Задайте вопрос Президенту России

США все делают правильно — и проигрывают

Среди вечных вопросов, неизменно вызывающих бурные споры, особое место занимает следующий: способен ли человек переломить исторический процесс? Может ли группа единомышленников, пусть даже крупная, преодолеть исторический тренд — политические, экономические и социальные тенденции, которые складывались десятилетиями?
В при­ло­же­нии к совре­мен­но­сти это зву­чит, напри­мер, так: могут ли либе­рал-гло­ба­ли­сты, кото­рые оста­ют­ся чрез­вы­чай­но вли­я­тель­ной силой, пере­бо­роть про­цесс дег­ло­ба­ли­за­ции, рас­па­да одно­по­ляр­но­го и фор­ми­ро­ва­ние мно­го­по­ляр­но­го мира? Или дру­гой вопрос: како­вы шан­сы Дональ­да Трам­па и его адми­ни­стра­ции сно­ва сде­лать Аме­ри­ку вели­кой — в том смыс­ле, как это пони­ма­ют сам пре­зи­дент США и MAGA-дви­же­ние?
Вопрос совсем не празд­ный, посколь­ку, несмот­ря на при­ла­га­е­мые уси­лия, резуль­тат пока не впе­чат­ля­ет. Более того, раз за разом воз­ни­ка­ют ситу­а­ции, кото­рые застав­ля­ют подо­зре­вать, что даже самые бла­гие наме­ре­ния Бело­го дома в ито­ге будут пере­мо­ло­ты в пыль самой логи­кой исто­ри­че­ско­го про­цес­са, — слиш­ком уж слож­ной явля­ет­ся систе­ма, в кото­рой пыта­ют­ся запу­стить необ­хо­ди­мые рефор­мы.
Заду­мать­ся на эту тему в оче­ред­ной раз застав­ля­ет скан­дал, кото­рый раз­ви­ва­ет­ся пря­мо сей­час. В отно­ше­ни­ях Вашинг­то­на с Сеулом раз­ра­зил­ся и наби­ра­ет обо­ро­ты новый кри­зис (к сло­ву, уже дале­ко не пер­вый за послед­нее вре­мя), и в этом скан­да­ле как в кап­ле воды отра­жа­ет­ся та слож­ность и про­ти­во­ре­чи­вость, в кото­рых аме­ри­кан­ской адми­ни­стра­ции при­хо­дит­ся дей­ство­вать.
На про­шлой неде­ле Имми­гра­ци­он­ная и тамо­жен­ная поли­ция США про­ве­ла мас­штаб­ный рейд в шта­те Джор­джия на стро­я­щем­ся там заво­де акку­му­ля­то­ров для элек­тро­мо­би­лей кор­по­ра­ции Hyundai. По ито­гам меро­при­я­тия было задер­жа­но око­ло 300 граж­дан Южной Кореи — рабо­чих и инже­не­ров, заня­тых на стро­и­тель­стве. Все они нахо­дят­ся в США неле­галь­но, въе­хав в основ­ном по тури­сти­че­ским визам (кото­рые не дают пра­ва рабо­тать в стране), а у мно­гих доку­мен­ты ока­за­лись уже про­сро­че­ны. Все эти люди в дан­ный момент нахо­дят­ся под стра­жей и гото­вят­ся к депор­та­ции.
Для непо­свя­щен­но­го чело­ве­ка ситу­а­ция выгля­дит бре­до­вой: Hyundai заво­зит на высо­ко­тех­но­ло­гич­ное про­из­вод­ство в США южно­ко­рей­ских неле­га­лов.
Меж­ду тем ситу­а­ция объ­яс­ня­ет­ся очень про­сто.
Как извест­но, Соеди­нен­ные Шта­ты, наце­лен­ные на соб­ствен­ную реин­ду­стри­а­ли­за­цию, выкру­чи­ва­ют руки всем под­ряд с целью инве­сти­ций в аме­ри­кан­скую про­мыш­лен­ность и про­сто пере­но­са про­из­водств за оке­ан. При­чем адми­ни­стра­ция Бай­де­на зани­ма­лась этим почти столь же актив­но, как и Трамп. По понят­ным при­чи­нам наи­боль­ше­го успе­ха уда­лось добить­ся в отно­ше­нии стран, кото­рые нахо­дят­ся в ста­ту­се аме­ри­кан­ских вас­са­лов, а то и про­сто окку­пи­ро­ван­ных стран. Южная Корея отно­сит­ся имен­но к тако­вым.
Одним из достиг­ну­тых успе­хов ста­ло при­нуж­де­ние кор­по­ра­ции Hyundai к созда­нию про­из­вод­ства акку­му­ля­то­ров на аме­ри­кан­ской зем­ле. Одна­ко когда южные корей­цы при­сту­пи­ли к делу, они столк­ну­лись с серьез­ной про­бле­мой рабо­чей силы. К сло­ву, ров­но те же труд­но­сти воз­ник­ли у тай­ва­нь­цев при стро­и­тель­стве заво­да мик­ро­про­цес­со­ров в Ари­зоне. С одной сто­ро­ны, за несколь­ко деся­ти­ле­тий жиз­ни в пост­ин­ду­стри­аль­ном мире аме­ри­кан­ский рабо­чий класс силь­но поте­рял в тру­до­вых ком­пе­тен­ци­ях — как след­ствие, на дан­ный момент име­ет­ся ост­рый дефи­цит рабо­чих и инже­нер­ных кад­ров необ­хо­ди­мой ква­ли­фи­ка­ции. А с дру­гой — суще­ству­ют кри­ти­че­ские раз­ли­чия в тру­до­вой эти­ке Аме­ри­ки и Азии. По рос­сий­ским и евро­пей­ским мер­кам тру­до­вое зако­но­да­тель­ство США крайне жест­кое, с мини­маль­ной защи­щен­но­стью работ­ни­ка, но на фоне ази­ат­ских под­хо­дов Шта­ты выгля­дят про­сто ком­му­низ­мом. Аме­ри­кан­цы не будут рабо­тать в пото­гон­ке по 12–14 часов шесть дней в неде­лю без пере­ры­вов, отпус­ков и боль­нич­ных, что явля­ет­ся вполне себе нор­мой для зна­чи­тель­ной части Азии, вклю­чая Южную Корею. А хотя завод аме­ри­кан­ский, стро­ит­ся он корей­ской кор­по­ра­ци­ей, и все тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы в нем зато­че­ны под корей­ские тру­до­вые стан­дар­ты.
В резуль­та­те Hyundai вста­ла перед необ­хо­ди­мо­стью заво­зить сотруд­ни­ков из Кореи, посколь­ку мест­ных про­сто не набрать. Но упер­лась в сте­ну: Шта­ты не оформ­ля­ли им рабо­чие визы или дела­ли с огром­ным скри­пом. При­чем у чинов­ни­ков кон­суль­ства вполне внят­ная пози­ция, защи­ща­ю­щая наци­о­наль­ные инте­ре­сы: вы стро­и­те завод в Аме­ри­ке, что­бы на нем рабо­та­ли аме­ри­кан­цы, — вот и нани­май­те рабо­чую силу на месте.
Но кор­по­ра­ция име­ет дело с реаль­но­стью, в кото­рой этот путь про­сто не рабо­та­ет: сро­ки горят — если не взять корей­цев, про­ект сорвет­ся. В резуль­та­те южные корей­цы заеха­ли в Шта­ты по тури­сти­че­ским визам и ста­ли рабо­тать в Джор­джии неза­кон­но. Там-то их имми­гра­ци­он­ная поли­ция и накры­ла.
В прин­ци­пе, это доволь­но стран­но. Любое госу­дар­ство порой стал­ки­ва­ет­ся с ситу­а­ци­я­ми, когда ему выгод­нее — хотя бы на какое-то вре­мя — закрыть гла­за на нару­ше­ния зако­на. Тут, каза­лось бы, имен­но такой слу­чай: завод нужен в первую оче­редь самой Аме­ри­ке, и если из-за бюро­кра­ти­че­ских тон­ко­стей воз­ник­ли пре­по­ны для его стро­и­тель­ства, то госу­дар­ству име­ло бы смысл «не заме­чать» южно­ко­рей­ских неле­га­лов, раз уж они кри­тич­но важ­ны для реа­ли­за­ции это­го про­ек­та. А вме­сто это­го был устро­ен поли­цей­ский рейд, в резуль­та­те судь­ба все­го про­ек­та ока­за­лась в под­ве­шен­ном состо­я­нии.
Ана­ли­ти­ки пола­га­ют, что раз­гад­ку сто­ит искать во внут­ри­по­ли­ти­че­ских аме­ри­кан­ских про­цес­сах. Стро­и­тель­ство заво­да Hyundai явля­ет­ся важ­ней­шим про­ек­том не толь­ко для всей Аме­ри­ки, но и кон­крет­но для шта­та Джор­джия, а так­же лич­но для его губер­на­то­ра Брай­а­на Кем­па. Он рес­пуб­ли­ка­нец, но у него очень слож­ные, кон­фликт­ные отно­ше­ния с Дональ­дом Трам­пом. Губер­на­тор фак­ти­че­ски пре­дал пре­зи­ден­та на выбо­рах 2020 года: во-пер­вых, он отка­зал­ся рас­сле­до­вать дело о вбро­сах поч­то­вых бюл­ле­те­ней в Атлан­те, а во-вто­рых — запись теле­фон­но­го раз­го­во­ра с гос­сек­ре­та­рем Джор­джии, в кото­ром Трамп про­сил най­ти «недо­ста­ю­щие для его побе­ды» голо­са, была «сли­та» и ста­ла осно­ва­ни­ем для воз­буж­де­ния про­ку­ра­ту­рой шта­та уго­лов­но­го дела про­тив пре­зи­ден­та.
Как бы то ни было, исто­рия с анти­ми­грант­ским рей­дом на заво­де вызва­ла дикий скан­дал в Южной Корее: СМИ и соци­аль­ные сети пол­ны воз­му­щен­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми поли­ти­ков, ана­ли­ти­ков и рядо­вых граж­дан. Корей­цы до край­но­сти оскорб­ле­ны про­ис­хо­дя­щим, чув­ству­ют себя пре­дан­ны­ми, и их мож­но понять: они выпол­ни­ли тре­бо­ва­ния сюзе­ре­на, толь­ко что пообе­ща­ли Шта­там инве­сти­ции на 350 мил­ли­ар­дов, помо­га­ют Аме­ри­ке с реин­ду­стри­а­ли­за­ци­ей. А в ответ полу­ча­ют вот такое обра­ще­ние.
При этом Сеул уже ста­ра­ет­ся укло­нить­ся от наи­бо­лее опас­ных (анти­ки­тай­ских, разу­ме­ет­ся) аван­тюр, к кото­рым его скло­ня­ет Вашинг­тон. И в целом в Южной Корее наби­ра­ют силу устрем­ле­ния на сни­же­ние вас­саль­ной зави­си­мо­сти от США и укреп­ле­ние суве­ре­ни­те­та. Разу­ме­ет­ся, нынеш­няя исто­рия под­бро­сит доба­вит дро­ви­шек в этот костер, что создаст допол­ни­тель­ные труд­но­сти для аме­ри­кан­цев при рабо­те в реги­оне.
Вот и полу­ча­ет­ся пара­док­саль­ная ситу­а­ция. В этой исто­рии все аме­ри­кан­ские струк­ту­ры дей­ство­ва­ли в соот­вет­ствии с наци­о­наль­ны­ми инте­ре­са­ми, руко­вод­ству­ясь наи­луч­ши­ми наме­ре­ни­я­ми. Одни смог­ли добить­ся от Hyundai огром­ных инве­сти­ций и стро­и­тель­ства важ­но­го пред­при­я­тия в США. Дру­гие защи­ща­ли тру­до­вой рынок Соеди­нен­ных Шта­тов и инте­ре­сы аме­ри­кан­ских работ­ни­ков. Тре­тьи пре­сек­ли канал неза­кон­ной имми­гра­ции.
Вот толь­ко на выхо­де Аме­ри­ка полу­чи­ла при­оста­нов­лен­ное стро­и­тель­ство заво­да с неяс­ны­ми пер­спек­ти­ва­ми и удар по отно­ше­ни­ям с важ­ней­шим союз­ни­ком в клю­че­вом реги­оне пла­не­ты. Кажет­ся, аме­ри­кан­цам пора зна­ко­мить­ся с рито­ри­че­ским насле­ди­ем Вик­то­ра Сте­па­но­ви­ча Чер­но­мыр­ди­на — в част­но­сти, с его заме­ча­тель­ной мак­си­мой: «Хоте­ли как луч­ше, а полу­чи­лось как все­гда».
Ири­на Алкс­нис

США все делают правильно — и проигрывают - 5363357673883

Комментарии

Комментариев нет.