Хромой и Бугульма.

На нашей улице, в соседних дворах, было пять голубятен. Раньше улица называлась Садовая, потом в честь Героя Советского Союза- улица Корнеева..
Дядя Паша гонял простую стаю, Милован держал бабочек, а Женя Летов, по кличке Хромой, Коля Носов, по кличке Нос, и я , тогда еще совсем молодой голубятник, держали Бугульму.
Привез голубей из Бугульмы Женя Летов.
Был он серьезным голубятником. Все его уважали и называли по имени, хотя у него была кличка. В те годы многие имели клички и это было в порядке вещей. Когда- то сидел, был высок, худ, прихрамывал на одну ногу. Голубей понимал и умел их вести. А уж фамилии лучше для голубятника и не придумаешь.
Тогда, пятьдесят лет назад, по его рассказам взять голубей в Бугульме было невозможно. Птицу гнали все, летела она долго и высоко. Много голубей пропадало и поэтому птицу ценили и не продавали.
У Жени в Бугульме жил брат. Вот он-то и помог.
По жениным рассказам -пошли к соседу. У того две голубятни. Одна гонная, вторая племенная, куда запирались лучшие голуби, рекордсмены по продолжительности лета. В каждой голубятне до пятидесяти штук. И хотя птица была злая и преданная дому, но за сезон терялось половина. Видно так далеко от дома уносило, что не хватало тяги прилететь обратно.
Сосед показал несколько, которые, по его словам, отлетали более 15 часов. А одна голубченка более 18. Правда или нет, трудно судить. Голубятники сильно врать мастаки. А тут рассказ через вторые уста. Если голуби находились, то потерявшихся голубей возвращали. Но не за так, а по твердой таксе, трешка плюс пуд гороха. Почему гороха -не знаю,так рассказали.
Но именно у соседа брат Жени приобрел как бы для себя сначала трех, потом еще голубку. Получилось две пары. Все белые, у одной голубки соринка на спине черная. Потом сколько по городу ни ходили, никто больше не продал. Может не было лишних, а скорее всего прознали, что приехал чужак. Патриотизм сыграл.
В наших краях тогда бугульмы не было и про нее никто не знал. Получается, что с нашего города она пошла по Подмосковью. А может и нет. Может пропали все. И потом заново завезли, попозже. Сейчас, конечно, все что хочешь и откуда хочешь везут .Но тогда было не так. Не очень- то мы ездили везде, тем более за голубями.
С тех двух пар развел Хромой стаю. Белых всех оставлял себе, а появлявшийся проброс пестрых отдавал нам. Цена была твердая за пискуна-трешка. Если голубенок выходил на крышу, держать его было бесполезно. Уходил к Женьке.Я один раз взял пару нелетных, но побывших на крыше. Держал до снега, так все равно потом за неделю добрались до Женькиной голубятни. Можете верить, можете нет. Про черных Женя говорил, что они в Бугуьме были, белоносые. Но даже разговора об их покупке не стоило заводить, потому они были в сотню раз мньше белых.
Летели они 5-7 часов. Но часто оставались в ночь, если поднимались после обеда. Терялись редко. Или утром садились или приходили ч в течение нескольких дней. Умная была птица. Была у Жени и кувыркунистая голубка. Была из-под бугульмы и синего царька.Синехвостая гривушка. Купил Женя голубя, потому что кровь надо было как-то освежать. Летел тот синий не очень. Час- два и падал. А вот дети из под него пошли синие гривуны и синепегие. Летели здорово. Окрас тогда не мерили. Пестрый не пестрый, лет- главное. А по пестринкам легче разбирать белую стаю.
Окрасы за годы появились и чернопегие и краснопегие .Видно то черное перышко на первой голубке сработало..С желтым пером не было. Но были и краснорябые, вплоть до сплошных. Сивоносые. Всех сплошных и темнорябых забирал Колька Носов или просто Нос. Виду они не имели, но летели зверски. Все знали, если темные в небе, значит Носа. Круг-то вверху был почти один.
Мне, тогда еще мальчишке, Женя давал и белых. Опыта у меня не было, гнал как мог. Но пять часов помню. Была страшная жара. Пять штук сошли с глаз и пока их не было, я сидел за столом доминошников рядом с сараями, посреди которых стояла моя будка.
И смотрел в небо.Сам измотался от жары. На пятом часу опустился красный гривун. Потом подошла туча и я думал все - конец. Даже доминошники кончили играть в домино и уставились в небо. Прямо как в известном рассказе « Поднебесный».Всем было интересно, где голуби. Их было чуть видно и на наших глазах они зашли за тучу. Грянул дождь, очень короткий и по летнему теплый. Мы даже не прятались, остывая о жары. Туча громыхая пошла дальше, но голубей не было видно. Ведь белых голубей видно плохо на синем небе. А там были все белые. И вдруг я увидел. Начал показывать, но никто не мог рассмотреть. У меня какой никакой, но опыт был поиска точек в синеве. Но видно голуби чуть спустились и увидели все. Я стоял гордый. Почти Герой нашего двора.
После этого дядя Паша построил будку для бугульмы, а потом и вообще туляков перевел.
Женя Летов помер.
Куда делись его голуби- не помню. Скорее всего Милован забрал.
Прошли годы, но Бугульма по прежнему в моем сердце.
Лесник.

Комментарии