Воистину, лицемеры являются наихудшими из числа неверных, ибо в отличие от неверных они скрывают свое неверие и проявляют внешне веру.
А качества лицемерия являются наихудшими из всех порочных и порицаемых качеств. Имам Абу Ну’айм в своей книге, посвящённой качествам лицемерия, писал: “Всевышний Аллах порицал лицемеров во многих аятах Корана, ругая их строжайшим образом и описывая их наихудшими качествами. Аллах упомянул об их плохой участи и в мире ином, и о том, какие виды мучения они будут испытывать. Он сравнил лицемеров с неверными, неверующими в господство Аллаха, как и сравнил их с многобожниками, поклоняющихся иным божествам помимо Аллаха. Мы прибегаем за защитой Аллаха от лицемерия, как малого, так и большого, как явного, так и скрытого! Также и от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаются сообщения, в которых описываются лицемерие и лицемеры и их положение в мире этом и в мире ином, подобно тому, как описал их и Всевышний Аллах в Своей Книге”. См. “Сыфату-ннифакъ” 38.Одни из самых известных и порицаемых качеств лицемеров: Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из качеств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто: 1. предает, когда ему доверяются; 2. лжет, когда рассказывает о чем-либо; 3. поступает вероломно, когда заключает договор; 4. и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». аль-Бухари 34, Муслим 57. Имам ат-Тирмизи, после приведения хадисов о признаках лицемеров, сказал: “Поистине, смысл этих хадисов у обладающих знанием заключается в том, что речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то об этом было известно во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Подобное передается от Хасана аль-Басри, что он говорил: «Лицемерие бывает двух видов: лицемерие в делах и лицемерие такзиб (считать истину ложью)»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2632. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Лицемерие, как и неверие (куфр), бывает малое, которое меньше лицемерия. Поэтому часто говорят: «Неверие, выводящие из религии и не выводящее, большое лицемерие и малое»”. См. “аль-Иман” 66.Таким образом, лицемерие бывает двух видов: большое и малое. Большое лицемерие – это лицемерие в сердце, когда человек проявляет веру, оставаясь неверным. Малое лицемерие – это лицемерие, являющееся большим грехом и делающее человека нечестивцем, но не делающее его неверным.Каждый мусульманин обязан избавляться от всех проявлений лицемерия, а также опасаться быть из числа истинных лицемеров, не замечая этого. Ведь наилучшие люди нашей общины опасались для себя лицемерия. Хузайфа (да будет доволен им Аллах), который был единственным, кому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал имена истинных лицемеров, рассказывал: “Однажды ‘Умара ибн аль-Хаттаба позвали на джаназа, и когда он собирался идти туда, я остановил его и сказал: «Останься, о правитель правоверных, поистине, он был из их числа (лицемеров)!» ‘Умар сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, а я из них?!» Я сказал: «Нет!»” аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 1/391. Шейх Мукъбиль подтвердил достоверность. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 5/165. Хасан аль-Басри говорил: “Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера!” аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 87.Прошу Всевышнего Аллаха уберечь нас от проявления лицемерия, как большого, так и малого, как скрытого, так и явного!
Ислам религия мира и доδра (طالب العلم)
Воистину, лицемеры являются наихудшими из числа неверных, ибо в отличие от неверных они скрывают свое неверие и проявляют внешне веру.
А качества лицемерия являются наихудшими из всех порочных и порицаемых качеств. Имам Абу Ну’айм в своей книге, посвящённой качествам лицемерия, писал: “Всевышний Аллах порицал лицемеров во многих аятах Корана, ругая их строжайшим образом и описывая их наихудшими качествами. Аллах упомянул об их плохой участи и в мире ином, и о том, какие виды мучения они будут испытывать. Он сравнил лицемеров с неверными, неверующими в господство Аллаха, как и сравнил их с многобожниками, поклоняющихся иным божествам помимо Аллаха. Мы прибегаем за защитой Аллаха от лицемерия, как малого, так и большого, как явного, так и скрытого! Также и от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаются сообщения, в которых описываются лицемерие и лицемеры и их положение в мире этом и в мире ином, подобно тому, как описал их и Всевышний Аллах в Своей Книге”. См. “Сыфату-ннифакъ” 38.Одни из самых известных и порицаемых качеств лицемеров:
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся одним из них будет отмечен одним из качеств лицемерия, пока не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто:
1. предает, когда ему доверяются;
2. лжет, когда рассказывает о чем-либо;
3. поступает вероломно, когда заключает договор;
4. и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». аль-Бухари 34, Муслим 57. Имам ат-Тирмизи, после приведения хадисов о признаках лицемеров, сказал: “Поистине, смысл этих хадисов у обладающих знанием заключается в том, что речь идет о лицемерии, проявляющемся в делах. А что касается лицемерия в сердце, то об этом было известно во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Подобное передается от Хасана аль-Басри, что он говорил: «Лицемерие бывает двух видов: лицемерие в делах и лицемерие такзиб (считать истину ложью)»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2632. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Лицемерие, как и неверие (куфр), бывает малое, которое меньше лицемерия. Поэтому часто говорят: «Неверие, выводящие из религии и не выводящее, большое лицемерие и малое»”. См. “аль-Иман” 66.Таким образом, лицемерие бывает двух видов: большое и малое.
Большое лицемерие – это лицемерие в сердце, когда человек проявляет веру, оставаясь неверным.
Малое лицемерие – это лицемерие, являющееся большим грехом и делающее человека нечестивцем, но не делающее его неверным.Каждый мусульманин обязан избавляться от всех проявлений лицемерия, а также опасаться быть из числа истинных лицемеров, не замечая этого. Ведь наилучшие люди нашей общины опасались для себя лицемерия. Хузайфа (да будет доволен им Аллах), который был единственным, кому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал имена истинных лицемеров, рассказывал: “Однажды ‘Умара ибн аль-Хаттаба позвали на джаназа, и когда он собирался идти туда, я остановил его и сказал: «Останься, о правитель правоверных, поистине, он был из их числа (лицемеров)!» ‘Умар сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи, а я из них?!» Я сказал: «Нет!»” аль-Баззар в “Кашф аль-астар” 1/391. Шейх Мукъбиль подтвердил достоверность. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 5/165. Хасан аль-Басри говорил: “Клянусь Аллахом, не застал дня и не застал ночи верующий на поверхности земли, чтобы он не боялся лицемерия для себя! И никто не считает лишенным себя лицемерия, кроме истинного лицемера!” аль-Фирьяби в “Сыфатуль-мунафикъ” 87.Прошу Всевышнего Аллаха уберечь нас от проявления лицемерия, как большого, так и малого, как скрытого, так и явного!