"Революция роз": цветы для диктатуры Саакашвили

23 ноября 2003 года победила первая "цветная революция" на постсоветском пространстве – "революция роз" в Грузии. Она свергла Эдуарда Шеварднадзе, который сам 11-ю годами ранее вернулся к власти путём вооружённого переворота
«Рево­лю­ция роз» в Гру­зии, орга­ни­зо­ван­ная по лека­лам «буль­до­зер­ной рево­лю­ции» в Сер­бии, ста­ла пер­вой в чере­де «цвет­ных рево­лю­ций» на пост­со­вет­ском про­стран­стве. Тех­но­ло­гии мир­но­го свер­же­ния вла­сти, опи­сан­ные Джи­ном Шар­пом, поз­же не раз были опро­бо­ва­ны в дру­гих рес­пуб­ли­ках быв­ше­го СССР – на Укра­ине, в Кир­ги­зии, Бело­рус­сии. Эффек­тив­но про­ти­во­сто­ять им уда­лось толь­ко вла­стям послед­ней.
В Гру­зии лиде­ром про­те­стов про­тив Эду­ар­да Шевард­над­зе, кото­рый пра­вил Гру­зи­ей с неболь­шим пере­ры­вом почти 25 лет, стал Миха­ил Саа­ка­шви­ли, кото­ро­го Шевард­над­зе мно­го лет под­ни­мал по слу­жеб­ной лест­ни­це как сво­е­го пре­ем­ни­ка. Так в резуль­та­те и слу­чи­лось…
Сто­ит отме­тить, что Шевард­над­зе, кото­рый был пер­вым сек­ре­та­рем ЦК Ком­пар­тии Гру­зии в 1972–85 годах, и поки­нул этот пост ради места гла­вы МИД СССР, вер­нул­ся к вла­сти в уже неза­ви­си­мой Гру­зии путем госу­дар­ствен­но­го пере­во­ро­та.
В октяб­ре 1990 года выбо­ры в Вер­хов­ный Совет Гру­зин­ской ССР выиг­ра­ла коа­ли­ция «Круг­лый стол – Сво­бод­ная Гру­зия» во гла­ве со Зви­а­дом Гам­са­хур­диа. Он в сле­ду­ю­щем году был избран пре­зи­ден­том Гру­зии, наде­лил себя самы­ми широ­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми и начал репрес­сии в отно­ше­нии поли­ти­че­ских оппо­нен­тов.
Но уже в янва­ре 1992 году в стране про­изо­шел воору­жен­ный пере­во­рот, осу­ществ­лен­ный сто­рон­ни­ка­ми Шевард­над­зе. Он стал новым руко­во­ди­те­лем Гру­зии – сна­ча­ла как пред­се­да­тель Гос­со­ве­та, а потом и пре­зи­дент стра­ны. Этот пере­во­рот стал «спус­ко­вым крюч­ком» граж­дан­ской вой­ны в Гру­зии, а так­же войн в Абха­зии и Южной Осе­тии, кон­троль над кото­ры­ми Тби­ли­си окон­ча­тель­но поте­рял в 1993 году. Несмот­ря на это, Шевард­над­зе уда­лось удер­жать власть в Гру­зии, и на про­тя­же­нии после­ду­ю­ще­го деся­ти­ле­тия обе­щать гру­зи­нам одно­вре­мен­но «ста­биль­ность» и «вос­ста­нов­ле­ние тер­ри­то­ри­аль­ной целост­но­сти».
В ходе пер­вых трех пар­ла­мент­ских выбо­ров вре­мен неза­ви­си­мо­сти (1992, 1995 и 1999 годы) неиз­мен­но побеж­да­ла пар­тия, воз­глав­ля­е­мая Шевард­над­зе. В 1992 году это был пред­вы­бор­ный блок «Мшви­до­ба» (то есть «Мир»), а затем пар­тия «Союз граж­дан Гру­зии». У этой поли­ти­че­ской силы изна­чаль­но было три ярких лиде­ра: спи­кер пар­ла­мен­та Зураб Жва­ния, пред­се­да­тель коми­те­та пар­ла­мен­та по внеш­ним свя­зям Нино Бур­джа­над­зе и гла­ва пар­ла­мент­ско­го коми­те­та по юри­ди­че­ским вопро­сам Миха­ил Саа­ка­шви­ли.
Саа­ка­шви­ли был любим­чи­ком Шевард­над­зе: выпуск­ник Колум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та, сво­бод­но вла­де­ю­щий англий­ским язы­ком и лег­ко заво­див­ший зна­ком­ства с запад­ны­ми поли­ти­ка­ми, отлич­но впи­сы­вал­ся в образ буду­ще­го той Гру­зии, кото­рую пытал­ся стро­ить Шевард­над­зе.
В 1992–2001 годах США предо­ста­ви­ли Гру­зии свы­ше $ 1,1 млрд в каче­стве эко­но­ми­че­ской помо­щи, день­ги пери­о­ди­че­ски посту­па­ли так­же из ЕС и МВФ. Это поз­во­ли­ло Гру­зии удер­жать­ся от дефол­та, а ее пре­зи­ден­ту – добить­ся отно­си­тель­ной ста­биль­но­сти.
Парал­лель­но с этим Гру­зия при­со­еди­ни­лась к про­грам­ме НАТО «Парт­нер­ство ради мира», а вско­ре предо­ста­ви­ла свою тер­ри­то­рию для уче­ний войск Аль­ян­са. Нача­лась воен­ная рефор­ма, вылив­ша­я­ся в мас­штаб­ную чист­ку в спец­служ­бах и армии. Вес­ной 2003го Эду­ард Шевард­над­зе заве­рил: при­со­еди­не­ние Гру­зии к НАТО «может про­изой­ти даже до 2006 года, в тече­ние бли­жай­ших двух лет».
Но к тому вре­ме­ни Запад уже явно опре­де­лил­ся, что Шевард­над­зе его не устра­и­ва­ет. К нача­лу 2000‑х годов чис­ло финан­си­ру­е­мых из ино­стран­ных источ­ни­ков НКО достиг­ло в Гру­зии четы­рех тысяч. Сре­ди них была и орга­ни­за­ция «Кма­ра» (груз. «Хва­тит!»), создан­ная при под­держ­ке Джор­джа Соро­са. По сво­ей сути и струк­ту­ре она была очень похо­жа на серб­ское дви­же­ние «Отпор!», став­шее в октяб­ре 2000 года дви­жу­щей силой «буль­до­зер­ной рево­лю­ции» в Юго­сла­вии и свер­же­ния Сло­бо­да­на Мило­ше­ви­ча. Так­же в Гру­зии воз­ник­ли десят­ки НКО, зани­ма­ю­щих­ся «наблю­де­ни­ем за выбо­ра­ми». Их, как и мно­же­ство гру­зин­ских СМИ, так­же финан­си­ро­вал Запад.
Миха­ил Саа­ка­шви­ли, кото­рый к 2000 году дослу­жил­ся до мини­стра юсти­ции Гру­зии, через год гром­ко подал в отстав­ку и полу­чил с запа­да финан­си­ро­ва­ние на созда­ние новой пар­тии – «Еди­ное наци­о­наль­ное дви­же­ние» (ЕНД). В 2002‑м эта пар­тия выиг­ра­ла мест­ные выбо­ры, Саа­ка­шви­ли стал пред­се­да­те­лем зако­но­да­тель­но­го собра­ния Тби­ли­си и раз­вер­нул кам­па­нию жест­кой кри­ти­ки Шевард­над­зе. К Саа­ка­шви­ли при­со­еди­ни­лись так­же Жва­ния и Бур­джа­над­зе.
После 2002 года зару­беж­ная под­держ­ка Гру­зии сокра­ти­лась до мини­му­ма. На Запа­де это объ­яс­ня­ли низ­ки­ми тем­па­ми воз­вра­та кре­ди­тов, а так­же отсут­стви­ем види­мых резуль­та­тов эко­но­ми­че­ских реформ и борь­бы с кор­руп­ци­ей. МВФ замо­ро­зил финан­си­ро­ва­ние госу­дар­ствен­ной про­грам­мы пре­одо­ле­ния бед­но­сти, ЕС отка­зал­ся спон­си­ро­вать про­до­воль­ствен­ную про­грам­му, а ЕБРР при­оста­но­вил выде­ле­ние средств на рекон­струк­цию Ингур­ской ГЭС. Дол­ги госу­дар­ства по зар­пла­там и пен­си­ям стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­лись.
Шевард­над­зе решил испра­вить ситу­а­цию, рас­ши­рив сотруд­ни­че­ство с Рос­си­ей. Он хотел ожи­вить эко­но­ми­ку Гру­зии за счет деше­во­го рос­сий­ско­го газа, и с помо­щью рос­сий­ских ком­па­ний вос­ста­но­вить элек­тро­энер­ге­ти­ку стра­ны, зна­чи­тель­ная часть кото­рой нахо­ди­лась под кон­тро­лем аме­ри­кан­ской AES Corporation. В авгу­сте 2003 года акти­вы AES Corporation были про­да­ны рос­сий­ской ком­па­нии «Интер РАО», а пра­ви­тель­ство Гру­зии нача­ло под­го­тов­ку к мас­штаб­ным закуп­кам газа из РФ.
Гру­зин­ские оппо­зи­ци­о­не­ры полу­чи­ли коман­ду на захват вла­сти в стране неза­ви­си­мо от резуль­та­тов пар­ла­мент­ских выбо­ров, назна­чен­ных на 2 нояб­ря 2023 года.
Еще в кон­це октяб­ря внеш­няя раз­вед­ка Гру­зии пре­ду­пре­ди­ла об име­ю­щей­ся у нее «досто­вер­ной инфор­ма­ции» о том, что «в неко­то­рых стра­нах» уже раз­ра­бо­тан план деста­би­ли­за­ции обста­нов­ки в рес­пуб­ли­ке после выбо­ров.
День голо­со­ва­ния про­шел спо­кой­но. К вече­ру 2 нояб­ря ЦИК Гру­зии сооб­щи­ла, что по ито­гам под­сче­та 50% бюл­ле­те­ней по пар­тий­ным спис­кам побе­ди­ла Коа­ли­ция «За новую Гру­зию» Эду­ар­да Шевард­над­зе, полу­чив­шая 21,32% голо­сов. Пар­тия пра­ви­те­ля Аджар­ской авто­но­мии Асла­на Аба­шид­зе зару­чи­лась под­держ­кой 18,84% изби­ра­те­лей, а Еди­ное наци­о­наль­ное дви­же­ние вышло на тре­тье место с 18,08% голо­сов. Лей­бо­рист­ская пар­тия полу­чи­ла 12,04% голо­сов, коа­ли­ция Нино Бур­джа­над­зе и Зура­ба Жва­нии «Бур­джа­над­зе – Демо­кра­ты» ока­за­лась на пятом месте (8,79%), а «Новые пра­вые» моло­дых гру­зин­ских биз­не­сме­нов – на шестом (7,35%). В одно­ман­дат­ных же окру­гах в боль­шин­стве слу­ча­ев побе­ди­ли кан­ди­да­ты от пар­тий Шевард­над­зе и Аба­шид­зе.
Но уже 3 нояб­ря теле­ка­нал «Рустави‑2», став­ший рупо­ром оппо­зи­ции, опуб­ли­ко­вал соб­ствен­ные под­сче­ты голо­сов, кото­рые пока­зы­ва­ли одно­знач­ную побе­ду ЕНД с резуль­та­том в 20% голо­сов. Пар­тия Шевард­над­зе, по дан­ным кана­ла, набра­ла лишь 14%. После это­го ино­стран­ные НКО нача­ли одна за одной заяв­лять о нару­ше­ни­ях в ходе голо­со­ва­ния и под­сче­та голо­сов. Шта­бом оппо­зи­ции ста­ло зако­но­да­тель­ное собра­ние Тби­ли­си, с бал­ко­на кото­ро­го каж­дый вечер высту­пал Саа­ка­шви­ли. На сто­роне оппо­зи­ци­о­не­ров посол США Ричард Май­лз, кото­рый в 2000‑м был аме­ри­кан­ским послом в Бел­гра­де и режис­си­ро­вал «буль­до­зер­ную рево­лю­цию».
5 нояб­ря лиде­ры оппо­зи­ци­он­ных пар­тий предъ­яви­ли гла­ве госу­дар­ства уль­ти­ма­тум: либо он при­зна­ет пора­же­ние сво­ей пар­тии и побе­ду оппо­зи­ции, либо, как заявил Миха­ил Саа­ка­шви­ли, «в Гру­зии нач­нет­ся рево­лю­ци­он­ный про­цесс, народ при­дет к гос­кан­це­ля­рии и сверг­нет Шевард­над­зе».
9 нояб­ря нача­лась бес­сроч­ная про­тест­ная акция у стен пар­ла­мен­та Гру­зии. В ответ 18 нояб­ря у зда­ния пар­ла­мен­та нача­лась акция сто­рон­ни­ков Аба­шид­зе, кото­рые заня­ли часть про­спек­та Руста­ве­ли. Кро­ме того, пра­ви­тель Аджа­рии при­слал в сто­ли­цу свой спец­наз, закре­пив­ший­ся в зда­нии пар­ла­мен­та.
20 нояб­ря ЦИК Гру­зии обна­ро­до­ва­ла офи­ци­аль­ные ито­ги выбо­ров, соглас­но кото­рым пар­тии Эду­ар­да Шевард­над­зе и Асла­на Аба­шид­зе в сово­куп­но­сти, с уче­том одно­ман­дат­ни­ков, зна­чи­тель­но опе­ре­ди­ли оппо­зи­цию. На сле­ду­ю­щий день Госде­пар­та­мент США объ­явил пар­ла­мент­ские выбо­ры сфаль­си­фи­ци­ро­ван­ны­ми.
Засе­да­ние пар­ла­мен­та откры­лось 22 нояб­ря в 15:00, когда на пло­ща­ди перед ним уже собра­лись более 50 тысяч людей. По коман­де тыся­чи из них под­ня­ли крас­ные розы, роз­дан­ные орга­ни­за­то­ра­ми митин­га, и дви­ну­лись на про­рыв оцеп­ле­ния. В момент, когда Саа­ка­шви­ли вме­сте со сто­рон­ни­ка­ми ворвал­ся в зал пле­нар­ных засе­да­ний, Шевард­над­зе про­из­но­сил речь. Лич­ная охра­на окру­жи­ла пре­зи­ден­та, силой выве­ла его из зала и отвез­ла в госу­дар­ствен­ную рези­ден­цию «Крца­ни­си».
От име­ни «рево­лю­ци­о­не­ров» Бур­джа­над­зе заяви­ла, что Шевард­над­зе «боль­ше не может испол­нять обя­зан­но­сти гла­вы госу­дар­ства», поэто­му она «ста­но­вит­ся испол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти пре­зи­ден­та» и «назна­ча­ет новые пре­зи­дент­ские выбо­ры на 4 янва­ря 2004 года». Ника­ких сви­де­тельств «фаль­си­фи­ка­ции выбо­ров» новые вла­сти не про­де­мон­стри­ро­ва­ли.
Через несколь­ко часов Шевард­над­зе обра­тил­ся к граж­да­нам и объ­явил о вве­де­нии воен­но­го поло­же­ния. Одна­ко боль­шин­ство коман­ди­ров попро­сту отка­за­лись выпол­нять при­каз глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го.
Шевард­над­зе лишил­ся под­держ­ки Вашинг­то­на и Моск­вы. Гос­сек­ре­тарь США Колин Пау­элл потре­бо­вал от пре­зи­ден­та Гру­зии «про­явить сдер­жан­ность и най­ти мир­ное реше­ние кон­флик­та». Он так­же сооб­щил, что не счи­та­ет про­шед­шие выбо­ры спра­вед­ли­вы­ми и чест­ны­ми.
При­быв­ший в Тби­ли­си в ночь на 23 нояб­ря министр ино­стран­ных дел РФ Игорь Ива­нов пер­вым делом отпра­вил­ся не в рези­ден­цию Шевард­над­зе, а на про­спект Руста­ве­ли. Он под­твер­дил, что рос­сий­ские вой­ска, рас­по­ло­жен­ные на базах в Абха­зии и Осе­тии, не будут вме­ши­вать­ся во внут­ри­по­ли­ти­че­ское про­ти­во­сто­я­ние в Гру­зии.
Через несколь­ко часов рос­сий­ский министр и Миха­ил Саа­ка­шви­ли отпра­ви­лись к Шевард­над­зе в рези­ден­цию «Крца­ни­си». Пере­го­во­ры про­дли­лись недол­го. Вече­ром 23 нояб­ря 2003 года пре­зи­дент Гру­зии пуб­лич­но объ­явил о сво­ей отстав­ке. «Рево­лю­ция роз» побе­ди­ла. Одна­ко послед­ствия этой побе­ды гру­зин­ским граж­да­нам толь­ко пред­сто­я­ло ощу­тить…
Олег Хавич

"Революция роз": цветы для диктатуры Саакашвили - 5364647240859

Комментарии

Комментариев нет.