#История_одного_портрета (Это старый пост. Но интерес к личности, которой он посвящен, устареть не может - ведь именно такие АТЛАНТЫ и воспоминания о них и сохраняют еще пока в нашем обществе понятия ЧЕСТИ, СОВЕСТИ и ВЕЛИЧИЯ ДУХА. В общем, не грех почитать об этом необыкновенном человеке ещё раз..) -----------------------------— «Это - портрет советского генерала Алексея Алексеевича Игнатьева, который находится в запасниках Третьяковки. Не то время, не та страна, чтобы посетители могли в залах Третьяковки увидеть этот знаменитый портрет, созданный В.П. Ефановым в 1942 году. "Красный" граф, военный дипломат, писатель, прошёл величайшее искушение большой суммой денег, которую передал большевикам. – написала мне Наташа Нужнова, - Мила, напишите о нём!» Что ж, выполняю просьбу. Причем – с большим удовольствием. Потому как для меня самой генерал Игнатьев всегда был фигурой, стоящей на Олимпе выдающихся людей современности. И фамилию, и портрет этого удивительного человека запомнила я с раннего детства: мудрым и пристальным взором легендарный генерал смотрел на меня с обложки любимой книги моего деда, называвшейся – «Пятьдесят лет в строю». Я прочитала её, если мне не изменяет память, классе в восьмом. И уже тогда была впечатлена беззаветной преданностью своему делу, которой наполнена каждая страница игнатьевских мемуаров. А еще – прекрасно чувствовавшимся из книги духом человека цельного, глубокого, благородного и порядочного – настоящего рыцаря, без страха и упрека служившего своей Родине. Ну, а Родина для Алексея Алексеевича Игнатьева – это прежде всего – народ. Это я поняла уже позднее, когда решила побольше узнать об этой поистине легендарной личности – царском офицере и военном советнике, перешедшем на сторону большевиков. Его называли – «красным», а еще – «советским» графом. За столь необыкновенным сочетанием кроется не менее необыкновенная биография Алексея Игнатьева.
Родился он в одной из самых знатных семей высочайшего сословия империи Российской. Мать Алексея – урожденная княжна Мещерская. Отец - видный деятель державы, член Государственного совета, генерал-губернатор Киевской, Волынской и Подольской губерний Игнатьев Алексей Павлович. Алексей получил блестящее образование - учился в Пажеском Его Величества корпусе - самом привилегированном военном учебном заведении России того времени. Затем нес придворную службу кавалергардом при императоре. Игнатьева воспитывали в духе полной преданности царской фамилии и престолу, которую он и испытывал довольно долгое время. Но именно время, а еще наблюдения за жизнью в России и внесли коррективы в самосознание этого человека. Первые сомнения в правильности действующего в государстве режима у блестящего офицера появились уже после участия в Русско-японской войне, в которой Россия потерпела поражение. Игнатьев видел самоотверженность простых солдат и собратьев-офицеров на полях сражений, вместе с ними переживал все те лишения, которые русская армия испытывала в ходе военной кампании по причине недальновидных действий и плохого обеспечения войск со стороны высшего командования. Уже потом, после возвращения в Петербург, он наблюдал полное равнодушие к этим бедам со стороны российской знати, сумевшей благодаря войне изрядно пополнить свои капиталы. И молодой офицер начал размышлять – так ли уж правильно устроена вся эта система власти в державе.
Став впоследствии военным дипломатом и будучи направленным служить интересам империи во Францию, Игнатьев, тем не менее, честно выполнял свой долг. Во многом именно благодаря его искусным действиям в качестве военного советника для России были приобретены первые автомобили, аэропланы, оборудование для телеграфа. Как честнейшему человеку, ему доверялись казной очень и очень солидные денежные средства для обеспечения государственных интересов. Граф был невероятно порядочен и скрупулезен в финансовых вопросах. В отличие от многих представителей российской знати, напротив – щепетильностью не страдавших. Игнатьев с горечью замечал все это, в особенности, когда началась первая мировая война. Наблюдения всё больше и больше ранили его душу. Окончательный перелом в мироощущении произошел в дни, когда атташе Игнатьев вместе со своими коллегами-дипломатами из газет (!!!) узнал об отречении Николая II от престола: трусость царя, предательство им своего народа, особенно в столь трудный для державы период дали Игнатьеву моральное право быть свободным от клятвы верности государю. Но – отнюдь не от верности Родине.
А Родина для Алексея Игнатьева, повторюсь, это прежде всего народ. Являясь представителем высочайшей знати, он, тем не менее, свято верил в мудрость народную и в то, что народ сумеет выбрать для себя правильный путь. И раз народ пошел за большевиками, то, решил граф Игнатьев, и он будет служить новой власти России – Советской. На тот момент у него, проживающего в Париже дипломата, на банковском счету находилось 225 миллионов франков – золотом! Граф успел перевести принадлежащие России средства на свой личный банковский счет в целях безопасности - потому, что на деньги растворившейся в небытие Российской империи уже нацелилось огромное количество хищнических лап: это и богатейшие французские промышленники, и представители русского белоэмигрантского движения. Даже его собственная семья требовала забрать средства из банка – мол, Алексей Алексеевич многолетней безупречной службой заслужил такое вознаграждение. Игнатьева уговаривали, соблазняли, угрожали – всё тщетно. Деньги принадлежат России, - твердил он, - и будут переданы только законной вновь избранной власти!! Даже повиснув между небом и землей, оказавшись без гражданства, испытывая огромные финансовые трудности и голодные лишения, Алексей Алексеевич не прикоснулся к миллионам, которые сохранял для Родины. Пережил он, в том числе, и семейную трагедию – от него отреклась мать-княгиня, а младший брат, состоя в рядах белоэмигрантов, совершил на Игнатьева покушение, к счастью – неудачное. Красный граф вынес все.
Семь долгих лет ждал он в Париже представителей новой российской власти, и уже только в 1924 году смог передать принадлежащие России деньги советскому полпреду Леониду Красину. Невероятно, звучит как нечто из рода фантастики, но – факт! - Что Вы хотите в качестве вознаграждения? – спросил в момент передачи бывшего царского дипломата дипломат советский. - Ничего, кроме советского паспорта, - ответил Игнатьев, - и права служить своему народу. И Красин склонил голову перед этим высочайшим человеческим достоинством и благородством……
Вернуться на родную землю Алексей Алексеевич смог только в 1937 году. До этого времени он числился в советском торгпредстве, на самом деле занимаясь агентурной работой, теперь уже для советской разведки. Под его руководством действовали десятки разведчиков-нелегалов, специалисты для работы под прикрытием в официальных организациях — серьезная агентурная сеть. По возвращении советское руководство присвоило ему звание генерал-майора, тогда - комбрига Красной армии. Официально Игнатьев курировал языковые курсы для командного состава РККА и заведовал кафедрой иностранных языков Военно-медицинской академии. Позже с октября 1942 года являлся редактором Воениздата НКО. Однако, как говорится, бывших разведчиков не бывает: по неофициальным данным генерал продолжал заниматься внешней разведкой и был на хорошем счету у Сталина.
Заслуги этого человека перед Родиной, Красной Армией и своим народом – велики. Имя Алексея Алексеевича Игнатьева золотыми буквами написано в Скрижалях высочайших подвигов Советских людей. Обидно, что портрет его не висит ныне в залах Третьяковской галереи – не в чести у нынешней власти личности, суть жизни которых – служение своему народу; истинный, а не показушный патриотизм. Слишком уж велика разница между этим поистине уникальным человеком, сохранившим для Родины баснословные (особенно в переводе на нынешние деньги) богатства, и той РФ-ской элитой, которая, напротив, практически все богатства у родной страны украла.. Но я верю, друзья мои, что когда-нибудь, пусть не мы, так дети наши смогут увидеть портрет легендарного КРАСНОГО ГРАФА, жизнь которого – потомству пример.
☭ Наша Родина - СССР!
КРАСНЫЙ ГРАФ.
#История_одного_портрета(Это старый пост. Но интерес к личности, которой он посвящен, устареть не может - ведь именно такие АТЛАНТЫ и воспоминания о них и сохраняют еще пока в нашем обществе понятия ЧЕСТИ, СОВЕСТИ и ВЕЛИЧИЯ ДУХА. В общем, не грех почитать об этом необыкновенном человеке ещё раз..)
-----------------------------—
«Это - портрет советского генерала Алексея Алексеевича Игнатьева, который находится в запасниках Третьяковки.
Не то время, не та страна, чтобы посетители могли в залах Третьяковки увидеть этот знаменитый портрет, созданный В.П. Ефановым в 1942 году. "Красный" граф, военный дипломат, писатель, прошёл величайшее искушение большой суммой денег, которую передал большевикам. – написала мне Наташа Нужнова, - Мила, напишите о нём!»
Что ж, выполняю просьбу.
Причем – с большим удовольствием.
Потому как для меня самой генерал Игнатьев всегда был фигурой, стоящей на Олимпе выдающихся людей современности.
И фамилию, и портрет этого удивительного человека запомнила я с раннего детства: мудрым и пристальным взором легендарный генерал смотрел на меня с обложки любимой книги моего деда, называвшейся – «Пятьдесят лет в строю».
Я прочитала её, если мне не изменяет память, классе в восьмом. И уже тогда была впечатлена беззаветной преданностью своему делу, которой наполнена каждая страница игнатьевских мемуаров. А еще – прекрасно чувствовавшимся из книги духом человека цельного, глубокого, благородного и порядочного – настоящего рыцаря, без страха и упрека служившего своей Родине.
Ну, а Родина для Алексея Алексеевича Игнатьева – это прежде всего – народ. Это я поняла уже позднее, когда решила побольше узнать об этой поистине легендарной личности – царском офицере и военном советнике, перешедшем на сторону большевиков.
Его называли – «красным», а еще – «советским» графом. За столь необыкновенным сочетанием кроется не менее необыкновенная биография Алексея Игнатьева.
Родился он в одной из самых знатных семей высочайшего сословия империи Российской. Мать Алексея – урожденная княжна Мещерская. Отец - видный деятель державы, член Государственного совета, генерал-губернатор Киевской, Волынской и Подольской губерний Игнатьев Алексей Павлович. Алексей получил блестящее образование - учился в Пажеском Его Величества корпусе - самом привилегированном военном учебном заведении России того времени. Затем нес придворную службу кавалергардом при императоре.
Игнатьева воспитывали в духе полной преданности царской фамилии и престолу, которую он и испытывал довольно долгое время. Но именно время, а еще наблюдения за жизнью в России и внесли коррективы в самосознание этого человека. Первые сомнения в правильности действующего в государстве режима у блестящего офицера появились уже после участия в Русско-японской войне, в которой Россия потерпела поражение. Игнатьев видел самоотверженность простых солдат и собратьев-офицеров на полях сражений, вместе с ними переживал все те лишения, которые русская армия испытывала в ходе военной кампании по причине недальновидных действий и плохого обеспечения войск со стороны высшего командования. Уже потом, после возвращения в Петербург, он наблюдал полное равнодушие к этим бедам со стороны российской знати, сумевшей благодаря войне изрядно пополнить свои капиталы.
И молодой офицер начал размышлять – так ли уж правильно устроена вся эта система власти в державе.
Став впоследствии военным дипломатом и будучи направленным служить интересам империи во Францию, Игнатьев, тем не менее, честно выполнял свой долг. Во многом именно благодаря его искусным действиям в качестве военного советника для России были приобретены первые автомобили, аэропланы, оборудование для телеграфа.
Как честнейшему человеку, ему доверялись казной очень и очень солидные денежные средства для обеспечения государственных интересов. Граф был невероятно порядочен и скрупулезен в финансовых вопросах. В отличие от многих представителей российской знати, напротив – щепетильностью не страдавших. Игнатьев с горечью замечал все это, в особенности, когда началась первая мировая война. Наблюдения всё больше и больше ранили его душу.
Окончательный перелом в мироощущении произошел в дни, когда атташе Игнатьев вместе со своими коллегами-дипломатами из газет (!!!) узнал об отречении Николая II от престола: трусость царя, предательство им своего народа, особенно в столь трудный для державы период дали Игнатьеву моральное право быть свободным от клятвы верности государю.
Но – отнюдь не от верности Родине.
А Родина для Алексея Игнатьева, повторюсь, это прежде всего народ. Являясь представителем высочайшей знати, он, тем не менее, свято верил в мудрость народную и в то, что народ сумеет выбрать для себя правильный путь.
И раз народ пошел за большевиками, то, решил граф Игнатьев,
и он будет служить новой власти России – Советской.
На тот момент у него, проживающего в Париже дипломата, на банковском счету находилось 225 миллионов франков – золотом!
Граф успел перевести принадлежащие России средства на свой личный банковский счет в целях безопасности - потому, что на деньги растворившейся в небытие Российской империи уже нацелилось огромное количество хищнических лап: это и богатейшие французские промышленники, и представители русского белоэмигрантского движения. Даже его собственная семья требовала забрать средства из банка – мол, Алексей Алексеевич многолетней безупречной службой заслужил такое вознаграждение. Игнатьева уговаривали, соблазняли, угрожали – всё тщетно. Деньги принадлежат России, - твердил он, - и будут переданы только законной вновь избранной власти!!
Даже повиснув между небом и землей, оказавшись без гражданства, испытывая огромные финансовые трудности и голодные лишения, Алексей Алексеевич не прикоснулся к миллионам, которые сохранял для Родины. Пережил он, в том числе, и семейную трагедию – от него отреклась мать-княгиня, а младший брат, состоя в рядах белоэмигрантов, совершил на Игнатьева покушение, к счастью – неудачное.
Красный граф вынес все.
Семь долгих лет ждал он в Париже представителей новой российской власти, и уже только в 1924 году смог передать принадлежащие России деньги советскому полпреду Леониду Красину.
Невероятно, звучит как нечто из рода фантастики, но – факт!
- Что Вы хотите в качестве вознаграждения? – спросил в момент передачи бывшего царского дипломата дипломат советский.
- Ничего, кроме советского паспорта, - ответил Игнатьев, - и права служить своему народу.
И Красин склонил голову перед этим высочайшим человеческим достоинством и благородством……
Вернуться на родную землю Алексей Алексеевич смог только в 1937 году. До этого времени он числился в советском торгпредстве, на самом деле занимаясь агентурной работой, теперь уже для советской разведки. Под его руководством действовали десятки разведчиков-нелегалов, специалисты для работы под прикрытием в официальных организациях — серьезная агентурная сеть.
По возвращении советское руководство присвоило ему звание генерал-майора, тогда - комбрига Красной армии. Официально Игнатьев курировал языковые курсы для командного состава РККА и заведовал кафедрой иностранных языков Военно-медицинской академии. Позже с октября 1942 года являлся редактором Воениздата НКО. Однако, как говорится, бывших разведчиков не бывает: по неофициальным данным генерал продолжал заниматься внешней разведкой и был на хорошем счету у Сталина.
Заслуги этого человека перед Родиной, Красной Армией и своим народом – велики. Имя Алексея Алексеевича Игнатьева золотыми буквами написано в Скрижалях высочайших подвигов Советских людей.
Обидно, что портрет его не висит ныне в залах Третьяковской галереи – не в чести у нынешней власти личности, суть жизни которых – служение своему народу; истинный, а не показушный патриотизм. Слишком уж велика разница между этим поистине уникальным человеком, сохранившим для Родины баснословные (особенно в переводе на нынешние деньги) богатства, и той РФ-ской элитой, которая, напротив, практически все богатства у родной страны украла..
Но я верю, друзья мои, что когда-нибудь, пусть не мы, так дети наши смогут увидеть портрет легендарного КРАСНОГО ГРАФА,
жизнь которого – потомству пример.
М.Р.