Собор Спаса Нерукотворного (Большая церковь Зимнего дворца) — бывший православный дворцовый храм в петербургском Зимнем дворце;

с 1918 года — один из залов Государственный Эрмитажа, используемый для выставок. Один из немногих участков, сохранивших вид первоначального рококо создателя четвёртого Зимнего дворца — Франческо Бартоломео Растрелли (интерьер, утраченный при пожаре 1837 года, был к 1839 году реконструирован В. П. Стасовым).Придворная церковь размещена в юго-восточной части второго этажа Зимнего дворца — на том же месте, где до того существовала церковь при дворце Анны Иоанновны, освящённая 19 октября 1735 года архиепископом Феофаном Прокоповичем. Закладка храма состоялась 14 октября 1753 года, когда у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны.В январе 1756 года мастер Эйгер начал изготавливать деревянную модель купола, к отделке же интерьера приступили лишь несколько лет спустя: Растрелли представил одобренный чертёж «лепному и живописному украшению» церкви в 1759 году[1].По своему решению дворцовая церковь не отвечала ни древней крестово-купольной схеме, ни базиликальному типу храма. Зодчий создаёт единый интерьер подобный дворцовому залу. Соединённые с массивом стены подкупольные пилоны расчленяют помещение на трапезную, подкупольную и алтарную части. Растрелли тщательно проектировал мельчайшие детали отделки: так, для овального церковного окна он исполнил не только эскиз наружного наличника, но и чертёж переплёта с резными деталями. Иконостас он насыщает таким же убранством, как и весь церковный интерьер. Резьба и живопись здесь сливаются воедино с живописью и лепкой парусов стен, а подпружная арка над алтарём удачно завершает всю композицию.Купола расписывали итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарную часть — Д. Венерони; лепка — Дж. Б. Джани. Евангелистов в парусах и плафон «Воскресение Христово» в притворе написал Ф. Фонтебассо. Трёхъярусный иконостас, сени и кафедру по эскизам Растрелли выполнили резчики И. Дункер и Л. Роллан. Иконы для иконостаса исполнили И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков.Когда 6 апреля 1762 года архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, строительство собора не был ещё завершено — ввиду чего вместо него была освящена временная Воскресенская церковь. Собор был освящён во имя Нерукотворенного образаСпасителя 12 июля 1763 года архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом.После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде», хотя потребных для того чертежей оказалось мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше. Над оформлением работали скульпторы Д. Адж и Ю. Штрейхенберг; кариатиды и статуи были выполнены В. И. Демут-Малиновским и П. В. Свинцовым, фигуры ангелов, изображающие Старый и Новый заветы — А. И. Теребенёвым.Золочёный иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись «под лепку» — П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером.Обновлённый после пожара собор был освящён 25 марта 1839 года. Церемонию провёл митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии семьи императора Николая.Собор был домовым храмом императорской фамилии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарём. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили его чудотворный образ. В праздник переноса мальтийских святынь, 12 (25) октября, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии императора и кавалеров Георгиевского ордена совершалось в Юрьев день, 26 ноября.В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей А. А. Израилев.Отсюда, после литургии, вышел на балкон к народу император Николай II в день объявления войны с Германией, 1 августа 1914 года.Последним настоятелем собора (и заведующим придворным духовенством) был протопресвитер Александр Дернов, назначенный на эту должность в 1915 году[2].В соборе хранился ряд святынь и ценных художественных произведений. В молённой при алтаре был помещён образ, написанный в 1693 годуФеодотом Ухтомским, украшенный золотой ризой с бриллиантами. Позднее сюда были перенесены святыни, поднесённые Павлу IМальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетине (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней. В честь обретения этих реликвий Правительствующий Синод установил новый церковный праздник «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» , отмечаемый 12 (25) октября начиная с 1800 года[3]. С 1852 года ко дню праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине.

Собор Спаса Нерукотворного (Большая церковь Зимнего дворца) — бывший православный дворцовый храм в петербургском Зимнем дворце; с 1918 года — один из залов Государственный Эрмитажа, используемый для выставок. - 865557803763

Комментарии

Комментариев нет.