"Точка невозврата".

Украине предрекли экономическую катастрофу
Дефицит бюджета превысил 20 миллиардов долларов, госдолг зашкаливает. Киевский режим едва сводит концы с концами, ситуация угрожающая. О возможных сценариях дальнейшего развития событий
"На пороге коллапса"
"Украина на пороге экономической катастрофы. Мы обеспечиваем себя меньше, чем наполовину, у нас долги больше ста процентов ВВП", — заявил украинский экономический эксперт, доктор наук Андрей Длигач.
Киев вхо­дит в пери­од острой фис­каль­ной напря­жен­но­сти. Нац­банк ожи­да­ет дефи­цит на уровне 46,83 мил­ли­ар­да дол­ла­ров (22,1% ВВП), а госдолг, по оцен­ке Меж­ду­на­род­но­го валют­но­го фон­да (МВФ) уве­ли­чит­ся до 110%.
Как пояс­ня­ет Евге­ний Шатов, парт­нер Capital Lab, это мно­го даже для эко­но­ми­ки воен­но­го вре­ме­ни, но «неиз­беж­ной ката­стро­фы» не озна­ча­ет — при усло­вии сохра­не­ния внеш­не­го бюд­жет­но­го яко­ря. То есть помощь МВФ, регу­ляр­ные тран­ши по про­грам­ме EC Ukraine Facility и новые заим­ство­ва­ния под дохо­ды от замо­ро­жен­ных рос­сий­ских акти­вов (ERA).
Поддержка МВФ и ЕС
В июне МВФ завер­шил вось­мую про­вер­ку EFF (Extended Fund Facility, про­грам­ма рас­ши­рен­но­го меха­низ­ма кре­ди­то­ва­ния МВФ, предо­став­ля­ю­щая финан­сы стра­нам со струк­тур­ны­ми про­бле­ма­ми пла­теж­но­го балан­са) и пере­чис­лил Кие­ву еще пол­мил­ли­ар­да дол­ла­ров.
«Все­го они уже при­влек­ли боль­ше деся­ти мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, а доступ­но око­ло 15. ЕС, в свою оче­редь, в 2024–2025‑м вышел на квар­таль­ные выпла­ты в 50 мил­ли­ар­дов евро. Пере­чис­ли­ли тран­ши в 4,2 мил­ли­ар­да и 4,1 мил­ли­ар­да в 2024‑м, 3,5 мил­ли­ар­да и 3,05 мил­ли­ар­да в апре­ле и авгу­сте 2025-го. Эти сред­ства поз­во­ля­ют удер­жи­вать гос­фи­нан­сы, несмот­ря на дол­ги боль­ше ВВП», — уточ­ня­ет ана­ли­тик.
Кро­ме того, Евро­па про­дол­жа­ет под­карм­ли­вать Киев дохо­да­ми от замо­ро­жен­ных рос­сий­ских акти­вов. Обсуж­да­ют покры­тие за счет это­го дефи­ци­та в 2026‑м и новые кре­дит­ные линии.
«Высокая уязвимость»
Базо­вый сце­на­рий для укра­ин­ской эко­но­ми­ки на бли­жай­шую пер­спек­ти­ву МВФ оце­ни­ва­ет как «управ­ля­е­мую устой­чи­вость при высо­кой уяз­ви­мо­сти»: уме­рен­ный рост, кон­тро­ли­ру­е­мая инфля­ция, внеш­нее попол­не­ние бюд­же­та, но при посто­ян­ных рис­ках задер­жек.
Запад­ные поли­ти­ки, в част­но­сти, не раз обра­ща­ли вни­ма­ние на то, что Киев «под­клю­чен к аппа­ра­ту искус­ствен­ной вен­ти­ля­ции лег­ких». И если «финан­со­вый ИВЛ» даст сбой, это сра­зу при­ве­дет к валют­но­му и бюд­жет­но­му кри­зи­су.
«Укра­и­на дей­стви­тель­но в тяже­лом поло­же­нии. Запад­ная помощь посте­пен­но сокра­ща­ет­ся, выпла­ты задер­жи­ва­ют­ся. В резуль­та­те рез­ко воз­рас­та­ет веро­ят­ность дефол­та или тех­ни­че­ско­го банк­рот­ства, неиз­беж­ны жест­кие меры эко­но­мии (сокра­ще­ние рас­хо­дов, в том чис­ле соци­аль­ных и воен­ных), мас­со­вая эмис­сия грив­ны с угро­зой гипе­рин­фля­ции», — пере­чис­ля­ет Юлия Мяг­ко­ва, доцент кафед­ры миро­вых финан­со­вых рын­ков и фин­те­ха РЭУ име­ни Г. В. Пле­ха­но­ва.
Есть и еще один фак­тор рис­ка. Кре­ди­тов МВФ, Все­мир­но­го бан­ка, США, ЕС не хва­та­ет для покры­тия дефи­ци­та, госдолг рас­тет.
В даль­ней­шем обслу­жи­ва­ние заим­ство­ва­ний (выпла­та про­цен­тов) ляжет тяже­лым бре­ме­нем на бюд­жет. Разу­ме­ет­ся, сни­жа­ет­ся инве­сти­ци­он­ная при­вле­ка­тель­ность. Крайне рис­ко­ван­но вкла­ды­вать­ся в эко­но­ми­ку, балан­си­ру­ю­щую на гра­ни кол­лап­са. Это поме­ша­ет и после­во­ен­но­му вос­ста­нов­ле­нию.
Могут закончиться
Вари­ан­ты сокра­ще­ния дефи­ци­та у Кие­ва есть, но доволь­но болез­нен­ные.
«В част­но­сти, фис­каль­ный блок уже рас­ши­ря­ет внут­рен­ние заим­ство­ва­ния и «удли­ня­ет» дюра­цию дол­га; про­дол­же­ние и углуб­ле­ние этой линии воз­мож­но, одна­ко все упи­ра­ет­ся в емкость рын­ка и цену рис­ка. Про­стран­ство для повы­ше­ния отдель­ных кос­вен­ных нало­гов и акци­зов огра­ни­че­но воен­ны­ми издерж­ка­ми для биз­не­са и инфля­ци­ей, поэто­му основ­ной упор сде­ла­ли на при­о­ри­ти­за­цию рас­хо­дов граж­дан­ско­го бюд­же­та и отказ от менее кри­тич­ных про­грамм», — гово­рит Евге­ний Шатов.
По оцен­кам жур­на­ла Economist, у Укра­и­ны уже в фев­ра­ле 2026-го могут закон­чить­ся день­ги на вой­ну, посколь­ку из трех основ­ных источ­ни­ков финан­си­ро­ва­ния — аме­ри­кан­ская помощь, внут­рен­ние зай­мы и евро­пей­ская под­держ­ка — пер­вые два посте­пен­но исся­ка­ют. Как отме­ти­ло изда­ние, к декаб­рю сум­мар­ный объ­ем обо­рон­ных бюд­же­тов и ино­стран­ной помо­щи достиг­нет при­мер­но 360 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. А еще четы­ре года веде­ния бое­вых дей­ствий обой­дут­ся Кие­ву в 390 мил­ли­ар­дов.
Так что Укра­ине при­дет­ся либо рез­ко сокра­щать соци­аль­ные рас­хо­ды, либо нара­щи­вать «доро­гой» долг, отме­ча­ет Шатов.
Но бла­го­да­ря МВФ и ЕС риск вне­зап­но­го дефол­та по бюд­же­ту невы­со­кий. Прав­да, вели­ка веро­ят­ность «финан­со­вой уста­ло­сти» парт­не­ров, что тянет за собой реа­ли­за­цию само­го небла­го­при­ят­но­го сце­на­рия.
Еле­на Саве­лье­ва

"Точка невозврата". - 5364321059739

Комментарии

Комментариев нет.