Рожденные запрещать: чиновники не могут смириться с правом граждан выращивать свой лес.
Минприроды России никак не может смириться с правом граждан выращивать свой лес на своей земле сельскохозяйственного назначения. Не прошло и полугода с выхода правительственного постановления, разрешающего это ("Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509) - а Минприроды уже предлагает все полностью изменить, и фактически выращивание лесов на сельхозземлях полностью запретить. Предложения министерства сейчас размещены на специализированном сайте regulation для публичного обсуждения: О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" ( https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearc ..) Основная идея поправок состоит в том, чтобы забюрократизировать все, что связано с развитием лесоводства на сельхозземлях, до такой степени, чтобы сделать это лесоводство практически невозможным. Но есть и прямой запрет, сформулирован он так: "Срок использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов устанавливается равным сроку предоставления земельного участка, но не более 10 лет с момента принятия межведомственной комиссией положительного решения"; "По истечению срока использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотренного в проекте освоения лесов согласно пункту 21 настоящего Положения, правообладатель обязан провести культуртехническую мелиорацию в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О мелиорации земель"". Таким образом, даже если собственник земельного участка пройдет все предусмотренные проектом круги ада, связанные с получением разрешения на использование своего земельного участка для выращивания леса, составлением проектов и отчетов - через десять лет он все равно будет обязан свой лес уничтожить и вернуть землю в сельскохозяйственный оборот. А если он этого не сделает - то к нему можно будет применить уже предусмотренные действующим законодательством наказания за неправильное использование земельного участка (сначала штраф до 50 тысяч рублей с гражданина или до 700 тысяч рублей с организации, затем изъятие земельного участка). Очевидно, что если на выращивание леса дается всего десять лет, а потом этот лес все равно по закону необходимо будет уничтожить (никаких исключений проект не позволяет) - никто заниматься лесоводством на сельхозземлях не будет: проект Минприроды превращает сельское лесоводство в сизифов труд, заведомо бессмысленный и бесплодный. Минприроды в принципе не рассматривает возможность развития лесоводства на сельхозземлях в будущем. Обратиться в уполномоченный орган (территориальный орган Россельхознадзора) с заявлением об использовании своего участка для лесоводства собственник земли сможет только до 1 октября 2022 года. Если не успеет, или если до того срока заявление не будет принято - другого шанса на выращивание леса на своей земле у него, согласно проекту, уже не будет никогда. Если кто-то уже успел подать уведомление об использовании своей земли для лесоводства в соответствии с первоначальной редакцией постановления № 1509 - он будет обязан подать заявление заново, в соответствии с новым порядком, и без специального разрешения никак свой лес не использовать. Само заявление - это не простой документ в вольной форме, как нынешнее уведомление, а строгий и объемный, с указанием в приложении сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, и с приложением материалов фото- и видеофиксации этих насаждений на CD, DVD диске или карте памяти. Более того: Минприроды допускает получение разрешения на сохранение и использование только того леса, который уже соответствует установленным требованиям (площади участка более 0,5 га, занятого лесом более чем на 75%, с высотой деревьев более пяти метров и сомкнутостью крон деревьев и кустарников 0,8 и более). Если это просто заброшенная земля, на которой пока не вырос такой лес - использовать ее для лесоводства по проекту Минприроды будет в принципе нельзя. Минприроды устанавливает очень сложные процедуры и требования к подаче "заявления об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", и множество причин для отказа в его рассмотрении или для принятия по нему отрицательного заключения. Заявления должны будут рассматриваться межведомственной комиссией ("тройкой", состоящей из представителей Россельхознадзора, органа управления лесами и органа управления агропромышленным комплексом субъекта РФ). Комиссии дается большой перечень оснований для выдачи отрицательных заключений, в том числе, например, указанных в заявлении сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений (заключение об этом должен давать орган управления лесами). Если вдруг заявление землевладельца будет одобрено, то для того, чтобы что-то делать со своим лесом, он должен будет исполнять большое количество бюрократических процедур, предусмотренных сейчас для лесов на землях лесного фонда - составление проекта освоения лесов, лесной декларации, и всего комплекса отчетности об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении. Требования к экспертизе проектов освоения лесов по лесам на землях сельхозназначения устанавливаются даже более сложные и допускающие больше произвола, чем для стандартных проектов освоения лесов на землях лесного фонда. Например, предусматривается проверка "правильности употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствия текста правилам русского языка". Фактически "за язык" землевладельцу могут отказать в праве выращивать лес и вести в нем какое-либо хозяйство. К чему все это приведет на практике, если будет принято? Во-первых, к тому, что заброшенные земли сельскохозяйственного назначения так и останутся заброшенными: в сельскохозяйственный оборот их не получится вернуть по тем же самым вполне объективным социально-экономическим причинам, по которым они были заброшены исходно, а вовлечь их в лесоводство не получится из-за новых запретов и ограничений, которые предлагает ввести Минприроды. Напомним, что сейчас общая площадь заброшенных сельхозземель составляет около 76 миллионов гектаров, из которых примерно 50 точно никогда уже не вернутся в сельскохозяйственный оборот, и при этом пригодны для лесоводства. При сохранении нынешних тенденций (падения уровня жизни населения и платежеспособного спроса на качественную еду, сокращения государственной поддержки сельского хозяйства, административного регулирования экспорта и цен на продовольствие, принудительного введения маркировки и прослеживаемости пищевых продуктов, и т.д.), в ближайшее десятилетие может быть заброшено еще до 25 миллионов гектаров пока еще используемых сельхозземель. В долгосрочной перспективе этот процесс необратим - современное сельское хозяйство позволяет получать значительно большие урожаи с меньшей площади лучших земель, а худшие оказываются просто ненужными. Во-вторых, к катастрофическому росту ландшафтных пожаров: предусмотренные действующим законодательством штрафы за неиспользование или неправильное использование сельхозземель (до 50 тыс. руб. с граждан и до 700 тыс. руб. с организаций) и изъятие земельных участков (целиком, а не только занятых лесом частей) вынуждает собственников уничтожать лес. А самым простым способом его уничтожения является сжигание (особенно если это совсем молодая древесная поросль, легко сгорающая или гибнущая вместе с сухой травой). Разумеется, сжигают такие леса тайно, поскольку просто так что-то жечь нельзя по Правилам противопожарного режима. Никакой статистики по уничтожению таких "самовольно выросших" лесов нет, но площади пожаров в лесах на сельхозземлях огромны. По данным системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз, общая площадь лесных пожаров в России в 2020 году составила 16,5 млн. га, а по предварительным официальным данным (сводке Авиалесоохраны на конец года) - 9,3 млн. га. Основная часть разницы между этими двумя показателями (7,2 млн. га) приходится как раз на пожары на зарастающих лесом заброшенных землях сельхозназначения. Если Минприроды окончательно лишит собственников земельных участков надежды на сохранение и использование своих лесов без штрафов и наказаний, мотивация к их сжиганию резко вырастет. В-третьих, к ускоренному забрасыванию и запустению сельских населенных пунктов. Чтобы деревни и села могли жить, у людей должны быть рабочие места и источники средств к существованию. Лесоводство на сельхозземлях могло бы дать в среднесрочной перспективе до ста тысяч постоянных рабочих мест, и плюс какое-то еще немалое количество в секторе дальнейшей переработки древесины. Конечно, эти рабочие места и источники средств к существованию не могли бы появиться сразу, но действующая редакция постановления № 1509 дает хотя бы обоснованную надежду на их постепенное появление. Предлагаемые Минприроды изменения эту надежду полностью убивают - это значит, что тем, кто мог бы в будущем найти свое дело жизни, связанное с выращиванием лесов на заброшенных сейчас землях, останется только один путь: уезжать в города. Как это отразится на криминальных схемах использования лесов на сельхозземлях? Основные криминальные схемы использования лесов, растущих на землях сельхозназначения, связаны или с застройкой этих земель без какого-либо учета законных прав и интересов живущих вокруг людей, или с крупномасштабной бесхозяйственной вырубкой бывших колхозных и совхозных лесов под видом расчистки сельхозугодий. На возможность криминальных схем использования заброшенных земель сельхозназначения, в том числе зарастающих или заросших лесом, для разных видов застройки постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 ни в действующей редакции, ни в предлагаемой новой, никак не повлияет. Возможность застройки земель сельхозназначения определяется категорией земли и видом разрешенного использования, и практически никак не связана с наличием или отсутствием на этой земле леса. Вопросы о возможности использования сельхозземель для лесоводства и для строительства практически никак не связаны друг с другом — это разные ветви законодательства. Возможность криминальных схем вырубки бывших колхозных и совхозных лесов под видом расчистки сельскохозяйственных угодий при предлагаемой Минприроды новой редакции постановления № 1509 в полной мере сохраняется. Более того: подобное использование леса, только уже в забюркраченной и легализованной форме, становится единственно возможным - поскольку принятие положительного решения о возможности использования лесов жестко увязывается с обязанностью не позднее чем через десять лет вернуть земли в сельскохозяйственный оборот. При предлагаемой Минприроды новой редакции постановления № 1509 выращивать лес на сельхозземлях будет нельзя (поскольку, даже если разрешение будет дано, не позднее чем через десять лет все выращенное потребуется вырубить и вернуть землю в сельхозоборот) - но рубить то, что выросло раньше, до сентября 2032 года включительно будет можно (при соблюдении указанных сроков подачи заявлений) Кто все это придумал? Официально проект изменений подготовлен и размещен на сайте regulation Минприроды России (ответственный исполнитель - Д.А.Козлова, советник лесного департамента этого министерства). Известно также, что практически в точности этот вариант предлагаемых изменений Минприроды направило в Правительство РФ письмом от 27 января 2021 года № 04-16-09/1671 за подписью С.М.Аноприенко. Первоначально идея о приостановке действия постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 и о запрете на использование земель сельхозназначения для лесоводства высказывалась двумя руководителями профильных комитетов Государственной Думы: председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам В.И.Кашиным ("действие постановления Правительства Российской Федерации №1509 об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, должно быть приостановлено", "в основу новой редакции Постановления №1509 должны быть заложены цели эффективного вовлечения заброшенных земель именно в сельскохозяйственный оборот" - https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/200096.html); председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П.Николаевым ("парламентарий отметил, что сложился неправильный прецедент, когда через постановление правительства по сути возникает частный лес" - https://dumatv.ru/news/v-gd-nastaivayut-na-utochnenii ..). Что делать?(продолжение можно посмотреть перейдя по ссылке http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=253 ..) #лес #лесник #лесноехозяйство
Лесное хозяйство
Рожденные запрещать: чиновники не могут смириться с правом граждан выращивать свой лес.
Минприроды России никак не может смириться с правом граждан выращивать свой лес на своей земле сельскохозяйственного назначения. Не прошло и полугода с выхода правительственного постановления, разрешающего это ("Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509) - а Минприроды уже предлагает все полностью изменить, и фактически выращивание лесов на сельхозземлях полностью запретить. Предложения министерства сейчас размещены на специализированном сайте regulation для публичного обсуждения:
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" ( https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearc ..)
Основная идея поправок состоит в том, чтобы забюрократизировать все, что связано с развитием лесоводства на сельхозземлях, до такой степени, чтобы сделать это лесоводство практически невозможным. Но есть и прямой запрет, сформулирован он так:
"Срок использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов устанавливается равным сроку предоставления земельного участка, но не более 10 лет с момента принятия межведомственной комиссией положительного решения";
"По истечению срока использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотренного в проекте освоения лесов согласно пункту 21 настоящего Положения, правообладатель обязан провести культуртехническую мелиорацию в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О мелиорации земель"".
Таким образом, даже если собственник земельного участка пройдет все предусмотренные проектом круги ада, связанные с получением разрешения на использование своего земельного участка для выращивания леса, составлением проектов и отчетов - через десять лет он все равно будет обязан свой лес уничтожить и вернуть землю в сельскохозяйственный оборот. А если он этого не сделает - то к нему можно будет применить уже предусмотренные действующим законодательством наказания за неправильное использование земельного участка (сначала штраф до 50 тысяч рублей с гражданина или до 700 тысяч рублей с организации, затем изъятие земельного участка).
Очевидно, что если на выращивание леса дается всего десять лет, а потом этот лес все равно по закону необходимо будет уничтожить (никаких исключений проект не позволяет) - никто заниматься лесоводством на сельхозземлях не будет: проект Минприроды превращает сельское лесоводство в сизифов труд, заведомо бессмысленный и бесплодный.
Минприроды в принципе не рассматривает возможность развития лесоводства на сельхозземлях в будущем. Обратиться в уполномоченный орган (территориальный орган Россельхознадзора) с заявлением об использовании своего участка для лесоводства собственник земли сможет только до 1 октября 2022 года. Если не успеет, или если до того срока заявление не будет принято - другого шанса на выращивание леса на своей земле у него, согласно проекту, уже не будет никогда. Если кто-то уже успел подать уведомление об использовании своей земли для лесоводства в соответствии с первоначальной редакцией постановления № 1509 - он будет обязан подать заявление заново, в соответствии с новым порядком, и без специального разрешения никак свой лес не использовать. Само заявление - это не простой документ в вольной форме, как нынешнее уведомление, а строгий и объемный, с указанием в приложении сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, и с приложением материалов фото- и видеофиксации этих насаждений на CD, DVD диске или карте памяти.
Более того: Минприроды допускает получение разрешения на сохранение и использование только того леса, который уже соответствует установленным требованиям (площади участка более 0,5 га, занятого лесом более чем на 75%, с высотой деревьев более пяти метров и сомкнутостью крон деревьев и кустарников 0,8 и более). Если это просто заброшенная земля, на которой пока не вырос такой лес - использовать ее для лесоводства по проекту Минприроды будет в принципе нельзя.
Минприроды устанавливает очень сложные процедуры и требования к подаче "заявления об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", и множество причин для отказа в его рассмотрении или для принятия по нему отрицательного заключения. Заявления должны будут рассматриваться межведомственной комиссией ("тройкой", состоящей из представителей Россельхознадзора, органа управления лесами и органа управления агропромышленным комплексом субъекта РФ). Комиссии дается большой перечень оснований для выдачи отрицательных заключений, в том числе, например, указанных в заявлении сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений (заключение об этом должен давать орган управления лесами).
Если вдруг заявление землевладельца будет одобрено, то для того, чтобы что-то делать со своим лесом, он должен будет исполнять большое количество бюрократических процедур, предусмотренных сейчас для лесов на землях лесного фонда - составление проекта освоения лесов, лесной декларации, и всего комплекса отчетности об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении. Требования к экспертизе проектов освоения лесов по лесам на землях сельхозназначения устанавливаются даже более сложные и допускающие больше произвола, чем для стандартных проектов освоения лесов на землях лесного фонда. Например, предусматривается проверка "правильности употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствия текста правилам русского языка". Фактически "за язык" землевладельцу могут отказать в праве выращивать лес и вести в нем какое-либо хозяйство.
К чему все это приведет на практике, если будет принято?
Во-первых, к тому, что заброшенные земли сельскохозяйственного назначения так и останутся заброшенными: в сельскохозяйственный оборот их не получится вернуть по тем же самым вполне объективным социально-экономическим причинам, по которым они были заброшены исходно, а вовлечь их в лесоводство не получится из-за новых запретов и ограничений, которые предлагает ввести Минприроды. Напомним, что сейчас общая площадь заброшенных сельхозземель составляет около 76 миллионов гектаров, из которых примерно 50 точно никогда уже не вернутся в сельскохозяйственный оборот, и при этом пригодны для лесоводства. При сохранении нынешних тенденций (падения уровня жизни населения и платежеспособного спроса на качественную еду, сокращения государственной поддержки сельского хозяйства, административного регулирования экспорта и цен на продовольствие, принудительного введения маркировки и прослеживаемости пищевых продуктов, и т.д.), в ближайшее десятилетие может быть заброшено еще до 25 миллионов гектаров пока еще используемых сельхозземель. В долгосрочной перспективе этот процесс необратим - современное сельское хозяйство позволяет получать значительно большие урожаи с меньшей площади лучших земель, а худшие оказываются просто ненужными.
Во-вторых, к катастрофическому росту ландшафтных пожаров: предусмотренные действующим законодательством штрафы за неиспользование или неправильное использование сельхозземель (до 50 тыс. руб. с граждан и до 700 тыс. руб. с организаций) и изъятие земельных участков (целиком, а не только занятых лесом частей) вынуждает собственников уничтожать лес. А самым простым способом его уничтожения является сжигание (особенно если это совсем молодая древесная поросль, легко сгорающая или гибнущая вместе с сухой травой). Разумеется, сжигают такие леса тайно, поскольку просто так что-то жечь нельзя по Правилам противопожарного режима. Никакой статистики по уничтожению таких "самовольно выросших" лесов нет, но площади пожаров в лесах на сельхозземлях огромны. По данным системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз, общая площадь лесных пожаров в России в 2020 году составила 16,5 млн. га, а по предварительным официальным данным (сводке Авиалесоохраны на конец года) - 9,3 млн. га. Основная часть разницы между этими двумя показателями (7,2 млн. га) приходится как раз на пожары на зарастающих лесом заброшенных землях сельхозназначения. Если Минприроды окончательно лишит собственников земельных участков надежды на сохранение и использование своих лесов без штрафов и наказаний, мотивация к их сжиганию резко вырастет.
В-третьих, к ускоренному забрасыванию и запустению сельских населенных пунктов. Чтобы деревни и села могли жить, у людей должны быть рабочие места и источники средств к существованию. Лесоводство на сельхозземлях могло бы дать в среднесрочной перспективе до ста тысяч постоянных рабочих мест, и плюс какое-то еще немалое количество в секторе дальнейшей переработки древесины. Конечно, эти рабочие места и источники средств к существованию не могли бы появиться сразу, но действующая редакция постановления № 1509 дает хотя бы обоснованную надежду на их постепенное появление. Предлагаемые Минприроды изменения эту надежду полностью убивают - это значит, что тем, кто мог бы в будущем найти свое дело жизни, связанное с выращиванием лесов на заброшенных сейчас землях, останется только один путь: уезжать в города.
Как это отразится на криминальных схемах использования лесов на сельхозземлях?
Основные криминальные схемы использования лесов, растущих на землях сельхозназначения, связаны или с застройкой этих земель без какого-либо учета законных прав и интересов живущих вокруг людей, или с крупномасштабной бесхозяйственной вырубкой бывших колхозных и совхозных лесов под видом расчистки сельхозугодий.
На возможность криминальных схем использования заброшенных земель сельхозназначения, в том числе зарастающих или заросших лесом, для разных видов застройки постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 ни в действующей редакции, ни в предлагаемой новой, никак не повлияет. Возможность застройки земель сельхозназначения определяется категорией земли и видом разрешенного использования, и практически никак не связана с наличием или отсутствием на этой земле леса. Вопросы о возможности использования сельхозземель для лесоводства и для строительства практически никак не связаны друг с другом — это разные ветви законодательства.
Возможность криминальных схем вырубки бывших колхозных и совхозных лесов под видом расчистки сельскохозяйственных угодий при предлагаемой Минприроды новой редакции постановления № 1509 в полной мере сохраняется. Более того: подобное использование леса, только уже в забюркраченной и легализованной форме, становится единственно возможным - поскольку принятие положительного решения о возможности использования лесов жестко увязывается с обязанностью не позднее чем через десять лет вернуть земли в сельскохозяйственный оборот. При предлагаемой Минприроды новой редакции постановления № 1509 выращивать лес на сельхозземлях будет нельзя (поскольку, даже если разрешение будет дано, не позднее чем через десять лет все выращенное потребуется вырубить и вернуть землю в сельхозоборот) - но рубить то, что выросло раньше, до сентября 2032 года включительно будет можно (при соблюдении указанных сроков подачи заявлений)
Кто все это придумал?
Официально проект изменений подготовлен и размещен на сайте regulation Минприроды России (ответственный исполнитель - Д.А.Козлова, советник лесного департамента этого министерства).
Известно также, что практически в точности этот вариант предлагаемых изменений Минприроды направило в Правительство РФ письмом от 27 января 2021 года № 04-16-09/1671 за подписью С.М.Аноприенко.
Первоначально идея о приостановке действия постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 и о запрете на использование земель сельхозназначения для лесоводства высказывалась двумя руководителями профильных комитетов Государственной Думы:
председателем Комитета Госдумы по аграрным вопросам В.И.Кашиным ("действие постановления Правительства Российской Федерации №1509 об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, должно быть приостановлено", "в основу новой редакции Постановления №1509 должны быть заложены цели эффективного вовлечения заброшенных земель именно в сельскохозяйственный оборот" - https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/200096.html); председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П.Николаевым ("парламентарий отметил, что сложился неправильный прецедент, когда через постановление правительства по сути возникает частный лес" - https://dumatv.ru/news/v-gd-nastaivayut-na-utochnenii ..).
Что делать?(продолжение можно посмотреть перейдя по ссылке http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=253 ..)
#лес #лесник #лесноехозяйство