Первое послание Петра, ( глава 1 )

1. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2. по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
4. к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,
5. силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
6. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7. дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
8. Которого, не видев, лю́бите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
9. достигая наконец верою вашею спасения душ.
10. К сему‐то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11. исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
13. Посему, [возлюбленные], препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
14. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
15. но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках.
16. Ибо написано: « будьте святы, потому что Я свят ».
17. И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводи́те время странствования вашего,
18. зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,
19. но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
20. предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас,
21. уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога.
22. Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби́те друг друга от чистого сердца,
23. как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек.
24. Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал;
25. но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.
***
святитель Николай Сербский. ( Поучения )
Поучение о необходимости повторять и повторять.
« Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине » (2Пет. 1:12).
Пахарь пашет ниву. Не повторяет ли он каждую секунду одни и те же действия? А как бы иначе он мог вспахать ниву, если бы не вел борозду за бороздой от рассвета до заката?
Путник идет по дороге. Не повторяет ли он каждую секунду одни и те же действия, те же усилия? А как бы иначе он путь свой прошел и до цели своей добрался?
Столяр обрабатывает доски в мастерской. Не повторяет ли он с каждой доской те же действия, ту же работу? А как бы иначе он мог изготовить заказанное количество обработанных досок?
Разве, братья, не все наши полезные дела состоят из рядов и рядов повторений? Так что пусть не ленится проповедник истины и не заявляет: « Я им сказал и повторять не стану ! » И пусть не гордится слушатель истины и не заявляет: « Я это однажды уже слышал и больше не нужно мне это слушать ! »
Проповедник истины, не бойся повторять и повторять; снова и снова учи, снова и снова предостерегай. Без повторения невозможно ни ниву вспахать, ни путь пройти, ни доску обработать. А ты для того, чтобы пахать, вести, обрабатывать.
Слушатель истины, и ты не гордись и не говори, что уже один раз слышал истину. Истина – питание для души. Ты ел хлеб и сегодня, и вчера, и позавчера, и месяцы, и годы. И снова будешь его есть, чтобы тело твое было здоровым. Так питай и душу. Питай ее истиной, той же истиной и сегодня, и завтра, и до самой смерти. Чтобы душа твоя была здоровой, сильной и светлой.
О Господи Иисусе, питай нас каждый день и каждый час истиной Твоей – Собою, о Иисусе, питание сладкое !
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
***
Поучение о неблагодарности людской, невиданной и среди скотов.
« Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ мой не разумеет » (Ис. 1:3).
Благодарностью животных страшнее всего изобличается неблагодарность людей. Если вол бессловесный знает, кто его владетель, и если осел знает, чьи ясли, из которых он кормится, то как может словесный человек не знать о Боге, своем Творце и Кормильце? Израиль – значит Боговидец. И каждый словесный человек должен, по словесности своей, быть Боговидцем, знать Бога, чувствовать присутствие Бога, служить Богу, как некогда кроткий и дивный Иаков. Но если словесный человек, все достоинство которого в познании Бога, не знает Бога, то есть если Боговидец становится слепым по отношению к Богу, тогда вол и осел возвышаются достоинством над таким человеком. Ведь волы без исключения узнают владетеля своего и ослы без исключения узнают кормильца своего, тогда как среди людей существуют исключения, то есть существуют такие люди, причем нередко – вожди людей, которые не знают Владетеля своего и Кормильца своего. Безбожность – это болезнь только людей среди всей сотворенной вселенной. Ибо набожность является условием нормальности и здоровья только для человека, а для животных нет. Поэтому безбожность – болезнь не животных, а людей. Увы, только людей, только тех, которые определены быть Боговидцами, но они, утратив набожность, становятся ниже вола и осла !
Это видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия.
О Господи кроткого Иакова, Израиля, просвещенного Боговидца, помоги нам сохранить достоинство свое человеческое, достоинство Боговидца, чтобы каждый день и час узнавать и признавать с благодарностью Тебя как Владетеля Своего и Кормильца своего.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
***
Поучение о спасении душ как завершении веры.
«...Достигая наконец верою вашею спасения душ » (1Пет. 1:9).
Что есть завершение веры, братья? Спасение души. Что есть конечная цель веры? Спасение души. Что есть плод, результат веры? Спасение души. Мы, значит, принимаем веру не ради самой веры, а ради спасения душ наших. Никто не путешествует ради пути, а путешествует из-за кого-то либо чего-то, ожидающего его в конце этого пути. Никто не бросает в воду, где тонет кто-то, веревку ради самой веревки, а бросает ее ради утопающего, чтобы его спасти. Вот и веру нам Бог дал как путь, в конце которого путники обретут спасение душ своих. А еще как веревку подал Бог веру нам, утопающим в мутных водах греха, невежества и пороков, чтобы с помощью веры мы спасали жизни свои.
В этом предназначение веры. Кто знает, какова цена души человеческой и что значит спасение души, тот должен признать, что в этом мире нет ничего более нужного и более полезного, чем вера. Купец, носящий в глиняном горшке драгоценные камни, предусмотрительно и бережно хранит горшок, прячет его и бдит над ним. Разве купец из-за горшка несет такие труды и заботы? Не из-за горшка, а из-за драгоценных камней, которые хранятся в горшке. А вся наша земная жизнь подобна глиняному горшку, в котором хранится огромная драгоценность. Эта драгоценность – душа наша. Горшок дешев, а драгоценность есть драгоценность. Надо иметь веру, во-первых, в драгоценность души человеческой, во-вторых – в будущее сияние и жизнь души в Царстве Божием, в-третьих – в Бога Живого, ожидающего, что мы вернем Ему души, которые Он нам дал, и в-четвертых – в возможность души потеряться в этом мире. Кто имеет веру в это четвертое, тот будет знать, как сохранять свою душу, а еще будет знать, что спасение души – это окончание пути его, это цель веры его, это результат жизни его, это смысл существования его на земле и оправдание всех его страданий.
Мы веруем ради спасения душ наших. Кто имеет истинную веру, тот должен знать, что вера существует ради спасения душ. Кто думает, что его вера служит чему-то иному, а не спасению души его, тот и не имеет истинной веры, и не знает цены души своей.
О Господи Иисусе Преблагий, давший нам веру светлую и победоносную, Ты поддержи и укрепи ее в нас, чтобы мы непостыженными предстали пред Судом Твоим с душами чистыми и светлыми.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
***
Поучение о тех, кто приступит ко Христу и отступит.
« Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого » (2Пет. 2:20).
Светло Солнце, братья, но еще светлее слова апостольские. Солнце освещает тела, братья, а душ не может осветить, тогда как слова апостольские освещают души. Все возвышения души и все глубины ее апостол видит ясно и нам их освещает из горячей любви, чтобы вывести нас на чистый путь спасения.
Два великих поучения дает он нам в нескольких словах. Первое поучение: скверн этого мира невозможно избежать иначе, как через познание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Прежде всего, без познания Господа Иисуса невозможно увидеть и распознать скверну этого мира, а затем без познания Господа Иисуса человек не может очиститься от этой скверны. Второе поучение: когда человек через познание Господа Иисуса избегает скверн этого мира, а потом опять запутывается в них, то для него последнее будет хуже первого. Ведь он, познав свет, снова возвращается во мрак, и мрак становится еще мрачнее; познав справедливость, он снова погружается в несправедливость, и наказание становится еще суровее; познав святость, он снова попадает к животным, и животное становится еще свирепее. Апостол святой не стесняется это возвращение назад сравнить с тем, как пес возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи.
Кто познал Господа Иисуса, тот познал все, что ему нужно для спасения: получил подзорную трубу, чтобы видеть скверну, ложь и несправедливость; получил силу избежать всего этого. И пусть не возвращается, чтобы вечная смерть его не проглотила. Пусть не искушает Бога многократно. Потому что если Бог был скор в спасении его первый раз, не будет так спешить во второй раз, а еще меньше в третий раз. О, как ясны слова апостола, братья мои!
О Господи Иисусе, Спасителю Всемогущий и Всеблагий, не отступись от нас в часы слабости и избави нас, когда нас скверны мира снова повлекут к себе.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
***
Поучение о радости от веры во Христа.
«...Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною...» (1Пет. 1:7–8).
Это слова святого апостола Петра. Он Господа видел и любил Его. Он на Господа смотрел и веровал в Него. Именно потому он восхваляет любовь тех, кто Христа не видел, и веру тех, кто не смотрел на Него своими глазами. Сам Господь сказал: Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20:29). Блаженны не видевшие Господа так, как видел Его апостол, однако любящие Его любовью апостольской. Блаженны не смотревшие на Господа своими глазами так, как смотрел на Него апостол, однако верующие в Него верой апостольской!
Братья мои, если мы не видим Господа, то видим Его творение, которое озарило всю историю человечества от края до края и просветило духовным значением всякую тварь под небесами. Если мы не видим Господа, то видим Церковь Его Святую, которая строилась на Крови Его Пречистой многочисленными святыми, праведниками и бесчисленными душами, крещенными во Имя Его на протяжении веков и веков. Если мы не смотрим на Господа лицом к Лицу, как на Него апостолы смотрели, то мы верим, что Он среди нас в Теле и Крови, Которыми мы по заповеди Его причащаемся и, причащаясь, радуемся радостью несказанной.
Братья, Господь жив и Господь рядом! Это наша вера непоколебимая, и это искра огня, который зажигает сердца наши пламенем любви к Господу, Живому и Близкому.
Знать, что Господь Создатель наш из любви сошел на землю и явился как Человек ради нас, а еще знать, что Он был умерщвлен и что явился вновь Живым – какое же еще, более прочное, основание нужно для нашей веры, и какое же еще, более сильное, оправдание нужно для нашей любви?
Братья, Господь жив и Господь рядом! В наши дни тоже. Он является многим праведным душам, которые служат Ему с терпением.
О Господи Живый, Ты был мертвым и ожил – оживляй и нас верой да любовью до последнего вздоха нашего на земле, чтобы мы с верой и любовью удостоились смотреть на Тебя лицом к Лицу, как апостолы Твои святые.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
***
Поучение о страшной цене искупления.
« Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца » (1Пет. 1:18–19).
Мог ли, братья, кто-либо когда-либо купить за серебро и золото лекарство от греха? Никто никогда.
Мог ли, братья, кто-либо когда-либо из серебра и золота выковать оружие против дьявола? Никто никогда.
Могли, братья, кто-либо когда-либо откупиться от смерти с помощью серебра и золота? Никто никогда.
Требуется нечто намного дороже серебра и золота, чтобы получить и лекарство, и оружие, и искупление. Нужно драгоценную Кровь Сына Божия приложить к ранам греховным, чтобы исцелиться. Нужно драгоценную Кровь Сына Божия направить против злых духов, чтобы Она их мощью Своей обожгла и прогнала от людей. Нужно драгоценной Кровью Сына Божия окропить кладбище земное, чтобы смерть умертвить, а мертвых оживить.
Безгрешный и Пречистый Агнец Божий заклан за нас, чтобы вытащить нас из троякой звериной пасти. Печальный, однако животворный пир. Этот дорогой пир Господь приготовил, чтобы дать людям свободу. И грех, и дьявол, и смерть со всей силой набросились на Безгрешного и Пречистого Агнца. И умертвили Его, но от Крови Его сами гибнут. Эта кровь пролитая да будет им на погибель, а людям во спасение и жизнь.
О братья мои, если не знаете, сколь ядовит грех, сколь жесток дьявол и сколь сурова смерть, оцените это по величине того выкупа, которым мы освобождены из их рабства. Драгоценная Кровь Христова – это наше искупление из рабства. Помните, братья, что если мы вновь добровольно, по легкомыслию и злобе, отдадимся в это ужасное тройное рабство, то нет больше никого ни на Небе, ни на земле, кто бы мог дать выкуп за нас. Ибо драгоценный выкуп – единственный, и он уже дан, раз навсегда.
О Господи Милосердный, укрепи нас, чтобы мы удержались в свободе, которую Ты нам даровал.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Комментарии

Комментариев нет.