ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ПРЕКРАСНАЯ ФЕРРОНЬЕРА. 1490-1496. Лувр, Париж Портрет неизвестной миланской дамы (предположительно Лукреции Кривелли, фаворитки герцога Лодовико Моро, либо же его жены Беатриче д'Эсте), считающийся работой Леонардо да Винчи. Картина выставлена в Лувре. Около 1490 года сам Леонардо да Винчи — либо же его ученик Бернардино деи Конти, либо Больтраффио, а может Франческо Мельци — возможно, при участии учителя, написал данный портрет маслом на дереве. Иногда картину называют «Портретом незнакомки» (подчёркивая нерешённость вопроса о личности изображённой на нём девушки), но куда чаще именуют «Прекрасной Ферроньерой». На мысль об авторстве какого-то из учеников Леонардо, а не собственно мастера, исследователей наводит некоторая небрежность — хотя такая манера, впрочем, может объясняться следованием традициям миланской придворной живописи, требовавшим изображение модели в неестественной позе. А также значительно большее внимание к деталям одежды и украшениям, чем к самой модели. Сомнения вызывали слабость и неуклюжесть композиции, слабость линий парапета и украшений, волос, а также красный блик на щеке. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что, кто бы ни был её автором, картина действительно происходит из мастерской Леонардо: анализы показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на кусках дерева из одного и того же ствола. Рентген также показал большие аналогии в наброске с подготовительным рисунком «Джоконды», кроме того, имеются записи: волосы вначале не прикрывали уши, была переписана форма челюсти, украшения добавлены позже. Исследовательница Магдален Ор делает из этого вывод, что картина была закончена другой рукой. Сомнения о том, что это не сам Леонардо, как пишут сотрудники Лувра, длились до 1980-х годов, теперь же большинство экспертов сходятся на том, что это всё-таки его работа. Это поясной портрет, изображающий женщину, написанную в три четверти. Её лицо повернуто к зрителю, но немного вопросительный взгляд уведен в сторону. На макушке дамы надет головной убор, называемый scuffia, а её лоб украшен фероньеркой, которая завязана позади, и украшена камеей или драгоценным камнем по ломбардской моде. Дама одета в платье терракотового цвета, написана на чёрном нейтральном фоне. Снизу фигура обрезана парапетом, что является традиционным для миланских портретов. Ожерелье, несколько раз обмотанное вокруг её шеи, контрастирует с квадратной линией выреза и орнаментальными рукавами. Её волосы разделены на прямой пробор и спускаются на уши. Модель Попытки идентифицировать модель портрета предпринимались давно. Первым был хранитель картин Людовика XVI дю Рамо, который предположил, что это Анна Болейн — что сегодня, разумеется, выглядит абсурдом. Правда: миланская аристократка Наиболее распространенная версия гласит, что Леонардо написал фаворитку своего миланского покровителя Лукрецию Кривелли. Эта версия преобладала на протяжении всего XIX века и большей части ХХ века. Действительно ли портрет изображает её, точно сказать нельзя. Но поскольку полотно написано в первый миланский период Леонардо, и женщина богато одета, она вероятно являлась видной фигурой при миланском дворе того времени. Имя Лукреции Кривелли всплыло в качестве предполагаемой модели в 1804 году. Эта версия имеет подкрепление в виде трех эпиграмм, найденных в конце XVIII века в рукописи Леонардо Codex Atlanticus. Они восхваляют красоту Лукреции, и возможно, были посланы ему придворным поэтом. С начала XXI века в качестве кандидатуры на роль натурщицы предлагают законную жену Лодовико Моро — герцогиню Беатриче д’Эсте. Это предположение основывается на сравнении с бюстом герцогини работы Кристофоро Романо, а также на том факте, что Беатриче была дочерью феррарского герцога. Ложь: французская адвокатша Откуда взялось имя «Ферроньера» — является загадкой. Буквально оно означает, что моделью была жена или дочь торговца скобяными изделиями — ferronnier'а (то есть она — «жестянщица»). Также есть версия, что оно связано с украшением — фероньеркой, однако данное название украшения впервые встречается только в XIX веке и, видимо, порождено картиной. Во французской литературе и бульварной истории существует легенда о жене некого Феррона, красавице, которую король Франциск I сделал своей любовницей, за что её муж из мести заразил его сифилисом. Видимо, эта любовница является полностью выдуманным персонажем.
АЛЧЕВСК ГОРОД НОВОРОССИИ
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ПРЕКРАСНАЯ ФЕРРОНЬЕРА. 1490-1496.
Лувр, Париж
Портрет неизвестной миланской дамы (предположительно Лукреции Кривелли, фаворитки герцога Лодовико Моро, либо же его жены Беатриче д'Эсте), считающийся работой Леонардо да Винчи. Картина выставлена в Лувре.
Около 1490 года сам Леонардо да Винчи — либо же его ученик Бернардино деи Конти,
либо Больтраффио, а может Франческо Мельци — возможно, при участии учителя, написал данный портрет маслом на дереве. Иногда картину называют «Портретом незнакомки» (подчёркивая нерешённость вопроса о личности изображённой на нём девушки), но куда чаще именуют «Прекрасной Ферроньерой».
На мысль об авторстве какого-то из учеников Леонардо, а не собственно мастера, исследователей наводит некоторая небрежность — хотя такая манера, впрочем, может объясняться следованием традициям миланской придворной живописи, требовавшим изображение модели в неестественной позе. А также значительно большее внимание к деталям одежды и украшениям, чем к самой модели. Сомнения вызывали слабость и неуклюжесть композиции, слабость линий парапета и украшений, волос, а также красный блик на щеке.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что, кто бы ни был её автором, картина действительно происходит из мастерской Леонардо: анализы показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на кусках дерева из одного и того же ствола. Рентген также показал большие аналогии в наброске с подготовительным рисунком «Джоконды», кроме того, имеются записи: волосы вначале не прикрывали уши, была переписана форма челюсти, украшения добавлены позже. Исследовательница Магдален Ор делает из этого вывод, что картина была закончена другой рукой.
Сомнения о том, что это не сам Леонардо, как пишут сотрудники Лувра, длились до 1980-х годов, теперь же большинство экспертов сходятся на том, что это всё-таки его работа.
Это поясной портрет, изображающий женщину, написанную в три четверти. Её лицо повернуто к зрителю, но немного вопросительный взгляд уведен в сторону. На макушке дамы надет головной убор, называемый scuffia, а её лоб украшен фероньеркой, которая завязана позади, и украшена камеей или драгоценным камнем по ломбардской моде. Дама одета в платье терракотового цвета, написана на чёрном нейтральном фоне. Снизу фигура обрезана парапетом, что является традиционным для миланских портретов. Ожерелье, несколько раз обмотанное вокруг её шеи, контрастирует с квадратной линией выреза и орнаментальными рукавами. Её волосы разделены на прямой пробор и спускаются на уши.
Модель
Попытки идентифицировать модель портрета предпринимались давно. Первым был хранитель картин Людовика XVI дю Рамо, который предположил, что это Анна Болейн — что сегодня, разумеется, выглядит абсурдом.
Правда: миланская аристократка
Наиболее распространенная версия гласит, что Леонардо написал фаворитку своего миланского покровителя Лукрецию Кривелли. Эта версия преобладала на протяжении всего XIX века и большей части ХХ века. Действительно ли портрет изображает её, точно сказать нельзя. Но поскольку полотно написано в первый миланский период Леонардо, и женщина богато одета, она вероятно являлась видной фигурой при миланском дворе того времени.
Имя Лукреции Кривелли всплыло в качестве предполагаемой модели в 1804 году.
Эта версия имеет подкрепление в виде трех эпиграмм, найденных в конце XVIII века в рукописи Леонардо Codex Atlanticus. Они восхваляют красоту Лукреции, и возможно, были посланы ему придворным поэтом.
С начала XXI века в качестве кандидатуры на роль натурщицы предлагают законную жену Лодовико Моро — герцогиню Беатриче д’Эсте.
Это предположение основывается на сравнении с бюстом герцогини работы Кристофоро Романо, а также на том факте, что Беатриче была дочерью феррарского герцога.
Ложь: французская адвокатша
Откуда взялось имя «Ферроньера» — является загадкой. Буквально оно означает, что моделью была жена или дочь торговца скобяными изделиями — ferronnier'а (то есть она — «жестянщица»).
Также есть версия, что оно связано с украшением — фероньеркой, однако данное название украшения впервые встречается только в XIX веке и, видимо, порождено картиной.
Во французской литературе и бульварной истории существует легенда о жене некого Феррона, красавице, которую король Франциск I сделал своей любовницей, за что её муж из мести заразил его сифилисом. Видимо, эта любовница является полностью выдуманным персонажем.