Частенько вспоминаю уроки профессора Всехсвятского. Именитый астроном оправдывал свою фамилию и мог неожиданно осветить, наполнить особым смыслом казалось бы самую рядовую ситуацию. Бродили как-то по саду при его домашней обсерватории. Заглядывали в ночное небо. Я все никак не мог углядеть далекую звезду, на которую указывал Сергей Константинович. Мэтр подсказал: «Неправильно смотрите. Фокусируйте взгляд мимо и дальше. Тогда боковым зрением и объект зафиксируете». Много раз убеждался в ценности совета. Даже включал в арсенал собственных практик. Одному бывшему спортсмену, у который все никак не получалось стать мэром своего города, посоветовал: «Смотрите мимо и дальше. Например, заявите о стремлении стать президентом. Ясно, что не станете. Но город по ходу возьмете». Получилось… К сожалению. Но сейчас не об этом. О куда более важном. О том, что держава, умеющая смотреть в даль, неизбежно выиграет у стран таращихся в сиюминутную актуальность. «Лицом к лицу, лица не увидать». Короче: смотрите на верх! Тогда увидите и то, что рядом… Впечатлило, взбодрило, встряхнуло интервью с главой Роскосмоса Дмитрием Бакановым. О будущих лунных станциях, о системе космической связи, о новых орбитальных комплексах. Нет, это было не про «космические корабли, бороздящие просторы Большого театра». На самом деле речь шла о сути выбранного нами пути, о смыслах нашей цивилизации, об основах русского мира. Но сначала немного предыстории. Помню еще как мучительно, конвульсивно, неуклюже меняла кожу – оболочку, форму, формат наша ойкумена. Первый постперестроечный период напоминал ревизию в провинциальном музее. Когда в запасниках находили отдельные ценные реликвии и их значимость объявлялась абсолютной и для музея, и для всего прошлого, и для понимания настоящего всей страны. Показательным был, например, случай, когда молодые, продвинутые, «прошаренные» (как сказали бы сейчас) сотрудники крохотного алуштинского музея нашли забытые документы о революционных событиях в Крыму. И сразу стали союзными «гидами мнений». Когда документально рассказывали про тот период, что изобиловал чрезмерной суровостью и неоправданной жестокостью. Голод под пальмами и кипарисами был показательно чудовищен и особенно возмущал впечатлительного читателя… Только вот «музейный принцип», тем более с привкусом провинциальности, не дает полной и объективной картины. Из глубоко колодца можно и днем увидеть звезду. Но не все звездное небо. Из достаточно глубокой истории можно, конечно, разглядеть уродливость отдельных общественных элементов. Но нельзя увидеть всю эпоху. Наверное поэтому период «пан-историзма», когда небольшой «кружок Бухарина» мог влиять на умонастроения миллионов, довольно быстро исчерпал себя. Начался следующий. У меня он ассоциировался с названием знакового романа «Факультет ненужных вещей». Помните? Книга была про времечко, когда пытались найти и вынести в факультативный загашник ненужные в быту вещи. Совесть, к примеру. Или стыд. В описываемый талантом Юрия Домбровского исторический момент, это в полном объеме не получилось. Получилось позже! В либеральной России «на факультет» вынесли все – от той же совести до патриотизма. Точнее, все, что мешало базовому гайдаро-ельценскому кличу: «Обогащайтесь!» Чуть не вынесли свое заветное – веру, надежду, любовь. Не успели, в отличие от Запада… Все же долго бытовал этот период. «Вечно длящееся настоящее». Была, казалось бы, вещая повесть с таким названием. Хищные вещи века, мутировавшие в лишние вещи века, почти победили. Мир из «котлована» превратился в барахолку. Жизнь – в ненасытное потребление. Медиа – в сплошную рекламу… Но наши «партнеры», ставшие оппонентами, а потом и врагами нас не подвели. Ненависть, санкции, ограничения подстегивают стойкость тех, против кого они направлены. А ложь и угроза прямой военной агрессии эту стойкость трансформируют в защитную реакцию. В СВО, в частности. При этом стойкость как социальный феномен, всегда связана с избавлением от многого. Но это совсем другой «факультет». Здесь избавляются от всего действительно лишнего, чужеродного. Остойчивость корабля прямо зависит от чистки его корпуса от всякой налипшей дряни… Когда спрашиваешь у людей с боевым биографией об их главном опыте, ответ, как правило, стереотипичен: «Переосмыслили ценность вещей и отношений. Теперь знаем, ЧТО по настоящему имеет значение в жизни»… Россия неспешно, тяжело – все же велика сила инерции предыдущих этапов – втягивается в свое новое состояние. Где адекватно оценивают прошлое, разумно относятся к приятным радостям настоящего и черпают энергию из масштаба целей будущего. Немного не договаривал Бредбери о своем «эффекте бабочки». Да, раздавленная в прошлом бабочка, может изменить настоящее. Но еще больше его может изменить ее парение в будущем. Так вот. Космос – безусловно будущее России. Страна, где молодые мечтают стать брокерами, имеет на будущее меньше прав, чем та, где мечтают стать космонавтами. Это ясно. Менее очевидно то, что дальний космос часто ближе к нам, чем соседний маркет. Ибо маркет демонстрирует потребительские запросы общества, а космос – созидательные. Маркет про желания, космос про познание. Совсем не разбираюсь в технических аспектах космической эпопеи. Но интуитивно чувствую (спасибо упомянутому Всехсвятскому), что реальное – в виде государственных планов – возвращение космоса в частную жизнь – это принципиально важная база для герменевтики бытия… Одна точка не определяет вектор развития. Но две, если их соединить и есть искомый вектор. Стремление России за горизонт, точнее, Восточный горизонт, открывает и новые «горизонты познания». Об этом обстоятельно и убедительно публично высказывается мой замечательный друг Сергей Караганов. Но стоит добавить, что наша держава всегда тяготела к трехмерному пространству. То есть, новые территории осваивались не только расширением земель, но и апелляцией к Небу. «Сибиризация» страны не возможна без ее «космизации». Стремление вдаль неполно без стремления вверх. Будущее можно увидеть когда смотришь и вдаль, и вверх. Россия на глазах обретает такую возможность. Обсерватория будущего! А настоящее? Ведь мы в нем живем. Здесь все не просто. У Запада к нам генетическая ненависть. И большой потенциал – набор конкретных «прелестей», пусть и часто преувеличенный. Да, Запад целую Украину смог сделать отчаянным хранителем этих «прелестей». Не удивительно. Нет более преданных защитников гаремных прелестей, чем евнухи. В общим, выбор не прост. «Мацать в руках» пусть мелкие, но очевидные удовольствия. И видеть то, что под ногами. Или смотреть дальше и выше. И видеть не только контуры грядущего. Впрочем, с этого я и начинал статью… Дмитрий Выдрин
Полит Информ
Россия как обсерватория будущего
Частенько вспоминаю уроки профессора Всехсвятского. Именитый астроном оправдывал свою фамилию и мог неожиданно осветить, наполнить особым смыслом казалось бы самую рядовую ситуацию.
Бродили как-то по саду при его домашней обсерватории. Заглядывали в ночное небо. Я все никак не мог углядеть далекую звезду, на которую указывал Сергей Константинович. Мэтр подсказал: «Неправильно смотрите. Фокусируйте взгляд мимо и дальше. Тогда боковым зрением и объект зафиксируете».
Много раз убеждался в ценности совета. Даже включал в арсенал собственных практик. Одному бывшему спортсмену, у который все никак не получалось стать мэром своего города, посоветовал: «Смотрите мимо и дальше. Например, заявите о стремлении стать президентом. Ясно, что не станете. Но город по ходу возьмете». Получилось… К сожалению.
Но сейчас не об этом. О куда более важном. О том, что держава, умеющая смотреть в даль, неизбежно выиграет у стран таращихся в сиюминутную актуальность. «Лицом к лицу, лица не увидать». Короче: смотрите на верх! Тогда увидите и то, что рядом…
Впечатлило, взбодрило, встряхнуло интервью с главой Роскосмоса Дмитрием Бакановым. О будущих лунных станциях, о системе космической связи, о новых орбитальных комплексах. Нет, это было не про «космические корабли, бороздящие просторы Большого театра». На самом деле речь шла о сути выбранного нами пути, о смыслах нашей цивилизации, об основах русского мира. Но сначала немного предыстории.
Помню еще как мучительно, конвульсивно, неуклюже меняла кожу – оболочку, форму, формат наша ойкумена.
Первый постперестроечный период напоминал ревизию в провинциальном музее. Когда в запасниках находили отдельные ценные реликвии и их значимость объявлялась абсолютной и для музея, и для всего прошлого, и для понимания настоящего всей страны.
Показательным был, например, случай, когда молодые, продвинутые, «прошаренные» (как сказали бы сейчас) сотрудники крохотного алуштинского музея нашли забытые документы о революционных событиях в Крыму. И сразу стали союзными «гидами мнений». Когда документально рассказывали про тот период, что изобиловал чрезмерной суровостью и неоправданной жестокостью. Голод под пальмами и кипарисами был показательно чудовищен и особенно возмущал впечатлительного читателя…
Только вот «музейный принцип», тем более с привкусом провинциальности, не дает полной и объективной картины. Из глубоко колодца можно и днем увидеть звезду. Но не все звездное небо.
Из достаточно глубокой истории можно, конечно, разглядеть уродливость отдельных общественных элементов. Но нельзя увидеть всю эпоху.
Наверное поэтому период «пан-историзма», когда небольшой «кружок Бухарина» мог влиять на умонастроения миллионов, довольно быстро исчерпал себя. Начался следующий.
У меня он ассоциировался с названием знакового романа «Факультет ненужных вещей». Помните? Книга была про времечко, когда пытались найти и вынести в факультативный загашник ненужные в быту вещи. Совесть, к примеру. Или стыд.
В описываемый талантом Юрия Домбровского исторический момент, это в полном объеме не получилось. Получилось позже! В либеральной России «на факультет» вынесли все – от той же совести до патриотизма. Точнее, все, что мешало базовому гайдаро-ельценскому кличу: «Обогащайтесь!» Чуть не вынесли свое заветное – веру, надежду, любовь. Не успели, в отличие от Запада…
Все же долго бытовал этот период. «Вечно длящееся настоящее». Была, казалось бы, вещая повесть с таким названием. Хищные вещи века, мутировавшие в лишние вещи века, почти победили. Мир из «котлована» превратился в барахолку. Жизнь – в ненасытное потребление. Медиа – в сплошную рекламу…
Но наши «партнеры», ставшие оппонентами, а потом и врагами нас не подвели. Ненависть, санкции, ограничения подстегивают стойкость тех, против кого они направлены. А ложь и угроза прямой военной агрессии эту стойкость трансформируют в защитную реакцию. В СВО, в частности.
При этом стойкость как социальный феномен, всегда связана с избавлением от многого. Но это совсем другой «факультет». Здесь избавляются от всего действительно лишнего, чужеродного. Остойчивость корабля прямо зависит от чистки его корпуса от всякой налипшей дряни…
Когда спрашиваешь у людей с боевым биографией об их главном опыте, ответ, как правило, стереотипичен: «Переосмыслили ценность вещей и отношений. Теперь знаем, ЧТО по настоящему имеет значение в жизни»…
Россия неспешно, тяжело – все же велика сила инерции предыдущих этапов – втягивается в свое новое состояние. Где адекватно оценивают прошлое, разумно относятся к приятным радостям настоящего и черпают энергию из масштаба целей будущего.
Немного не договаривал Бредбери о своем «эффекте бабочки». Да, раздавленная в прошлом бабочка, может изменить настоящее. Но еще больше его может изменить ее парение в будущем.
Так вот. Космос – безусловно будущее России. Страна, где молодые мечтают стать брокерами, имеет на будущее меньше прав, чем та, где мечтают стать космонавтами. Это ясно. Менее очевидно то, что дальний космос часто ближе к нам, чем соседний маркет. Ибо маркет демонстрирует потребительские запросы общества, а космос – созидательные. Маркет про желания, космос про познание.
Совсем не разбираюсь в технических аспектах космической эпопеи. Но интуитивно чувствую (спасибо упомянутому Всехсвятскому), что реальное – в виде государственных планов – возвращение космоса в частную жизнь – это принципиально важная база для герменевтики бытия…
Одна точка не определяет вектор развития. Но две, если их соединить и есть искомый вектор. Стремление России за горизонт, точнее, Восточный горизонт, открывает и новые «горизонты познания». Об этом обстоятельно и убедительно публично высказывается мой замечательный друг Сергей Караганов.
Но стоит добавить, что наша держава всегда тяготела к трехмерному пространству. То есть, новые территории осваивались не только расширением земель, но и апелляцией к Небу.
«Сибиризация» страны не возможна без ее «космизации». Стремление вдаль неполно без стремления вверх. Будущее можно увидеть когда смотришь и вдаль, и вверх. Россия на глазах обретает такую возможность. Обсерватория будущего!
А настоящее? Ведь мы в нем живем. Здесь все не просто. У Запада к нам генетическая ненависть. И большой потенциал – набор конкретных «прелестей», пусть и часто преувеличенный. Да, Запад целую Украину смог сделать отчаянным хранителем этих «прелестей». Не удивительно. Нет более преданных защитников гаремных прелестей, чем евнухи.
В общим, выбор не прост. «Мацать в руках» пусть мелкие, но очевидные удовольствия. И видеть то, что под ногами. Или смотреть дальше и выше. И видеть не только контуры грядущего. Впрочем, с этого я и начинал статью…
Дмитрий Выдрин