--------------------------------------- 16 (28) декабря 1800 года родился ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ САДОВНИКОВ --------------- Один из известнейших акварелистов Петербурга Василий Семёнович Садовников родился в Петербурге Талантливый художник, которому пришлось самостоятельно развивать свой талант, всю жизнь работал над тем, чтобы как можно подробнее изобразить город на Неве. Вышедший из крепостных крестьян он завоевал своими картинами всероссийскую славу. Его мать и отец были крепостными княгини Натальи Голицыной, с которой Александр Пушкин списал старую графиню в «Пиковой даме». Василий Садовников в числе домашней челяди проживал в княжеском доме в городе на Неве. У художника был старший брат Пётр. Его отдали ещё в юном возрасте на обучение известному архитектору. Пётр Садовников в итоге стал академиком архитектуры, и, невольно, оказывал определённое влияние и на брата. С ранних лет у Василия Семёновича проявились большие способности к рисованию. При помощи рисунков он, пристально наблюдая за городом, пытался самостоятельно воспроизводить наиболее интересные для себя детали Петербурга. В период с 1823 по 1827 годы Императорское общество поощрения художеств занималось, в том числе, изданием литографированных городских видов и окрестностей. В ту пору многим крепостным, не обделённым талантом, оказывалась поддержка. Общество предлагало оплачиваемые работы по раскрашиванию видов Санкт-Петербурга. Василий Садовников принял участие в труде, что впоследствии для него самого имело большое значение. Вышло так, что во время выполнения программной работы на звание художника Академии художеств в 1837 году перспективный класс для вольноприходящих возглавлял Максим Никифорович Воробьев, руководивший работами по раскрашиванию литографий. Тогда Садовников показал своё мастерство и завязал с наставником близкое знакомство. Крепостным же Василий Семёнович оставался вплоть до конца 1830-х годов, имея статус известного художника. Вольная была получена после смерти Голицыной. К тому моменту Садовникову было уже 38 лет. Василий Семёнович посвятил большую часть своего творчества изображению Петербурга. Эта тема была для него самой любимой. Уже в ранних произведениях Садовников показывал столицу, какой она была во времена Пушкина и Гоголя. До настоящего момента сохранились работы художника «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал», «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади». Самой же известной картиной Садовникова является «Панорама Невского проспекта, представленная в 1830 году. В истории искусства она осталась под другим названием – «Панорама Садовникова». Мастер исполнил картину 16-метровой длины в акварели. Уже затем её перевели на литографский камень. Современники восхищались тем, как точно Садовников передал главную улицу города. В целом, несмотря на то, что в русском искусстве XIX века отмечена принадлежность картин художника к стилям как жанровой живописи, так и видовой в равной степени, известность он заслужил именно как мастер точного воспроизведения архитектуры и интерьеров зданий Петербурга. На протяжении всей жизни творческая манера исполнения Садовникова менялась. Свои самые удачные акварели он выполнили ещё в 1840-х годах, а уже к концу следующего десятилетия работал иначе – без ювелирной проработки мельчайших деталей. При этом рисунок Василия Семёновича стал излишне открытым, а манера исполнения цветовой гаммы смелее и активнее. Последней работой мастера в 1873 году стал «Тамбов», на котором изображен интерьер крестьянской избы XVIII века. Многие картины Садовникова Василия Семеновича в настоящее время хранятся в Картинной галерее Эрмитажа, несколько произведений выставлено в Музее Академии художеств и в других музеях страны. В личной жизни Василий Садовников был счастливым мужем и отцом. Вместе с ним вольную получила его жена Маргарита и трое детей – Татьяна, Анна и Сергей. Сергей пошел по стопам отца и дяди, но в каком-то смысле даже их превзошел – он все же добился официального поступления в Академию художеств, работал как архитектор и уже на излете XIX века получил звание академика. Мастера, самостоятельно выучившегося ремеслу, принесшему ему славу и признание даже в приближенных к царскому престолу кругах, не стало весной 1879 году. Садовников не смог справиться с недугом в силу возраста. Его похоронили на Митрофаньевском кладбище, однако до наших дней могила акварелиста не сохранилась.
Санкт- Петербург- Северная Пальмира и Венеция.
АКВАРЕЛИ ГОРОДСКОГО ПЕЙЗАЖА
---------------------------------------
16 (28) декабря 1800 года
родился
ВАСИЛИЙ СЕМЕНОВИЧ
САДОВНИКОВ
---------------
Один из известнейших акварелистов Петербурга Василий Семёнович Садовников
родился в Петербурге
Талантливый художник, которому пришлось самостоятельно развивать свой талант, всю жизнь работал над тем, чтобы как можно подробнее изобразить город на Неве.
Вышедший из крепостных крестьян
он завоевал своими картинами
всероссийскую славу.
Его мать и отец были крепостными
княгини Натальи Голицыной,
с которой Александр Пушкин списал старую
графиню в «Пиковой даме».
Василий Садовников в числе домашней челяди проживал в княжеском доме
в городе на Неве.
У художника был старший брат Пётр.
Его отдали ещё в юном возрасте
на обучение известному архитектору.
Пётр Садовников в итоге стал академиком
архитектуры,
и, невольно, оказывал определённое влияние
и на брата.
С ранних лет у Василия Семёновича проявились большие способности к рисованию.
При помощи рисунков он,
пристально наблюдая за городом,
пытался самостоятельно воспроизводить
наиболее интересные для себя детали
Петербурга.
В период с 1823 по 1827 годы Императорское общество поощрения художеств занималось,
в том числе, изданием литографированных городских видов и окрестностей.
В ту пору многим крепостным, не обделённым талантом,
оказывалась поддержка.
Общество предлагало оплачиваемые работы
по раскрашиванию видов
Санкт-Петербурга.
Василий Садовников принял участие в труде,
что впоследствии для него самого имело
большое значение.
Вышло так, что во время выполнения программной работы на звание художника Академии
художеств в 1837 году
перспективный класс для вольноприходящих возглавлял Максим Никифорович Воробьев,
руководивший работами по раскрашиванию литографий.
Тогда Садовников показал своё мастерство и завязал
с наставником близкое
знакомство.
Крепостным же Василий Семёнович оставался
вплоть до конца 1830-х годов,
имея статус известного художника.
Вольная была получена после смерти Голицыной.
К тому моменту Садовникову было
уже 38 лет.
Василий Семёнович посвятил большую часть своего творчества изображению Петербурга.
Эта тема была для него самой
любимой.
Уже в ранних произведениях Садовников показывал столицу,
какой она была во времена Пушкина
и Гоголя.
До настоящего момента сохранились работы художника «Вид набережной и Мраморного дворца»,
«Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе»,
«Фельдмаршальский зал»,
«Отправление дилижанса с Исаакиевской
площади».
Самой же известной картиной Садовникова является «Панорама Невского проспекта,
представленная в 1830 году.
В истории искусства она осталась под другим названием –
«Панорама Садовникова».
Мастер исполнил картину 16-метровой длины
в акварели.
Уже затем её перевели на литографский
камень.
Современники восхищались тем,
как точно Садовников передал главную улицу
города.
В целом, несмотря на то, что в русском
искусстве XIX века отмечена принадлежность
картин художника
к стилям как жанровой живописи,
так и видовой в равной степени,
известность он заслужил именно как мастер
точного воспроизведения архитектуры
и интерьеров зданий
Петербурга.
На протяжении всей жизни творческая манера исполнения Садовникова менялась.
Свои самые удачные акварели он выполнили
ещё в 1840-х годах,
а уже к концу следующего десятилетия работал иначе – без ювелирной проработки мельчайших
деталей.
При этом рисунок Василия Семёновича стал излишне открытым,
а манера исполнения цветовой гаммы смелее
и активнее.
Последней работой мастера в 1873 году стал
«Тамбов»,
на котором изображен интерьер крестьянской избы XVIII века.
Многие картины Садовникова Василия Семеновича в настоящее время хранятся
в Картинной галерее Эрмитажа,
несколько произведений выставлено
в Музее Академии художеств
и в других музеях страны.
В личной жизни Василий Садовников
был счастливым мужем и отцом.
Вместе с ним вольную получила его жена
Маргарита и трое детей –
Татьяна, Анна и Сергей.
Сергей пошел по стопам отца и дяди,
но в каком-то смысле даже их превзошел –
он все же добился официального
поступления в Академию художеств,
работал как архитектор
и уже на излете XIX века получил звание
академика.
Мастера, самостоятельно выучившегося ремеслу, принесшему ему славу и признание
даже в приближенных к царскому престолу
кругах,
не стало весной 1879 году.
Садовников не смог справиться с недугом
в силу возраста.
Его похоронили на Митрофаньевском кладбище,
однако до наших дней могила акварелиста
не сохранилась.