Станция Петербургского метрополитена "Гражданский проспект" входит в состав Кировско-Выборгской линии. Она расположена между двумя станциями "Академическая" — "Девяткино". "Гражданский проспект" открыли 29 декабря 1978 года, в один день со станцией "Комсомольская", названной в честь 60-й годовщины ВЛКСМ. "Комсомольскую" 1 июля 1992 года переименована в "Девяткино" по названию железнодорожной станции приозерского направления, через которую следуют электропоезда с Финляндского вокзала. Станция "Гражданский проспект" сохранила своё первоначальное советское наименование, связанное с её расположением на одноимённой городской магистрали. Хотя изначально в проекте значилась она и как "Гражданская", и "Калининская", и Светлановский проспект", который расположен в 1200 метрах западнее. Но всё же остановились на "Гражданском проспекте". Своё имя станция сполна оправдывает тем, что в центре на декоративной решётке установлен уникальный артефакт, символ несуществующего ныне государства — бронзовый герб Союза Советских Социалистических Республик. По замыслу авторов, размещение герба должно было указывать на связь оформления подземного зала с названием станции. Со временем менялось количество союзных республик, менялось и число лент с девизом: в 1937–1946 годах их было 11 штук, в 1946–1956 годах — 16. Карело-Финская ССР 16 июля 1956 года преобразована в Карельскую автономную республику, вследствие чего Указом Верховного Совета СССР от 12 сентября 1956 года с герба удалили 16-ю ленту с девизом на финском языке. Под гербом установлен экран, выполненный из золотистых трубок. "Гражданский проспект" — колонная станция глубокого заложения, её глубина ≈ 64 метра. Она относится к редко встречающемуся типу станций с наземными комплексами противоатомной защиты. Её вестибюль дополняют особые металлоконструкции, способные надёжно защитить население в случае чрезвычайных ситуаций. Павильон возвели по проекту архитекторов Геннадия Никаноровича Булдакова и Л. Е. Кисельгофа. Наземный вестибюль станции "Гражданский проспект" построили на пересечении двух крупных магистралей — проспектов Гражданского и Просвещения, в центре нового огромного жилого района, расположенного за Муринским ручьем. Сам вестибюль "Гражданского проспекта" первоначально выглядел не так, как сегодня. В связи с разными торговыми и прочими пристройками наземное сооружения для вход в метро несколько поменяло свой исторический облик. Сегодня здание станции облицовано бело-серым мрамором. В целом, постройка выполнена по нетипичного для советского времени плану с раздельными кассовым и эскалаторным залами. Эскалаторный зал имеет круглую форму с куполообразным потолком. Выход из него располагается перпендикулярно входу для разделения потоков пассажиров. Подземный зал сооружён по проекту архитектора Арона Соломоновича Гецкина, который до этого обычно специализировался на наземных вестибюлях. Вместе с ним в разработке проекта приняли участие архитекторы Е. И. Валь и Владимир Николаевич Выдрин. Архитектурное решение станции построено на создании строгой колоннады с венчающим её вертикальным фризом. В оформлении "Гражданского проспекта" использованы материалы жёлтых оттенков. Колонны и путевые стены облицованы желтовато-бежевым мрамором, светильники и облицовка торцевой стены, технологических проходов и других элементов, включая вышеупомянутый бронзовый герб СССР (3-х метровый в диаметре), сделаны из анодированного алюминия золотистого цвета. Под гербом установлен экран, выполненный из алюминиевых трубок золотистого цвета. При этом, пол перронов вымощен серым, а центрального зала — красно-серым гранитом разных оттенков. Подземный зал станции освещается светильниками призматической формы. Название топонима происходит от деревни "Гражданка" (или "Горожанка"). Первое упоминание о "Гражданке" встречается в отчётах жителей Петербургского уезда за 1795 год. Возникновение имени "Гражданка" доподлинно неизвестно. Некоторые историки утверждают, что наименование связано с близостью к городу и сначала звучало как "Горожанка". Другие объясняют название "Гражданка" в связи со словом "городить", то есть обносить забором или тыном. Проторённую к тому времени дорогу из Санкт-Петербурга стали именовать дорогой в деревню "Горожанка", рядом с которой в 1827 году появилась немецкое поселение "Гражданка". К северу от него образовалось, к тому же, село "Русская Гражданка", плавно перетекающее в деревню "Ручьи". А она располагалась у пересечения дороги в Гражданку с Муринским ручьем. К югу от немецкого поселения, близ нынешнего проспекта Непокоренных, возникла ещё деревня, где жили русские, финны и немцы все вместе, под названием "Дорога в Гражданку". В конце XIX — первой половине XX века дорога в Гражданку называлась "Гражданской дорогой", в 1950-х годах в некоторых справочниках и на картах иногда можно было встретить либо название "Русская Гражданка", либо она делилась на три участка по названиям поселений. В 1960-е годы началась активная застройка южной части района от проспекта Непокоренных до Муринского ручья жилыми домами и административными зданиями. Старая дорога получила в 1962 году название "Гражданский проспект", в 1970 году проспект выпрямили и продлили до Суздальского проспекта.
Санкт- Петербург- Северная Пальмира и Венеция.
:екатерина терюшкова
Станция метро "Гражданский проспект"
Станция Петербургского метрополитена "Гражданский проспект" входит в состав Кировско-Выборгской линии. Она расположена между двумя станциями "Академическая" — "Девяткино". "Гражданский проспект" открыли 29 декабря 1978 года, в один день со станцией "Комсомольская", названной в честь 60-й годовщины ВЛКСМ.
"Комсомольскую" 1 июля 1992 года переименована в "Девяткино" по названию железнодорожной станции приозерского направления, через которую следуют электропоезда с Финляндского вокзала.
Станция "Гражданский проспект" сохранила своё первоначальное советское наименование, связанное с её расположением на одноимённой городской магистрали. Хотя изначально в проекте значилась она и как "Гражданская", и "Калининская", и Светлановский проспект", который расположен в 1200 метрах западнее. Но всё же остановились на "Гражданском проспекте".
Своё имя станция сполна оправдывает тем, что в центре на декоративной решётке установлен уникальный артефакт, символ несуществующего ныне государства — бронзовый герб Союза Советских Социалистических Республик. По замыслу авторов, размещение герба должно было указывать на связь оформления подземного зала с названием станции.
Со временем менялось количество союзных республик, менялось и число лент с девизом: в 1937–1946 годах их было 11 штук, в 1946–1956 годах — 16. Карело-Финская ССР 16 июля 1956 года преобразована в Карельскую автономную республику, вследствие чего Указом Верховного Совета СССР от 12 сентября 1956 года с герба удалили 16-ю ленту с девизом на финском языке. Под гербом установлен экран, выполненный из золотистых трубок.
"Гражданский проспект" — колонная станция глубокого заложения, её глубина ≈ 64 метра. Она относится к редко встречающемуся типу станций с наземными комплексами противоатомной защиты. Её вестибюль дополняют особые металлоконструкции, способные надёжно защитить население в случае чрезвычайных ситуаций.
Павильон возвели по проекту архитекторов Геннадия Никаноровича Булдакова и Л. Е. Кисельгофа. Наземный вестибюль станции "Гражданский проспект" построили на пересечении двух крупных магистралей — проспектов Гражданского и Просвещения, в центре нового огромного жилого района, расположенного за Муринским ручьем.
Сам вестибюль "Гражданского проспекта" первоначально выглядел не так, как сегодня. В связи с разными торговыми и прочими пристройками наземное сооружения для вход в метро несколько поменяло свой исторический облик. Сегодня здание станции облицовано бело-серым мрамором.
В целом, постройка выполнена по нетипичного для советского времени плану с раздельными кассовым и эскалаторным залами. Эскалаторный зал имеет круглую форму с куполообразным потолком. Выход из него располагается перпендикулярно входу для разделения потоков пассажиров.
Подземный зал сооружён по проекту архитектора Арона Соломоновича Гецкина, который до этого обычно специализировался на наземных вестибюлях. Вместе с ним в разработке проекта приняли участие архитекторы Е. И. Валь и Владимир Николаевич Выдрин. Архитектурное решение станции построено на создании строгой колоннады с венчающим её вертикальным фризом. В оформлении "Гражданского проспекта" использованы материалы жёлтых оттенков.
Колонны и путевые стены облицованы желтовато-бежевым мрамором, светильники и облицовка торцевой стены, технологических проходов и других элементов, включая вышеупомянутый бронзовый герб СССР (3-х метровый в диаметре), сделаны из анодированного алюминия золотистого цвета.
Под гербом установлен экран, выполненный из алюминиевых трубок золотистого цвета. При этом, пол перронов вымощен серым, а центрального зала — красно-серым гранитом разных оттенков. Подземный зал станции освещается светильниками призматической формы.
Название топонима происходит от деревни "Гражданка" (или "Горожанка"). Первое упоминание о "Гражданке" встречается в отчётах жителей Петербургского уезда за 1795 год. Возникновение имени "Гражданка" доподлинно неизвестно. Некоторые историки утверждают, что наименование связано с близостью к городу и сначала звучало как "Горожанка". Другие объясняют название "Гражданка" в связи со словом "городить", то есть обносить забором или тыном.
Проторённую к тому времени дорогу из Санкт-Петербурга стали именовать дорогой в деревню "Горожанка", рядом с которой в 1827 году появилась немецкое поселение "Гражданка". К северу от него образовалось, к тому же, село "Русская Гражданка", плавно перетекающее в деревню "Ручьи". А она располагалась у пересечения дороги в Гражданку с Муринским ручьем.
К югу от немецкого поселения, близ нынешнего проспекта Непокоренных, возникла ещё деревня, где жили русские, финны и немцы все вместе, под названием "Дорога в Гражданку". В конце XIX — первой половине XX века дорога в Гражданку называлась "Гражданской дорогой", в 1950-х годах в некоторых справочниках и на картах иногда можно было встретить либо название "Русская Гражданка", либо она делилась на три участка по названиям поселений.
В 1960-е годы началась активная застройка южной части района от проспекта Непокоренных до Муринского ручья жилыми домами и административными зданиями. Старая дорога получила в 1962 году название "Гражданский проспект", в 1970 году проспект выпрямили и продлили до Суздальского проспекта.