Жан-Батист Александр Леблон – известный французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры.

Родился в 1679 году во Франции, в семье королевского придворного живописца и гравера, Жана Леблона.
Первым его наставником в области архитектуры был его дядя, брат его матери Жан Гирард, состоящий на службе у Филиппа I Орлеанского. По свидетельству Жака-Франсуа Блонделя учителем Жана-Батиста в области садово-паркового искусства стал Андре Ленотр.
В 1716 году русский царь и император Всероссийский Петр I приглашает Леблона в Санкт-Петербург в качестве «генерал-архитектора». В 1717 году архитектором был разработан Генеральный план Санкт-Петербурга с центром на Васильевском острове. Он также оформлял интерьеры Летнего дворца Пётра I Великого. Именно архитектурной деятельностью Жана-Батиста Александра Леблона представлен третий этап петровского градостроительства.
С 1714 по 1723 гг. Леблон занимается проектированием Большого Петергофского дворца – дворца Монплезир, название которого в переводе с французского языка означает «мое удовольствие». Изначально этим проектом занимается немецкий зодчий Андреас Шлютер, однако в скором времени император Петр I поручает это дело именно Леблону. От центрального корпуса одноэтажного дворца расходятся две длинные галереи с балюстрадами-ограждениями из ряда фигурных столбов, соединённых сверху горизонтальной балкой. В конце каждой галереи находятся люстгаузы – небольшие павильоны с двускатной крышей, на которой размещены световые фонари. Галереи, расположенные на одной линии с центральным корпусом дворца, зрительно удлиняют его фасад. А благодаря насквозь прорезанным и застекленным аркам галерей, дворец наполнен своеобразной легкостью и прозрачностью. Северный фасад дворца выходит на морскую террасу, выложенную разноцветным голландским кирпичом. Необычайной крепости кирпич использовался при построении дворца. Несмотря на тонкую кладку, стены очень прочные и выдержали проверку не только временем, но и военными действиями.
Один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин возвел для себя двухэтажный дом. Однако здание абсолютно не устраивало его своей маловыразительностью. Именно в это время в Санкт-Петербург прибывает Жан-Батист Леблон, которому адмирал поручает спроектировать более пышное сооружение. Учитывая, что французская архитектура в это время уже отказалась от пышности и больше стремилась к изысканности и простоте, Леблон проектирует для адмирала Апраксина дом в сдержанном и элегантном стиле. Спроектировав дом, Леблон не имел возможности приступить к его строительству, поскольку занимался королевскими резиденциями. Адмирал лично «вторгся» в строительство дома, добавив желанную для него пестроту и великолепие. Нарушив все пропорции сооружения, предусмотренные леблоновским проектом, Апраксин выстроил величественный трехэтажный дворец. После его смерти дворец перешел царской семье и в правление императрицы Анны Иоанновны подвергся существенной перестройке. Авторами реконструкции были в разное время Доменико Трезини и Франческо Бартоломео Растрелли.
Проектирование царской резиденции с фонтанами в поселке Стрельна на Петергофской дороге было начато итальянским архитектором Карло Бартоломео Растрелли в начале 1616 года. Однако, через полгода, за проектирование сада и Стрельнинского дворца взялся Леблон. Так называемый «водный сад» имеет в плане П-образную форму. Водные каналы, проведенные вдоль главных аллей сада, соединяются с морем. Согласно проекту Леблона, дворец был расположен на краю верхней террасы, которая возвышалась на 12 метров над поверхностью заболоченной местности. Межканальные пространства планировалось заполнить парковыми сооружениями, фонтанами, боскетами – густой группой деревьев и кустов, которым благодаря декоративной стрижке придают различные формы. На острове, расположенном в конце центрального канала, Леблон планировал соорудить «Замок воды» – искусственный холм с павильоном на вершине. Стрельненский дворец должен был состоять из главного корпуса, верхнюю часть которого завершал бельведер – постройка с открывающимся видом на окружающий вид, два флигеля и колоннадная галерея, которая тянулась бы на сто метров и заканчивалась павильонами. С 1719 года, после его смерти, проектированием дворца занялся Никола Микетти, изменивший проект Леблона. Единственное, что Микетти оставил из леблоновского проекта – это три высокие арки главного корпуса, образующие сквозной проход на террасу парка. К концу 18 века дворец был подарен императором Всероссийским Павлом I сыну – великому князю Константину Павловичу, после чего этот дворцово-парковый комплекс стал носить название Константиновский.

Жан-Батист Александр Леблон – известный французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры. - 935253661683

Комментарии