
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Краснобаковская районная газета "Вперёд"
ЕЁ ИСТОРИЯ – ЭТО ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ
Изначально написать о жительнице Красных Баков Эльвине Сергеевне Демьяновой планировалось как о давней подписчице газеты «Вперёд». Вы только представьте: с газетой Эльвина Сергеевна дружит уже 70 лет! Начала ее выписывать в 1954 году. Однако, пообщавшись с этой удивительной женщиной, решил, что сама ее жизнь достойна повествования.
Итак, знакомьтесь, Эльвина Сергеевна Демьянова, в девичестве Салангина. Хотя, думаю, в особых представлениях она не нуждается, так как знакома многим жителям Красных Баков.
– Я родилась 28 декабря 1930 года, – начала свой жизненный рассказ Эльвина Сергеевна. – Родители у меня были романтики и дали мне такое необычное имя, позаимствовав его из произведений Александра Сергеевича Пушкина. (Кстати, многие исследователи творчества Пушкина полагают, что девушка с таким именем была одной из возлюбленных великого поэта).
Мои отец и мать были родом с Вятской губернии (ныне Кировская область). Когда мама была в положении, они с папой решили пожить на юге и уехали в Дагестан. Поселились в самом городе Махачкала. Так и вышло, что я родилась в том далёком горном краю. Но вскоре после моего рождения родители покинули эту республику. Плыли долго на пароходе сначала по Волге, а затем по Каме и Вятке.
В Вятском крае жил мамин брат Владимир. Но мои родители отправились в Удмуртию, в город Глазов. Там жили в деревне Большие Сюрны родители мамы. Папа и мама устроились на работу в городе Глазове. Когда началась война, мне было уже десять с половиной лет. Всю войну мы прожили в Глазове. Отец с первых дней мобилизации ушёл на фронт. Хорошо помню, как мы провожали папу на вокзале. Он был образованный человек, бухгалтер. Работал начальником Сберкассы. Сначала был на фронте рядовым, а может, и сержантом, но к концу войны воевал уже в звании капитана.
Мама трудилась на разных работах. Была библиотечным работником, заведующей клубом, а во время войны занимала должность инспектора по трудоустройству и расселению эвакуированного населения. С утра и до ночи встречала железнодорожные составы, расселяла людей. Часто, бывало, плакала, потому что ей было очень жаль всех эвакуированных. Особенно она переживала за детей, которым достались серьезные трудности.
После окончания войны к нам в Глазов приехал Николай Георгиевич Варзегов, муж маминой сестры. Он уже демобилизовался, устроился на работу в городе Белгород-Днестровский Одесской области (Украина) заведующим городской базой, получил дом-особняк на две семьи. В одной половине дома жила семья Варзеговых, а в другой поселились мы, Салангины. Этот город нам очень понравился. Дорожки мощёные, улочки с шикарной зеленью, рядом море, много фруктов, солнца. У Варзеговых был сын Валерий, мой двоюродный брат, с которым мы были очень дружны по жизни. Позже, когда Валера женился, они с женой Тамарой уехали в Ригу, но жизнь там не заладилась. Русских в прибалтийских республиках в то время особо не жаловали. Из Риги семья перебралась в Саратов. В августе 2024 года в возрасте 84-х лет, к сожалению, не стало брата Валеры...
Мой папа, Сергей Дмитриевич Салангин, прошёл всю войну, встретил Победу, но ещё продолжал служить. Последнее письмо от него мы получили в августе 1945 года из Киева. Думали, что скоро он уже отслужит, и мы будем жить все вместе, как до войны. Но случилась трагедия. Отец был начальником эшелона, который перевозил военные грузы в Румынию. Их эшелон подорвали нацисты на территории этой страны в августе 1945 года. Нам принесли похоронку, что «Сергей Дмитриевич Салангин погиб при крушении поезда». То, что он захоронен на территории Румынии, я узнала совсем недавно. К сожалению, на его могиле побывать так и не удалось.
– Эльвина Сергеевна, как Вы всё хорошо рассказываете, как всё отлично помните. Интересно Вас слушать. Как же сложилась Ваша послевоенная жизнь?
– В Белгород-Днестровском я училась в двух школах: в общеобразовательной и музыкальной. В музыкальной школе по классу баяна и пианино. Я очень любила музыку с детства. Родители мои были музыкальными людьми: играли на гитаре, балалайке, пели очень хорошо. Директор музыкальной школы пророчил мне большое будущее, настоятельно уговаривал поступать в Киевскую консерваторию. Но музыка для меня была как хобби, я видела себя в жизни в другом основном качестве. У меня была лучшая подруга, Валя Лебедева, которая была старше меня на год. Она поступила после школы в Горьковский университет имени Лобачевского, вслед за ней туда поступила и я. Я была студенткой биофака с 1949 по 1954 годы. Первое время жили на квартире у Валиной тёти. Потом дали общежитие. Порой бывало голодновато. Нас в комнате жили шесть девушек, и всем родители или родственники присылали посылки. У одной подружки мама работала кулинаром-кондитером и прислала целую коробку разного печенья. Мне с юга Украины присылали фрукты, сухофрукты, орехи. Другим девушкам, которые были родом из деревни, родители старались привезти мясо, овощи, молоко. У нас была скромная стипендия, но мы на эти деньги ещё умудрялись приобретать билеты в различные театры, на выставки. Нам хотелось всего этого, понимаете? На остальную сумму тоже скромно, но весело жили. Молодость есть молодость. На каток бегали, на лыжах катались. У меня есть даже разряд по художественной гимнастике. Окончила университет с красным дипломом. Вообще, нас готовили для дальнейшей научной работы. Я писала дипломную работу на тему: «Как увеличить урожайность семян клевера». В те годы животноводство было одной из важных отраслей народного хозяйства страны. Нужно было определить, на каком уровне и в какие сроки надо сделать подкос молодого клевера, чтобы он лучше кустился и поэтому давал больше цветущих головок. Интересно и то, что мои знания и рационализаторское предложение применяли на практике в колхозах и совхозах.
Но дальнейшая моя научная деятельность так и не сложилась. В связи с постановлением советского правительства о всеобщем среднем образовании в стране стало открываться множество средних школ. И нас, молодых специалистов, вместо НИИ, опытных станций в большинстве стали направлять учителями в школы. Меня направили в Шеманиху Краснобаковского района. Вместе со мной в этот посёлок приехали ещё несколько молодых учителей: физики, математики, физкультуры и др. Я преподавала биологию, химию и пение, а ещё мне поручили быть руководителем школьного хора. С хором мы заняли первое место на районном смотре и даже умудрились выступить в оперном театре города Горького. Мы жили в ладу со школьниками, опытные учителя нас во всём поддерживали. У нас образовался слаженный, дружный молодёжный коллектив учителей. Я работала в школе с удовольствием, хоть и была большая нагрузка. Чуть позже ко мне с Украины приехала мама, мы стали жить вместе.
– Вы до пенсии работали учителем?
– Нет, не совсем так. Я была членом пленума райкома комсомола. На очередное заседание я приехала вместе с двумя делегатами-старшеклассниками. Вдруг объявляют голосование: «Кто за то, чтобы первым секретарём райкома избрать Эльвину Салангину?» Проголосовали единогласно. Честно, я и мои ученики просто заплакали. Ребята не хотели со мной расставаться, а я не хотела уходить из школы. Но пришлось. И три года я была первым секретарём. Конечно же, не жалею об этом. Как мы жили! Столько хороших дел сделали! Было какое-то воодушевление и стремление. Когда мне дали квартиру на улице Нижегородской в Красных Баках, райкомовцы помогали делать ремонт. На комсомольской работе я познакомилась со своим будущим мужем. Он родом из деревни Страли Варнавинского района. Нашу свадьбу сыграли в Баках, в доме Барышевых, где жили на квартире родители Льва Васильевича Демьянова, моего мужа. Свадьба была комсомольско-молодёжной, народу на ней было человек шестьдесят. У нас было даже предсвадебное путешествие в Горький на мотоцикле «М-72» с коляской. Моя подруга-однокурсница Ирина Голубчик купила билеты на представление на Горьковском стадионе – встречу с артистом фильма «Весна на Заречной улице» Николаем Рыбниковым. Вот мы и поехали!
Проработав в райкоме три года, я вернулась в школу, но уже в Краснобаковскую № 1, опять на преподавательскую деятельность. Так в ней до пенсии и проработала. Отдала этой школе полвека. С мужем у нас родились дети: сын Саша и дочь Лена. У меня есть два внука, внучка и два правнука – Лев и Роман.
Эльвина Сергеевна сыграла для меня на пианино и на баяне. Конечно, и пальцы уже не те, и зрение подводит, но ноты ещё звучат в такт, и это радует. А ещё Эльвина Сергеевна за свою долгую жизнь накопила 38 фотоальбомов, 15 папок автобиографии и четыре папки стихов собственного сочинения. Помимо местной газеты, она читает ещё «Российскую газету» и «Нижегородскую правду».
Эльвина Сергеевна – ровесница нашей районки! Выписывает её по сей день.
– Я читаю внимательно, всё анализирую. Собираю газетные вырезки. Мне нравится круг вопросов, которые освещает газета. Статьи Умнова мне тоже импонируют, их интересно читать.
Александр УМНОВ.
Фото из семейного альбома Э. С. Демьяновой.