Тихий Дон» — опера советского композитора Ивана Ивановича Дзержинского в 4 действиях (6 картинах), либретто Л. Дзержинского по первой и второй книгам одноименного романа М. Шолохова. Премьера первой постановки: Ленинград, Малый оперный театр, 22 октября 1935 г., под управлением С. Самосуд В основе произведения — события первой части романа; в пору окончания оперы последняя книга его еще не была написана, судьба Григория оставалась неизвестной. Композитору и либреттисту пришлось самим домысливать финал — он не только не совпал с завершением романа, но и оказался противоположным. У Шолохова Григорий попадает в лагерь белогвардейцев и после победы Красной Армии, совершенно опустошенный, всем чужой, возвращается в родную станицу. В опере он бесповоротно связывает свою жизнь с революцией. В либретто судьбы героев упростились. В то же время благодаря тому, что авторы оперы и театр, помогавший композитору, сосредоточили внимание на главном и отказались от неосуществимого намерения вместить все события романа, действенная конструкция оказалась удачной. Основной конфликт — разрыв Григория Мелехова, выходца из богатой казачьей семьи, с его классом. Любовь к беднячке Аксинье — одна из причин этого разрыва. Григорий, ставший батраком и солдатом во время Первой мировой войны, проходит через все ее ужасы. В годы гражданской войны он оказывается на стороне большевиков; многое определяется личной драмой (вынужденный брак с нелюбимой Натальей, уход к Аксинье, разлука с ней, вызванная войной, «измена» Аксиньи), что углубляет и делает его образ более реалистичным. В «Тихом Доне» — лучшей опере Дзержинского — ярко проявились и сильные и слабые стороны его таланта. Постижение народной песенности при отказе от цитатного использования фольклора, мелодическое дарование, острое чувство театральности, драматургической контрастности, умение схватить и метко выразить характерное получили здесь выражение. Песенность — самая сильная сторона произведения, в песне раскрываются и чувства отдельных героев, и чувства народа. Композитору удалось передать драматизм судьбы Григория и в особенности Аксиньи. Но в то же время удачи композитора ослабляются тем, что музыка лишена симфонического развития, а герои показаны в различных эмоциональных состояниях, но не во внутреннем движении. Недостаточно использовано богатство музыкальных форм, в частности автор полностью отказался от ансамблей. Премьера «Тихого Дона» стала заметным событием в развитии советского музыкального театра. Постановки Малого оперного театра и Музыкального театра им. Немировича-Данченко ярко показали картину крушения старого и рождения нового уклада жизни. Особенно значителен спектакль, осуществленный под руководством Вл. Немировича-Данченко, он был отмечен жизненностью и психологической силой. Впоследствии композитор написал оперу «Григорий Мелехов» (1967, также по роману М. Шолохова), где прослеживается дальнейшая судьба героя. Ставилась на большинстве оперных сцен Советского Союза.
Премьера первой постановки: Ленинград, Малый оперный театр, 22 октября 1935 г., под управлением С. Самосуд
В основе произведения — события первой части романа; в пору окончания оперы последняя книга его еще не была написана, судьба Григория оставалась неизвестной. Композитору и либреттисту пришлось самим домысливать финал — он не только не совпал с завершением романа, но и оказался противоположным. У Шолохова Григорий попадает в лагерь белогвардейцев и после победы Красной Армии, совершенно опустошенный, всем чужой, возвращается в родную станицу. В опере он бесповоротно связывает свою жизнь с революцией.
В либретто судьбы героев упростились. В то же время благодаря тому, что авторы оперы и театр, помогавший композитору, сосредоточили внимание на главном и отказались от неосуществимого намерения вместить все события романа, действенная конструкция оказалась удачной. Основной конфликт — разрыв Григория Мелехова, выходца из богатой казачьей семьи, с его классом. Любовь к беднячке Аксинье — одна из причин этого разрыва. Григорий, ставший батраком и солдатом во время Первой мировой войны, проходит через все ее ужасы. В годы гражданской войны он оказывается на стороне большевиков; многое определяется личной драмой (вынужденный брак с нелюбимой Натальей, уход к Аксинье, разлука с ней, вызванная войной, «измена» Аксиньи), что углубляет и делает его образ более реалистичным.
В «Тихом Доне» — лучшей опере Дзержинского — ярко проявились и сильные и слабые стороны его таланта. Постижение народной песенности при отказе от цитатного использования фольклора, мелодическое дарование, острое чувство театральности, драматургической контрастности, умение схватить и метко выразить характерное получили здесь выражение. Песенность — самая сильная сторона произведения, в песне раскрываются и чувства отдельных героев, и чувства народа. Композитору удалось передать драматизм судьбы Григория и в особенности Аксиньи. Но в то же время удачи композитора ослабляются тем, что музыка лишена симфонического развития, а герои показаны в различных эмоциональных состояниях, но не во внутреннем движении. Недостаточно использовано богатство музыкальных форм, в частности автор полностью отказался от ансамблей.
Премьера «Тихого Дона» стала заметным событием в развитии советского музыкального театра. Постановки Малого оперного театра и Музыкального театра им. Немировича-Данченко ярко показали картину крушения старого и рождения нового уклада жизни. Особенно значителен спектакль, осуществленный под руководством Вл. Немировича-Данченко, он был отмечен жизненностью и психологической силой.
Впоследствии композитор написал оперу «Григорий Мелехов» (1967, также по роману М. Шолохова), где прослеживается дальнейшая судьба героя.
Ставилась на большинстве оперных сцен Советского Союза.