Всех, кто приезжает в Стрельну к берегу Финского залива, конечно, привлекает скульптурная группа, стоящая на площади перед Пресс-центром. Смотрящий в сторону Финского залива Петр со своей супругой Екатериной Первой готовы встречать гостей, прибывших в Стрельну морем. Перед нами скульптурная группа «Царская прогулка» современного скульптора Михаила Михайловича Шемякина. Скульптура – подарок автора к 300-х летию Санкт-Петербурга. Памятник был открыт 28 мая 2003 года. Михаил Шемякин с супругой присутствовали на этом событии. Изначально, группа была установлена на охраняемой, закрытой территории парка, Сейчас на этом месте установлены лафеты пушек и старинный якорь, привезенный из Кронштадта. В 2006 году скульптура была перенесена на площадь перед Финским заливом и каждый желающий может в деталях ее рассмотреть. Что же мы видим, рассматривая композицию ? На гранитном ступенчатом постаменте с бронзовой балюстрадой стоят бронзовые изваяния Петра Первого и его супруги Екатерины Первой. На прогулке венценосную семью сопровождают две борзые собаки и карлик в широкополой шляпе. Рядом с карликом —тронное кресло. По сторонам ступеней, ведущих на верхнюю площадку подиума, - две декоративные пушки, украшенные масками львов, фигурками морских коньков. По всему периметру боковой поверхности подиума установлены двенадцать маскарон (масок) в виде различных морских чудовищ. Скульптура Петра Первого (ее высота 280 см) выполнена в известной манере Шемякина (мы помним его памятник Петру Первому в Петропавловской крепости). За руку царь Петр держит свою супругу Екатерину (высота скульптуры 240 см), урожденную Марту Скавронскую. По словам Михаила Шемякина, это первое СКУЛЬПТУРНОЕ изображение Екатерины Первой, которая раньше в бронзе представлена не была. «Пришлось поискать ее изображение по архивам, чтобы добиться полного портретного сходства», - говорит в одном из интервью сам автор. В другой руке у самодержца – трость. «… Петр Великий всегда имел при себе толстую трость с набалдашником из слоновой кости, более известную под именем «дубинка». Обладая горячим нравом, Государь частенько употреблял ее в дело за нескорое исполнение его приказаний и за небрежное отношение к делу. От ударов дубинки никто из его приближенных не был застрахован. Как-то раз Государь сильно побил дубинкою своего любимого оберкухмистера Фельтена. А все из-за сыра. Царь всегда после обеда ел сыр с маслом, особенно он любил лимбургский. Раз Петру был подан сыр, который ему особо понравился. Заметив, что на стол ему всегда подают новые сыры, самодержец измерил сколько сыра осталось после трапезы и велел подавать начатую головку сыра, пока тот не закончится. А Фельтену приказал спрятать измеренный кусок. На другой день поданный кусок сыра был заметно меньше, чем оставалось вчера. Государь это заметил, и после измерений оказалось, что половины уже нет. - Куда девалась половина – не приказывал ли я спрятать сыр ? Погоди ж, я тебе напомню. И тот час Государь встал из-за стола и поколотил тростью Фельтена. Петр знал что где нужно, и дубинка часто восстанавливала его царское доверие, затемняемое по временам чертами личной корысти и беззаконными поступками". Но вернемся к «Царской прогулке». Еще один участник скульптурной композиции – карлик в широкополой шляпе, с армиллярной сферой (астрономическим инструментом, который использовался для определения координат небесных светил), ботиком и маленьким мальчиком (путто) на плече. Существует предположение, что карлик в данной композиции символизирует Европу, ботик и сфера в его руках говорит о том, что именно в путешествиях по Европе царь Петр познавал многие науки. Слева от карлика – тронное кресло. Когда будете рассматривать памятник «Царская прогулка» обязательно обратите внимание на мелкие детали. Их очень много : украшения платья Екатерины - букетики цветов на ткани, кружевные детали нарядов Петра и Екатерины, кафтан с мухами, фляга с ремнем через плечо и украшение на шляпе карлика. Также, обязательно рассмотрите обратную сторону царского трона, где автор разместил «всевидящее око», 12 ушей и маску с рогами…. Все вижу …. Все слышу… «Царская прогулка» в Стрельне не первый вариант памятника. Еще 5 июня 2001 года в Англии, на юго-востоке Лондона, был открыт первоначальный вариант композиции. Скульптор - Михаил Шемякин и архитектор - Вячеслав Бухаев. В лондонском варианте в центре отлитый в бронзе царь Петр. Монарх один, без супруги. В правой руке у него подзорная труба, в левой – курительная трубка. Две пушки, карлик и трон такие же как у нас в Стрельне. Памятник Петру I в Дептфорде поставлен на месте дома, в котором русский самодержец жил в 1698 году во время визита в Англию. Пётр провёл в Англии четыре месяца. За это время он изучал теорию кораблестроения, посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор (где тогда директорствовал сэр Исаак Ньютон), осмотрел Вулвичский арсенал и кабинеты редкостей. Я очень люблю скульптурную композицию «Царская прогулка» в родной Стрельне. Считаю, что правильно выбрано место для его расположения. Я уверена, Петр Первый испытывает чувство удовлетворения, стоя на берегу Финского залива, держа за руку супругу, любуясь проходящими по морскому каналу судами и своим детищем - Санкт-Петербургом. ИРИНА ЮСТЮЖЕНКОВА
Санкт- Петербург- Северная Пальмира и Венеция.
:екатерина терюшкова
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ШЕМЯКИН "ЦАРСКАЯ ПРОГУЛКА"
Всех, кто приезжает в Стрельну к берегу Финского залива, конечно, привлекает скульптурная группа, стоящая на площади перед Пресс-центром.
Смотрящий в сторону Финского залива Петр со своей супругой Екатериной Первой готовы встречать гостей, прибывших в Стрельну морем.
Перед нами скульптурная группа «Царская прогулка» современного скульптора Михаила Михайловича Шемякина.
Скульптура – подарок автора к 300-х летию Санкт-Петербурга. Памятник был открыт 28 мая 2003 года.
Михаил Шемякин с супругой присутствовали на этом событии.
Изначально, группа была установлена на охраняемой, закрытой территории парка, Сейчас на этом месте установлены лафеты пушек и старинный якорь, привезенный из Кронштадта. В 2006 году скульптура была перенесена на площадь перед Финским заливом и каждый желающий может в деталях ее рассмотреть.
Что же мы видим, рассматривая композицию ?
На гранитном ступенчатом постаменте с бронзовой балюстрадой стоят бронзовые изваяния Петра Первого и его супруги Екатерины Первой. На прогулке венценосную семью сопровождают две борзые собаки и карлик в широкополой шляпе. Рядом с карликом —тронное кресло. По сторонам ступеней, ведущих на верхнюю площадку подиума, - две декоративные пушки, украшенные масками львов, фигурками морских коньков. По всему периметру боковой поверхности подиума установлены двенадцать маскарон (масок) в виде различных морских чудовищ.
Скульптура Петра Первого (ее высота 280 см) выполнена в известной манере Шемякина (мы помним его памятник Петру Первому в Петропавловской крепости). За руку царь Петр держит свою супругу Екатерину (высота скульптуры 240 см), урожденную Марту Скавронскую.
По словам Михаила Шемякина, это первое СКУЛЬПТУРНОЕ изображение Екатерины Первой, которая раньше в бронзе представлена не была. «Пришлось поискать ее изображение по архивам, чтобы добиться полного портретного сходства», - говорит в одном из интервью сам автор.
В другой руке у самодержца – трость. «… Петр Великий всегда имел при себе толстую трость с набалдашником из слоновой кости, более известную под именем «дубинка». Обладая горячим нравом, Государь частенько употреблял ее в дело за нескорое исполнение его приказаний и за небрежное отношение к делу. От ударов дубинки никто из его приближенных не был застрахован. Как-то раз Государь сильно побил дубинкою своего любимого оберкухмистера Фельтена. А все из-за сыра. Царь всегда после обеда ел сыр с маслом, особенно он любил лимбургский. Раз Петру был подан сыр, который ему особо понравился. Заметив, что на стол ему всегда подают новые сыры, самодержец измерил сколько сыра осталось после трапезы и велел подавать начатую головку сыра, пока тот не закончится. А Фельтену приказал спрятать измеренный кусок. На другой день поданный кусок сыра был заметно меньше, чем оставалось вчера. Государь это заметил, и после измерений оказалось, что половины уже нет.
- Куда девалась половина – не приказывал ли я спрятать сыр ? Погоди ж, я тебе напомню. И тот час Государь встал из-за стола и поколотил тростью Фельтена. Петр знал что где нужно, и дубинка часто восстанавливала его царское доверие, затемняемое по временам чертами личной корысти и беззаконными поступками".
Но вернемся к «Царской прогулке».
Еще один участник скульптурной композиции – карлик в широкополой шляпе, с армиллярной сферой (астрономическим инструментом, который использовался для определения координат небесных светил), ботиком и маленьким мальчиком (путто) на плече. Существует предположение, что карлик в данной композиции символизирует Европу, ботик и сфера в его руках говорит о том, что именно в путешествиях по Европе царь Петр познавал многие науки. Слева от карлика – тронное кресло.
Когда будете рассматривать памятник «Царская прогулка» обязательно обратите внимание на мелкие детали. Их очень много : украшения платья Екатерины - букетики цветов на ткани, кружевные детали нарядов Петра и Екатерины, кафтан с мухами, фляга с ремнем через плечо и украшение на шляпе карлика.
Также, обязательно рассмотрите обратную сторону царского трона, где автор разместил «всевидящее око», 12 ушей и маску с рогами…. Все вижу …. Все слышу…
«Царская прогулка» в Стрельне не первый вариант памятника. Еще 5 июня 2001 года в Англии, на юго-востоке Лондона, был открыт первоначальный вариант композиции. Скульптор - Михаил Шемякин и архитектор - Вячеслав Бухаев. В лондонском варианте в центре отлитый в бронзе царь Петр. Монарх один, без супруги. В правой руке у него подзорная труба, в левой – курительная трубка. Две пушки, карлик и трон такие же как у нас в Стрельне.
Памятник Петру I в Дептфорде поставлен на месте дома, в котором русский самодержец жил в 1698 году во время визита в Англию. Пётр провёл в Англии четыре месяца. За это время он изучал теорию кораблестроения, посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор (где тогда директорствовал сэр Исаак Ньютон), осмотрел Вулвичский арсенал и кабинеты редкостей.
Я очень люблю скульптурную композицию «Царская прогулка» в родной Стрельне. Считаю, что правильно выбрано место для его расположения. Я уверена, Петр Первый испытывает чувство удовлетворения, стоя на берегу Финского залива, держа за руку супругу, любуясь проходящими по морскому каналу судами и своим детищем - Санкт-Петербургом.
ИРИНА ЮСТЮЖЕНКОВА