Задайте вопрос Президенту России

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Романс А.Варламова на слова М. Ю. Лермонтова «Ангел»:
«ВЫДАЮЩИЙСЯ МАСТЕР РОМАНСА»
-----------------------------------------
ПАМЯТИ
АЛЕКСАНДРА ЕГОРОВИЧА ВАРЛАМОВА
русского композитора, дирижера,
певеца (тенор),
гитариста и педагога.
ушедшего из жизни
15(27) октября 1848 года
---------------
«Музыке нужна душа, а у русского она есть, доказательство – наши народные
песни».
Известная мемуаристка Александра Осиповна Смирнова - Россет
в своих воспоминаниях передает
рассказ Пушкина
о том,
как он, будучи еще женихом
Натальи Гончаровой,
слушал с нею песню
"Красный сарафан"
«...Я уже был влюблен, —
вспоминал Пушкин,
— и мне очень хотелось сказать ей:
«Не говорите вашей матушке того,
что говорит в этом романсе девушка
своей матери,
потому что если вы не выйдете
за меня,
я уйду в святогорские монахи,
не буду писать стихов,
и русские хрестоматии много потеряют
от этого...
Вы же, как Татьяна, выйдете замуж за генерала,
и он будет гораздо ревнивее,
чем я».
Позже ,эту песню Николая Цыганова,
его друг, композитор Александр
Варламов обработал
и родился известный романс
«Красный сарафан»
------------
Александр Варламов родился
в 1801 в Москве,
в семье небогатого «волошского»,
то есть молдавского дворянина,
служившего ещё при императрице Екатерине
ефрейт-капралом конного полка лейб-
гвардии.
Ребёнок оказался одарённым с раннего
детства,
пятилетний Саша всё бегал слушать
у дворовых русские песни,
попросил отца купить скрипку в подарок
и самостоятельно начал подбирать
эти песни по слуху.
Александр еще ребенком страстно полюбил
музыку и пение,
особенно церковное.
У него обнаружился красивый,
звонкий голос.
Александр получил хорошее домашнее образование.
С 9 лет Александр получал образование
в Петербургской придворной
капелле.
Туда он поступил благодаря своему
красивому,
звонкому голосу и талантам
в плане игры на многих музыкальных
инструментах.
Его заметил известный тогда композитор и директор капеллы – Дмитрий Степанович
Бортнянский.
Он взял обучение маленького певца в свои руки, помогал ему и наставлял.
За несколько лет обучения в капелле
в Варламове обнаружились не только
певческие,
но и педагогические способности.
Через 8 лет обучения Александр
был отправлен на государственную
работу в Голландию.
Он был учителем певчих в русской церкви
при посольстве в Гааге.
Здесь начинающего композитора заинтересовала Европа.
Будущий композитор восхищался
архитектурой и живописью
Голландии.
Помимо этого, юношу заинтересовала музыкальная жизнь Европы.
Александр часто посещал оперы
и концерты,
поражался европейской
культуре.
Он впервые отнесся серьезно к своему таланту
в игре на гитаре
и даже пробовал выступать с исполнением своих собственных произведений.
Там же молодой композитор овладел разговорным французским
и впервые завел знакомства с другими известными исполнителями.
Пораженный культурой
и европейским искусством,
Александр возвращается на родину и посвящает всю свою жизнь музыке.
Помимо преподавания музыки
в Петербургской театральной школе,
обучения певчих Преображенского и Семеновского полков,
он начинает выступать на публике
в качестве дирижера и певца.
В 1828 году музыкант поступает вторично
в певческую капеллу учителем
и хористом,
преподнося в качестве благодарности императору свои первые сочинения –
две Херувимских песни.
Первый концерт в России Варламов дает
в зале Филармонического
общества.
Там же композитор знакомится
с М. Глинкой.
Благодаря этому знакомству Варламов формирует собственные взгляды
в музыке и определяется с направлением своих произведений.
В 1832 году Александр переезжает
в Москву
и становится помощником
капельмейстера
Московских императорских театров,
а позже получает место
«композитора музыки».
Варламов работал под началом Алексея Николаевича Верстовского,
русского композитора и театрального
деятеля,
с которым они быстро стали близкими
друзьями.
Также в Москве Варламов быстро влился
в нынешнее светское общество,
свел знакомство с большим количеством известных композиторов,
актеров, певцов.
Помимо того, Варламов лично познакомился
с А. Пушкиным,
на произведения которого он позже напишет
музыку.
В Москве карьера Варламова,
как композитора быстро пошла
в гору.
Он солировал как певец,
давал большое количество концертов,
выступая на них со своими собственными произведениями.
---------
Варламовские романсы пользовались большой
любовью московской публики
и моментально разлетались по всему
городу.
Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев
долгое время упрашивал композитора написать
для него романс.
- Какой тебе? -
Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...
- Хорошо.
Приходи через неделю.
Писал Варламов очень легко,
но, будучи человеком чрезвычайно несобранным,
очень подолгу собирался приняться
за работу.
Через неделю Бантышев приходит -
романса нет.
- Некогда было,
- разводит руками Варламов.
- Завтра приходи.
Назавтра - то же самое.
Но певец был человеком упорным и стал
приходить к Варламову каждое утро,
когда композитор еще спал.
- Экий ты, право, - вознегодовал однажды
Варламов.
- Человек спит, а ты являешься,
можно сказать, на заре!
Напишу я тебе романс.
Сказал же, напишу,
и напишу!
- Завтра? - язвительно спрашивает Бантышев.
- Завтра, завтра!
Утром певец, как всегда, является.
Варламов спит.
-Это вам, господин Бантышев,
- говорит слуга и передает раннему гостю новый романс,
которому было суждено прославиться
на всю Россию.
Назывался романс "На заре ты ее не буди"!
---------
Помимо этого,
работая в театре,
Александр пишет музыку к драматическим постановкам,
таким как, «Гамлет», «Князь Серебряный», «Двумуженица».
Романсы Варламова очень любило московское общество,
поэтому он был гостем почти на всех музыкально-литературных вечерах.
Музыка Варламова ясно отражала состояние простого народа
в то время, поэтому так пользовалась популярностью.
Она была очень простая
и понятная людям,
настоящая.
В произведениях Варламова часто может услышать мотивы сопротивления жестокой
действительности
30-х годов,
желание простого искреннего счастья,
борьбы
за это счастье.
Александр впервые раскрывает
в жанре русской песни
произведения Фета,
Михайлова, Кольцова,
Гете, Беранже.
Но ,помимо этого,
Варламов перекладывает на музыку стихи известных в то время русских
авторов:
Лермонтова,
Пушкина, Жуковского и Цыганова,
а также множество
других.
Основной жанр произведений
Варламова -
это лирический романс и русская
песня.
В этом жанре им было написано
более 200 шедевров,
каждый из которых заслуживает
внимания.
Самые известные из них –
«Оседлаю коня»,
«Красный сарафан»,
«Белеет парус одинокий».
Помимо музыкальных произведений,
Варламов выпускает в 1840 году.
книгу «Полная школа
пения»
Книга придает ему еще большую известность особенно среди педагогов
певчих.
Биография Варламова не обойдется
без описания его личной
жизни.
Композитор имел семь детей от двух разных
жен.
Первая из них, родив четырех детей, вскорости умерла.
После нее осталась дочь Елена
и три сына:
Георгий, Павел, Николай.
После этого Варламов женится еще раз
и вторая жена,
Мария Александровна Сатинина,
приносит ему еще двух сыновей -
Константина и Дмитрия,
а также дочь Марию, которая умирает в раннем детстве.
В 1842-1844 году из-за осложнения
отношений с композито-ром
А.Н. Верстовским,
господствовавшим в московских театрах,
А.Е. Варламов лишился почетных
и доходных бенефисных концертов
в Большом театре
и в декабре 1844 года был вынужден подать прошение об увольнении
и покинуть Москву.
----------
Варламов был человеком добрым
и нетщеславным.
Изгнанный из Большого театра,
он остался без работы
и без копейки денег.
Будучи отцом большого семейства,
которое надо было как-то содержать
и кормить,
композитор и любимец московской публики
не без труда занял весьма скромную
должность учителя пения
в воспитательном доме.
- Твое ли это дело? Ведь ты на Москве
- первая знаменитость.
Совсем себя не помнишь!
- выговорил Варламову его друг трагик
Мочалов.
- Ах, Паша, гордыни в тебе много,
- отозвался композитор.
- А я пою, как птичка.
Пел в Большом театре
- хорошо.
Теперь с сиротками буду петь
- разве плохо
---------—
Последние годы жизни композитор прожил
в большой нужде в Петербурге,
не имея возможности получить
постоянную должность
и средства к существованию,
пытался продолжать занятия
музыкально-концертной деятельностью,
давал уроки пения
У Варламова был поистине прекрасный
голос, тенор,
отличающийся душевностью и мягкостью, искренностью,
но он оставался не удел
Работа над составлением сборника
обработок народных песен,
известного
как "Русский певец"
тоже не принесла достаточных
средств.
15 октября 1848 года Александр Егорович Варламов умер на карточном вечере его знакомых от сердечного приступа.
Могила композитора на Смоленском
кладбище Петербурга была смыта одним из наводнений Невы.
Александр Варламов претворил в своём
творчестве
лучшие черты этой старинной
традиции:
эмоциональность, страстность,
импровизационную свободу.
Общенародной стала его песня
«Красный сарафан».
Популярны также
«Вдоль по улице метелица метёт»,
«На заре ты её не буди»,
«Белеет парус одинокий»,
«Горные вершины» и другие,
которые и сейчас кажутся нам
современными.
Его памяти были посвящены романс
Гурилева
"Воспоминание о Варламове,"
коллективные фортепианные вариации на тему его романса Соловьем залетным
(среди авторов А.Г.Рубинштейн,
А.Гензельт),
а также вышедший в 1851 Музыкальный сборник
в память А.Е.Варламова,
включавший, наряду с сочинениями покойного композитора,
романсы виднейших русских
композиторов
-------------
Злые языки утверждают ,
что знаменитую оперу
Алексея Верстовского
"Аскольдова могила"
на самом деле написал Варламов.
Но, будучи человеком беспечным
и легкомысленным,
он проиграл ее в карты
Верстовскому.
Верстовский поставил "Аскольдову могилу"
под своим именем в Большом театре
и прославился.
Когда же близкий друг Варламова,
поэт Аполлон Григорьев, сказал ему
с укоризной:
"Ах, Александр Егорович,
что ж ты наделал! Не жалко ли тебе оперы
своей?"
- тот будто бы ответил:
"О чем жалеть, милый Аполлоша?
Я и еще напишу,
это ведь нетрудно!"

Российская Империя, Петербург , вид здания Придворной певческой капеллы ------------ Сюда был принят и с 1811 года начал учиться 10- летний Александр Варламов --------- Судьба певческой капеллы тесно связана с деятельность Дмитрия Бортнянского - "Русского
Российская Империя, Петербург , вид здания Придворной певческой капеллы ------------ Сюда был принят и с 1811 года начал учиться 10- летний Александр Варламов --------- Судьба певческой капеллы тесно связана с деятельность Дмитрия Бортнянского - "Русского
Александр Егорович Варламов -------------------------------- В Петербурге Варламов по возвращению из Европы , был вхож в петербургские литерабтурные и художественные кружки; близко сошелся с А.С.Даргомыжским и Аполлоном Григорьевым  Варламову посвящены дв
Александр Егорович Варламов -------------------------------- В Петербурге Варламов по возвращению из Европы , был вхож в петербургские литерабтурные и художественные кружки; близко сошелся с А.С.Даргомыжским и Аполлоном Григорьевым Варламову посвящены дв
В 1823 году Варламов возвращается в Россию, в Петербург.  Он преподаёт в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семёновского полков.  В конце 1828 года молодой музыкант стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую ка
В 1823 году Варламов возвращается в Россию, в Петербург. Он преподаёт в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семёновского полков. В конце 1828 года молодой музыкант стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую ка

Комментарии

Комментариев нет.