пионеров Красногвардейского района, впоследствии студии « АнТроп», нелегально собранной Андреем Тропилло из списанного оборудования различных общественных организаций. На одном из квартирников Тропилло уже имел возможность наблюдать «Кино», поэтому сразу же после сведения аквариумовского « Треугольника», следуя рекомендации Гребенщикова, пригласил к себе начинающих музыкантов и приступил к работе над записью имевшегося у них материала. Так как группа на тот момент состояла всего из двух человек, Гребенщиков попросил помочь своих коллег по «Аквариуму»: Всеволода Гаккеля (виолончель), Андрея Романова (флейта) и Михаила Файнштейна-Васильева (бас- гитара). В связи с отсутствием барабанщика было решено использовать драм-машину, советский ритм-бокс «Электроника». Получившийся магнитоальбом содержал 13 песен, а назван был по общей продолжительности в минутах — « 45». Группа обладала известностью лишь в узком кругу, поэтому альбом не возымел большого успеха и в среде музыкальных критиков остался незамеченным. Цой впоследствии отмечал, что запись вышла довольно-таки сырой, и выпускать её не следовало[5]. Период распада Осенью 1982 года на студии Малого драматического театра музыканты предприняли попытку записи второго альбома, при участии барабанщика Валерия Кириллова (будущий член « Зоопарка») и звукорежиссёра Андрея Кускова, однако в процессе Цою разонравился звук ударных инструментов, и он решил прекратить запись. Впоследствии некоторые фрагменты этой плёнки были включены в издание под названием «Неизвестные песни Виктора Цоя» и выпущены в 1992 году на CD- носителе. Зимой 1983 года группа дала несколько концертов в Ленинграде и Москве, причём на некоторых выступлениях «Кино» сопровождал барабанщик «Аквариума» Пётр Трощенков. Рыбин стал приводить на репетиции басиста Максима Колосова и позднее гитариста Юрия Каспаряна. По словам Гребенщикова, Каспарян не очень хорошо играл на гитаре, но быстро прогрессировал и в итоге стал вторым по значимости участником «Кино»[6]. Об этом в 1988 году писал и журналист Евгений Додолев: «Первый же выбранный Цоем кандидат — гитарист Юрий Каспарян вызвал в среде коллег- музыкантов недоумение — „он совсем играть не умеет“. Однако время расставило всё и всех по местам… искушённые мэтры, без энтузиазма встретившие Каспаряна, виновато разводят руками — ну кто бы мог подумать, что у Цоя такая интуиция»[7]. С Колосовым и Каспаряном прошёл второй концерт на сцене Ленинградского рок- клуба. Публика встретила выступающих с лёгким недоумением, так как программа «Кино» нуждалась в существенной доработке[8]. Обязанности между Цоем и Рыбиным чётко распределились, первый отвечал за творческую составляющую — написание текстов и музыки, второй выполнял всю административную работу, организовывал концерты, репетиции и сессии записи. В марте 1983 года между ними разразился серьёзный конфликт, ставший итогом множественных разногласий. Цоя, в частности, раздражало, что Рыбин на стороне исполняет его песни, а своих не пишет, в то время как Рыбину не нравилось безоговорочное лидерство Цоя в принятии всех решений[9]. В конечном счёте они просто перестали созваниваться и с тех пор никогда больше не виделись. После распада группы Рыбин по приглашению Сергея Рыженко уехал в Москву играть с панк-командой «Футбол», а Цой, за неимением состава, на некоторое время прекратил музыкальную деятельность (из-за этого казуса пришлось пропустить I фестиваль рок-клуба)[10]. Единственным аудио-документом того периода стал бутлег под названием « 46», демонстрационные версии новых песен Цоя, записанные на домашней портастудии Алексея Вишни, молодого звукорежиссёра, обучившегося этому мастерству у Тропилло и Гребенщикова. Песни продолжили линию городской романтики, но, вместе с тем, материал вышел более мрачным и холодным. Цой воспринимал «Сорок шесть» только лишь как репетиционную ленту, созданную для тренировки навыков Каспаряна, однако Вишня без ведома музыкантов пустил запись в народ, и многие восприняли её как второй номерной альбом группы «Кино», несмотря на то, что самой группой её легитимность никогда не признавалась[11]. Закрепление на сцене В начале 1984 года Цой и Каспарян приступили к записи настоящего второго альбома, роль продюсера снова исполнил Гребенщиков, позвав на запись многих своих знакомых: Александра Титова (бас- гитара), Сергея Курёхина (клавиши), Петра Трощенкова (ударные), Всеволода Гаккеля (виолончель), Игоря Бутмана (саксофон) и Андрея Радченко (барабаны). Сам Гребенщиков подыгрывал на небольшом клавишном инструменте «Кассиотон», запись была произведена на студии Андрея Троппило и выпущена под названием « Начальник Камчатки» («Камчаткой» именовалась котельная, в которой Цой числился кочегаром). На обложке в числе прочих музыкантов изображён Георгий «Густав» Гурьянов, хотя он влился в состав лишь в самом конце рабочего процесса и поучаствовал только в одной песне. Определяющим стилем на альбоме стал минимализм, проявившийся и в лаконизме аранжировок, и в техническом оснащении, когда, к примеру, обработка звука гитары Каспаряна осуществлялась не через овердрайв, а при помощи советского магнитофона «Нота», выполнявшего в тот момент функции фузз-эффекта. Подпольная рок-пресса, отметив на альбоме с полдесятка беспроигрышных хитов («Троллейбус», «Последний герой», «Генерал», «Камчатка», «Транквилизатор»), всё-таки съязвила на тему «атмосферы какого-то занудства». «Альбом был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы. Не могу сказать, что по звуку и стилевой направленности он получился таким, каким бы мы его хотели видеть, но, с точки зрения эксперимента, это выглядело интересно» — отмечал в интервью лидер коллектива[12]. По окончании работы над альбомом Цой сформировал электрический состав «Кино», в который кроме него вошли Каспарян (соло-гитара), Титов (бас-гитара), Гурьянов (перкуссия), и с мая 1984 года начал активно репетировать новую концертную программу. Тогда же музыканты выступили на II фестивале Ленинградского рок-клуба, где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием, в частности лучшей песней мероприятия была признана их «Безъядерная зона». С тех пор группа получила некоторую известность и стала регулярно гастролировать по другим городам Советского Союза[11]. Летом состоялось совместное выступление с «Аквариумом», « Звуками Му» и «Браво», проходившее в подмосковном посёлке Николина Гора под пристальным наблюдением сил госбезопасности и также отмеченное критиками как успешное[13]. В начале 1985 года коллектив предпринял попытку записи ещё одного альбома, но Цою не понравилось излишнее вмешательство Тропилло, который постоянно пытался повлиять на творчество, поэтому тот проект оставили незаконченным, а запись произвели дома у Алексея Вишни с тремя гитарами и ритм- компьютером. Как отмечал журналист Андрей Бурлака, аудиокассета под названием «Это не любовь» получилась самым позитивным альбомом за всю историю «Кино»[11]. Александр Титов одновременно с участием в деятельности группы был членом «Аквариума», и с каждым днём ему становилось всё труднее и труднее совмещать должность басиста, поэтому в ноябре 1985 года он принял решение покинуть «Кино» в пользу ансамбля Бориса Гребенщикова. На его место взяли джазового гитариста Игоря Тихомирова (экс-«Джунгли»). Таким образом, сформировался классический состав группы, просуществовавший до самого её конца[11]. В январе 1986 года Андрей Тропилло всё- таки выпустил ту незаконченную запись, произведённую у него на студии несколькими месяцами ранее. Альбом под названием « Ночь» стал первым официальным релизом «Кино», изданным московской фирмой « Мелодия». Пластинка, по некоторым данным, разошлась двухмиллионным тиражом, сделав группу знаменитой далеко за пределами рок- сообщества. Тем не менее, сами музыканты крайне негативно восприняли выпуск этого альбома, с продаж которого не получили ни копейки[11], нелестно отозвалась об альбоме и подпольная рок-пресса[14]. Весной группа выступила на IV фестивале рок-клуба, где получила главный приз за песню « Дальше действовать будем мы». Летом музыканты съездили в Киев, на съёмки фильма Сергея Лысенко «Конец каникул». В июле совместно с «Аквариумом» и «Алисой» дали концерт в московском дворце культуры МИИТ, после чего вместе с этими же группами был выпущен общий сплит-сборник под названием Red Wave («Красная волна»)[15]. Этот альбом, вывезенный из СССР контрабандой и распространившийся в Калифорнии количеством в 10 тысяч экземпляров, стал первым релизом советской рок-музыки на западе[16]. В период 1986—1988 Виктор Цой активно снимался в кино, сначала в « Ассе» Сергея Соловьёва, потом в «Игле» Рашида Нугманова. Он постоянно пропадал на съёмках, надолго уезжал в Казахстан, и группа из-за этого часто простаивала. Юрий Каспарян, например, благодаря изобилию свободного времени, успел порепетировать с Максимом Пашковым, а позднее принял участие в записи дебютного альбома группы «Петля Нестерова». Цой же, находясь в степях, продолжал сочинять песни и в 1987 году выгадал время для записи альбома « Группа крови», большинством критиков считающегося наиболее цельной и зрелой работой «Кино»[11]. Запись производилась дома у Георгия Гурьянова в Купчино, и, по сравнению с ранними этапами творчества, теперь группа обладала хорошим техническим оснащением, которое позволило сделать запись на уровне европейских и американских исполнителей [17]. Каспарян был женат на американке Джоанне Стингрей, привозившей из-за границы качественное оборудование, в частности у них имелась драм-машина Yamaha RX-11, что позволяло легко редактировать не только ритмический рисунок, но также тембры и громкость[18]. Александр Житинский назвал «Группу крови» одним из лучших альбомов отечественного рока, отметив, что он поднимает русский рок на новую ступень, ступень мужественной гражданской ответственности[19]. Альбом сделал группу популярной и на западе, так, крайне положительную рецензию на него написал Роберт Кристгау, обозреватель газеты Village Voice[17]. Группа появилась на центральном телевидении с концертом в передаче « Музыкальный ринг», а в 1988 году на экраны вышла «Асса», в последних сценах которой группа «Кино», выступая перед многотысячной аудиторией, исполняет песню « Хочу перемен!». Этот финальный эпизод имел эффект близкий к культурному шоку, породил феномен «киномании», охватившей всю страну — мироощущение романтического героя цоевских песен оказалось очень созвучно настроениям молодых слушателей поколения 1980-х[11].
Кто какую музыку слушает
:Иван Сергеевич
Дебютный альбом записывался в Доме
пионеров Красногвардейского района,
впоследствии студии « АнТроп», нелегально
собранной Андреем Тропилло из
списанного оборудования различных
общественных организаций. На одном из
квартирников Тропилло уже имел
возможность наблюдать «Кино», поэтому
сразу же после сведения аквариумовского
« Треугольника», следуя рекомендации
Гребенщикова, пригласил к себе
начинающих музыкантов и приступил к
работе над записью имевшегося у них
материала. Так как группа на тот момент
состояла всего из двух человек,
Гребенщиков попросил помочь своих
коллег по «Аквариуму»: Всеволода Гаккеля
(виолончель), Андрея Романова (флейта) и
Михаила Файнштейна-Васильева (бас-
гитара). В связи с отсутствием барабанщика
было решено использовать драм-машину,
советский ритм-бокс «Электроника».
Получившийся магнитоальбом содержал 13
песен, а назван был по общей
продолжительности в минутах — « 45».
Группа обладала известностью лишь в
узком кругу, поэтому альбом не возымел
большого успеха и в среде музыкальных
критиков остался незамеченным. Цой
впоследствии отмечал, что запись вышла
довольно-таки сырой, и выпускать её не
следовало[5].
Период распада
Осенью 1982 года на студии Малого
драматического театра музыканты
предприняли попытку записи второго
альбома, при участии барабанщика Валерия
Кириллова (будущий член « Зоопарка») и
звукорежиссёра Андрея Кускова, однако в
процессе Цою разонравился звук ударных
инструментов, и он решил прекратить
запись. Впоследствии некоторые фрагменты
этой плёнки были включены в издание под
названием «Неизвестные песни Виктора
Цоя» и выпущены в 1992 году на CD-
носителе. Зимой 1983 года группа дала
несколько концертов в Ленинграде и
Москве, причём на некоторых выступлениях
«Кино» сопровождал барабанщик
«Аквариума» Пётр Трощенков. Рыбин стал
приводить на репетиции басиста Максима
Колосова и позднее гитариста Юрия
Каспаряна. По словам Гребенщикова,
Каспарян не очень хорошо играл на гитаре,
но быстро прогрессировал и в итоге стал
вторым по значимости участником
«Кино»[6]. Об этом в 1988 году писал и
журналист Евгений Додолев: «Первый же
выбранный Цоем кандидат — гитарист
Юрий Каспарян вызвал в среде коллег-
музыкантов недоумение — „он совсем
играть не умеет“. Однако время расставило
всё и всех по местам… искушённые мэтры,
без энтузиазма встретившие Каспаряна,
виновато разводят руками — ну кто бы мог
подумать, что у Цоя такая интуиция»[7]. С
Колосовым и Каспаряном прошёл второй
концерт на сцене Ленинградского рок-
клуба. Публика встретила выступающих с
лёгким недоумением, так как программа
«Кино» нуждалась в существенной
доработке[8].
Обязанности между Цоем и Рыбиным чётко
распределились, первый отвечал за
творческую составляющую — написание
текстов и музыки, второй выполнял всю
административную работу, организовывал
концерты, репетиции и сессии записи. В
марте 1983 года между ними разразился
серьёзный конфликт, ставший итогом
множественных разногласий. Цоя, в
частности, раздражало, что Рыбин на
стороне исполняет его песни, а своих не
пишет, в то время как Рыбину не нравилось
безоговорочное лидерство Цоя в принятии
всех решений[9]. В конечном счёте они
просто перестали созваниваться и с тех пор
никогда больше не виделись. После
распада группы Рыбин по приглашению
Сергея Рыженко уехал в Москву играть с
панк-командой «Футбол», а Цой, за
неимением состава, на некоторое время
прекратил музыкальную деятельность (из-за
этого казуса пришлось пропустить I
фестиваль рок-клуба)[10].
Единственным аудио-документом того
периода стал бутлег под названием « 46»,
демонстрационные версии новых песен
Цоя, записанные на домашней портастудии
Алексея Вишни, молодого звукорежиссёра,
обучившегося этому мастерству у Тропилло
и Гребенщикова. Песни продолжили линию
городской романтики, но, вместе с тем,
материал вышел более мрачным и
холодным. Цой воспринимал «Сорок шесть»
только лишь как репетиционную ленту,
созданную для тренировки навыков
Каспаряна, однако Вишня без ведома
музыкантов пустил запись в народ, и
многие восприняли её как второй номерной
альбом группы «Кино», несмотря на то, что
самой группой её легитимность никогда не
признавалась[11].
Закрепление на сцене
В начале 1984 года Цой и Каспарян
приступили к записи настоящего второго
альбома, роль продюсера снова исполнил
Гребенщиков, позвав на запись многих
своих знакомых: Александра Титова (бас-
гитара), Сергея Курёхина (клавиши), Петра
Трощенкова (ударные), Всеволода Гаккеля
(виолончель), Игоря Бутмана (саксофон) и
Андрея Радченко (барабаны). Сам
Гребенщиков подыгрывал на небольшом
клавишном инструменте «Кассиотон»,
запись была произведена на студии Андрея
Троппило и выпущена под названием
« Начальник Камчатки» («Камчаткой»
именовалась котельная, в которой Цой
числился кочегаром). На обложке в числе
прочих музыкантов изображён Георгий
«Густав» Гурьянов, хотя он влился в состав
лишь в самом конце рабочего процесса и
поучаствовал только в одной песне.
Определяющим стилем на альбоме стал
минимализм, проявившийся и в лаконизме
аранжировок, и в техническом оснащении,
когда, к примеру, обработка звука гитары
Каспаряна осуществлялась не через
овердрайв, а при помощи советского
магнитофона «Нота», выполнявшего в тот
момент функции фузз-эффекта. Подпольная
рок-пресса, отметив на альбоме с
полдесятка беспроигрышных хитов
(«Троллейбус», «Последний герой»,
«Генерал», «Камчатка», «Транквилизатор»),
всё-таки съязвила на тему «атмосферы
какого-то занудства». «Альбом был
электрическим и несколько
экспериментальным в области звука и
формы. Не могу сказать, что по звуку и
стилевой направленности он получился
таким, каким бы мы его хотели видеть, но, с
точки зрения эксперимента, это выглядело
интересно» — отмечал в интервью лидер
коллектива[12].
По окончании работы над альбомом Цой
сформировал электрический состав «Кино»,
в который кроме него вошли Каспарян
(соло-гитара), Титов (бас-гитара), Гурьянов
(перкуссия), и с мая 1984 года начал
активно репетировать новую концертную
программу. Тогда же музыканты выступили
на II фестивале Ленинградского рок-клуба,
где произвели настоящую сенсацию, став
его лауреатами и самым ярким открытием, в
частности лучшей песней мероприятия была
признана их «Безъядерная зона». С тех пор
группа получила некоторую известность и
стала регулярно гастролировать по другим
городам Советского Союза[11]. Летом
состоялось совместное выступление с
«Аквариумом», « Звуками Му» и «Браво»,
проходившее в подмосковном посёлке
Николина Гора под пристальным
наблюдением сил госбезопасности и также
отмеченное критиками как успешное[13].
В начале 1985 года коллектив предпринял
попытку записи ещё одного альбома, но
Цою не понравилось излишнее
вмешательство Тропилло, который
постоянно пытался повлиять на творчество,
поэтому тот проект оставили
незаконченным, а запись произвели дома у
Алексея Вишни с тремя гитарами и ритм-
компьютером. Как отмечал журналист
Андрей Бурлака, аудиокассета под
названием «Это не любовь» получилась
самым позитивным альбомом за всю
историю «Кино»[11].
Александр Титов одновременно с участием
в деятельности группы был членом
«Аквариума», и с каждым днём ему
становилось всё труднее и труднее
совмещать должность басиста, поэтому в
ноябре 1985 года он принял решение
покинуть «Кино» в пользу ансамбля Бориса
Гребенщикова. На его место взяли
джазового гитариста Игоря Тихомирова
(экс-«Джунгли»). Таким образом,
сформировался классический состав
группы, просуществовавший до самого её
конца[11].
В январе 1986 года Андрей Тропилло всё-
таки выпустил ту незаконченную запись,
произведённую у него на студии
несколькими месяцами ранее. Альбом под
названием « Ночь» стал первым
официальным релизом «Кино», изданным
московской фирмой « Мелодия». Пластинка,
по некоторым данным, разошлась
двухмиллионным тиражом, сделав группу
знаменитой далеко за пределами рок-
сообщества. Тем не менее, сами музыканты
крайне негативно восприняли выпуск этого
альбома, с продаж которого не получили
ни копейки[11], нелестно отозвалась об
альбоме и подпольная рок-пресса[14].
Весной группа выступила на IV фестивале
рок-клуба, где получила главный приз за
песню « Дальше действовать будем мы».
Летом музыканты съездили в Киев, на
съёмки фильма Сергея Лысенко «Конец
каникул». В июле совместно с
«Аквариумом» и «Алисой» дали концерт в
московском дворце культуры МИИТ, после
чего вместе с этими же группами был
выпущен общий сплит-сборник под
названием Red Wave («Красная волна»)[15].
Этот альбом, вывезенный из СССР
контрабандой и распространившийся в
Калифорнии количеством в 10 тысяч
экземпляров, стал первым релизом
советской рок-музыки на западе[16].
В период 1986—1988 Виктор Цой активно
снимался в кино, сначала в « Ассе» Сергея
Соловьёва, потом в «Игле» Рашида
Нугманова. Он постоянно пропадал на
съёмках, надолго уезжал в Казахстан, и
группа из-за этого часто простаивала. Юрий
Каспарян, например, благодаря изобилию
свободного времени, успел порепетировать
с Максимом Пашковым, а позднее принял
участие в записи дебютного альбома
группы «Петля Нестерова». Цой же,
находясь в степях, продолжал сочинять
песни и в 1987 году выгадал время для
записи альбома « Группа крови»,
большинством критиков считающегося
наиболее цельной и зрелой работой
«Кино»[11]. Запись производилась дома у
Георгия Гурьянова в Купчино, и, по
сравнению с ранними этапами творчества,
теперь группа обладала хорошим
техническим оснащением, которое
позволило сделать запись на уровне
европейских и американских исполнителей
[17]. Каспарян был женат на американке
Джоанне Стингрей, привозившей из-за
границы качественное оборудование, в
частности у них имелась драм-машина
Yamaha RX-11, что позволяло легко
редактировать не только ритмический
рисунок, но также тембры и громкость[18].
Александр Житинский назвал «Группу
крови» одним из лучших альбомов
отечественного рока, отметив, что он
поднимает русский рок на новую ступень,
ступень мужественной гражданской
ответственности[19]. Альбом сделал группу
популярной и на западе, так, крайне
положительную рецензию на него написал
Роберт Кристгау, обозреватель газеты Village
Voice[17].
Группа появилась на центральном
телевидении с концертом в передаче
« Музыкальный ринг», а в 1988 году на
экраны вышла «Асса», в последних сценах
которой группа «Кино», выступая перед
многотысячной аудиторией, исполняет
песню « Хочу перемен!». Этот финальный
эпизод имел эффект близкий к культурному
шоку, породил феномен «киномании»,
охватившей всю страну — мироощущение
романтического героя цоевских песен
оказалось очень созвучно настроениям
молодых слушателей поколения 1980-х[11].