Лучшие статьи на популярные темы

Завершающим аккордом лета, последним прощальным поклоном уходящего тепла в народном календаре стоит удивительный праздник — Третий Спас.

Его отмечают 29 августа, и в отличие от своих «старших братьев», Медового и Яблочного, он носит сразу несколько имен, каждое из которых раскрывает одну из его граней: Ореховый, Хлебный, Холщовый, Спас на полотне.
В этот день причудливо переплелись глубокая христианская история и вековые крестьянские традиции, связанные с окончанием жатвы и подготовкой к осени. Давайте вместе погрузимся в атмосферу этого дня и узнаем, почему он так важен, какие обычаи с ним связаны и во что верили наши предки.
От Эдессы до Константинополя
Важно знать, что церковное название этого дня — Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Именно это событие легло в основу православного праздника и дало ему одно из народных названий — Спас на холсте. История эта уходит корнями в глубокую древность, во времена земной жизни Спасителя.
Согласно преданию, в сирийском городе Эдесса правил царь Авгарь. Он страдал от проказы, и никакие лекари не могли ему помочь. Услышав о чудесах, которые творил Иисус в Палестине, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божьего и послал своего художника с письмом, в котором умолял прийти и исцелить его. Художник также должен был написать портрет Христа, но божественный свет, исходивший от Его лица, был так ярок, что мастер не мог выполнить поручение.
Тогда Христос, видя веру царя, умыл Свое лицо водой и отер его чистым полотенцем (убрусом). На ткани чудесным образом отпечатался Его лик. Этот Нерукотворный образ художник и привез царю Авгарю. Прикоснувшись к святыне, правитель получил исцеление.
Долгое время образ хранился в Эдессе как величайшая святыня. Однако в 944 году византийский император Константин VII Багрянородный пожелал перенести его в столицу империи, Константинополь, выкупив у эдесского эмира. Перенесение состоялось с великими почестями, и именно дата этого события, 29 августа по новому стилю, и стала днем празднования. Так что «Холщовый Спас» или «Спас на полотне» — это прямая отсылка к той самой ткани, на которой запечатлелся лик Спасителя.
Народные названия Третьего Спаса и их значение
Если с Холщовым Спасом все более или менее ясно, то откуда взялись Ореховый и Хлебный? Здесь в дело вступают народные традиции, тесно связанные с земледельческим циклом.
Ореховый Спас — самое распространенное и понятное название. Именно к концу августа в лесах окончательно созревают лесные орехи (лещина). Начинался их массовый сбор. Орехи были важной частью рациона: их ели сырыми, добавляли в выпечку, делали из них масло. Богатый урожай орехов сулил сытую зиму, поэтому этому событию придавали большое значение.
Хлебный Спас — не менее важное название. К 29 августа в большинстве регионов завершалась жатва хлебов. Успенский пост, длившийся две недели, подходил к концу, и именно на Третий Спас хозяйки пекли первый каравай из муки нового урожая. Этот хлеб считался особенным, символом достатка и благополучия на весь следующий год. Отсюда и поговорка: «Третий Спас хлеба припас». На Третий спас пекли хлеб нового урожая пшеницы.
Традиции и обряды Орехового Спаса
День Третьего Спаса был наполнен трудами и особыми ритуалами. Утром верующие отправлялись в церковь на праздничную службу. С собой несли для освящения первые орехи нового урожая, свежеиспеченный хлеб из новой муки, а также колосья пшеницы. Освященные орехи и хлеб приобретали, по мнению предков, особую силу. Считалось, что они могут принести здоровье и благополучие. Несколько орешков обязательно оставляли дома за иконами, чтобы в семье царили мир и достаток.
После церкви начинался праздничный стол. Поскольку строгий Успенский пост уже закончился, угощение могло быть обильным. Главными блюдами, конечно же, были свежий хлеб и разнообразная выпечка с орехами. Пекли пироги, булочки, печенье. Готовили и другие блюда с добавлением орехов. Обязательно нужно было поделиться угощением с родными, соседями и, что особенно важно, с нищими и нуждающимися.
Еще одной важной традицией была торговля. Третий Спас называли «холщовым» еще и потому, что в этот день устраивались большие ярмарки, где главным товаром были домотканые холсты и полотна. Крестьянки все лето трудились, чтобы к концу сезона представить результаты своего труда. Считалось, что торговля в этот день будет особенно удачной.
Существовал и интересный обычай, связанный с водой. В некоторых местностях на Хлебный Спас чистили целебные источники и колодцы, освящали воду. Люди верили, что это поможет сохранить чистоту и целительную силу воды на всю осень и зиму.
В Ореховый спас было принято трудиться.
Что можно и что нельзя делать 29 августа
Как и в любой значимый день, на Ореховый Спас существовал свод неписаных правил, определяющих, что делать можно и даже нужно, а чего следует избегать.
В этот день приветствовалась любая работа, связанная со сбором урожая и подготовкой к зиме. В отличие от многих других крупных церковных праздников, на Третий Спас не запрещалось трудиться в поле или в огороде. Наоборот, лень и безделье порицались. Можно и нужно было собирать орехи, печь хлеб, торговать, делать заготовки на зиму. Это день активного труда, подведения итогов лета. Обязательно нужно было сходить в храм, помолиться и поблагодарить Бога за урожай.
А вот чего делать было нельзя, так это лениться и отказывать в помощи. Считалось, что тот, кто на Хлебный Спас откажет просящему в куске хлеба, сам может столкнуться с нуждой. Категорически запрещалось выбрасывать хлебные крошки — их следовало отдать птицам или домашним животным. Пренебрежительное отношение к хлебу в этот день считалось большим грехом. Также существовало поверье, что в этот день не стоит без надобности ходить в лес одному — можно заблудиться или встретиться с лешим, который в это время особенно сердит из-за сбора «его» орехов.
Приметы Орехового Спаса
Наши предки были очень наблюдательны и по событиям этого дня пытались предсказать погоду и будущий урожай.
Самая известная примета связана с урожаем орехов: «Много орехов на Спас — к урожайному году на хлеб».
Внимательно следили за птицами. Если журавли улетели на юг до Третьего Спаса, значит, на Покров (14 октября) уже ударят морозы.
Хороший урожай орехов также сулил снежную и морозную зиму.
Найти на Ореховый Спас двойной или тройной орех («двойчатку») считалось большой удачей, предвещающей богатство. Такой орешек хранили в кошельке как талисман.
По вкусу первого съеденного в этот день ореха гадали о будущем годе: сладкий — к любви и радости, горький — к трудностям и изменам, недозрелый — к важным вестям, а гнилой — к беде.
Что поставить на стол на Ореховый Спас
Так как перед этим закончился Успенский пост, ограничения в еде закончились. На «Спасов стол» подавались мясо, рыба и молоко. Обязательным угощением были орехи и ореховая настойка, свежие караваи, хлебный квас и пироги с разнообразными, в основном фруктовыми и ореховыми, начинками.
А после завершения всех застолий наши предки шли в баню, где парились вениками из орешника: считалось, что он защищает от хворей.
#БасмановскийКДЦ#КультураТалица

видеооткрытка_поздравление_с_ореховым

Комментарии

Комментариев нет.