Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик

История Свято - Николаевской церкви деревни Пески
Много лет стоит в центре агрогородка Пески Свято- Николаевская церковь, которая радует глаз и душу, встречает и провожает прихожан и гостей своими куполами. Церковь - это наша святыня, это наша ценность, это наше наследие.
История православного храма в Песках отражает связи между прошлым и сегодняшним. Дело в том, что в жизни все взаимосвязано. Ранее часть деревни Пески, со стороны деревни Выгода называлась – Туры, здесь и располагался уютный храм Святого Иоанна Богослова, который позже пришел в упадок. 3 мая 1868 году началось на торговой площади строительство новой каменной церкви, о чём свидетельствует надпись на престольном кресте. "Храм сей заложен 3 дня мая 1868 г."
Предыдущие работы начались еще в 1865 году, когда за основу был взят проект церкви, построенной в селе Палонка (Сидельники), рассчитанной на 300 человек. Архитектор Николай Тыхвински. Согласно составленной смете сумма определена в 8634 рубля 75 копеек. По данным, взятым из книги А.М. Кулагина "Православные храмы Беларуси", 2001 года издания, проект церкви принадлежал Гурьеву.
Общее руководство осуществлялось Гродненской губернской церковно-строительной, присутствием Литовской духовной консистории. Непосредственно на месте был создан приходской попечительский церковный совет. В него между прочим входили староста
Игнат Чубрик, Иван Куль, Семен Чубрик, Осип Гончар, а возглавил его Юлиан Раинчик. Самое действенное участие приняли священники Самуйлавицкой церкви Савва Кульчицкий, Песковской церкви - Иосиф Миронович, псаломщик Песковской церкви Осип Кубаевский, староста церкви Фома Чубрик. Прихожане представили гужевый транспорт и безвозмездную помощь ради святого дела.
На постройку храма ушло 29,69 куба крупного камня, 3,75 - кирпичного щебня, кирпича "железного" вида - 26,084, красного - 199,260, глины - 0,5
куба. За работу мастерам заплачено 1855 рублей.
Совместными усилиями, храм возвели за два с небольшим года.
6 декабря 1870 года храм освятили, о чем свидетельствует надпись на престольном кресте. " Освятися Жертвенник Господу Богу и спасу нашем Иисусу Христу во Храме святителя и чудотворца Николая при державе Благочестивого самодержавного Виликого Государя императора Александра Николаевича всея России. Лета от рождения Христова 1870 декабря 6 дня, на память святителя и чудотворца Николая, при священнике Иосафе Мироновиче."
Произведение архитектуры ретроспективно-русского стиля. В основе композиции кубовидный объем, над которым возведен лукоподобный купол на восьмигранном световом барабане. К объему была присоединена полукруглая апсида и прямоугольный притвор.
Фасады членились арочными оконными проемами в килеподобных плинтусах. В интерьере царила подкупольное пространство светового барабана, поддержанного 4 пилонами. Колокольня над притвором не выходила за высоту основного объема.
Из документов, которые находятся в Гродненском архиве:
“В ней имеются, Высочайше пожалованные в 1863 году, по
ходатайству бывшего начальника края графа Михаила Николаевича Муравьева, потиръ, дискось, лжица и напрестольный крест - серебряные, озолоченные и икона Нерукотвореннаго образа Спасителя, устроенная прихожанами в память чудесного спасения Царственного Семейства при крушении железнодорожного поезда 17 октября 1888 года, приспособленная к ношению в киоте в крестные ходы. Отстоит церковь от города Волковыска в 24 верстах.
Прихожан при ней: 1075 мужеского пола и 1070 женского, а всего 2145 - в 10 селениях: Песках, Королях, Мальковичах, Масевичах, Мижев, Мостах, Новоселках, Осовлянах, Синевичах и Турах - из коих самыя отдаленныя -Мальковичи и Синевичи - в 15 верстах каждое от приходской церкви, Короли - в14, Новоселки-в 10 верстах. Имъются при церкви: церковно-приходское попечительство, церковная школа – в Новоселках, с 20 учащихся мальчиков, и народное училище – в Песках.
Приход состоит из 2 лиц: священника и псаломщика, с жалованием 486 рублей 8 копеек. Земли церковной 103 десятины 801 сажень : пахотной
82 десятины 709 сажень, сенокосной 10 дес. 517 сажень, усадебной 3 десятины, 1200 сажень. Заросшей можжевельником 3 десятин 900 сажень, под рекой и дорогами 3 десятин 1075 сажень и под церковным погостом 1200 сажень”.
1 ноября 1909 настоятелем в Пески был назначен отец Николай (Николай Александрович Смирнов), он окончил Московскую духовную семинарию. В то время в Песках работало народное училище, открытое в 1862 году, где работали два учителя. Отец Николай преподавал в этом училище закон божий.
Из Летописи Приходской Свято- Николаевской церкви в селе
Самуйловичи Гродненской области известно: "16 октября 1919 года в Песковский приход был назначен священник отец Василий Иванюк. Какой это был праздник для православных песковчан! Отец Василий жил в д.Туры, в церковном доме, обслуживал Песковский, Бялавицкий и Самуйловицкий приходы. Все были довольны: их религиозный голод был удовлетворен в полной мере, так как они имели возможность, хоть один раз в месяц, выслушать божественную литургию.
Между пастырем и прихожанами не было никаких недоразумений, церковь не обкладывалась налогами. Священники были в большом почете у немцев - врагов. Так было и при польской власти, когда воскресла независимая Польша. Волковысский земельный
отдел, сразу после назначения в Пески священника, без всяких разговоров переступив свое право на третий сноп из церковных наделов, отданных в аренду крестьянам. К сожалению, священник не успел использовать все полученное. 20 июня 1920 года отец Василий большевиками был вывезен в Россию, там он пробыл до апреля 1923
года, но ни в Пески, ни в Самуйловичи больше не вернулся.
С приходом большевиков наступили дни самовольства и
беспорядка. Церковное имущество: движимое и недвижимое, подвергалось грабежам. Выносились окна и двери, ломались и растаскивались полы, потолки, печки, печные дверцы, куда- то исчезали целые постройки (в м.Пески, в усадьбе псаломщика остался один только дом). Мало того, неизвестные лица проникали в церковь и выносили все то, что им нравилось. Так погибли архивы, документы из библиотеки, утварь, иконы, облачение. Но это продолжалось недолго. Большевики были изгнаны из края и снова возродилась Польша, потихоньку в стране начал налаживаться порядок и приходская жизнь православных Песковчан. Однако почему - то Песковский приход и Песковская церковь были заброшены, а центром религиозной жизни неудачно были выбраны Самуйловичи.
Песковская церковь на основе "временных, что ли, правил" - временно
стала бесприходной и Песковский приход временно был присоединен к
Самуйловицкому .
В 1929 году 7 августа церковь посетил Высокоблагородие Архиепископ Гродненский и Новогрудский Алексий. В 6 часов 35 минут утра он приехал на станцию ​​Мосты, дальше его путь лежал на Зяльвяны и Пески. Гроза на некоторое время задержала гостя на станции.
В Зяльвянах, около парома на реке Неман, владыку встречали крестьяне хлебом - солью.
При въезде в местечко Пески владыку приветствует войт
Песковской гмины Г. Садовский и предлагает возложить венок из живых цветов на могилу неизвестного воина. В центре местечка встречают и приветствуют владыку евреи. И вот владыка Алексей попадает на погост Свято-Николаевской церкви.
Очень много харунгвав и еще одна хлеб-соль завершает гражданские почести дорогого гостя.
Владыка со славою идет дальше в храм. Его приветствуют,
ему подносят крест для целования и святую воду для окропления. Послышались звуки церковного хора. Началась служба. После службы владыка Алексей направился в Пацевичи в церковь Святой Анны. “
В советские времена, когда велось преследование на
религию, в Песках церковь не закрывалась, благодаря настоятелю Константину Васильевичу Красковскому (1882 - 1967).
Он приехал в Пески в 1931 году, один, без семьи. Его избранница
умерла за два дня до венчания, от страшной болезни - менингита. Священник Константин принял целибат (обязательный обет безбрачия ради Христа). После воссоединения Западной и Восточной Белоруси красноармейцы, которые приехали к местному войту, в доме напротив увидели священника и хотели его расстрелять вместе с хозяйкой квартиры, где он проживал. Однако командир не позволил совершить самовольную расправу.
Отдельно нужно рассказать о семье, где проживал священник Константин. Семья Семашко Меланни была католического вероисповедания, однако приняла православного священника на квартиру, оказывала ему помощь по хозяйству. В этом доме священник Константин проживал до 1957 года. Из воспоминаний сына хозяйки Семашко Станислава Витольдовича: "Он учил старших детей делать новогодние гирлянды из бумаги, украшать елку, петь песни.
Настраивал с детьми небольшие представления. Священник Константин сохранял посты, пил кипяченую воду и ел овощи. В моей памяти он остался образцом священника ". Добрыми словами
священника вспоминают и певцы нашей церкви Красько Н.Н. и Ханда Н.И., которых он в детстве учил петь церковные песни. Дед Нины Ивановны прислуживал в церкви и всегда брал ее с собой. Священник
Константин подарил ей серебряную цепочку, которая на всю жизнь осталась для нее самым дорогим подарком. Материальную помощь также получили от него семьи, имевшие по много детей (семья Ухналевич Ю., единственная в Песках семья, жившая в землянке и имела много детей, семья Чубрика Павла, в которой было 6 детей ).
В 1944 году были новые издевательства над священником.
Несколько раз его предупреждали и угрожали расправой, однако священник продолжал выполнять своё божью дело. Усилия коммунистов и местной власти были направлены на закрытие церкви. Из-за травли и угроз священник Константин должен был менять место жительства и скрываться. На улицу приходилось выходить переодевшись в женскую одежду. И тогда, согласно воспоминаниям Воронович Надежды Савельевны, священник Константин написал письмо Сталину, с которым он учился в духовной семинарии и жил в одной комнате. Свое письмо он начал словами: "Здравствуй, Коба!». Так к Сталину обращались только близкие люди. Священник получил ответ на свое письмо и церковь не была закрыта, даже разрешалось звонить в колокола, в то время, когда многие храмы, в том числе и Самуйловицкая церковь, были закрыты. Старостой церковного совета в то время был Широкий Александр из деревни Мижево, а дьяконом - Ухналевич Владимир Бенедиктович.
Священник Константин служил в Песках до конца своей жизни. Надпись на обратной стороне фотографии, сделанный Филоновой Полиной (1925- 1998г.г), последней хозяйкой и служившей церковным казначеем более 20 лет, свидетельствует: "Константин Васильевич Красковский 1882 года. Заболел 1 февраля в среду, умер 17 февраля в пятницу в 22:45 вечера. В воскресенье состоялся вынос тела в церковь, в понедельник 20.02.67 г. погребение в Самуйловичах. Вечная память. Царство небесное.
20 февраля 1967 года ". Верующие хотели похоронить священника
около Песковской церкви, служению в которой он отдал всю жизнь, однако местные власти не позволили это сделать. Поэтому тело священника было перевезено в Самуйловичи, где покоились его родные. Похоронен отец Константин на местном кладбище, не возле церкви, как положено. Его могила находится рядом с могилой жителя дереввни Пацевичи, Предко Ивана и его жены. Их дочь, Плытник Вера Ивановна, на протяжении многих лет осуществляет уход за могилой священника, а в 2015 году ее семья обновила надгробие. Однако около Самуйловицкой церкви рядом с могилами священников стоит крест с надписью
"протоирей Красковский Константин Васильевич 1882-1967" .
После войны, власти установили, без преувеличения антирелигиозный террор. За посещение церкви могли уволить с работы, исключить из института. Давление шло по всем направлениям: приходы облагали огромными налогами, не позволяли проводить праздничные богослужения и Крестные ходы.
В такое сложное время пришлось служить Богу и людям священнику Александру (Александру Александровичу Малашко).
Александр Малашко родился в Гродно в 1907 году, его отец был старостой в Гродненском кафедральном соборе.
В годы Великой Отечественной войны немцы, чтобы найти
поддержку среди населения, начали открывать храмы и организовали в г. Гродно сокращенные двухлетние семинарские курсы
по подготовке священнослужителей. Их и закончил Александр Малашко.
Первый его приход был в д. Коптевка Гродненского района,
а затем в селе Белая Груда Лидского района. После этого он был направлен в г. Мосты, где прослужил двадцать лет в Свято-Ильинской церкви. Несколько лет священник Александр служил в Белавичах, куда ежедневно добирался пешком.
Последним его приходом стала Свято-Николаевская церковь в д.Пески. Так как Самуйловицкая церковь в то время была закрыта, ему пришлось выполнять священнический долг и в этом приходе. Более двадцати лет он ездил на службу с г. Мосты в деревню Пески
рейсовым автобусом. Прихожане вспоминают его как доброй души человека, который умел выслушать и утешить каждого человека в трудную для него минуту. Он никогда никому не отказал, когда к нему обращались его прихожане. Священник был за свою службу награжден головным убором - "Митрия".
В то время диаконом пребывал Махнач Виктор Дмитриевич и
Матус Алексей Афанасьевич, старостой избран Дубицкий Василий Петрович и они дальше продолжали исполнять свои обязанности.
Священник Александр умер в 1995 году, похоронен на
кладбище в г. Мосты. Сведения и фотографии о нем получены от его дочери, Кравцевич Маргариты Александровны, проживающей в г. Мосты.
Несколько лет настоятелем Песковской церкви был священник
Василий. Сведений о нем нет.
Осенью 1992 года в Пески приехал новый молодой священник
- Сергий (Шелест Сергей Федорович) родился в 1969 году, окончил Жировичскую Духовную семинарию.
Он внес очень большой вклад для храма Свято-Николаевской
церкви.
В это время отношение к церкви со стороны государства изменилось в лучшую сторону.
Церковь в Песках многие годы была без ремонта, крыша прохудилась, окна сгнили. Прихожане на собственные средства не могли
провести капитальный ремонт здания. Благодаря стараниям священника Сергия церковь была отремонтирована: заменены окна, накрыта новая крыша, сделаны новые входные ворота, спилены старые деревья, которые росли вокруг церкви, а посажены на их месте молодые: туи.
Большую материальную помощь в ремонте церкви оказал
Мостовский ремонтный завод (директор Гермась Илья Николаевич). После ремонта в церкви появилась новая люстра, подаренная ремзаводом.
А еще существовала большая проблема с жильем для Священника.
Священник Сергий с семьей проживал на квартире, в семье Пецевич Антона Михайловича. И вот, церковный совет совместно с прихожанами решили начать строительство дома для проживания священников. Купили финский дом, на выделенные ремзаводом, деньги, перевезли его в Пески. Согласно размерам, залили фундамент. Бригада строителей с Брестской области обложила дом кирпичом. В строительстве принимали активное участие жители деревень: Пески, Мижево, Выгода. Необходимо отметить, что в 90-х годах существовала проблема со строительным материалом. В организации выписывали стройматериалы только для своих рабочих. Известно, что Чубрик Мария Петровна, технолог Мостовского фондока помогла с приобретением стройматериала. Весной 1994 года семья священника переехала в новый дом. Большую помощь при строительстве дома оказала Широкая Анна Максимовна (1920-2007 г.г). Эта женщина принимала самое активное участие в деятельности церкви, была главной певчей и руководителем церковного хора.
С января 1994 года и до сих пор служит церковным казначеем Буйдак Анастасия Антоновна.
Во время служения в Свято-Николаевской церкви Священника
Сергея, была впервые организована воскресная
школа при церкви для детей, где он сам проводил с ними занятия.
Летом 1999 года священника Сергия перевели на службу в гор.поселок Паграничны Берестовицкого района в храм святой преподобной Евфросинии Полоцкой.
А на его место был назначен священник Вадим, родной брат священника
Сергия, который продолжил традиции своего брата.
Священник Вадим (Шелест Вадим Фёдорович) родился в 1971 году. Закончил Жировичскую Духовную семинарию . Рукоположен 6 марта 1993
года.
С 1999 г. по 2008 год он был настоятелем Песковской
церкви. В это время был избран новый староста церковного Совета- Станиславич Георгий Сергеевич, занимающий эту
должность и в настоящее время.
Священник Вадим также внес немалый вклад в процветание нашего храма:
В 2006 году в церкви был проведен ремонт внутреннего интерьера.
В 2007 году построена котельная и подведено отопление в церковь.
В 2008 году проведены внешний ремонт здания. Краску на ремонт подарили Дылевский Геннадий Юльянович, братья Станиславичи Александр Георгиевич и Сергей Георгиевич. Мартынюк Сергей Викторович купил на свои деньги ковровое покрытие на пол и два облачения для священника, Дылевская Вера Петровна подарила две иконы для церкви.
Заботами священника Вадима и председателя сельского совета Бубнова Дмитрия Ивановича, на средства прихожан и материальной помощи СПК им. А.Мицкевича ( пред. Майзик О.Н.) вокруг кладбища была установлена новая ограда в агрогородке Пески. Калитка была сделана на Мостовском ремзаводе.
При церкви продолжала действовать воскресная школа. В
работе которой также принимали участие учителя Песковской средней школы: Гайдаш Галина Павловна и Якубик Валентина Петровна.
На большие годовые праздники (Пасха, Рождество, День Святого Николая и другие) дети готовили театрализованные постановки, с которыми выступали в церкви.
Большой радостью и счастьем для прихожан было неоднократное посещение нашей церкви, большим и уважаемым гостем, Владыкой
Артемием, Архиепископом Гродненским и Волковысским. Особенно запомнилась служба на пасхальной неделе 2003 года. В этой службе принимали участие почти 20 (двадцать) священников.
В течение долгого времени над Свято-Николаевской церковью
очень красиво звучали церковные колокола. Этим чудом очень умело руководил Чубрик Михаил Николаевич (1931- 2006г.г), он действительно был мастером своего дела.
На территории церкви сохранилось несколько могил: справа
от входа находится могила воинов первой мировой войны, слева могила ребенка Кальвина Виктора (1903 -1904г.г.) . За церковью находится могила совладельца имения Мосты Ознобишина Александра Ивановича, который относится к 15 поколению знаменитого рода Ознобишиных, внук известного капитана Ильи Ивановича Ознобишина (1757-1832).
Родился Александр Иванович 2 ноября 1834 года, окончил
Императорское Правовое училище, 16 мая 1856 года (17 выпуск) IХ классом. Статский советник, камергер Двора, уважаемый Мировой судья в Гродненской губернии.
Умер он в городе Гродно 9 июня 1893 года и похоронен возле нашей церкви.
Именно им были выделены деньги на ее строительство.
Жена его - Сазонова Анастасия Александровна (умерла 27.03.1909г) - имела с сыновьями Александром, Алексеем, Леонидом и Георгием
земли в д.Мосты и Новая Квасовка. Еще в семье были дочери Ксения, Екатерина и Анастасия. Об этом мы узнали в 2013 году из архивных документов и от правнучки, Ознобишиной Татьяны Николаевны, которая проживает в Санкт-Петербурге.
Один из его сыновей Алексей Александрович был известный
русский общественный деятель, политик, вице - губернатор города Гродно. В 1912 избран членом IV Государственной думы от Гродненской губернии. После событий 1917 года эмигрировал в Париж, похоронен в 1929 году. Сведения имеются в интернете.
В июне 2013 года благодарные прихожане обновили могилу и к 120-летию со дня смерти Ознобишина А.И. была отправлена панихида священником Виктором.
О судьбе остальных членов семьи мы надеемся узнать с помощью Татьяны Николаевны Ознобишиной.
С 2008 года в Песках служит священником отец Виктор (Шнайдер Виктор Викторович), который будет продолжать написание истории нашего храма, его дело продолжат другие священники. И я надеюсь, что со временем этот труд станет настоящей летописью нашей церкви и
его будут читать наши потомки.
Прихожанка Якубик Валентина Петровна
2013 - 2016 год
Пески

Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653203207
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653199111
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653194503
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653194247
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653201415
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653201159
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653200903
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653200647
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653202695
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653197319
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653196807
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653196551
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653200135
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653199623
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653199367
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653202951
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653202695
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653202439
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653201927
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851653201671
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851468204807
Из материалов собранных Валентиной Петровной Якубик - 851468203527

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • 12 фев 2017 18:15
    Валентина Петровна провела огромную работу, чтобы собрать столь обширный материал. Картина за многие годы предстает перед глазами: с 19 по 21  век.  Много интересных событий произошло за это время, множество имен найдено Валентиной Петровной! Это настоящая экскурсия в глубину веков.
    Спасибо за труд, Валентина Петровна и Анатолий! Надо еще сказать, что Валентина Петровна ухаживает за могилой Ознобишина А.И. и ищет потомков этого знаменитого и очень большого рода. Нашла внучку Ознобишина А.И., Татьяну Николаевну Ознобишину. Честь и хвала таким людям, которые живут ради общественной жизни, видят смысл в истории, поиске находок, фактов, людей, чтобы они не были забыты потомками! Спасибо, Валентине Петровне
    Якубик и Анатолию Сенкевич.
  • 2 фев 2018 08:27
    Спасибо и низкий поклон  Якубик  Валентине Петровне за её подробную  историю церкви Св. Николая Чудотворца в д. Пески. Очень доходчиво , подробно и доступно для понимания каждого человека...
  • 5 фев 2018 08:45
    Очень интересно и позновательно.
  • 11 фев 2018 19:00
    Спасибо