«Шведы покинули подмостки мировой истории

и заняли место в зрительном зале»
Питер Эглунд -
по итогам Северной войны 1700 - 1721
«МИР И ПОБЕДА»
--------------------
30 августа (10 сентября) 1721 года
подписан
НИШТАДТСКИЙ МИР
— мирный договор между Россией и Швецией, ознаменовавший окончание Великой Северной войны (1700-1721)
"Вечный, истинный, нерушимый мир на земле" со Швецией
заключен в финском городе Ни­штадт (ныне
Уу­си­кау­пун­ки в Фин­лян­дии)
От России договор подписан
ген.-фельд­цейх­мей­сте­ром графом Я. В. Брю­сом
и А. И. Ос­тер­ма­ном;
от Швеции – графом Й. Лил­ли­ен­стед­том
и ба­ро­ном О. Р. Стрём­фельд­том
------------------------------
По договору Россия закрепила выход к Балтийскому морю:
к ней отошли часть Карелии к северу от Ладожского озера,
Ингерманландия (Ижорская земля) от Ладоги до Нарвы,
часть Эстляндии с Ревелем,
часть Лифляндии с Ригой,
о-ва Эзель и Даго
в «совершенное, непрекословное вечное владение и собственность».
За эти земли Россия выплатила Швеции компенсацию в 2 млн.ефимков (1,5 млн.руб.).
Предусматривался обмен пленными,
амнистия "преступникам и перебежчикам"
(кроме украинских сторонников
Мазепы И.С.).
Финляндия возвращалась
Швеции.
Договор сохранял все привилегии,
предоставленные немецкому (прибалтийскому) дворянству шведским правительством:
дворянство сохранило своё самоуправление, сословные органы и т.д.
Россия отказывалась от поддержки претензий на шведский престол герцога Голштинского,
с которым была помолвлена дочь Петра I
Анна,
а также давала право беспошлинно вывозить из России хлеб на сумму 50 тысяч рублей
ежегодно.
К этому сводились основные пункты
договора.
В па­мять о за­клю­че­нии Ништадского мира из зо­ло­та из­го­тов­ле­на ме­даль,
не­из­вест­ным ав­то­ром со­чи­нён кант
«Ра­дуй­ся, Рос­ко зем­ле»,
из мра­мо­ра из­вая­на скульп­тур­ная ком­по­зи­ция
«Мир и по­бе­да» и установлена в Летнем саду в Петербурге
Петербург праздновал победу весь сентябрь –
по-барочному пышно и по-петровски
неумеренно.
В финале торжеств сенаторы поднесли царю прошение принять титулы
«Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского»
22 октября после обедни в Троицком соборе под гром сотен пушек
Петр Алексеевич изволил удовлетворить данную просьбу своих подданных.
Позже, в ноябре, по санному пути двор отправился
в Москву,
где празднества повторились примерно в том же объеме,
хотя и, так сказать,
в снежно-ледовом варианте:
250 месяцев войны стоили 3 месяцев веселья…
------------
Победа в Северной войне выдвинула Россию в число крупнейших европейских
государств.
По указанию Петра I были установлены Викториальные дни,
в которые отмечали годовщины одержанных им побед.
Торжества по традиции были приурочены
к церковным праздникам,
однако на день заключения Ништадтского мира церковного праздника
не было.
Петр I решил освятить этот день перенесением мощей святого благоверного великого князя Александра Невского
из города Владимира в новую российскую столицу
– Санкт-Петербург
Результаты Северной войны внесли важнейшие изменения в соотношение сил
в Европе.
Швеция навсегда утратила статус великой державы.
В то же время необычайно возросло международное значение России,
которая превратилась в балтийскую морскую державу,
получив первоклассные порты на побережье и имея мощный военный флот в Балтийском
море.
Создались благоприятные условия для торговых сношений России с Западной
Европой.
Российская империя заняла первенствующее положение на Севере и Востоке континента.
---------------
300 лет Ништадтскому миру. Скульптура «Мир и Победа». 1722-1723 (Италия)
В Санкт-Петербурге в Летнем саду находится удивительная скульптура «Мир и Победа» (иногда встречаются названия «Мир и изобилие» или «Ништадтский мир»), посвященная заключению Ништадтского мира между Россией и Швецией в 1721 году. Скульптурная группа выполнена по заказу Петра I в 1722 году венецианским скульптором Пьетро Бараттой и установлена перед северным фасадом одного из дворцов Петра I.
Композиционным и смысловым центром группы является олицетворяющая собою Россию величаво сидящая аллегорическая женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом. У ее ног находятся щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной бдительности. Другая аллегорическая женская фигура расположена чуть выше, справа - своими широко раскрытыми крыльями она напутствует и оберегает сидящую фигуру. Это Ника, богиня победы, венчает Россию лавровым венком, в руке она держит пальмовую ветвь - символ мира, а ногой попирает поверженного льва, олицетворяющего Швецию. Лев лапой придерживает картуш с надписью на латинском языке:
«Велик тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое свершить может».
Скульптурная группа «Ништадтский мир» в настоящее время установлена на высоком гранитном пьедестале у северного фасада Летнего дворца.
По совершенству композиции, пластическому решению, по глубине проникновения в идейно–эмоциональную сущность аллегорических образов она принадлежит к лучшим образцам садово-парковой скульптуры XVIII века.
Баратта П.
Пьетро Баратта (1659—1729) — итальянский скульптор, автор садово-парковых и церковных скульптур в стиле барокко. Родился в Карраре, в Тоскане, работал в Венеции и Удине, на виллах на материке и как ландшафтный архитектор. Он был племянником скульптора Франческо Баратты-старшего (1590—1666), который работал в Риме в лаборатории Лоренцо Бернини. У П.Баратты была своя лаборатория, в которой проходили стажировки многие скульпторы, в том числе Франческо Робба. У него было много заказов из-за рубежа: для барочных садов Санкт-Петербурга Пьетро Баратта и его мастерская выполнили ряд аллегорических скульптур, многие из которых сохранились, в том числе скульптура «Андромеда», «Аллегория Архитектуры» и бюсты, в том числе «Аллегория зимы», «Аллегория весны» и другие.

«Шведы покинули подмостки мировой истории - 5389011091955

Комментарии

Комментариев нет.