Скульптуры на московской станции метро «Площадь революции»
Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур. Пассажиров, приезжающих на станцию, встречает застывшая история в бронзе. В ее арках установлены скульптуры героев, живших во время становления молодой страны Советов: матросы и солдаты, крестьяне и рабочие, студенты и дети - всего семьдесят шесть фигур. Из-за повторения скульптурных образов кажется, что их много, но фактически их всего двадцать. Почти за каждой скульптурой стоит человек, его судьба. В этом обзоре можно узнать об именах, некоторых из них.
Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур, объединенных темой: революции, гражданской войны и мирного довоенного времени — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). В 1943 году Сталинская премия суммой в сто тысяч рублей, полученная скульптором за эту творческую работу, была передана им в Фонд обороны страны.
В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко "встала на ноги". И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.
Алексей Диомидович Никитенко
Во второй арке начиная с западной стороны – крестьянин с винтовкой и матрос с наганом, прообразом которого был Алексей Никитенко - учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде. Его внешность вполне отвечала сложившемуся образу матроса-революционера. В 1937 году полгода по 4 часа в день, с наганом в руке и подпоясанный пулеметными лентами Алексей позировал Манизеру. В то довоенное время, крепкого телосложения парень, занимался спортом, брал участие в шлюпочных гонках. Алексей Диомидович прошел войну, дослужился до капитана крупного военного корабля.
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»
В следующем арочном проеме еще один матрос в бескозырке с надписью: «Марат», держащий сигнальные флажки - это Олимпий Иванович Рудаков. Он также выпускник военно-морского училища в Ленинграде, по окончании которого в 1937 году был распределен на линкор «Марат», и в составе команды принимал участие в параде морских судов у берегов Великобритании, по поводу коронации короля Георга VI. Вернувшись с рейда, был выбран Манизером для прообраза скульптуры сигнальщика.
Пограничник с собакой
Арочный проем, где затаился в дозоре пограничник с собакой, знаком многим. Мало кто пройдет мимо, не потерев нос псу. Достоверно неизвестно, но историки считают, что Манизер этих двух героев лепил по фотографиям Никиты Федоровича Карацупы и его собаки Индуса. В те годы в газетах было много фоторепортажей о знаменитом пограничнике и его верном помощнике и друге.
Студент с книгой
Бронзовые фигуры шахтера с отбойником и студента застыли в соседней арке. Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см.
Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести. Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Вскоре была найдена дочь Аркадия Гидрата - Ольга. И каково же было удивление волонтеров, когда всплыл факт о том, что найденный ими лейтенант был еще при жизни увековечен в бронзе. К его скульптуре на станцию метро все эти долгие годы ходили мать с дочерью, приносили цветы к подножию и оплакивали любимого мужа и отца.
Следующую арку пропускаем, а за ней фигура девушки-дискоболки. Это Тамара Павловна Курбатова, натурщица Матвея Манизера. Остались её фото, однако, в сети их не нашлось. Сделанные с неё наброски и послужили материалом для скульптуры. Родилась она в 1906 году, работала исключительно в "вольных" профессиях - была тапёром, актрисой, натурщицей. В зрелом возрасте получала пенсию как вдова ветерана-большевика, последние свои годы прожила в Ташкенте. Как говорят, Тамара никогда не пользовалась метро и поэтому скорее всего не знала о том, что московская подземка таит в себе её портрет.
И вот, наконец, мы добрались до конца станции. Со стороны центрального зала скульптур уже нет - их место занял новый выход, построенный в 1947 году, и сопутствующий ему гермозатвор, ведь метро - это не только вид транспорта, но и объект гражданской обороны. Поэтому выходим на платформу и в самом её конце встречаем две пары детей - мальчиков с моделью самолёта и девочек с глобусом. Имена девочек мы знаем - это Нина Павлова и Юня (Юнесса) Полянская (по другому источнику - Лещинская).
По воспоминаниям Нины Павловой, с Матвеем Манизером они не встречались. В газете "Пионерская правда" от 30 января 1940 года была напечатана их фотография с тем самым глобусом, и подпись: "Ученицы 6-го класса “Б” 91-й школы Нина Павлова и Юня Лещинская у глобуса. Фото Е.Тиханова". Интересно, что скульптура Манизера зеркально перевёрнута по сравнению с фото и Нина показывает на глобус левой рукой - это сделано из-за ограниченного пространства в арке, в котором можно было разместить фигуры.
После окончания школы Нина Васильевна Павлова стала специалистом по радиационной химии, работала в закрытых институтах.
☭ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ☭
Скульптуры на московской станции метро «Площадь революции»
Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур. Пассажиров, приезжающих на станцию, встречает застывшая история в бронзе. В ее арках установлены скульптуры героев, живших во время становления молодой страны Советов: матросы и солдаты, крестьяне и рабочие, студенты и дети - всего семьдесят шесть фигур. Из-за повторения скульптурных образов кажется, что их много, но фактически их всего двадцать. Почти за каждой скульптурой стоит человек, его судьба. В этом обзоре можно узнать об именах, некоторых из них.Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур, объединенных темой: революции, гражданской войны и мирного довоенного времени — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). В 1943 году Сталинская премия суммой в сто тысяч рублей, полученная скульптором за эту творческую работу, была передана им в Фонд обороны страны.
В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко "встала на ноги". И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.
Во второй арке начиная с западной стороны – крестьянин с винтовкой и матрос с наганом, прообразом которого был Алексей Никитенко - учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде. Его внешность вполне отвечала сложившемуся образу матроса-революционера. В 1937 году полгода по 4 часа в день, с наганом в руке и подпоясанный пулеметными лентами Алексей позировал Манизеру. В то довоенное время, крепкого телосложения парень, занимался спортом, брал участие в шлюпочных гонках. Алексей Диомидович прошел войну, дослужился до капитана крупного военного корабля.
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»
Пограничник с собакой
Студент с книгой
Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см.
Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести. Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Вскоре была найдена дочь Аркадия Гидрата - Ольга. И каково же было удивление волонтеров, когда всплыл факт о том, что найденный ими лейтенант был еще при жизни увековечен в бронзе. К его скульптуре на станцию метро все эти долгие годы ходили мать с дочерью, приносили цветы к подножию и оплакивали любимого мужа и отца.
Следующую арку пропускаем, а за ней фигура девушки-дискоболки. Это Тамара Павловна Курбатова, натурщица Матвея Манизера. Остались её фото, однако, в сети их не нашлось. Сделанные с неё наброски и послужили материалом для скульптуры. Родилась она в 1906 году, работала исключительно в "вольных" профессиях - была тапёром, актрисой, натурщицей. В зрелом возрасте получала пенсию как вдова ветерана-большевика, последние свои годы прожила в Ташкенте. Как говорят, Тамара никогда не пользовалась метро и поэтому скорее всего не знала о том, что московская подземка таит в себе её портрет.
И вот, наконец, мы добрались до конца станции. Со стороны центрального зала скульптур уже нет - их место занял новый выход, построенный в 1947 году, и сопутствующий ему гермозатвор, ведь метро - это не только вид транспорта, но и объект гражданской обороны. Поэтому выходим на платформу и в самом её конце встречаем две пары детей - мальчиков с моделью самолёта и девочек с глобусом. Имена девочек мы знаем - это Нина Павлова и Юня (Юнесса) Полянская (по другому источнику - Лещинская).
По воспоминаниям Нины Павловой, с Матвеем Манизером они не встречались. В газете "Пионерская правда" от 30 января 1940 года была напечатана их фотография с тем самым глобусом, и подпись: "Ученицы 6-го класса “Б” 91-й школы Нина Павлова и Юня Лещинская у глобуса. Фото Е.Тиханова". Интересно, что скульптура Манизера зеркально перевёрнута по сравнению с фото и Нина показывает на глобус левой рукой - это сделано из-за ограниченного пространства в арке, в котором можно было разместить фигуры.
После окончания школы Нина Васильевна Павлова стала специалистом по радиационной химии, работала в закрытых институтах.