Романс «Жаворонок» наряду «Попутной песней», является самым популярным произведением из вокального цикла Михаила Глинки «Прощание с Петербургом». Свою вокальную миниатюру «Жаворонок» Михаил Иванович посвятил поэту Александру Николаевичу Струговщикову, прославившемуся своими переводами произведений Гёте и Шиллера. Выдающийся русский композитор Балакирев был так очарован наивной прелестью и задушевной простотой напева романса «Жаворонок», что положил его тематический материал в основу своей фортепианной фантазии. Произведение Милия Алексеевича ещё больше способствовало популяризации этого романса. Нестор Кукольник при жизни был весьма популярным литератором. Он писал свои произведения в самых различных жанрах, выпускал газету и журналы и при этом называл себя самым великим поэтом своего времени. Однако если бы Михаил Иванович Глинка не написал романсы на тексты этого заносчивого сочинителя про его произведения в нынешнее время никто бы и не вспомнил. У многих современников вызывало недоумение, как уравновешенный Михаил Иванович Глинка мог подружиться с такой легкомысленной личностью как Нестор Кукольник. Дело в том, что композитора привлекало то, что Кукольник мог легко и быстро сочинять поэтические тексты, а кроме того был весьма понимающим слушателем. Современники композитора отмечали, что Глинка любил сам исполнять романсы и делал это весьма выразительно. Летом 1840 года, во время работы над вокальным циклом «Прощание с Петербургом», Михаил Иванович, часто навещая Нестора Кукольника, после двух часов ночи садился к фортепиано и до утра распевал свои сочинения в компании богемных друзей, которые любили собираться в доме литератора. Стоит отметить, что на стихи Нестора Кукольника кроме цикла «Прощание с Петербургом» Глинка сочинил свой, ставший знаменитым, романс «Сомнение», а также украсил музыкой драму «Князь Холмский». Содержание «Жаворонка» «Жаворонок» - это похожий на народную песню задушевный романс с простой, но красивой и проникновенной мелодией. Окрасив светлой лирикой, композитор живописно создал в нём образ русской природы, а также выразил нежные чувства человека: его надежду на обретение истинной любви. Композиция, написанная в тональности ми минор и подобно народной песне заключенная в куплетную форму, открывается небольшим фортепианным вступлением, которое вносит в настроение произведения мечтательный оттенок. Автор миниатюры, наполнил его мелодичными трелями, имитирующими пение маленькой птахи, использовав для этого высокий регистр и обилие музыкальных украшений в виде форшлагов. Затем начинается главная, удивительно певучая вокальная тема романса. Особенностью её мелодической линии является непрестанный возврат к пятой ступени главной тональности. Такой приём композитор применил, чтобы придать музыке эффект воздушности. Помимо этого ощущение лёгкой полётности тематическому материалу придают взмывающие вверх октавные скачки, которые на протяжении всего произведения звучат в аккомпанементе. Каждый куплет романса заканчивается прозвучавшей во вступлении темой жаворонка. Она напоминает слушателям, что всё же главным персонажем в композиции является маленькая птичка, чьё пение призывает лирического героя выразить нежные чувства к своей избраннице. «Жаворонок» - задушевная вокальная миниатюра Михаила Ивановича Глинки, которую нередко называют песнью надежды, относится к самым популярным произведениям романсового наследия композитора. Пленяющее очарование мелодии привлекает не только вокалистов, поэтому этот завораживающий напев сегодня можно услышать в исполнении на самых разных музыкальных инструментах.
"Кантемировская школа искусств"
Интересные факты
Романс «Жаворонок» наряду «Попутной песней», является самым популярным произведением из вокального цикла Михаила Глинки «Прощание с Петербургом».
Свою вокальную миниатюру «Жаворонок» Михаил Иванович посвятил поэту Александру Николаевичу Струговщикову, прославившемуся своими переводами произведений Гёте и Шиллера.
Выдающийся русский композитор Балакирев был так очарован наивной прелестью и задушевной простотой напева романса «Жаворонок», что положил его тематический материал в основу своей фортепианной фантазии. Произведение Милия Алексеевича ещё больше способствовало популяризации этого романса.
Нестор Кукольник при жизни был весьма популярным литератором. Он писал свои произведения в самых различных жанрах, выпускал газету и журналы и при этом называл себя самым великим поэтом своего времени. Однако если бы Михаил Иванович Глинка не написал романсы на тексты этого заносчивого сочинителя про его произведения в нынешнее время никто бы и не вспомнил.
У многих современников вызывало недоумение, как уравновешенный Михаил Иванович Глинка мог подружиться с такой легкомысленной личностью как Нестор Кукольник. Дело в том, что композитора привлекало то, что Кукольник мог легко и быстро сочинять поэтические тексты, а кроме того был весьма понимающим слушателем.
Современники композитора отмечали, что Глинка любил сам исполнять романсы и делал это весьма выразительно. Летом 1840 года, во время работы над вокальным циклом «Прощание с Петербургом», Михаил Иванович, часто навещая Нестора Кукольника, после двух часов ночи садился к фортепиано и до утра распевал свои сочинения в компании богемных друзей, которые любили собираться в доме литератора.
Стоит отметить, что на стихи Нестора Кукольника кроме цикла «Прощание с Петербургом» Глинка сочинил свой, ставший знаменитым, романс «Сомнение», а также украсил музыкой драму «Князь Холмский».
Содержание «Жаворонка»
«Жаворонок» - это похожий на народную песню задушевный романс с простой, но красивой и проникновенной мелодией. Окрасив светлой лирикой, композитор живописно создал в нём образ русской природы, а также выразил нежные чувства человека: его надежду на обретение истинной любви.
Композиция, написанная в тональности ми минор и подобно народной песне заключенная в куплетную форму, открывается небольшим фортепианным вступлением, которое вносит в настроение произведения мечтательный оттенок. Автор миниатюры, наполнил его мелодичными трелями, имитирующими пение маленькой птахи, использовав для этого высокий регистр и обилие музыкальных украшений в виде форшлагов. Затем начинается главная, удивительно певучая вокальная тема романса. Особенностью её мелодической линии является непрестанный возврат к пятой ступени главной тональности. Такой приём композитор применил, чтобы придать музыке эффект воздушности. Помимо этого ощущение лёгкой полётности тематическому материалу придают взмывающие вверх октавные скачки, которые на протяжении всего произведения звучат в аккомпанементе.
Каждый куплет романса заканчивается прозвучавшей во вступлении темой жаворонка. Она напоминает слушателям, что всё же главным персонажем в композиции является маленькая птичка, чьё пение призывает лирического героя выразить нежные чувства к своей избраннице.
«Жаворонок» - задушевная вокальная миниатюра Михаила Ивановича Глинки, которую нередко называют песнью надежды, относится к самым популярным произведениям романсового наследия композитора. Пленяющее очарование мелодии привлекает не только вокалистов, поэтому этот завораживающий напев сегодня можно услышать в исполнении на самых разных музыкальных инструментах.