Анна Ахматова жила в Царском Селе вместе с родителями с 1890 года. Здесь она провела детство, позже возвращалась сюда и в юности — в 1911–1916 годах.
В автобиографической заметке «Коротко о себе» Ахматова писала: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал…». Эти впечатления отразились в стихотворении «Царскосельская ода», в цикле «В Царском Селе». Настоящую оду Нашептало… Постой, Царскосельскую одурь Прячу в ящик пустой, В роковую шкатулку, В кипарисный ларец, А тому переулку Наступает конец. Здесь не Темник, не Шуя — Город парков и зал, Но тебя опишу я, Как свой Витебск — Шагал.
Именно здесь она познакомилась с Николаем Гумилёвым, которому посвятила стихотворение «В ремешках пенал и книги были…». Анна Ахматова училась в Мариинской женской гимназии (ныне — Царскосельская гимназия искусств им. А.А. Ахматовой), Николай Гумилёв — в Николаевской Царскосельской гимназии. Здания — они сохранились до нашего времени — располагаются недалеко друг от друга. Впервые Ахматова и Гумилёв встретились в 1904 году в Сочельник у Гостиного двора.
Мы вышли из дому, Аня и я с моим младшим братом Серёжей, прикупить какие-то украшения для елки, которая у нас всегда бывала в первый день Рождества. Был чудесный солнечный день. Около Гостиного двора мы встретились с «мальчиками Гумилёвыми»: Митей, старшим, — он учился в Морском кадетском корпусе — и с братом его Колей — гимназистом императорской Николаевской гимназии. (Валерия Срезневская, подруга Анны Ахматовой. Из очерка «Дафнис и Хлоя»)
В 1910 году Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались, спустя два года у них родился сын — Лев Гумилёв. Однако отношения молодых супругов вскоре разладились. Развелись они в 1918 году — когда новая власть разрешила после развода вновь вступать в браки.
«Бродячая собака»
В 1910-е годы Анна Ахматова начала входить в литературный круг Петербурга. Она публиковалась в журналах, стала участником поэтического объединения «Цех поэтов», в 1912 году вышел её первый сборник «Вечер», который сделал её известной. Именно образ Ахматовой этого периода, Ахматовой в «ложноклассической шали» — портрет работы Натана Альтмана, — стал настоящим олицетворением Серебряного века. Все мы бражники здесь, блудницы, Как невесело вместе нам! На стенах цветы и птицы Томятся по облакам. Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться ещё стройней. (Анна Ахматова. Отрывок из стихотворения к годовщине открытия кафе «Бродячая собака», 1912 год)
Стихотворение посвящено литературно-артистическому кабаре «Бродячая собака», которое открылось при содействии актера и режиссёра Бориса Пронина, писателя Алексея Толстого и других деятелей искусства. Здесь известные писатели, художники, актеры и музыканты устраивали литературные чтения, давали концерты и ставили спектакли.
Стены и потолок одной из комнат «Бродячей собаки» расписал художник Сергей Судейкин: возможно, именно эти рисунки и упоминает в своем стихотворении Ахматова.
«Кресты»
Тюрьму «Кресты» Анна Ахматова описала в поэме «Реквием». Произведение рассказывает о трагедии матери: во время сталинских репрессий сына Ахматовой, Льва Гумилёва, четыре раза арестовывали. Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской весёлой грешнице, Что случится с жизнью твоей — Как трёхсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять И своею слезою горячею Новогодний лед прожигать. (Анна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», 1938 год)
Боль этого страшного времени Ахматова выразила в поэме, которую создавала с 1934 по 1963 год. Ахматова не записывала текст: несколько её близких людей знали отрывки наизусть. Среди них была Лидия Чуковская. Она вспоминала, как Ахматова показывала ей строки, написанные на клочке бумаги, давала запомнить и тут же сжигала: «обряд прекрасный и горестный».
Сейчас напротив «Крестов» установлен памятник Ахматовой — так поэтесса завещала в своём произведении: А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов.
Шереметевский дворец (Фонтанный дом)
Шереметевский дворец располагается на набережной реки Фонтанки, по которой он получил своё второе название — Фонтанный дом. Усадьба принадлежала пяти поколениям дворянского рода Шереметевых. В этом доме Ахматова прожила в общей сложности более 30 лет. Впервые поэтесса поселилась в Фонтанном доме осенью 1918 года. Два года она жила здесь в квартире своего второго мужа — ассириолога Владимира Шилейко. Он занимался восточными языками, переводил «Эпос о Гильгамеше». Их квартиру Ахматова называла «Шумерийской кофейней»: Шилейко переводил древние тексты с клинописных табличек, которые лежали повсюду, даже в вазочках для печенья. В 1922 году супруги расстались и разъехались, но брак расторгли лишь через четыре года. Именно тогда Анна Ахматова вновь вернулась в Фонтанный дом: переселилась к своему третьему мужу, Николаю Пунину, который жил в южном флигеле дворца.
Особенных претензий не имею Я к этому сиятельному дому, Но так случилось, что почти всю жизнь Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного Дворца… Я нищей В него вошла и нищей выхожу… («Особенных претензий не имею», 1952 год)
Поэтесса вдохновлялась богатой историей дворца: здесь жили поэт Пётр Вяземский и бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова, которая стала женой графа и рано умерла от чахотки, а художник Орест Кипренский писал портрет Александра Пушкина. История Фонтанного дома, переплетённая с личной историей Анны Ахматовой, нашла отражение в «Поэме без героя». Ахматова писала в «Прозе о поэме»: «... в дело вмешался сам Фонтанный Дом: древние, еще шведские дубы. Белый (зеркальный) зал — через площадку, где пела сама Параша для Павла I, уничтоженный в ... году грот, какие-то призрачные ворота и золотая клинопись фонарей в Фонтанке — и Шумерская кофейня (комната В.К. Шилейко во флигеле)…» Сегодня в Фонтанном доме находится мемориальный Музей Анны Ахматовой.
Санкт- Петербург- Северная Пальмира и Венеция.
ПЕТЕРБУРГ АННЫ АХМАТОВОЙ
Царское Село
Анна Ахматова жила в Царском Селе вместе с родителями с 1890 года. Здесь она провела детство, позже возвращалась сюда и в юности — в 1911–1916 годах.В автобиографической заметке «Коротко о себе» Ахматова писала: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал…». Эти впечатления отразились в стихотворении «Царскосельская ода», в цикле «В Царском Селе».
Настоящую оду
Нашептало… Постой,
Царскосельскую одурь
Прячу в ящик пустой,
В роковую шкатулку,
В кипарисный ларец,
А тому переулку
Наступает конец.
Здесь не Темник, не Шуя —
Город парков и зал,
Но тебя опишу я,
Как свой Витебск — Шагал.
Именно здесь она познакомилась с Николаем Гумилёвым, которому посвятила стихотворение «В ремешках пенал и книги были…». Анна Ахматова училась в Мариинской женской гимназии (ныне — Царскосельская гимназия искусств им. А.А. Ахматовой), Николай Гумилёв — в Николаевской Царскосельской гимназии. Здания — они сохранились до нашего времени — располагаются недалеко друг от друга. Впервые Ахматова и Гумилёв встретились в 1904 году в Сочельник у Гостиного двора.
Мы вышли из дому, Аня и я с моим младшим братом Серёжей, прикупить какие-то украшения для елки, которая у нас всегда бывала в первый день Рождества. Был чудесный солнечный день. Около Гостиного двора мы встретились с «мальчиками Гумилёвыми»: Митей, старшим, — он учился в Морском кадетском корпусе — и с братом его Колей — гимназистом императорской Николаевской гимназии. (Валерия Срезневская, подруга Анны Ахматовой. Из очерка «Дафнис и Хлоя»)
В 1910 году Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались, спустя два года у них родился сын — Лев Гумилёв. Однако отношения молодых супругов вскоре разладились. Развелись они в 1918 году — когда новая власть разрешила после развода вновь вступать в браки.
«Бродячая собака»
В 1910-е годы Анна Ахматова начала входить в литературный круг Петербурга. Она публиковалась в журналах, стала участником поэтического объединения «Цех поэтов», в 1912 году вышел её первый сборник «Вечер», который сделал её известной. Именно образ Ахматовой этого периода, Ахматовой в «ложноклассической шали» — портрет работы Натана Альтмана, — стал настоящим олицетворением Серебряного века.
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться ещё стройней.
(Анна Ахматова. Отрывок из стихотворения к годовщине открытия кафе «Бродячая собака», 1912 год)
Стихотворение посвящено литературно-артистическому кабаре «Бродячая собака», которое открылось при содействии актера и режиссёра Бориса Пронина, писателя Алексея Толстого и других деятелей искусства. Здесь известные писатели, художники, актеры и музыканты устраивали литературные чтения, давали концерты и ставили спектакли.
Стены и потолок одной из комнат «Бродячей собаки» расписал художник Сергей Судейкин: возможно, именно эти рисунки и упоминает в своем стихотворении Ахматова.
«Кресты»
Тюрьму «Кресты» Анна Ахматова описала в поэме «Реквием». Произведение рассказывает о трагедии матери: во время сталинских репрессий сына Ахматовой, Льва Гумилёва, четыре раза арестовывали.
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской весёлой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трёхсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
(Анна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», 1938 год)
Боль этого страшного времени Ахматова выразила в поэме, которую создавала с 1934 по 1963 год. Ахматова не записывала текст: несколько её близких людей знали отрывки наизусть. Среди них была Лидия Чуковская. Она вспоминала, как Ахматова показывала ей строки, написанные на клочке бумаги, давала запомнить и тут же сжигала: «обряд прекрасный и горестный».
Сейчас напротив «Крестов» установлен памятник Ахматовой — так поэтесса завещала в своём произведении:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Шереметевский дворец (Фонтанный дом)
Шереметевский дворец располагается на набережной реки Фонтанки, по которой он получил своё второе название — Фонтанный дом. Усадьба принадлежала пяти поколениям дворянского рода Шереметевых. В этом доме Ахматова прожила в общей сложности более 30 лет. Впервые поэтесса поселилась в Фонтанном доме осенью 1918 года. Два года она жила здесь в квартире своего второго мужа — ассириолога Владимира Шилейко. Он занимался восточными языками, переводил «Эпос о Гильгамеше». Их квартиру Ахматова называла «Шумерийской кофейней»: Шилейко переводил древние тексты с клинописных табличек, которые лежали повсюду, даже в вазочках для печенья. В 1922 году супруги расстались и разъехались, но брак расторгли лишь через четыре года. Именно тогда Анна Ахматова вновь вернулась в Фонтанный дом: переселилась к своему третьему мужу, Николаю Пунину, который жил в южном флигеле дворца.
Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного Дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу…
(«Особенных претензий не имею», 1952 год)
Поэтесса вдохновлялась богатой историей дворца: здесь жили поэт Пётр Вяземский и бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова, которая стала женой графа и рано умерла от чахотки, а художник Орест Кипренский писал портрет Александра Пушкина. История Фонтанного дома, переплетённая с личной историей Анны Ахматовой, нашла отражение в «Поэме без героя». Ахматова писала в «Прозе о поэме»: «... в дело вмешался сам Фонтанный Дом: древние, еще шведские дубы. Белый (зеркальный) зал — через площадку, где пела сама Параша для Павла I, уничтоженный в ... году грот, какие-то призрачные ворота и золотая клинопись фонарей в Фонтанке — и Шумерская кофейня (комната В.К. Шилейко во флигеле)…» Сегодня в Фонтанном доме находится мемориальный Музей Анны Ахматовой.