Кто же такая Александра Николаевна? В Нижнем парке много укромных уголков: и один из них можно увидеть в тени деревьев у тропинки к «Львиному каскаду» — это мемориальная скамья в память о Великой Княгине Александре Николаевне, Адини, как звали ее в семье, младшей дочери Николая I — самой нежной и романтичной, исключительной красавице и любимице отца. В «Русском биографическом словаре» 1896 года о ней писали: «Александра Николаевна, великая княгиня, принцесса Гессен-Кассельская, третья дочь императора Николая I и императрицы Александры Феодоровны. Редкая красота, живо напоминавшая как черты лица августейшей матери, так и покойной бабушки, прусской королевы Луизы, соединялась в великой княжне Александре Николаевне с необыкновенной даровитостью. Десяти лет она уже любила слушать Бетховенские сонаты и симфонии, а 13 исполняла классические пьесы с редким пониманием. С 12 лет во всех ее движениях и особенно в танцах начала сказываться пленительная грация, которой неизменно любовались император и императрица. У великой княжны обнаружился замечательный голос, диапазон которого достигал трех полных октав. По совету графини Росси, императрица решила развивать выдающееся вокальное дарование дочери. В качестве учителя пения к великой княжне был приглашен итальянец Солива, который после годичных занятий обратил внимание на непрекращавшийся кашель своей ученицы. Придворным докторам не понравилось такое вмешательство в их дела, и Солива был уволен... …Великая княжна, которой уже исполнилось 18 лет, продолжала с прежней любовью заниматься пением и музыкой, а также иностранными литературами. Летом 1843 г. посетил Петергоф принц Фридрих-Вильгельм Гессенский, сын ландграфа Вильгельма… Принц провел с царской семьей в Петергофе целое лето, и ему особенно понравилась великая княжна Александра Николаевна, отвечавшая принцу взаимностью. Всем казалось, что в состоянии здоровья невесты произошла благоприятная перемена; только один доктор Мандт был противного мнения, и, к несчастью, его предсказания оправдались. 16 января 1844 г. происходило бракосочетание; молодые остались жить в Зимнем дворце... …Вскоре после свадьбы последовало ухудшение здоровья великой княгини: чахотка быстро развивалась. Весной больную перевезли в Царское Село, а в ночь на 29 июля она преждевременно разрешилась от бремени младенцем. В тот же день не стало и всеми любимой великой княгини. Погребена она в Петропавловском соборе у северной стены, недалеко от западных дверей…. После кончины Александры Николаевны памятную скамью установили в парке «Александрия», недалеко от дворца «Коттедж». Выполнена она была в 1844-1845 годах в мастерской мраморных дел мастера А. Трискорни. Памятную скамью венчал мраморный бюст Александры Николаевны, созданный скульптором И.Витали в 1847 году. Почему в Александрии? Вступив на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору А. Менеласу построить неподалеку от парадного Петергофа «сельский домик» в духе английских загородных вилл. Он создавался для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров, и стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних. Дворец «Коттедж» – главная постройка парка «Александрия» – выполнен в стиле неоготика. В 1829 году император подарил усадьбу Александре Федоровне, и в ее честь назвал поместье «Александрией». В 1917 году бюст Великой княжны перемещен во дворец «Коттедж», он сохранился до наших дней и сейчас экспонируется в кабинете Александры Федоровны. На скамье-памятнике установлена копия бюста из искусственного мрамора, изготовленная с оригинала И. Витали. Княгини милой абрис нежный… …Вновь притаилась у холма Средь зарослей сирени вешней Её заветная скамья. Как мрамор розовый мерцает - В прожилках камня свет, игра! Но жизни уж не предвещает Адини кроткая душа. Лучистые глаза фиалок С надеждой устремлялись вдаль. Александрины век так краток, Так трепетна её печаль! Т. Ротанова (отрывок). Нижний парк. Скамья-памятник. По краям - вазы из зеленой яшмы. Две декоративные вазы из зеленой яшмы (сибирской брекчии), в виде круглой неглубокой чаши, на высокой тонкой профилированной ножке и квадратном плинте, выполнены неизвестным русским мастером в 1847 году для убранства памятной скамьи. В годы Великой Отечественной войны вазы были разбиты на куски. Останки обеих ваз найдены на территории Александрии в 1945 году, их отреставрировали и установили на скамью-памятник в 2003 году. Каждый год памятную скамью украшают цветы: то разноцветные петунии, то нежно-розовые цветы герани, то бело-фиолетовые фиалки... В отличие от большинства воссозданных сооружений Петергофа, скамья-памятник не была признана «объектом культурного наследия». ...Давно исчезла жизнь младая, Страданья плоти отошли. Но, облик светлый созидая, Продлил мгновенье Витали...
Санкт- Петербург- Северная Пальмира и Венеция.
Скамья-памятник в Нижнем парке Петергофа.
Кто же такая Александра Николаевна?
В Нижнем парке много укромных уголков: и один из них можно увидеть в тени деревьев у тропинки к «Львиному каскаду» — это мемориальная скамья в память о Великой Княгине Александре Николаевне, Адини, как звали ее в семье, младшей дочери Николая I — самой нежной и романтичной, исключительной красавице и любимице отца.
В «Русском биографическом словаре» 1896 года о ней писали:
«Александра Николаевна, великая княгиня, принцесса Гессен-Кассельская, третья дочь императора Николая I и императрицы Александры Феодоровны.
Редкая красота, живо напоминавшая как черты лица августейшей матери, так и покойной бабушки, прусской королевы Луизы, соединялась в великой княжне Александре Николаевне с необыкновенной даровитостью.
Десяти лет она уже любила слушать Бетховенские сонаты и симфонии, а 13 исполняла классические пьесы с редким пониманием.
С 12 лет во всех ее движениях и особенно в танцах начала сказываться пленительная грация, которой неизменно любовались император и императрица.
У великой княжны обнаружился замечательный голос, диапазон которого достигал трех полных октав. По совету графини Росси, императрица решила развивать выдающееся вокальное дарование дочери. В качестве учителя пения к великой княжне был приглашен итальянец Солива, который после годичных занятий обратил внимание на непрекращавшийся кашель своей ученицы. Придворным докторам не понравилось такое вмешательство в их дела, и Солива был уволен...
…Великая княжна, которой уже исполнилось 18 лет, продолжала с прежней любовью заниматься пением и музыкой, а также иностранными литературами.
Летом 1843 г. посетил Петергоф принц Фридрих-Вильгельм Гессенский, сын ландграфа Вильгельма… Принц провел с царской семьей в Петергофе целое лето, и ему особенно понравилась великая княжна Александра Николаевна, отвечавшая принцу взаимностью.
Всем казалось, что в состоянии здоровья невесты произошла благоприятная перемена; только один доктор Мандт был противного мнения, и, к несчастью, его предсказания оправдались.
16 января 1844 г. происходило бракосочетание; молодые остались жить в Зимнем дворце...
…Вскоре после свадьбы последовало ухудшение здоровья великой княгини: чахотка быстро развивалась.
Весной больную перевезли в Царское Село, а в ночь на 29 июля она преждевременно разрешилась от бремени младенцем.
В тот же день не стало и всеми любимой великой княгини.
Погребена она в Петропавловском соборе у северной стены, недалеко от западных дверей….
После кончины Александры Николаевны памятную скамью установили в парке «Александрия», недалеко от дворца «Коттедж».
Выполнена она была в 1844-1845 годах в мастерской мраморных дел мастера А. Трискорни. Памятную скамью венчал мраморный бюст Александры Николаевны, созданный скульптором И.Витали в 1847 году.
Почему в Александрии?
Вступив на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору А. Менеласу построить неподалеку от парадного Петергофа «сельский домик» в духе английских загородных вилл.
Он создавался для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров, и стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.
Дворец «Коттедж» – главная постройка парка «Александрия» – выполнен в стиле неоготика. В 1829 году император подарил усадьбу Александре Федоровне, и в ее честь назвал поместье «Александрией».
В 1917 году бюст Великой княжны перемещен во дворец «Коттедж», он сохранился до наших дней и сейчас экспонируется в кабинете Александры Федоровны.
На скамье-памятнике установлена копия бюста из искусственного мрамора, изготовленная с оригинала И. Витали.
Княгини милой абрис нежный…
…Вновь притаилась у холма
Средь зарослей сирени вешней
Её заветная скамья.
Как мрамор розовый мерцает -
В прожилках камня свет, игра!
Но жизни уж не предвещает
Адини кроткая душа.
Лучистые глаза фиалок
С надеждой устремлялись вдаль.
Александрины век так краток,
Так трепетна её печаль!
Т. Ротанова (отрывок).
Нижний парк. Скамья-памятник. По краям - вазы из зеленой яшмы.
Две декоративные вазы из зеленой яшмы (сибирской брекчии), в виде круглой неглубокой чаши, на высокой тонкой профилированной ножке и квадратном плинте, выполнены неизвестным русским мастером в 1847 году для убранства памятной скамьи.
В годы Великой Отечественной войны вазы были разбиты на куски. Останки обеих ваз найдены на территории Александрии в 1945 году, их отреставрировали и установили на скамью-памятник в 2003 году.
Каждый год памятную скамью украшают цветы: то разноцветные петунии, то нежно-розовые цветы герани, то бело-фиолетовые фиалки...
В отличие от большинства воссозданных сооружений Петергофа, скамья-памятник не была признана «объектом культурного наследия».
...Давно исчезла жизнь младая,
Страданья плоти отошли.
Но, облик светлый созидая,
Продлил мгновенье Витали...