Иван Алексеевич Бунин

Сириус
Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты? Где вы, скитания полночные
В равнинах светлых и нагих,
Надежды, думы непорочные
Далеких юных лет моих? Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой богом навсегда!
1922 г.
********
В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько месяцев прожил в Одессе, которая долгое время оставалась оплотом белогвардейцев. Однако незадолго до того, как власть перешла в руки красноармейцев, поэт сел на один из последних кораблей, уходящих в Константинополь.
До конца жизни Бунин сожалел о своем поступке, хотя прекрасно понимал, что не смог бы жить в нынешней России, которая изменилась до неузнаваемости. Тем не менее, воспоминания о родине прошли сквозь все творчество Ивана Бунина, найдя отражение не только в прозе, но и в стихах.В 1922 году Иван Бунин написал стихотворение «Сириус», которое, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к стране, где родился и вырос поэт. Однако между строк этого произведения легко угадываются боль и тоска, мечты о родине и осознание того, что им никогда не суждено сбыться. В стихотворении Иван Бунин обращается в Сириусу – самой яркой звезде Северного полушария, которую выбирает не случайно. Все дело в том, что именно с ней у автора связаны самые теплые воспоминания о России. И теперь, находясь в шумном Париже, Бунин, которому вновь удалось отыскать в ночном небе Сириус, приходит в сильное волнение. Он воспринимает это не только как знак судьбы, но и как встречу с близким другом, в котором так нуждается.
«Звезда моя заветная», – именно так обращается Бунин к небесному светилу, которого считает идеалом и венцом «небесной красоты». Он рад Сириусу как дорогому гостю, который заглянул в его дом после долгого отсутствия. Однако сам Бунин вскоре понимает, что хоть звезда и светит по-прежнему в небе, напоминая о прошлом, сам он изменился настолько, что уже не может, как прежде, радоваться безмятежной жизни. Ему остается лишь бережно хранить в памяти радость «далеких юных лет» и мысленно обращаться к России, которая теперь стала такой далекой, чужой и недоступной.
В последнем четверостишии автор словно бы предугадывает свою дальнейшую судьбу, призывая Сириус ярко светить и играть всеми красками над его дальней могилою, «забытой богом навсегда». Поэт, сам того не подозревая, выступает в качестве пророка и предопределяет свое будущее. Действительно, Бунину суждено умереть в Париже и быть похороненным на знаменитом кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. И на его могиле иностранцы сегодня оставляют цветы гораздо чаще, чем россияне.

    Комментарии