3 ноября 1883 года в Новочеркасске (ныне Ростовская область) в семье горного инженера родился Дмитрий Стахиевич Орлов (работал под псевдонимом Д. Моор или Дмитрий Моор) - выдающийся советский художник-график, иллюстратор, педагог. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Автор многочисленных агитационных плакатов, карикатур и сатирических рисунков. В 1898 году переехал с родителями в Москву, где закончил реальное училище. Систематического художественного образования не получил; в 1910 году посещал школу-студию П. И. Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 года публиковал в печати свои политические и антибуржуазные карикатуры в различных журналах, сотрудничал с многими издательствами Москвы. В период работы в московском журнале «Будильник» Дмитрий Орлов принял псевдоним Моор, так как характер главного героя шиллеровских «Разбойников» Карла Моора соответствовал творческому темпераменту мастера, страстного и последовательного в своем «романтически неистовом» стремлении к искусству, политически злободневному, активно воздействующему на зрителя. К 1917 году Моор был сложившимся мастером сатирического рисунка, стремившимся служить своим искусством делу пролетарской революции. Со страстью и без колебаний выбрал для себя путь художника-агитатора, один из первых стал расписывать агитпоезда. До революции и в самом начале 1920-х годов, как и молодого Маяковского, Моора привлекало кино своей максимальной доходчивостью и заложенными в нем потенциальными возможностями большого искусства. Он исполнил плакаты к немым кинофильмам Вор», «Никогда», «Тихо», «Убийца». Опыт, полученный художником при создании киноплакатов, впоследствии помог ему в работе над плакатом агитационным. Дмитрий Моор стал одним из основоположников советского политического плаката, стоял у истоков этого нового революционного искусства. После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создал всемирно известные, полные экспрессии агитационные плакаты: «Торжественное обещание», «Петрограда не отдадим», «Кто против Советов» (все –1919); «Ты записался добровольцем?», «Врангель ещё жив, добей его без пощады!», «Слава победителю красноармейцу!», «Все, что ты дашь, перешьется для Красной Армии», «Накануне всемирной революции!», «Чортова кукла», «Врангель еще жив, добей его без пощады!», «Накануне всемирной революции!», «Труд» (все –1920); «Рождество», «Помоги!» (оба –1921); «С земными царями разделались, принимаемся за небесных» (1922), «Я безбожник» (1924), «Руки прочь!!!» (1929) и многие другие. В советское время активно выставлялся, участвовал во всех крупных художественных выставках. В том числе в первой всесоюзной выставке плаката «Плакат на службе пятилетки», которая открылась весной 1932 года в Москве в помещении Государственной Третьяковской галереи, выставке «Художники РСФСР за 15 лет. 1917–1932», которая прошла в Ленинграде и Москве (1932–1933). Д. Моор успешно вел педагогическую деятельность, преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине и в Московском полиграфическом институте (1922–1932), в Институте имени В. И. Сурикова (1939–1943). Воспитал ряд известных плакатистов: В. И. Говорков, П. Я. Караченцов, А. М. Каневский, А. В. Кокорин, Кукрыниксы, Ф. П. Решетников, Б. И. Пророков, В. Н. Горяев, К. К. Урбетис. В 1930-х годах продолжал активную работу в плакате; в это время манера художника несколько меняется в сторону упрощения и уплощения, Моор отказывается от объёмов и лишних деталей. Предметы и фигуры становятся предельно лаконичными по форме; художник часто крупные пятна решает одним тоном и цветом, порой полностью отказавшись от полутонов, что приводит к усилению монументальности и как следствию выразительности («Чёрные вороны готовят разбойничий набег на С.С.С.Р. Пролетарий – будь на чеку!» 1930, «Против класса эксплуататоров. Пролетарии всех стран соединяйтесь» 1931, «Дела Испанские» 1931). В годы Великой Отечественной войны рисовал плакаты, обличающие варварство и жестокость нацистских оккупантов, выполнил ряд выдающихся работ («Ты чем помог фронту?» 1941, «Зверь ранен. Добьем фашисткого зверя!» 1943). В 1941 и 1945 году создал серию плакатов показывающих в неприглядном и жалком виде верхушку третьего рейха: «Все на «Г»» (1941), «Он этого не любит», «Школа Геббельса», «Людоед Гитлер» (все –1945). В них Д. Моор выступает беспощадным судьёй в изображении зверств фашистских лидеров – Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера. Вместе с тем, в других произведениях этих лет, проникнутых национально-патриотической романтикой, преобладают мажорные, радостные настроения. Последними крупными работами художника стали циклы иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1944) и поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1944–1945). Самобытное, полное суровой гражданственности творчество Дмитрия Моора оставило яркий след в советском искусстве. В 1967 году в Москве вышла автобиографическая книга «Я – большевик». Умер 24 октября 1946 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища. Работы Д. С. Моора находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Российской государственной библиотеке (РГБ), Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, Музее современной истории России (ГЦМСИР), Центральном музее Вооружённых Сил, Историко-мемориальном музее «Смольный», других музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Испании, Португалии, США, Франции.
☭ Наша Родина - СССР!
#Совплакат #ДмитрийМоор
3 ноября 1883 года в Новочеркасске (ныне Ростовская область) в семье горного инженера родился Дмитрий Стахиевич Орлов (работал под псевдонимом Д. Моор или Дмитрий Моор) - выдающийся советский художник-график, иллюстратор, педагог. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Автор многочисленных агитационных плакатов, карикатур и сатирических рисунков.
В 1898 году переехал с родителями в Москву, где закончил реальное училище. Систематического художественного образования не получил; в 1910 году посещал школу-студию П. И. Келина. Первоначально работал в Мамонтовской типографии. С 1907 года публиковал в печати свои политические и антибуржуазные карикатуры в различных журналах, сотрудничал с многими издательствами Москвы.
В период работы в московском журнале «Будильник» Дмитрий Орлов принял псевдоним Моор, так как характер главного героя шиллеровских «Разбойников» Карла Моора соответствовал творческому темпераменту мастера, страстного и последовательного в своем «романтически неистовом» стремлении к искусству, политически злободневному, активно воздействующему на зрителя.
К 1917 году Моор был сложившимся мастером сатирического рисунка, стремившимся служить своим искусством делу пролетарской революции. Со страстью и без колебаний выбрал для себя путь художника-агитатора, один из первых стал расписывать агитпоезда.
До революции и в самом начале 1920-х годов, как и молодого Маяковского, Моора привлекало кино своей максимальной доходчивостью и заложенными в нем потенциальными возможностями большого искусства. Он исполнил плакаты к немым кинофильмам Вор», «Никогда», «Тихо», «Убийца». Опыт, полученный художником при создании киноплакатов, впоследствии помог ему в работе над плакатом агитационным.
Дмитрий Моор стал одним из основоположников советского политического плаката, стоял у истоков этого нового революционного искусства. После Октябрьской революции, в годы гражданской войны создал всемирно известные, полные экспрессии агитационные плакаты: «Торжественное обещание», «Петрограда не отдадим», «Кто против Советов» (все –1919); «Ты записался добровольцем?», «Врангель ещё жив, добей его без пощады!», «Слава победителю красноармейцу!», «Все, что ты дашь, перешьется для Красной Армии», «Накануне всемирной революции!», «Чортова кукла», «Врангель еще жив, добей его без пощады!», «Накануне всемирной революции!», «Труд» (все –1920); «Рождество», «Помоги!» (оба –1921); «С земными царями разделались, принимаемся за небесных» (1922), «Я безбожник» (1924), «Руки прочь!!!» (1929) и многие другие.
В советское время активно выставлялся, участвовал во всех крупных художественных выставках. В том числе в первой всесоюзной выставке плаката «Плакат на службе пятилетки», которая открылась весной 1932 года в Москве в помещении Государственной Третьяковской галереи, выставке «Художники РСФСР за 15 лет. 1917–1932», которая прошла в Ленинграде и Москве (1932–1933).
Д. Моор успешно вел педагогическую деятельность, преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине и в Московском полиграфическом институте (1922–1932), в Институте имени В. И. Сурикова (1939–1943). Воспитал ряд известных плакатистов: В. И. Говорков, П. Я. Караченцов, А. М. Каневский, А. В. Кокорин, Кукрыниксы, Ф. П. Решетников, Б. И. Пророков, В. Н. Горяев, К. К. Урбетис.
В 1930-х годах продолжал активную работу в плакате; в это время манера художника несколько меняется в сторону упрощения и уплощения, Моор отказывается от объёмов и лишних деталей. Предметы и фигуры становятся предельно лаконичными по форме; художник часто крупные пятна решает одним тоном и цветом, порой полностью отказавшись от полутонов, что приводит к усилению монументальности и как следствию выразительности («Чёрные вороны готовят разбойничий набег на С.С.С.Р. Пролетарий – будь на чеку!» 1930, «Против класса эксплуататоров. Пролетарии всех стран соединяйтесь» 1931, «Дела Испанские» 1931).
В годы Великой Отечественной войны рисовал плакаты, обличающие варварство и жестокость нацистских оккупантов, выполнил ряд выдающихся работ («Ты чем помог фронту?» 1941, «Зверь ранен. Добьем фашисткого зверя!» 1943).
В 1941 и 1945 году создал серию плакатов показывающих в неприглядном и жалком виде верхушку третьего рейха: «Все на «Г»» (1941), «Он этого не любит», «Школа Геббельса», «Людоед Гитлер» (все –1945). В них Д. Моор выступает беспощадным судьёй в изображении зверств фашистских лидеров – Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера.
Вместе с тем, в других произведениях этих лет, проникнутых национально-патриотической романтикой, преобладают мажорные, радостные настроения. Последними крупными работами художника стали циклы иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (1944) и поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1944–1945). Самобытное, полное суровой гражданственности творчество Дмитрия Моора оставило яркий след в советском искусстве. В 1967 году в Москве вышла автобиографическая книга «Я – большевик».
Умер 24 октября 1946 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Работы Д. С. Моора находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Российской государственной библиотеке (РГБ), Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, Музее современной истории России (ГЦМСИР), Центральном музее Вооружённых Сил, Историко-мемориальном музее «Смольный», других музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Испании, Португалии, США, Франции.